«Деревья — самые важные жители лесного царства» конспект-занятие
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Федорченко Валентина Николаевна

«Конспект-занятие "Деревья — самые важные жители лесного царства" поможет детям обобщить и систематизировать знания детей о типичной морфологии деревьев, обогатить представления о жизни обитателей леса, привить любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром, воспитывать эстетическое восприятие мира живой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия   средний возраст

«Деревья — самые важные жители лесного царства»

Цель:

Обобщение и систематизирование знаний детей о типичной морфологии деревьев.

Обогащение представлений о жизни обитателей леса.

Создание образа осеннего дерева в технике обрывной аппликации.

Задачи:

Образовательные:

обобщить представления о строении дерева;

закрепить названия деревьев (сосна, тополь, рябина, береза, ель);

уточнить представления о существенных признаках живого (дышит, питается, растет);

закрепить правила поведения в природе;

активизировать словарь (дышит, питается, растет, ствол, крона);

учить детей различать деревья по строению и внешнему виду ствола и листьев;

формировать умения передавать в аппликации красивый образ осеннего дерева.

Развивающие:

развивать речь, внимание, логическое мышление, память; способствовать освоению техникой обрывной аппликации, развивать творческие      способности, чувство цвета, закреплять знания цветов (желтый, красный, оранжевый и зеленый), мелкую моторику рук.

Воспитательные:

воспитывать у детей потребность в общении с природой;

любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром;

воспитывать эстетическое восприятие мира живой природы.

Методы и приемы:

Моделирование, артикуляционная гимнастика, дидактические игры: «Оденем дерево»«Путаница»«Правила друзей леса»; беседа; сюрпризный момент, художественное слово, пальчиковая гимнастика, исполнительская деятельность детей и педагога («Осеннее дерево» в технике обрывная аппликация).

Оборудование:

Графическая модель дерева, модели – макеты деревьев (березы, сосны, ели); тонированные листы бумаги на каждого ребенка формата А4 с силуэтным изображением дерева, полоски цветной бумаги красного, желтого, оранжевого цветов, на каждого ребенка: клей, кисть, подставка для кисточки, клеенка, салфетки; аудиозапись фонограммы «Звуки леса», картинки с изображением леса, маски деревьев: дуба, березы, тополя, ели, клена, мягкий модуль,  гимнастическая дуга, салфетки, мольберт.

Предварительная работа:

Рассматривание серии картинок «Деревья», чтение художественной литературы о лесе и деревьях, беседы с детьми об осени, наблюдения за сезонными изменениями в природе, рисование осеннего дерева, наблюдение на прогулках за деревьями участка д/с, беседа: «Мы – друзья леса».

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках. Звучит музыка. Появляется Лесовичок (игрушка).

Лесовичок.

Я в городе у вас большом

Сегодня заблудился,

Поэтому с визитом

Немного припозднился!

Меня зовут Лесовичок!

Здравствуйте, дети!

Вам лесной приветик!

Дети. Здравствуйте!

Лесовичок.

- Я пришел вас навестить,

В гости к другу пригласить -

В таинственное царство,

В лесное государство!

Очень богатое царство мое,

Несет красоту, и добро, и тепло!

Мой волшебный, мудрый лес

Полон сказок и чудес!

- Дети, а вы сказки и чудеса любите? (Да.) 

- Вы хотите отправиться вместе со мной в сказочный лес? (Да.) 

- Тогда надо получить билеты на поезд, а для этого ответьте на вопросы ваших билетов – чего нельзя делать в лесу, если вы его друзья?

Дидактическая игра «Правила друзей леса».

(показ детям билетов со схематическим изображением правил поведения в лесу.)

Дети угадывают по схеме и называют правила.

Воспитатель: - В лес мы поедем на поезде. Занимайте места в вагончиках. Осторожно, двери закрываются.

(Ходьба по кругу. Построение «поезд». Вытянутые руки согнуть.)

Итак, мы отправляемся в путь!

Дети. Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом).

Воспитатель: - Застучали колеса: Чух – чух – чух… (меняется темп, сила голоса, высота).

Наш поезд проносится через поля, луга и вот осенний лес встает впереди. Мы приехали на станцию Лесная! Выходим из вагонов! Возьмемся все за руки, и снова в путь! Мы идем по узкой тропинке (ходьба змейкой между «кочками», перепрыгиваем через веточки, вот мы и пришли в лесное государство, в волшебный мудрый лес!  

Лесовичок: - Послушайте загадку:

Есть главные жители в царстве моем.

А как же мы жителей этих зовем? (Деревья.)

А царство мое как называется? (Лес.)

Воспитатель: - Дети, мы с вами проделали долгий и трудный путь, вы наверно устали? Давайте присядем на лесную полянку, отдохнем и послушаем музыку леса.

Вот деревья здесь стоят

И листвою шелестят.

Громко птицы здесь поют.

Кто немного помолчит,

Для тех лес вдруг зазвучит. Звучит фонограмма «Звуки леса» (пение птиц, шум листвы, голоса зверей).

Беседа о деревьях (с использованием наглядных моделей)

Царство мое - лес, в нем много деревьев.

-Что такое дерево?  (Дерево - самое большое растение.) 

-Назовите его части. (Корни, ствол, ветки и листья, ветки и листья образуют крону дерева.

   - Как вы думаете, дерево живое? (Да.) 

   - Почему? (Оно растет, дышит, питается.)

Дидактическая игра «Путаница».

На столе лежат перепутанные графические модели частей дерева (корень, ветки, ствол, листья, крона).

Дети определяют последовательность строения дерева (сначала идет корень, он располагается в земле, от корня отходит ствол, от ствола – веточки, на веточках растут листья, ветки и листья образуют крону дерева).

- Дети, а для кого лес еще является домом? (Для зверей и птиц.) 

- Да. Какие звери живут в лесу? А какой зверек живет в дупле? (Белка). Какие звери живут в норках? (лиса, мыши.) Какие птицы живут в лесу? (Дятел, синичка, тетерев, сова.) 

- В лесу всегда чистый воздух, очень красиво, растут лекарственные растения, орехи, грибы и ягоды. Лес – это наше богатство!

Поэтому мы должны проявлять любовь и заботу ко всем обитателям лесного царства.

Лесовичок: - Ребята, я очень люблю играть, давайте с вами поиграем в игру «Оденем дерево». 

Обратите внимание на свои билеты – медальоны, переверните, с обратной стороны нарисованы листочки деревьев. Встаньте вместе дети с одинаковыми листочками, нарисованными на ваших билетах - медальонах. У нас получилось 2 команды. 1-я команда с рябиновыми листьями, 2 команда с березовыми листьями.

Теперь   нужно выполнить следующее задание:

Дидактическая игра «Оденем дерево».

На столе лежат модели изображающие стволы – рябины, березы. Ребята, найдите с какого дерева ваши листочки. Нашли? (Дети определяют стволы березы, рябины.) Молодцы! Теперь выберете из листьев, разбросанных на столе листья своего дерева, и поместите их на ветки. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием. Готовы? Начали!

Лесовичок: - Молодцы! Друг за другом вы поспевали, деревья правильно одевали. А вот и главные лесные жители!

     Воспитатель: - Загадки послушать о них, не хотите ли? 

(Дети отгадывают загадки и находят отгадки на картинках).

  1. Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. (Рябина)

  1. Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза.)

3. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка.)

Воспитатель: - Молодцы! Все деревья узнали! Ребята, чтобы вам запомнилась наша прогулка в лес, мы сделаем аппликацию. Оживим нарисованные деревья, которые будем делать из разноцветных кусочков бумаги. Посмотрите, я отрываю от полоски небольшой кусочек, аккуратно обмакну кисточку в клей, нанесу на кусочек – «листочек» и приклею на дерево. Красиво получается?

Каждый может приклеить столько листочков сколько захочет. Полосочки бумаги можно брать любого цвета.

Напоминание о правилах аккуратного использования клея, салфеток и кисточки. Вы ведь любите клеить? (Да.) Замечательно! Сначала подготовим наши руки к аппликации. Давайте поиграем с пальчиками в игру «Осень».

Пальчиковая игра «Осень»

Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый, вот рябиновый резной,

Вот с березки-золотой, вот последний лист с осинки

(Спокойно укладывают ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

   - Теперь можете оживлять свои деревья.

Воспитатель обращает внимание на размер оторванных кусочков бумаги. (При необходимости подсказывает, как лучше расположить листья на готовой форме).

Выполненные детьми работы раскладывает на столе — это лес.

Лесовичок: - Как красиво! Какой замечательный получился осенний лес! А осенью листья, какого цвета? Мне очень нравятся ваши деревья!

Жителям лесным работы ваши я подарю,

А вас, ребята, я угощу.

Подходите, не стесняйтесь,

Угощайтесь, угощайтесь!

А что же - мы еще в лесу?

Нужно возвращаться!

Мы на миг закроем глазки,

Открываем - мы не в сказке.

В детский сад вам всем пора! До свиданья детвора!

(Лесовичок прощается с детьми и уходит.)

Рефлексия

Ребята кто к нам приходил? Откуда он? Кто самые важные жители лесного царства? Вам понравилось путешествовать по осеннему лесу с Лесовиком? А что больше вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "жители лесного царства"

презентация к занятию по окружающиму миру...

презентация "жители лесного царства"

презентация к занятию по окружающиму миру...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Жители лесного царства, зеленого государства"

Данный учебный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал помогает закрепить и систематизировать знания детей  о жителях леса (птицы, животные, насек...

Совместное занятие с родителями по аппликации "В гостях у жителей лесного царства"

Совместное занятие с родителями по аппликации "В гостях у жителей лесного царства"...

Конспект занятия в средней группе «Деревья – главные жители лесного царства»

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой в средней группе«Деревья – главные жители лесного царства»...

Деревья - главные жители лесного царства

Спортивно - музыкальный досуг для воспитанниеов средней группы детского сада....

Конспект занятия для средней группы по окружающему миру "Деревья – главные жители лесного царства"

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, изобразительная.Цели: познакомить с названиями неко...