Экологическая игра "Что? Где? Когда?"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
(опубликована в журнале «Вопросы дошкольной педагогики» №2, 2020)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_igra_22chto_gde_kogda22.docx | 218.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая игра-викторина «Что? Где? Когда?»
(опубликована в журнале «Вопросы дошкольной педагогики» №2, 2020)
Федосова Марина Владимировна, воспитатель;
Илларионова Яна Юрьевна, воспитатель;
ГБДОУ детский сад № 21 Колпинского района г. Санкт-Петербурга
В статье авторы представляют вариант проведения занятия по развитию речи в дошкольном учреждении (подготовительная группа).
Ключевые слова: экология, охрана природы, заповедник, Красная книга.
Главная цель экологического воспитания и образования — подготовка детей к ответственному отношению к природе, заботе о её сохранении и восстановлении её систем. Достижению указанной цели помогают игры, конкурсы, соревнования, викторины. Одну из разработок занятия-викторины авторы и представляют в настоящей статье.
Возраст участников: 6–7 лет
Количество детей: 4–6 детей
Длительность: 30–35 минут
Педагогический замысел:
Образовательная область «Социально — коммуникативное развитие»
Задачи:
- Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия.
- Содействовать формированию у детей экологически грамотного поведения.
- Формировать гуманное отношение к живой природе.
- Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
- Обогащать активный словарь детей.
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательным).
- Развивать объяснительную речь.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
- Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе.
- Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.
- Закрепить знания детей о двух мирах природы (дикая, культивированная).
- Уточнить знания детей, какие нужны условия для растений и животных.
- Уточнить значение охраны природы человеком.
Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие»
Задачи:
- Содействовать развитию у детей ассоциативного мышления.
- Выразительно передавать игровые образы, развивать быстроту реакции.
- Воспитывать чувство ритма, выразительности движений, умение перевоплощаться.
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:
- Закреплять правила безопасного передвижения в групповой комнате.
Рис. 1
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о животных, «Красной книги». Чтение экологической литературы.
Материалы и дидактические средства:
крупные игрушки: куклы, мишка, буратино, крокодил, доктор «Айболит», лисичка, конверты с вопросами, юла-карусель «скачущий всадник»;
игрушки—инструменты и предметы быта: лейка, кисточка, грабли, палочки, тряпочка, линейка, кастрюлька;
набор карточек с изображениями: воды, «воздуха», земли, камней, песка, птиц, животных, шкатулка, красная книга, картинки с лекарственными растениями; музыкальный центр.
В НОД использованы: игровые, словесные, наглядные методы и приёмы.
ХОД ИГРЫ
Две команды: «Пигвинёнок» (эмблема) b «Оленёнок» (эмблема)
Жеребьёвка — выбор капитанов: эмблемы разложены в 2 коробках, дети разбирают эмблемы. Тот, кому достанется эмблема с изображением, на котором, кроме изображения, написана буква «К», становится капитаном команды.
Разминка капитанов команд—кто больше знает народных примет?
1 Раунд
Вопросы:
Что важнее на земле — растения, животные или птицы? (карточки с изображениями растений, животных и птиц)
Объясни смысл пословицы: «Много леса—не губи, Мало леса—береги, Нету леса—посади».
Что необходимо для роста и жизни растений? (даны карточки, нужно выбрать правильные).
Какие предметы нужны для ухода за комнатными растениями (предметы лежат на подносе: лейка, кисточка, грабли, палочки, тряпочка, линейка, кастрюлька и т.д.)
Музыкальная пауза
Хоровод пингвинят
2 Раунд
Что находится в волшебной шкатулке? Загадка: Есть листок, есть корешок, А не куст и не цветок. Нету лап, нет ног и рук, А приходит в дом как друг. На колени к маме ляжет, Обо всём тебе расскажет.
Ответ: книга.
Книга эта прекрасная —
Расскажет нам об опасности
Для лесов, полей, горных круч и рек.
Помоги им, друг, ты же Человек!
Вопрос: Какого цвета книга из Волшебной шкатулки?
Вопросы по Красной книге
Как можно узнать о том, какие растения и животные нуждаются в особой охране?
Как сделать, чтобы Красная книга не толстела? Э
то растение — первоцвет. Оно зацветает раньше других, как только сойдёт снег. На тоненькой ножке ещё не появилось ни одного листочка, а цветы уже радуют нас. Жёлтый пушистый цветок этого растения похож на маленькое солнышко. А когда цветы отцветут, появятся и листики. С виду самые обычные, а потрогаешь—диво дивное: одна сторона у них гладкая и всегда прохладная, а другая мягкая, покрытая пушком, и всегда тёплая. Ответ: мать-и-мачеха
Загадка: Непоседа пестрая, птица длиннохвостая.
Птица говорливая, самая болтливая.
Ответ: сорока
Какие птицы живут на Севере?
Музыкальная пауза «Танец северных оленей»
Ведущий: Заповедная природа, Заповедный дивный край,
Радуга под небосводом — Цвет любимый выбирай!
Эти чистые озёра, Лес и реки, и поля —
Под защитой государства Расцветёт моя земля!
3 Раунд
Что такое заповедник? Ответ: место, где вся природа охраняется государством, куда можно приходить только на экскурсию, чтобы полюбоваться красотой природы.
Какие заповедники вы знаете? Ответ: Лапландский государственный заповедник, Кандалакшский заповедник, Баргузинский заповедник.
Что вы знаете об оленях? (предложить таблицы — картинки) — олень имеет: короткие ноги, приземистое тело, ветвистые рога, на шее пушистая грива, питается растительной пищей.
Почему на севере растут карликовые растения?
Рефлексия
Награждение команд
Народная песня «Ой, вставала я ранёшенько» (пение с детьми).
Литература:
1. Ханина О.Г. Окружающий мир для дошкольников.—М.: Феникс-Премьер, 2012.
2. Бианки В.В. Рассказы и сказки о животных.— М.: Детская литература, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...