ДОПОЛНИТЕЛЬНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Малышам о звёздах и планет»
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.23 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко» Дятьковского района ДОПОЛНИТЕЛЬНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Малышам о звёздах и планет» Возраст обучающихся : 4-5 лет Срок реализации: 1 год. Составитель: Щербакова Т.В. г. Дятьково 2020г. |
Пояснительная записка
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому "ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям". В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема "Космос".
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа – человек - вселенная и т.д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, живое и неживое, название материалов и предметов, свойств физических явлений и т.д. Наряду с тем, что представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира носят неопределенный характер, они играют очень важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения, мировидения.
Актуальность выбранного направления состоит в том, что развивая представления детей о космосе, расширяется кругозор, развиваются мыслительные способности, активизируются восприятие, воображение дошкольников, способность рассуждать и делать выводы, что является немаловажным при подготовке детей к школьному обучению. Знакомя детей с космосом, рассказывая о его освоении, можно успешно решать задачи патриотического воспитания, воспитывать чувство гордости за свою страну, которая первой запустила спутник, отправила человека покорять космическое пространство.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста элементарных представлений о космосе средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Задач:
- расширять представление детей о многообразии космоса.
- формировать знания, представления детей об устройстве Солнечной системы и основных космических явлениях;
- формировать знания, представления о покорителях космоса;
- обеспечить условия для развития поисково-познавательной деятельности детей;
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Основой работы по Программе явились принципы:
- наличие системного подхода к подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательных задач;
- соответствие развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольников;
- прогнозирование, видение предметов и явлений окружающего мира в их движении, изменении и развитии;
- оптимальное соотношение процессов развития и саморазвития;
- занимательность изложения материала;
- формирование творчества на всех этапах обучения;
- деятельностный подход к развитию личности;
- ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования).
Форма работы.
- игры-путешествия. В данной форме используется метод игровых ситуаций, решение ситуативных задач, что позволяет обеспечивать личностно - деятельностный характер усвоения знаний. В их основе лежит познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и освоение информаций. Так, путешествие по солнечной системе организует Звездочет, который знакомит детей с небесными телами, астероидами: кометами, метеоритами;
- игры-экспериментирования. Дети овладевают знаниями, представлениями, способами практических действий. Учебный материал представлен таким образом, чтобы побуждать детей к рассуждению, анализу, установлению причинно-следственных связей, самостоятельным выводам и обобщениям;
- чтение познавательной и художественной литературы;
- тематические выставки.
Основные направления деятельности
Солнце – наша звезда.
Цель раздела: Знакомство с астрономией начинается с Солнца. Это один из первых предметов неживой природы, на который ребёнок обращает внимание, и самая близкая к нам звезда.
Цели первого раздела: дать детям первоначальное представление о форме и размере солнца. Что думали о Солнце в древности. Как люди узнали, что это звезда. Без солнца невозможна жизнь.
Солнечная система.
Цель раздела: Познакомить детей с устройством Солнечной системы и дать первоначальное представление о планетах и спутниках. Планеты не светятся собственным светом, а видны на небе потому что их освещает солнце. В разделе затрагивается вопрос действительных движениях, происходящих в Солнечной системе.
«Покорители космоса»
Цель раздела: дать представления о первых живых существах, полетевших в космос (собаках, обезьянах), о первом полете человека в космос; первых космонавтах Ю.Гагарине, Г.Титове, А.Леонове, женщинах-космонавтах В.Терешковой, С.Савицкой.
«Звезды»
Цель раздела: дать детям представление о том, что звёзды раскаленные громадные шары, похожие на наше Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими.
Условия реализации программы.
Реализация программы осуществляется в рамках работы кружка «Малышам о звёздах и планетах» один раз в неделю, с октября по май. Непосредственно образовательная деятельность проводится во второй половине дня, курс работы кружка рассчитан для детей 4-5 лет. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы, которые позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр мультфильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.
Методическое обеспечение программы
Макет Солнечной системы, плакаты «Солнечная система», «Карта звездного неба», иллюстрации и портреты космонавтов Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Леонова, В. Терешковой, С. Савицкой; глобус, карта России, мини планетарий, макет «Солнечная система», наглядно-дидактические пособия «Космос», «От кареты до ракеты», «Человек вышел в космос», игры «Солнечная система», «Медвежонок в космосе», «Собери созвездия», «Планеты и солнце» и т.д., игрушки для игр детей на космическую тематику, в том числе и из бросового материала.
Предполагаемый результат:
- Усвоение детьми знаний, представлений о космосе;
- Повышение уровня мотивации к занятиям
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семья и детский сад.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество занятий |
1. | «Этот загадочный мир» | 1 |
2. | «Наблюдение за звёздным небом». | 1 |
3. | «Звёздная фантазия». | 1 |
4. | «Исследователи новой планеты». | 1 |
5. | «Малышам о солнце». | 1 |
6. | «Мне и маме светит солнце». | 1 |
7. | «День игр». | 1 |
8. | «Моделирование солнечных часов» | 1 |
9. | «Малышам о планетах. Меркурий» | 1 |
10. | «Малышам о планетах. Венера» | 1 |
11. | «Малышам о планетах. Земля» | 1 |
12. | «Малышам о планетах. Марс | 1 |
13. | «Малышам о планетах. Юпитер». | 1 |
14. | «Малышам о планетах. Сатурн». | 1 |
15. | «Малышам о планетах. Нептун». | 1 |
16. | «Малышам о планетах. Плутон». | 1 |
17. | «Малышам о планетах. Уран». | 1 |
18. | «9 планет солнечной системы». | 1 |
19. | «Моделирование солнечной системы». | 1 |
20. | «Рисование «Среди планет»». | 1 |
21. | «Луна». | 1 |
22. | «Наблюдение за луной». | 1 |
23. | «Почему происходит смена дня и ночи». | 1 |
24. | «Большая медведица». | 1 |
25. | «Аппликация Большая медведица». | 1 |
26. | «День космонавтики» | 1 |
27. | «Малая медведица». | 1 |
28. | «Аппликация Малая медведица». | 1 |
29. | «Что мы знаем о космосе». | 1 |
30 | «День игр» | 1 |
31 | «Литературный калейдоскоп» | 1 |
32 | «Досуг «Солнечный круг»» | 1 |
Общее количество занятий | 32 |
Годовой календарно-учебный график
Группа Содержание | Средняя группа (4-5 лет) |
Продолжительность обучения | с октября 2020г. по май 2021г. |
Форма предоставления услуги | групповая |
Длительность занятия | 20 мин. |
Количество занятий в неделю / в месяц | 1/4 |
Общее количество занятий по программе | 32 |
Количество часов в неделю / в месяц | 20 мин./1ч.20 мин |
Общее количество часов по программе | 9ч. 40 мин. |
Периоды (даты) отчётных (открытых) занятий | январь апрель |
Праздничные (нерабочие) дни | В соответствии с производственным календарём на 2020г., 2021 г. |
Содержание работы с детьми
Дата | № НОД | Тема НОД | Программные задачи | |
06.10.20г. | Занятие №1 | «Этот загадочный мир» | Сформировать у детей понятие «космос», «Вселенная». Объяснить, что представляет собой Вселенная. Ввести понятие «звезда», «галактика». Воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели. | |
13.10.20г. | Занятие №2 | «Наблюдение за звёздным небом» | Уточнить представления о космосе, Вселенной. Развивать познавательную деятельность, умение понимать проблемно- познавательную задачу и устанавливать следственные связи. Развивать стремление к познанию нового. | |
20.10.20г. | Занятие №3 | «Звёздная фантазия». | Обучить детей новому способу рисования с помощью метода отпечатка. Развивать навыки симметричного вырезания из листа бумаги, сложенного пополам. Развивать чувство композиции. | |
27.10.20г. | Занятие №4 | «Исследователи новой планеты». | Побуждать детей широко использовать в играх знания об окружающему. Воспитывать умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Продолжать формировать умение договариваться и обсуждать действия всех играющих. | |
03.11.20г. | Занятие №5 | «Малышам о солнце». | Дать первоночальное представление о форме и размере Солнца. Солнце большое или маленькое? Рассказать, что Солнце основной источник тепла. Познакомить со скоростью солнечных лучей. Использование солнечной энергии в жизни людей. | |
10.11.20г. | Занятие №6 | «Мне и маме светит солнце». | Учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности солнца. Равномерно располагать предметы по всему листу. Закреплять умение закрашивать предметы закругленными линиями. Воспитывать любовь к рисованию. | |
17.11.20г. | Занятие №7 | «День игр». | Поиграть с детьми в ди.игры «Собери целое», «Узнай и назови». Под.игра «Солнышко и дождик». Закреплять знания о Солнце. Её важности в жизни человека. | |
24.11.20г. | Занятие №8 | «Моделирование солнечных часов» | Изготовить макет солнечных часов. Показать на наглядном примере принцип работы солнечных часов. С помощью часов проследить за движением солнца. В последствии учить детей определять время с помощью солнечных часов. | |
01.12.20г. | Занятие №9 | «Малышам о планетах. Меркурий» | Дать общее представление о планете Меркурий. Развивать интерес к пониманию окружающего мира. Рассказать почему она так называется. Показ планеты на макете звездного неба. | |
08.12.20г | Занятие №10 | «Малышам о планетах. Венера» | Познакомить детей ещё с одной из планет Солнечной системы. Дать общее представление о планете Венера. Показать планету на макете. Развивать фантазию и воображение. | |
15.12.20г.. | Занятие №11 | «Малышам о планетах. Земля» | Рассказать, что Земля вращается не только вокруг своей оси, но и совершает оборот за оборотом вокруг солнца. Рассказать сколько нужно суток, чтоб совершить оборот вокруг солнца. Выучить времена года, название месяцев. | |
22.12.20г. | Занятие №12 | «Малышам о планетах. Марс | Дать общее представление о планете Марс. Показать иллюстрации. Расширить представление детей о космосе. | |
29.12.20г. | Занятие №13 | «Малышам о планетах. Юпитер». | Дать общее представление о планете Юпитер. Показать ее на макете. Воспитывать любовь к астрономии. | |
19.01.21г | Занятие №14 | «Малышам о планетах. Сатурн». | Познакомить ещё с одной из планет солнечной системы. Дать общее представление о планете Сатурн. Показать планету на макете. | |
26.01.21г. | Занятие №15 | «Малышам о планетах. Нептун». | Дать общее представление о планете Нептун. Показ иллюстрации. Развивать речь детей. | |
02.02.21г. | Занятие №16 | «Малышам о планетах. Плутон». | Дать общее представление о планете Плутон. Выучить стихотворение про планету. Показ макета. | |
09.02.21г | Занятие №17 | «Малышам о планетах. Уран». | Познакомить детей с 9 планетой солнечной системы. Дать общее представление о планете Уран. Показ на макете. | |
16.02.21г | Занятие №18 | «9 планет солнечной системы». | Уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, название планет, их расположение и движения относительно Солнца. Помочь детям ориентироваться на макете звездного неба и правильно показывать планеты. | |
16.02.21г | Занятие №19 | «Моделирование солнечной системы». | Уточнить знания детей о планетах Солнечной системы. Развивать моторику. Воспитывать желание работать коллективно. | |
2.03.21г. | Занятие №20 | «Рисование «Среди планет»». | Учить активно т творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании. Закреплять навыки рисования цветными восковыми мелками с сочетании с гуашью. Продолжать развивать коллективное творчество. | |
09.03.21г. | Занятие №21 | «Луна». | Дать общее представление о луне, размере, форме. Луна спутник Земли. Расширять знания о космосе. Воспитывать любовь и интерес к занятиям. | |
16.03.21г. | Занятие №22 | «Наблюдение за луной». | Развивать внимание и наблюдательность. Формировать умение проводить целенаправленный анализ явлений. Развивать познавательный процесс. Уточнить представление о Солнечной системе и Луне, как спутники Земли. | |
23.03.21г. | Занятие №23 | «Почему происходит смена дня и ночи». | Объяснить детям почему происходит смена времен года. Закрепить название времен года. Показ эксперимента. Учить делать выводы. | |
30.03.21г | Занятие №24 | «Большая медведица». | Знакомство со «Звёздным зоопарком». Познакомить с созвездием Большая медведица Показ на макете. | |
06.04.21г. | Занятие №25 | «Аппликация Большая медведица». | Учить передавать в работе форму, цвет и характерные особенности созвездия. Равномерно располагать предметы по всему листу. Воспитывать аккуратность. | |
13.04.21г. | Занятие №26 | «День космонавтики» | Познакомить и рассказать о первом космонавте Ю.Гагарине. Показ иллюстраций. Рассказать о профессии космонавта. Воспитывать интерес к познанию нового. | |
20.04.21г | Занятие №27 | «Малая медведица». | Знакомство со «Звёздным зоопарком». Познакомить с созвездием Малая медведица Показ на макете. | |
27.04.21г. | Занятие №28 | «Аппликация Малая медведица». | Учить передавать в работе форму, цвет и характерные особенности созвездия. Равномерно располагать предметы по всему листу. Воспитывать аккуратность | |
04.05.21г. | Занятие №29 | «Что мы знаем о космосе». | Закрепить пройденный материал. Уточнить знания детей о космосе. | |
11.05.21г. | Занятие №30 | День игр | Поиграть с детьми в ди.игры «Собери целое», «Узнай и назови планету», «Собери созвездие». Под.игра «Солнышко и дождик». Закреплять знания о космосе. | |
18.05.21г | Занятие №31 | «Литературный калейдоскоп» | Прочитать детям худ. литературу В. Донникова «Солнечный денек», К. Чуковский «Краденное солнце», «У солнышко в гостях». Выучить потешки. | |
25.05.21г. | Занятие №32 | Досуг «Солнечный круг» | Закрепить представления о Солнечной системе. Совершенствовать умение соотносить предметы по форме, складывая целое из частей. Развивать логическое мышление и воображение детей. |
Литература:
1. Ванклив Дженис Эксперименты по астрономии. М.., АСТ: Астрель, 2009
2. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 2000. № 7.
3. Корниленко Е.В. Солнышко любимое наше // Читаем, учимся, играем. 2001. Выпуск 8.
4. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980.
5. Левитан Е.П. Зачем и как знакомить со вселенной детей в начальной школе // Начальная школа. 1998. № 10.
6. Мухина В.Л. Звездный сын Земли // Читаем, учимся, играем. 2004. Выпуск 1.
7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 1999..
8. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва,2007.
9. Журналы «Дошкольное воспитания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол для малышей»
Программа разработана на основе разделов образовательной области «Физическая культура». Физкультурно- спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации дошкольников...

Дополнительная общеобразовательная программа "Малыши играют в шахматы"
Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобре...

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»
Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)
Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Английский для малышей»
Цели обучения английскому языку – проникновение в языковую среду английского языка, установление контакта, умение общаться на бытовые темы на иностранном языке....

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...