Информационно-творческий проект в старшей группе "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Информационно-творческий проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 34.66 КБ |
dnevnik_nablyudeniy.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №97» г. Ярославля
Проект
«Зимующие птицы»
Подготовили
воспитатель Нечеухина В.А.
воспитатель Чеснокова Н.В.
Ярославль 2018
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей-участников:5-6 лет.
Участники: педагоги, дети и родители.
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи.
Организационно-методические:
- Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к познавательной деятельности.
Обучающие:
- Обогащать представление детей о зимующих птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы).
- Обогащать познавательный интерес детей к зимующим птицам через систему наблюдений, бесед, и т. д.
Воспитательные:
- Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Развивающие:
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.
Методы и формы работы.
- Сбор информации.
- Отбор художественной и познавательной литературы.
- Подбор иллюстративного материала.
- Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.
- Оформление презентации «Зимующие птицы».
- Художественно изобразительная деятельность детей.
- Развешивание кормушек на территории детского сада.
- Презентация проекта.
Ожидаемые результаты.
Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой.
Обогащать словарный запас детей.
Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
Приобщать к совместной деятельности родителей.
План-график мероприятий.
- этап – подготовительный
- определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- подборка литературы о птицах в книжный уголок, подборка демонстрационного материала, дидактических и развивающих игр в уголок природы.
- обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
- продуктивная деятельность детей.
- взаимодействие с родителями – организация выставки «Птичья столовая».
Мероприятие | Задачи |
Формирование целостной картины. Просмотр презентации «Зимующие птицы». | Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. |
Наблюдение за птицами прилетающих к кормушкам. | Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись. |
Заучивание стихотворений Н. Рубцова «Воробей», А. Прокофьев «Снегири», А. Барто «Свирестели». | Развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти. Учить детей читать стихи выразительно. |
Трудовая деятельность: заготовка корма для птиц, подкармливание птиц. | Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах. |
Лепка «Птицы » | Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности. Научить изображать птиц, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки. |
Аппликация из ватных дисков «Зимующие птицы на кормушке». | Отрабатывать умение вырезывать форму по прямой из картона, располагать ватные диски на картоне в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом. |
Чтение В. Бианки «Птичий год: зима», М. Н. Богданова «Домашний воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости», Л. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», О. Григорьева «Синица», А. Яшин «Покормите птиц зимой» | Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам. |
Рисование «Снегири на ветке», «Зимующие птицы» | Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать композиционные умения. |
Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы» | Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде. |
Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова» | Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке. |
Дидактические игры: «Что хорошо, что плохо?», «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Четвертый лишний», «Один – много» | Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им. |
- этап – заключительный.
- викторина «Кто больше знает о птицах?»
- презентация проекта;
- отчёт о проведении акции «Помоги птицам!».
Викторина «Кто больше знает о птицах?»
Цель:
- формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста;
- воспитание любви и бережного отношения к обитателям природы.
Задачи:
1. Закрепить, расширить и обобщить знания детей о зимующих птицах;
2. Активизировать и пополнить словарь детей;
3. Развивать связную речь;
4. Развивать внимание, образное мышление, память;
5. Прививать интерес, любовь к птицам, желание заботиться о них.
Форма организации: групповая.
Методы и приемы: вопросы, беседа, демонстрация (показ, использование ТСО, игра).
Предварительная работа: проведение цикла наблюдений за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, картин с изображением птиц, чтение стихотворений о птицах, прослушивание аудиозаписей, рисование птиц, аппликация, лепка.
Оборудование: аудиозаписи, мультимедийный проектор, иллюстрации, изображающие различных птиц, ноутбук, экран, презентация, аудиоцентр.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия:
Дети под музыку входят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами попали в сказочный лес. Посмотрите, как здесь красиво. Слышите это прекрасное пение птиц? Узнаете кого-нибудь? Молодцы! В этот лес мы пришли не случайно. Прислушайтесь, как много птиц живет в этом лесу, и они поют нам свою песню.
- Ребята, а какое сейчас время года? (Зима). Заяц поменял летнюю шубку на зимнюю, а лиса и волк в поисках пропитания. А птицы! Разве они не улетели в теплые края? (Улетели, но не все). А как же называю тех птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие). Вы уже все знаете о зиме, и о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И я предлагаю вам провести викторину. Думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас. Для этого нам нужно разделиться на две команды. А какое название, мы будет у каждой команды — мы узнаем, выполнив задание.
Воспитатель: Вы уже много знаете о зиме, и о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас.
Задание: В конвертах разрезные картинки. Ваша задача собрать их, и узнать название своей команды.
1 команда - «Снегири»
2 команда - «Синицы»
Воспитатель: Команды, занимайте свои места. На нашей игре сегодня присутствует жюри, которое будет оценивать ваши ответы, ну и конечно хорошее поведение. (Представить членов жюри).
Напомню, что темой нашей сегодняшней игры будет: «Зимующие птицы». Вам будут задаваться вопросы и вы, если знаете ответ, поднимаете вверх флажок, который находиться на ваших столах. Выкрикивать нельзя. За правильный ответ каждая команда будет получать один жетон — 1 балл. И по окончанию игры баллы будут подсчитываться. Победит команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
Вы готовы?
Первый тур - ВОПРОСЫ.
1. Кто здесь лишний? Чем отличаются птицы от животных? (дидактическая игра «Четвертый лишний») (для двух команд по очереди)
2. Воспитатель: Следующее задание сложнее. Надо будет вспомнить не только зимующих птиц, но и перелетных. Перед вами изображения птиц, и одной из них надо вручить билет для отлета в теплые страны. Кто же здесь лишний?
(дятел, ворона, ласточка, синица);
3. Загадка:
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)
4. Что у этих птиц общее? (На экране выставляются картинки с изображением зимующих птиц)
5. Как вы думаете, почему снегиря назвали снегирем? (Прилетает в наши края зимой.)
6. Загадка:
Прилетела к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
7. Почему снегири и синицы любят находиться рядом с дятлом? (Они подбирают остатки пищи.)
8. Почему поползня называют лесным акробатом? (Поползень перемещается вверх и вниз по стволу вниз головой.)
9. Какие птицы могут поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов? (Филин, сова.)
10. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? (Воздух между перьями птиц сохраняет тепло.)
Динамическая пауза (под музыку):
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
Второй тур: «Задание - загадка».
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им. А спасти их могут люди, положив в кормушку любимую птичью еду.
Ребята, к нам пришла неизвестная посылка. (Выносится черный ящик). В ящике: записка, стаканчики с зёрнами, хлебом, конфеты… и лист с надписью: Чем можно покормить птиц зимой? Дети перечисляют.
А теперь, предлагаю вам отыскать кормушку в нашем лесу и насыпать в нее корма.
После выполнения задания дети объясняют, почему они положили те или иные продукты в кормушку.
Воспитатель: Молодцы, все справились с этим заданием на отлично. А сейчас предлагаю сесть ровно, выпрямить спинки и обратить внимание на экран.
Фрагмент фильма «Как зимуют птицы».
Третий тур: «Юнный художник» (конкурс капитанов).
Задание: на мольбертах нанесены точечные рисунки птиц – капитаны должны соединить все линии вместе по точкам, а их команды узнать птицу.
Воспитатель: Отлично! Наша игра подошла к концу, задания были не простые, но вы с ними справились!
Воспитатель: А теперь наше многоуважаемое жюри подведет итоги.
И вот закончилась игра
Но мы надеемся, что с ней,
Вы стали чуточку умней и дружней.
Всем детям вручаются медали и призы.
Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»
В акции приняли участие: дети старшей группы, старший воспитатель, воспитатели старшей группы, родители воспитанников.
На территории ДОУ были развешены кормушки изготовленные родителями из различных материалов.
В период проведения акции проводилась следующая работа:
- Ежедневное кормление птиц на территории детского сада;
- Наблюдение за их поведением;
- Учет количества птиц, их видов.
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.
За время проведения акции к кормушкам прилетали:
- Синицы – 30;
- Снегири – 4;
- Воробьи – 15;
- Вороны – 11;
- Голуби – 14;
- Свиристели – 13;
- Сороки – 7.
В результате проведенной работы дети узнали:
- Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
- Как различить птиц по окраске;
- Какие корма предпочитают птицы.
Были сделаны следующие выводы:
- Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают;
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
- Воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – поодиночке;
- Кормушку посетили 7 видов птиц;
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"
Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...
Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"
Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....
Педагогический информационно-творческий, исследовательский проект "Ах, картошка"
Тип проекта: информационно-творческий, исследовательский.Сроки проведения:5 месяцев (май-сентябрь)Участники проекта: дети, логопед, воспитатели, специалисты, родители подготовительной группы №11 «Рома...
Информационно-творческий групповой проект "Четвероногие друзья"
Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным вошли уже в нашу жизнь: обществ...
информационно-творческий краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «День победы». (старшая группа № 5)
ЦЕЛЬ: · воспитание гражданско-патриотических чувств;· ощущение чувство гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественнойвойне. ЗАДАЧИ:· расширять и обобщать полученные...
ИНФОРМАЦИОННО – ТВОРЧЕСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
1.Актуальность проекта.2.Цель и задачи проекта.3.Этапы проекта:...
Информационно-творческий, краткосрочный проект "Хорошее настроение - залог здоровья"для детей старшего дошкольного возраста
По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье» - это состояние физического, психического и социального благополучия. Фундамент здоровья создаётся в дошкольном возра...