ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМОВ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ. КОНСПЕКТ НОД «ГДЕ ЖИВЁТ ВОДА?»
план-конспект занятия по окружающему миру

Калинина Светлана Викторовна

.Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием алгоритмов в опытно-экспериентальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_-_gde_zhivet_voda.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМОВ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ.

КОНСПЕКТ НОД  «ГДЕ ЖИВЁТ ВОДА?»

Цели НОД:
— Обобщить знания и представления детей о неживой природе – о воде, её свойствах;
— Формировать представление об агрегатных состояниях воды;
— Уточнить значение воды для всего живого;
— Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом;
— Развивать представления о сериационном изменении воды;
— Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы;
— Развивать любознательность, мышление и речь детей;
— Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;
— Воспитывать бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование:
1. Запрещающие знаки 3-х видов
2. Прозрачные сосуды (40 шт.);
3. Ложечки пластмассовые (40 шт.), кисти для рисования (5 шт.);
4. Красители (гуашь – 3 цветов,  сироп вишнёвый, томатная паста);
5. Кувшин с водой, стакан с молоком, соль, сахар;
6. Полотенце;
7. Салфетки влажные, бумажные;
8. Духи;
9. Горошины на блюдцах (пророщенные и сухие – 2шт.);
10. Капельки  большие – 6 шт.;
11. Мягкая рыбка;
12. Карточки «Для чего нужна вода?» (20 шт.);
13. Коктейльные трубочки (20шт.);
14. Магнитная доска, магниты;
15. Голубые воздушные шары для подарка детям.

Ход НОД:

Дети входят в зал. Приветствуют гостей. Звучит спокойная музыка.

Воспитатель: -Настало утро! Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне, улыбнитесь друг другу и гостям, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе.

Воспитатель: -Ребята, мне по электронной почте пришло письмо: Смешарики просят о помощи. У них случилась беда – совсем не стало воды. Нигде! Вот посмотрите.

Дети смотрят видеоролик «Смешарики в пустыне».

Воспитатель: -Ребята, поможем Смешарикам?(Ответы детей).

— Нам надо вспомнить и рассказать все, что мы знаем о воде.

Воспитатель: — Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Ребёнок рассказывает стихотворение «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника кипит,
Без неё вам не помыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Все: Без воды нам не прожить!

 Игра «Где живёт вода?»

Воспитатель бросает детям по очереди мяч с вопросом «Где живет вода?» -- ребенок возвращает мяч с ответом ( в речке, в роднике, в дожде, в озере, в луже. в тумане, в океане, в айсберге, в море, в кране ,в росе ,в водопаде).

Воспитатель: —А вот чтобы узнать, что такое вода и почему она может исчезнуть приглашаю вас всех в научно – исследовательский центр «Почемучки». Вы будете все исследователями, а я руководителем этого центра.

— Ребята, так что же такое вода?

Дети: — Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу.

— Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Воспитатель: — Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного сосуда в другой? Проходите к столам, поудобнее устраивайтесь.

Опыт №1 «Вода – это жидкость, не имеет формы».

На столах различные сосуды, вода.

Дети выполняют опыт.

Ребенок: -Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать; вода принимает форму сосуда. (Показывает каплю №1).

Воспитатель: — Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода?

Дети: — Бесцветная.

Воспитатель: — Сейчас мы это увидим.

Опыт №2 «Вода бесцветная».

На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: — Какого цвета молоко?

Дети: — Белого.

Воспитатель: — А вода какого цвета?

Дети: — Прозрачная, бесцветная.

Воспитатель — Вода не имеет цвета, она бесцветная.

 (Опускает в стакан с водой зелёные бусины, показывает всем).

Ребенок: — Видны предметы без труда,

Значит прозрачная вода! (Показывает каплю №2)

Опыт №3 «Цвет воды»

Воспитатель: — Ребята, а вода может изменить свой цвет?

Ответы детей.

Воспитатель: — Давайте проверим.

Самостоятельная работа детей (на столах: вода, гуашь, сироп, варенье, кисти, кофе, томатная паста, маленькие ложечки), воспитатель помогает.

Воспитатель: — Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Ребенок: — Растворяет вода вещества

И свой цвет изменяет она! (Показывает каплю №3)

Опыт №4 «Вкус воды»

На столе у воспитателя два стакана с водой, ложка маленькая, соль, сахар.

Воспитатель: — Теперь я предлагаю вам попробовать воду на вкус. (Добавляет в один стакан соль, в другой стакан сахар).
Воспитатель: — Какая она? Сладкая? Солёная? (дать попробовать двум детям через трубочку).

— Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Ребенок: — Перечёркнут язычок —вкус отсутствует, дружок!

(Показывает каплю №4)

Опыт №5 «Вода не имеет запаха»

На столе ёмкости с водой.

Воспитатель: — Предлагаю вам, ребята, понюхать воду.

— Пахнет ли вода чем-нибудь?

Воспитатель даёт детям понюхать воду.

Воспитатель: — Вода не имеет запаха.

Ребенок: --Нос зачёркнут – не беда!

Ведь без запаха вода! (Показывает каплю №5).

Воспитатель: — Ребята, а если добавить в воду капельку духов, запах изменится? (Ответы детей) Сейчас проверим!

Капает капельку духов в воду.

Дети нюхают и делают вывод: Вода не имеет запаха, но если добавить в воду капельку духов, то у воды появляется запах.

— Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, что вода – это жидкость, может переливаться из одного сосуда в другой; прозрачная, может растворять вещества; не имеет запаха; отсутствует вкус.

Воспитатель: —Но самое главное -- вода необходима для жизни всего живого. Запомните это!

Опыт №6 «Вода нужна всем»

Воспитатель показывает детям 2 горошины. Одна была завёрнута в намоченную ватку, лежала на блюдце и поддерживалась во влажном состоянии. Вторая горошина завёрнута в сухую ватку и лежала на другом блюдце. Блюдца стояли в равных условиях – на подоконнике.

Воспитатель: — Что произошло с горошинами?

Дети: — Из горошины во влажной ватке появился корешок, а из сухой – нет.

Ребенок: — Вода необходима растениям для роста, без воды они не растут. (Показывает каплю №6)

Опыт №7 «Лёд – твёрдая вода».

На столе салфетки для рук, лёд в ёмкости.

Воспитатель предлагает взять кусочек льда в руку, обращает внимание детей на то, как в руках тает лёд. Кусочек льда превращается в лужицу.

Воспитатель:  —Лед – это твердая вода.

Ребенок:  —В тепле лед превращается в воду. (Показывает каплю №7)

Игра «Лёд – пар – вода»

Воспитатель: — Ребята, предлагаю поиграть  в игру «Лёд – пар – вода».

Лёд растает, и тогда

Будет из него… (вода) - дети «плавают».

Если сильный – сильный жар,

из водички будет … (пар) - дети изображают пар движением рук – поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят: «Ф-ф-ф!»

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в … (водицу)– дети «плавают».

Если холод вдруг придёт,

Из водицы будет … (лёд)– дети сжимают кулачки прижимают руки груди, съёживаются.

Воспитатель привлекает внимание детей к таблице на экране.

— Ребята, расскажите кому на планете Земля нужна вода?
Дети садятся на стулья, берут карточки.
Воспитатель: — А ещё для чего необходима вода?
Дети дают свои варианты ответов.
Воспитатель: — Запомните, чистая вода – всем нужна!
— Ребята, давайте вспомним поговорки и пословицы о воде.

Пословицы и поговорки о воде

Дети встают в круг, воспитатель в центре – каждому ребёнку по очереди передаёт рыбку, получив её, дети рассказывают пословицу или поговорку о воде.

— Чистая вода — для хвори беда.
— Вода всему голова.
— Где вода, там и жизнь.
— Воду в кулаке не удержишь.
— Пролитую воду не соберёшь.
— Вода сильнее огня.
— Вода день и ночь течёт – и не устаёт.
— Вода себе путь найдёт.
— Вода мокрая всегда.
— Без воды далеко не уплывёшь.
— Вода – лучший дар богов.
— Где вода, там и суда.
— Только прозрачная вода красива.
— Вода ход жизни даёт.
— Вода усталости не знает.
— Вода бежит к воде.
— У воды есть лицо.
— Воду не зажжёшь.
— У воды спина гибкая.
— Вода течёт в море.

Правила пользования водой:

Звуки капающей воды (переключение внимания детей).

 Предложить детям повторить правила пользования водой.

1. Закрывайте кран с водой!

2. Не пускать воду сильно струёй!

3. Не засорять природные водоёмы!

Воспитатель: — Ребята, предлагаю вам поместить знаки и Капельки в конверт и отнести на почту, отправить Смешарикам : они узнают, что такое вода и как ее надо беречь. Думаю, вода к ним обязательно вернется!

Воспитатель: -- Катюша, а что ты сегодня узнала о воде? Ты поняла, что без воды нам не прожить?

Ребёнок рассказывает стихотворение:

«Жить нельзя нам без воды».

Чтобы лился дождик с неба…
Чтоб росли колосья хлеба…
Чтобы плыли корабли…
Чтоб варили кисели…
Чтобы не было беды…
Все: Жить нельзя нам без воды!

Воспитатель благодарит детей за помощь и раздает голубые воздушные шары: — Молодцы, ребята, много знаете о воде, поделитесь своими знаниями с друзьями и родителями!

Дети прощаются с гостями и выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности « Воздух»

Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.Программное содержание:- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;- развив...

Конспект занятия по экологическому воспитанию с Опытно-экспериментальной деятельностью старшая группа

Познакомить детей с тем , в каком виде существует вода в природе,с различными явлениями....

Конспект занятия в младшей группе по опытно-экспериментальной деятельности "Пузыри"

Конспект занятия в младшей группе по опытно-экспериментальной деятельности "Пузыри"...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Презентация к занятию с использованием алгоритмов в опытно-экспериментальной деятельности "Свойства воды"

Опыт № 1  «Вода – это жидкость. Она не имеет формы»Вывод: Вода – это жидкость; ее можно наливать, переливать; вода принимает форму сосуда. Опыт №...