Экологическая игра "Что? Где? Когда?"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

(опубликована в журнале «Вопросы дошкольной педагогики» №2, 2020)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra_22chto_gde_kogda22.docx218.92 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра-викторина «Что? Где? Когда?»

(опубликована в журнале «Вопросы дошкольной педагогики» №2, 2020)

Федосова Марина Владимировна, воспитатель;

Илларионова Яна Юрьевна, воспитатель;

ГБДОУ детский сад №  21 Колпинского района г. Санкт-Петербурга

В статье авторы представляют вариант проведения занятия по развитию речи в дошкольном учреждении (подготовительная группа).

Ключевые слова: экология, охрана природы, заповедник, Красная книга.

 Главная цель экологического воспитания и образования — подготовка детей к ответственному отношению к природе, заботе о её сохранении и восстановлении её систем. Достижению указанной цели помогают игры, конкурсы, соревнования, викторины. Одну из разработок занятия-викторины авторы и представляют в настоящей статье.

Возраст участников: 6–7 лет

Количество детей: 4–6 детей

Длительность: 30–35 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область «Социально — коммуникативное развитие»

Задачи:

  • Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия.
  • Содействовать формированию у детей экологически грамотного поведения.
  • Формировать гуманное отношение к живой природе.
  • Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи:

  • Обогащать активный словарь детей.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательным).
  • Развивать объяснительную речь.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи:

  • Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе.
  • Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.
  • Закрепить знания детей о двух мирах природы (дикая, культивированная).
  • Уточнить знания детей, какие нужны условия для растений и животных.
  • Уточнить значение охраны природы человеком.

Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие»

Задачи:

  • Содействовать развитию у детей ассоциативного мышления.
  • Выразительно передавать игровые образы, развивать быстроту реакции.
  • Воспитывать чувство ритма, выразительности движений, умение перевоплощаться.

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи:

  • Закреплять правила безопасного передвижения в групповой комнате.

Mac OS X:Users:denisbuksin:Desktop:Снимок экрана 2020-11-26 в 22.31.27.png

Рис. 1

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о животных, «Красной книги». Чтение экологической литературы.

Материалы и дидактические средства:

крупные игрушки: куклы, мишка, буратино, крокодил, доктор «Айболит», лисичка, конверты с вопросами, юла-карусель «скачущий всадник»;

игрушки—инструменты и предметы быта: лейка, кисточка, грабли, палочки, тряпочка, линейка, кастрюлька;

набор карточек с изображениями: воды, «воздуха», земли, камней, песка, птиц, животных, шкатулка, красная книга, картинки с лекарственными растениями; музыкальный центр.

В НОД использованы: игровые, словесные, наглядные методы и приёмы.

ХОД ИГРЫ

Две команды: «Пигвинёнок» (эмблема) b «Оленёнок» (эмблема)

Жеребьёвка — выбор капитанов: эмблемы разложены в 2 коробках, дети разбирают эмблемы. Тот, кому достанется эмблема с изображением, на котором, кроме изображения, написана буква «К», становится капитаном команды.

Разминка капитанов команд—кто больше знает народных примет?

1 Раунд

Вопросы:

Что важнее на земле — растения, животные или птицы? (карточки с изображениями растений, животных и птиц)

Объясни смысл пословицы: «Много леса—не губи, Мало леса—береги, Нету леса—посади».

Что необходимо для роста и жизни растений? (даны карточки, нужно выбрать правильные).

Какие предметы нужны для ухода за комнатными растениями (предметы лежат на подносе: лейка, кисточка, грабли, палочки, тряпочка, линейка, кастрюлька и т.д.)

Музыкальная пауза

Хоровод пингвинят

2 Раунд

Что находится в волшебной шкатулке? Загадка: Есть листок, есть корешок, А не куст и не цветок. Нету лап, нет ног и рук, А приходит в дом как друг. На колени к маме ляжет, Обо всём тебе расскажет.

Ответ: книга.

Книга эта прекрасная —

Расскажет нам об опасности

Для лесов, полей, горных круч и рек.

Помоги им, друг, ты же Человек!

Вопрос: Какого цвета книга из Волшебной шкатулки?

Вопросы по Красной книге

Как можно узнать о том, какие растения и животные нуждаются в особой охране?

Как сделать, чтобы Красная книга не толстела? Э

то растение — первоцвет. Оно зацветает раньше других, как только сойдёт снег. На тоненькой ножке ещё не появилось ни одного листочка, а цветы уже радуют нас. Жёлтый пушистый цветок этого растения похож на маленькое солнышко. А когда цветы отцветут, появятся и листики. С виду самые обычные, а потрогаешь—диво дивное: одна сторона у них гладкая и всегда прохладная, а другая мягкая, покрытая пушком, и всегда тёплая. Ответ: мать-и-мачеха

Загадка: Непоседа пестрая, птица длиннохвостая.

Птица говорливая, самая болтливая.

Ответ: сорока

Какие птицы живут на Севере?

Музыкальная пауза «Танец северных оленей»

Ведущий: Заповедная природа, Заповедный дивный край,

 Радуга под небосводом — Цвет любимый выбирай!

Эти чистые озёра, Лес и реки, и поля —

Под защитой государства Расцветёт моя земля!

3 Раунд

Что такое заповедник? Ответ: место, где вся природа охраняется государством, куда можно приходить только на экскурсию, чтобы полюбоваться красотой природы.

Какие заповедники вы знаете? Ответ: Лапландский государственный заповедник, Кандалакшский заповедник, Баргузинский заповедник.

Что вы знаете об оленях? (предложить таблицы — картинки) — олень имеет: короткие ноги, приземистое тело, ветвистые рога, на шее пушистая грива, питается растительной пищей.

Почему на севере растут карликовые растения?

Рефлексия

Награждение команд

Народная песня «Ой, вставала я ранёшенько» (пение с детьми).

Литература:

1. Ханина О.Г. Окружающий мир для дошкольников.—М.: Феникс-Премьер, 2012.

2. Бианки В.В. Рассказы и сказки о животных.— М.: Детская литература, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...