Конспект занятия по окружающему миру "Зимушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Камозина Елена Сергеевна

Конспект занятия по окружающему миру "Зимушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimushka.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

«Зимушка».

Ознакомление с окружающим миром

 в подготовительной к школе группе.

          Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

          Материал: Иллюстрация зимний пейзаж. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей). Листы бумаги и цветные карандаши. Два рыхлых снежка, шарф.

Ход занятия.

Воспитатель: 

Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку:

Я белым покрывалом всю землю накрываю,

Белю поля, дома, зовут меня ….

Дети: зима.

Воспитатель: о каком времени года мы будем сегодня говорить?

Дети: о зиме.

Воспитатель показывает иллюстрации зимнего пейзажа.

Воспитатель: назовите приметы зимы.

Ответы детей.

 Воспитатель: у меня на столе лежат два снежка. Один я оставляю на блюдце, а второй положу в баночку и закутаю шарфом.

- Как вы думаете, какой из этих снежков растает быстрее?

Ответы детей.

Воспитатель: хорошо, после занятия проверим кто из вас прав.

-Назовите пожалуйста зимние месяцы.

Дети: декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: 

Молодцы.

         Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурен» - хмурень, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

          Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.

          Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

Как называют в народе декабрь?

Дети: хмурень.

Воспитатель: почему?

  Дети: хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные.

Воспитатель: почему январь называют лютым?

Дети: трещат морозы, лютует стужа.

Воспитатель: что такое оттепель?

Дети: это когда припекает солнце и тает снег.

Воспитатель: что такое примета?

Дети: это когда люди что-то заметили.

Воспитатель: какой день показывает какая будет весна?

Дети: 2 февраля.

Воспитатель: почему февраль называли ветродуем?

Дети: дует сильный ветер.

Воспитатель: молодцы. Отдохнём?

Дети: да.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.

Воспитатель: 

Присаживайтесь.

Ребята, а что же происходит зимой с животными?

Ответы детей:

Воспитатель: холодно зимой зверям. Зайцы, одеты в белоснежные пушистые шубки, что б ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору ольхи и осины, прячутся в ямках под кустами.

Показывает картинку зайца.

Медведи сладко спят в берлогах.

Показывает картинку медведя, спящего в берлоге.

Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

Показывает картинку белки.

Лисы ищут мышиные норки, выслеживают мышей, бегают по снегу, пугают мышек, своим топотом выгоняя их из нор.

Показывает картинку лисы.

 Бродят по лесу злые и голодные волки. Все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волкам трудно отыскать добычу. Они по ночам тоскливо воют. Голод гонит его ближе к жилью. Волки надеются поживиться телёнком или ягнёнком.

Показывает картинку волка.

Чем питаются зимой заяц и белка?

Дети: грызут кору осины и ольхи, шелушат шишки).

Воспитатель: на кого охотится лиса?

Дети: на мышей.

Воспитатель: что делает медведь?

Дети: спит.

Воспитатель: что делает волк?

Дети: воет, идёт ближе к жилью, чтобы поживиться телёнком.

Воспитатель: украшают лес зимой гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становиться похожа на румяное яблочко.

Стынут ветки на морозе, у сосны и ели.

Что за чудо? На берёзе – яблоки поспели.

Подойду поближе к ней, и глазам не верится,

Стайка алых снегирей облепила деревце.

Голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов.

Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: ворона, воробей, синица, сорока и т. д.

Воспитатель: не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт им тепло. Птицы лущат еловые и сосновые шишки.

Показывает картинки птиц.

Чем питаются зимой птицы?

Дети: семенами деревьев, лущат шишки.

Воспитатель: как люди помогают птицам?

Дети: вешают кормушки, кормят птиц.

Воспитатель: зимой и у детей много забав. Что можно делать зимой на улице?

Дети: кататься на коньках, санках, лыжах; лепить из снега снеговика, строить крепость; играть в снежки и т. д.

Воспитатель: давайте сядем за столы, и нарисуем то, что можно делать на прогулке.  (Дети садятся за столы.) Перед работой разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик дедушка, показываем большой палец.

Этот пальчик бабушка, указательный

Этот пальчик папочка. средний

Этот пальчик мамочка безымянный

А вот этот пальчик - я мизинец

Вот и вся моя семья. сжимаем и разжимаем кулачки.

 Выставка рисунков. Дети рассказывают, кто что нарисовал (3 – 4 человека). Молодцы.

 А сейчас давайте посмотрим, какой снежок растаял быстрее. Убираем шарф, что мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос надо провести опыт.

Зажигаем свечку и пробуем подержать над ней руку. Горячо?

Дети: да.

Воспитатель: что нужно сделать, чтобы не жгло?

Дети: убрать руку, или заслонить её чем-нибудь от огня.

Воспитатель: например, тем же шарфом. Почему теперь руке не горячо?

Дети: шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.

Воспитатель: почему не растаял завёрнутый в шарф снежок?

Дети: шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.

Воспитатель: зачем человек зимой надевает шубу? Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло?

Ответы детей:

Воспитатель: просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.

Итог занятия:

Воспитатель: о чём мы сегодня говорили?

Ответы детей:

Воспитатель: что вам понравилось больше всего?

Ответы детей:

Воспитатель: молодцы, посмотрите, пожалуйста, выставку картин на тему «Зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам

Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...