Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру
Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы "Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по познавательному развитию | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Родничок»
Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы Тема «Зимующие птицы»
Воспитатель 1 категории
Никитина Светлана Николаевна
Пос. Новогорный
Возраст: средняя группа, дети 4-5 лет.
Вид НОД: комплексное.
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная.
Цель: Расширение кругозора детей через ознакомление с окружающим миром.
Задачи:
Образовательные:
Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
Расширить представления детей о зимующих птицах.
Развивающие: Закрепить понятие «зимующие птицы»
Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Воспитательные:
Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция детских видов деятельности: коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, двигательная, познавательно-исследовательская.
Словарная работа: корм, кормушка, холодно, голодно, зимующие
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, чтение произведений о птицах, рассматривание иллюстраций.
Планируемый результат: Пополнение словарного запаса, заботливое и бережное отношение к пернатым, закрепление знаний о зимующих птицах.
Средства и оборудование: картинки с изображением птиц, кормушка, угощение для птиц (зернышки, ягоды, орешки, конверт с деталями птицы для каждого ребенка).
Ход НОД
Вводная часть
Дети сидят на стульчиках, воспитатель садится перед ними.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Нам хорошо быть вместе. Послушайте стихотворение.
Вышел на просторы погулять мороз, белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты, падают снежинки тихо с высоты.
В белые метели утром до зари в рощу прилетели стайкой снегири.
О каком времени года написано это стихотворение?
Дети: о зиме.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: зима.
Воспитатель:
На снегу, как на страничке пишут голуби, синички.
Пишет стая снегирей, пишет серый воробей письма Пете и Андрюшке, чтобы
сделали кормушки.
Воспитатель: Кто же написал письмо?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Чем и где они писали?
Дети: На белом снегу своими лапками птицы оставили следы. Воспитатель: Это и есть письмо, которое можно прочитать.
Воспитатель: О чем просят птицы?
Дети: Чтобы сделали кормушки.
Воспитатель: Наступила зима, задула холодом, запорошила снегом землю,
заморозила реки и озера. Морозы заволокли узорами окна. Наступило самое трудное время в жизни птиц.
Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой?
Дети: Нет, некоторые птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Как мы их называем?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Почему эти птицы улетают на юг?
Дети: Эти птицы питаются семенами, насекомыми, а зимой их нет.
Воспитатель: Но не всем птицам страшна зима. Есть такие птицы, которые
остаются и зимуют здесь. Их можно назвать одним словом-зимующие.
Почему мы их так называем?
Дети: Они остаются с нами на зиму.
Воспитатель: Легко ли птицам жить зимой?
Дети: Нет, птицам холодно.
Воспитатель: Кто помогает птицам зимой?
Дети: Люди.
Воспитатель: Как люди помогают птицам?
Дети: Они делают кормушки и кормят птиц.
Воспитатель: Вспомните, какие это птицы?
Дети: Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка, соловей.
Загадывание загадок:
Воспитатель:
Непоседа – невеличка, желтогруденькая птичка,
Ем я сало и пшеничку, а зовут меня….
Дети: синичка. Показать картинку.
Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Воспитатель:
Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится.
Эту птицу мы зовём красногрудым…
Дети: снегирём.
Воспитатель: Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь?
Дети: от слова «снег»- он ныряет в снег и купается.
Воспитатель: Опишите его.
Дети: у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, грудка – красная.
Воспитатель: Чем питается снегирь?
Дети: ягодами рябины, зернами и семенами.
Воспитатель: Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах, а зовут её …
Дети: ворона.
Воспитатель: Давайте рассмотрим её. Что можно сказать о размере вороны?
Дети: крупная, большая.
Воспитатель: Какие у неё крылья?
Дети: большие.
Воспитатель: А лапки?
Дети: сильные, цепкие.
Воспитатель: Что можно сказать об окраске их оперения?
Дети: у вороны серый бок, чёрная головка, чёрный хвост и крылья.
Воспитатель: Как вороны передвигаются?
Дети: летают, прыгают, ходят.
Воспитатель: Как они кричат?
Дети: карр…
Воспитатель: Чем питаются вороны?
Дети: насекомыми, семенами.
Воспитатель: Меня сизокрылым все с детства зовут.
Как символа мира и любят, и чтут.
Дети: голубь.
Воспитатель: Опишите его.
Дети: Оперение голубя серое.
Воспитатель: Чем он питается?
Дети: Хлебными крошками, семенами.
Воспитатель: Угадайте, что за птица скачет по дорожке.
Словно кошки не боится - собирает крошки.
По дворам кочует, зёрнышки ворует.
Дети: воробей.
Воспитатель: Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Физкультминутка "Мы кормушку смастерили "
(проговариваются строки из стихотворения Зои Александровой "Новая столовая")
Воспитатель: А теперь поиграем, выбирайте себе картинку с изображением птицы. Представьте, что вы птица. Я буду читать стихотворение, та «птица», которая услышит о себе, «прилетает» на «кормушку».
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед, будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри, прилетели снегири.
Три вороны были в среду, мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв, стаи жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомится кашей.
А в субботу на пирог налетело семь сорок.
Игра «Готовим угощение для птиц».
Кормушка и стол с угощениями. Из всего предложенного надо выбрать только то,чем питаются птицы и объяснить свой выбор.
Немного отдохнули, а теперь пройдите и сядьте за столы.
Пальчиковая игра «Пой-ка, подпевайка-ка: десять птичек – стайка».
Эта птичка – грач, эта птичка – аист,
эта птичка – кукушка, лесная болтушка.
Эта птичка – ласточка, эта птичка – жаворонок,
эта птичка скворушка, серенькое перышко.
Это – утка, это – гусь, журавля я не боюсь.
Ну, а это – коршун злой. Быстро птички все домой птички!
Настольная игра «Собери птицу»
Воспитатель: Посмотрите, перед каждым из вас лежит конверт. Откройте его и достаньте детали птичек, которые вы будете собирать на шаблон. Кто сделает, тот несёт свою птичку на кормушку.
Заключительная часть:
Воспитатель: Давайте ещё раз назовём птиц, которые зимой будут прилетать на нашу кормушку.
Дети: голубь, ворона, снегирь, синичка, воробей.
Воспитатель: Если вы пришли в лес на прогулку, старайтесь не шуметь, не
кричать, не заглядывайте в гнёзда. Не трогайте яйца и птенцов руками. Вы можете вспугнуть птиц, и они бросят свой дом. И никогда в гнезде не появятся птенцы. Нужно помогать и оберегать птиц. Ведь если их не будет, то вредные гусеницы, жуки нападут на деревья, съедят кору, листочки, обглодают ветви, почки….
Мы должны помнить: Что птиц не надо ловить, надо птиц всегда любить.
Птичьих гнезд не разорять, зимою птицам помогать, жалеть, оберегать.
Используемая литература:
- Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
- Комплексные занятия по программе «Детство». Средняя группа / авт.-сост. З.А.Ефанова, А.В.Елоева, О.В.Богданова. – Изд. 3-е, перераб. – Волгоград: Учитель,2017. – 274 с.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы Скоро Зима
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью.Задачи:Закрепить знания о характерных признаках осени; знакомить с названиями животных, местом их обитания, подготов...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"
Образовательная деятельность в средней группе на тему "Зимующие птицы" Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах. Формировать понятие "Зимующие пти...
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе: «Зимующие птицы»
Конспект открытого занятия по развитию речив средней группе: «Зимующие птицы»...
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе. «Зимующие птицы»
Огнёва Валентина Ивановна, воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. МагнитогорскаПривлечь внимание малышей к необходимости оказания помощи птицам в зимнее время в процессе обогащения пред...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы. «Зимующие птицы»
Тема: «Зимующие птицы»Цель: закрепление и систематизация знаний детей о зимующих птицах. Задачи:Образовательные: Закреплять и расширять знания о птицах зимой; Развивающие:- Обога...
План – конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29420035","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:• Продолжать уточнять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их наборе и размене.• Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.• Познакомить де...