Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Путешествие по России
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

конспект открытого занятия по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Путешествие по России

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.

Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.

Любоваться образцами народно-прикладного творчества.

Формировать чувство гордости за Родину.

Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерацияроссияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай и т. д.

Развивающие:

Развивать познавательные способности и коммуникативную

компетентность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и желание  узнать о стране, о родном крае; воспитывать любовь к своей стране, родному краю и природе.

Оборудование: Презентация «Народы России»

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, вот послушайте,что я вам прочитаю:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Это стихотворения русского поэта Владимира Степанова "Российская семья". Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы будем беседовать о народах, которые живут в России. И поэтому я приглашаю вас в путешествие, чтобы увидеть, как живут некоторые народы России. Итак, отправляемся в путешествие!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда это мы приехали? Как здесь холодно! (воспитатель показывает презентацию слайд №1 с изображением природы севера).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами на самом севере нашей страны. А вы знаете, какие народы живут на севере?

Ответы детей.

Воспитатель: Здесь живут алеуты, кеты, коряки, манси, нанайцы, ороки, орочи, саамы, удэгейцы, ульчи, ханты, чукчи, шорцы, эвенки, эскимосы, якуты, чукчи, коми и многие другие.

Посмотрите, как они одеты. (Воспитатель показывает слайд №2 с изображением представителя народов севера в национальной одежде)

Воспитатель: Одежда у жителей севера очень тёплая. Как вы считаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего эти народы шьют одежду?

Ответы детей. (Одежда сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего, она должна быть тёплой и удобной).

Воспитатель: Эти народы одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда каждого народа украшена мехом и вышивкой.

Воспитатель: А здесь мы видим изделия народного промысла народов Севера. (Воспитатель показывает слайд №3). Народы севера занимаются резьбой по кости, шитьём одежды из меха.

Ребята, а еще этот народ очень любит праздники, и мне хотелось бы рассказать об одном их национальном празднике - празднике оленеводов. (Воспитатель показывает слайд№4). Раз в год народы Севера собираются вместе на праздник оленеводов, чтобы показать свою сноровку в метании, силу в борьбе, ловкость в играх, умения в ходьбе на лыжах. Главный помощник на празднике – олень. Он может пройти там, где никакой автомобиль не проедет. Из оленьих шкур шьют одежду, и жилье ими утепляют. Чтобы стать настоящим оленеводом, нужно быть очень ловким и умелым.

Женщины и мужчины надевают нарядно расшитые шубы, к рогам оленей привязывают колокольчики, упряжь украшают лентами и искусственными цветами.

Целый день звучит музыка, исполняются народные песни, взрослые и дети с удовольствием танцуют. Вот такой веселый праздник оленеводов проводится у жителей Севера каждый год. А нам пора продолжить наше путешествие.

Воспитатель: И где же мы оказались? Здесь жарко светит яркое теплое солнышко. (Воспитатель показывает слайд№5)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно мы с вами переместились на юг нашей родины..На юге нашей страны тоже живет много народностей: адыги, кумыки, осетины, лезгины, даргинцы. Это край высоких гор, бурных рек, бескрайних пастбищ.

А люди,живущие здесь: гордые, сильные, смелые, веселые.

Как вы думаете, а во что одеваются местные жители?

Ответы детей.

Воспитатель: Одежду на юге России шьют из хлопчатобумажной ткани, льняной и другими. Вся одежда с яркими рисунками, в которых преобладает красный цвет. (Воспитатель показывает слайд№6).

Воспитатель(Воспитатель показывает слайд№7). Жители юга - большие умельцы. Изделия кубачинцев-ювелиров, харбукцев, амузгинцев-оружейников, цудахарцев - мастеров кожевенно-шерстяных дел и т. д. пользовались спросом у всех народов. Все женщины занимаются обработкой шерсти и производством сукна, паласов.  

Воспитатель(Воспитатель показывает слайд№8). Ребята, люди,живущие здесь: гордые, сильные, смелые, веселые. У них очень много интересных игр, праздников, которые сопровождаются веселыми национальным танцами и играми.

Физкультминутка.

Поиграем в народную игру жителей этих мест. Во многих играх народов Юга России используется головной убор. Игра, в которую мы поиграем, называется «Надень папаху».

Мальчик-джигит сидит на стуле.

На 5-6 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит.

Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху.

Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети. Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

Воспитатель: Ой, как все вдруг завертелось, закружилось! (Воспитатель показывает слайд№9). Где же это мы? (Воспитатель показывает слайд№10)

Ответы детей.

Воспитатель: А оказались мы с вами на западе нашей страны. Здесь находятся такие области как Архангельская, Вологодская, Ленинградская Новгородская, Псковская, Калининградская. Как вы думаете, а какая здесь погода?

Ответы детей.

Воспитатель: На западе Российской Федерации тепло зимой и прохладно летом. Здесь в основном проживает русское население, но встречается и такая народность как вепсы.

Смотрите, к нам вышел один из представителей народов запада. Как интересно он одет.

Воспитатель(Воспитатель показывает слайд№11). Расскажите, во что одета представительница этого народа?

Ответы детей.  Белая рубаха-сорочка, украшенная цветной вышивкой по вороту и по рукавам. Поверх рубахи надет сарафан, сшитый из однотонной материи светло-охристого цвета. На сарафане - передник ярко-жёлтого цвета, украшенный по низу чёрными кружевами. Дополнением к костюму служит пояс, сплетенный из цветных нитей с кистями на концах. Завершает костюм шапочка из бархатной ткани, украшенная вышивкой золотыми нитками.

Воспитатель: Ребята, мы были на севере, на юге, на западе нашей большой родины, но не побывали лишь на востоке. Хотите узнать, кто и как живет на востоке?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда в путь (Воспитатель показывает слайд№14). На востоке России живет множество народов. Их культура тесно переплелась между собой. Здесь живут представители татарских, мордовских и славянских народностей. (Воспитатель показывает слайд№15, 16,17). Нижегородская область также находится на востоке России. Поэтому мы не можем с вами выделить один из народов. Все они необычны и интересны.

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось с вами наше путешествие по России. О чем мы говорили во время путешествия?

Дети: О Родине, о мире, о Земле.

Воспитатель: В заключение хочу прочитать вам стихотворение о Родине.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем!

Список литературы:

Коломийченко Л. В., Новикова Е. В. «Формирование национальной толерантности детей дошкольного возраста». - Пермь ПГПУ, 2010. - с 79.

Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. -С. 51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие по России "

Занятие развивает у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Помогает обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закреп...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в лабораторию»

Способствовать осмысленному восприятию окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно-эмоционального настроения....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в город профессий»

Расширять и конкретизировать представления о профессиях людей--- Развивать речевую активность, диалогическую речи, слуховое внимание, память, мышление.-Продолжать ориентировать детей в сферах чел...

Конспект по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Путешествие по России»

Конспект по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе«Путешествие по России» Тема: «Путешествие по России»Цель: Развивать у детей чувство патриоти...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя страна — Россия»

Цель: Расширять и закреплять знания детей о своей стране – России и городе, в котором мы живем, как части России.Задачи:• Развивать зрительно-моторную координацию;&bull...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Золотое кольцо России»

Цель: познакомить дошкольников с городами Золотого кольца России.Задачи: Образовательные.- создание условий для формирования у дошкольников понятия «Золотое кольцо России»;- ознакомление с...