Проект "Хлеб - всему голова"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект во 2 младшей группе "Хлеб - всему голова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb._proekt_vo_ii_mladshey_gruppe.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект во II младшей группе «В»
Выполнил: Попова Ольга Алексеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР детский сад «Аленушка» пгт. Селенгинск Кабанского района республики Бурятия.
Тема: «Хлеб – всему голова»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно-игровой.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой.
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя)
По характеру общения: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы: руководитель проекта – воспитатели группы, дети и родители 2 младшей «В» группы.
Цель проекта: формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представлений о выращивании хлеба;
- Расширять знания детей о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека;
- Знакомить с профессией взрослых;
- Знакомить детей с картинами известных художников;
- Учить детей замешивать дрожжевое тесто на хлеб.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь;
- Развивать умение смешивать ингредиенты для теста.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное отношение, уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
- Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Гипотеза:
Если дети 2 младшей группы больше узнают о выращивании хлеба, как он попадает к нам на стол, то научатся уважать не только профессии взрослых, занятых на производстве хлеба, но и относиться с уважением к самому хлебу.
Проект состоит из трех этапы:
1. Подготовительный этап:
Разработка тематического плана и предварительное наблюдение.
2. Основной этап:
Беседа о том, как растет хлеб, о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций, колосьев ржи и пшеницы; заучивание пословиц; чтение литературных произведений по теме; изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста и дрожжевого. Экскурсии в хлебопекарню, в хлебный магазин. Приглашение в детский сад родительницу (маму воспитанника) для обучения детей приготовления дрожжевого теста.
3. Заключительный этап:
Музыкальное развлечение «Хлеб – всему голова».
Реализация проекта «Хлеб – всему голова!»
Чаепитие совместно с родителями.
Формы реализации проекта:
- НОД.
- Беседы.
- Наблюдения.
- Досуговая деятельность.
- Игровая деятельность.
- Продуктивная деятельность детей.
- Чтение художественной литературы.
- Экскурсия на хлебопекарню
- Экскурсия в продуктовый (хлебный) магазин.
Актуальность.
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Формированию представления у дошкольников о труде хлебороба, воспитанию уважительного отношения к людям, занятым приготовлением хлеба, способствует реализуемый проект «Хлеб - всему голова!».
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в том, что проект построен таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовались при активном участии родителей.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- сформировать у детей представления о ценности хлеба;
- получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- воспитывать бережное отношения к хлебу.
Для педагогов:
- повышения теоретического опыта и профессионализма;
- внедрение современных форм и методов работы по познавательной и экспериментальной деятельности дошкольников;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей:
- повышение уровня экологического сознания;
- расширение опыта взаимодействия с детьми.
- повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
Интегрируемые области:
• коммуникация;
• чтение художественной литературы;
• художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);
• познание;
• социализация.
Коммуникативная:
Беседы:
«Как хлеб на стол пришел»;
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб дома»;
«Берегите хлеб».
Проговаривание скороговорок о хлебе
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок
Саша любит сушки, Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Чтение художественной литературы о хлебе.
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
Будет хлеб, будет и обед
Пот на спине, так и хлеб на столе
Без соли невкусно, а без хлеба несытно
Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
Покуда есть хлеб, да вода- все не беда
Без хлеба всё приестся
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
Без хлеба и мёдом сыт не будешь
Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе:
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):
1. Рисование хлебных полей, колосков ржи и пшеницы, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.
3. Составление узоров и рисунков из круп,
4. Замешивание дрожжевого теста совместно с пекарем (мамой воспитанника).
Познание
Наблюдения и рассматривание альбомов;
- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
- репродукций картин русских художников на заданную тему;
- просмотр презентаций «От зерна до каравая», «Виды хлебных злаков», «Как замесить дрожжевое тесто на хлеб. Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.
Социализация
Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария», «Пекарня».
Дидактические игры:
«Что из какой муки испекли»;
«Что сначала, что потом»;
«А какой он, хлеб»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Назови профессию».
Исследовательская деятельность
Посещение продуктового магазина, экскурсия на хлебопекарню, приготовление дрожжевого теста вместе с пекарем. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Опытно – экспериментальная деятельность:
- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
- Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка или минидуховка).
- Взаимодействие с родителями
1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
2. Совместно с родителями замесить и изготовить хлебобулочные изделия в домашних условиях (фото)
2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».
3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».
Выводы:
Реализации проекта предшествовала предварительная работа. Был подобран материал о «Хлебе»: пословицы, поговорки, загадки, стихи, иллюстрации, фотографии, дидактический материал. В течение недели в соответствии с разработанным планом проводились мероприятия по теме: «Хлеб – всему голова». Большое внимание уделялось беседам, из которых дети узнали, как хлеб на стол пришел. Был прочитан рассказ П. Коганова «Хлеб - наше богатство». Очень помогла в работе репродукция художника И. И. Шишкина «Рожь», по которой проводилась беседа совместно с детьми.
Для того чтобы закрепить знания и заинтересовать детей, проводились дидактическая игра «Из чего мы сделаны?», игра с мячом «Съедобное – не съедобное». Во время образовательной деятельности дети также изготовили хлебобулочные изделия из соленого теста, а также рисовали картинки с изображением хлеба.
Большое внимание уделилось самостоятельной деятельности, где дети наглядно рассматрели образцы зерен и колосков различных зерновых культур, сравнили их. Разыграли сюжет игры «День рождения»; просмотрели иллюстрации, фотографии о хлебе.
Активное участие в проекте приняли родители, которые помогли оформить выставку хлебобулочных изделий. Вместе с детьми испекли хлебобулочные изделия.
Итог проекта музыкальное развлечение на тему: «Хлеб – всему голова!».
Таким образом, в результате проект помог получить знания воспитанников о том, где растет хлеб, кто делает, из чего делают хлеб. Познакомились с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий, какую форму имеют различные изделия. Научились сравнивать зерна и колоски различных зерновых культур.
Работа над проектом расширила познавательную активность, помогла сформировать знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле. Каждый раз, садясь за стол, дошкольники будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и будут бережно к нему относиться. Есть на свете золотые слова «Хлеб – всему голова!»
Используемая литература.
1. Благинина Е. «Песенка о колоске»
2. Дацкевич В. «От зерна до каравая»
3. Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе»
4. Михалевская: «Большая хрестоматия для дошкольников»
5. Сборник «Делу время, а потехе час» Некрасов Н., стих «Колосья»
6. "Котик - золотой лобик» - белорусская народная сказка
7. "Легкий хлеб" - белорусская сказка
8. "Колобок" - русская народная сказка
9. "Хлебороб" - украинская народная сказка
10. "Колосок" - украинская народная сказка
11. Легенда о том, как появился хлеб или сказка о волшебном зернышке
12. Пришвин М. "Лисичкин хлеб"
13. Паустовский К. "Теплый хлеб"
14. Яковлев Ю. "Цветок хлеба"
15. Г.Х. Андерсен "Девочка, которая наступила на хлеб"
16. Биссет Д. "Про лужу и булочку с изюмом"
17. Усович Е. "Чудесные пряники"
18. Крутогоров Ю. "Дождь из семян"
19. Кон Л. из книги "О растениях"
20. Тайц Я. "Все здесь"
Список литературы.
- Благинина Е. «Песенка о колоске» [Текст]/ Е. Благинина – М: «Малыш», 2009г., - с. 89
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие». Учебно-методическое пособие для Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». -М «Педагогическое общество России» 2009г., - с. 102
- Дацкевич В. «От зерна до каравая» [Текст] /В. Дацкевич–М: «Малыш», 2010г., - с. 93
- Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе» [Текст] / Е. Емельянова – М: «Мозайка-Синтез, Серия: Расскажите детям» 2010г., - с. 56
- Михалевская М. «Большая хрестоматия для дошкольников» [Текст] / М Михалевская - М «Мой мир» 2008., 528 страниц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «Здоровье всему голова»
Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...
Хлеб всему голова
Дети сами работают с тестом....
"Хлеб- всему голова"
Интегрированное занятие....
проект "Хлеб-всему голова"
прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....
Познавательное развитие на тему: "Хлеб -- всему голова", "Земля -- кормилица"
img030.jpg img031.jpg img032.jpg img033.jpg...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...