Занимательный песок
проект (средняя группа)
Проект по экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_pesok.docx | 666.79 КБ |
kartoteka._igry_s_peskom.docx | 30.42 КБ |
kartoteka._opyty_s_peskom.docx | 20.31 КБ |
mir_peska.pdf | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №91» г. Ярославля
Проект по экспериментальной деятельности
Тема: «Занимательный песок».
Возраст 3-4 года.
Подготовили:
Комарова Мария Валерьевна
Кострова Виктория Александровна
2020 г.
Тип проекта: краткосрочный, исследовательский
Сроки реализации проекта: 3.08.2020 – 22.08.2020
Участники проекта: дети, воспитатели и родители группы №4 «Семицветик»
Методологическая база проекта:
- Воронова А.А. Песочная терапия в работе педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2019;
- Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017;
- Энциклопедия «Обо всем на свете от А до Я» Издательство «Махаон» 1990 год
- Энциклопедия «Хочу все знать» Издательство «Триада» 2006 год
- «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е.А Мартынова И.М. Суркова.
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования настоятельно рекомендует применять в работе проектную и экспериментально-исследовательскую технологии, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень.
Почему мы выбрали именно песок?
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то
новое, экспериментировать работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Формирование из песка можно считать началом конструирования.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, является прекрасным психо-профилактическим средством. Способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние, что особенно актуально в работе с детьми в период адаптации
Цель и задачи проекта:
Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- Пополнять знания детей о песке и его свойствах, формировать у детей интерес к познанию;
- Закреплять знания об изменениях, происходящих в природе летом;
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с
песком, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и
размышлению;
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
- развивать коммуникативные навыки, активизировать речь, внимание, мышление;
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность и умение видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней.
- Повышать интерес родителей к работе сотрудников сада путём просветительской работы, привлечение внимания к жизни их детей в детском саду;
Взаимосвязь образовательных областей:
- Познавательное развитие (опытническая, исследовательская деятельность; труд в природе; наблюдения; дидактические игры, беседы)
- Речевое развитие (чтение художественной литературы, загадок, рассматривание иллюстраций, фольклор)
- Социально коммуникативное развитие (трудовое воспитание, труд в природе)
- Художественно-эстетическое развитие (рисование, аппликация)
- Физическое развитие (физкультминутки, пальчиковая гимнастика)
Предполагаемый результат: Достижение положительного эмоционального благополучия. Достижение положительных эмоций (радость, удивление, снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность) и уменьшение проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); но самое важное – получение ребёнком первого опыта рефлексии, он учится понимать себя и других. Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. Проявление у детей самоконтроля во время игр и действий с песком. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
1. Подготовительный этап (определение цели, задач проекта, сбор информации)
2. Основной этап.
- Работа с детьми
- Работа с родителями
3. Заключительный (презентация, развлечение для детей)
Мероприятия по реализации проекта
Дни недели | Мероприятия |
3.08-4.08. | Беседа с детьми «Знакомство с правилами игры песком». Совместные с воспитателем игры с кинетическим песком (См. картотеку «Игры с песком») |
5.08-7.08. | Совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком; (См. картотеку «Игры с песком») |
10.08-14.08. | Проведение экспериментов с песком. См. Приложение 3. |
17.08. | Чтение: М. Ершова «Песочница» Чтение: В. Ланцетти «Рисунок на песке» |
18.08. | Песочная терапия. Занятие «Строим город». |
19.08. | Организация игры «Магазин угощений» |
20.08. | Проведение конкурса построек из песка «Куличики»; |
21.08. | Аппликация из песка «Замок из песка» |
24.08 | Совместная работа в песочнице «Строим замок» |
25.08 | Беседа об использовании свойств песка людьми в быту. Презентация «В мире песка» |
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через песок»;
- Представление фотоматериалов с занятий, проведённых в рамках проекта.
Приложения
Приложение 1. Правила при работе с песком.
Правило 1. Играть с песком можно только в песочнице.
Правило 2. Касаться песка можно только руками.
Правило 3. Играть можно только в той песочнице, которую выделил взрослый.
Приложение 2. Правила при работе с песком в стихах.
Если сыплешь ты песок —
Рядом веник и совок.
Правила при окончании работы
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Приложение 3. Проведение экспериментов (См. картотеку «Опыты с песком»).
Исследуем свойства песка. Находим ответы на вопросы:
Песок сухой | Песок мокрый | |
Куда пропадает вода, налитая на песок? | Вода впитывается песком и он становится влажным (Если есть отверстие в ёмкости с песком, она просачивается) | Она впитывается и делает песок жидким (Если есть отверстие в ёмкости с песком, она просачивается) |
Из чего состоит песок? | Видны формы песчинок, он сыпучий | Не видны формы песчинок, он не сыпучий. |
Что происходит с песчинками при изменении влажности песка? | Песчинки все отдельно | Песчинки склеены |
Как меняется цвет песка? | Имеет светло - жёлтый цвет | Имеет цвет намного темнее сухого |
Можно ли лепить из песка? | Не лепится | Лепится |
Какой песок тяжелее сухой или влажный? | Легче по весу, чем влажный | Тяжелее по весу, чем сухой |
Приложение 4. Стихотворения.
Посреди двора — гора
На горе идёт игра.
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок:
Чистый, жёлтый и сырой
Хочешь — рой, А хочешь — строй,
Хочешь — куклам испеки
Золотые пирожки.
Приходите к нам, ребята
Не забудьте взять лопаты
Экскаваторы, совки,
Вёдра и грузовики.
Тут и крики, тут и смех
И работа есть у всех.
Песочный кулинар!
Александр Вихор
Пирожки и куличи
Я пеку не на печи
А в красивой формочке
На песочной горочке!
Песок
Алёна Полетаева
Нам привезли песок на сад,
Я этому - безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличик, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей - не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!
Строители
Борис Заходер
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!
В песочнице
Василий Михайлович Пузырёв
Как же я сегодня рад –
Мне не надо в детский сад,
Потому что выходной
И зашли друзья за мной.
Взял я формы и совочки
Чтобы поиграть в песочке,
Экскаватор есть у Саши,
Самосвал большой у Паши.
У Светланки и у Натки
По ведёрку и лопатке.
Мы в песке копаем ямки,
Строим домики и замки.
Нам в песочнице не тесно
И для вас найдётся место.
Приходите к нам скорей,
Рады мы встречать друзей.
Про песок
Владимир Бредихин
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне. В песочнице
Джулия Рум
Я лопаткою в ведерко
Соберу песок.
Будет вкусный и приятный
У меня пирог.
Поднимаю я ведерко...
- Дочка, что с тобой?
- Он рассыпался ... пирог мой...
(ведь песок сухой)
Смотрит дочка, чуть не плача.
Как же быть с тобой?
Ох нелегкая задача
Сделать все самой.
- Ты песок копай поглубже,
Там где он сырой.
Не рассыпался песочек.
- Вот пирог какой!
Приложение 5. Загадки
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И в куличики играть. (Песок)
На пляже около воды,
Мы любим оставлять следы!
На чём так видно отпечатки
С подошв рисунки или с пятки? (На песке)
Это место во дворе
Так по нраву детворе,
Здесь ведёрки и совочки,
Формы рыбок и цветочков,
Дружно лепим, строим замки…
В чём я с пяток до панамки? (В песке)
Во дворе всегда тоска
Нам без влажного песка!
Что ребятам хочется
Возводить в песочнице? (Дома и замки, куличи)
Приложение 6. Легенда появления песка.
(Детям 3-4 лет следует рассказывать адаптированный вариант легенды)
Давным-давно, когда купелью моря была каменная чаша, произошла эта история, положившая начало новому рождению золотого песка.
В те давние времена на скалистом берегу, спускавшемуся к морю, расположилась деревня. В одном из её домов жила девушка Мира. Каждый в этой деревне знал её зелёные, яркие и глубокие глаза, которые магнитом притягивали к себе. Чёрные волосы стремительные и не послушные, волной падали на плечи девушки.
Каждый день Мира приходила на берег моря, что бы полюбоваться ним. Она любила печальные всплески воды, волны, набегающие одна на другую, камни блестящие влагой и радостью. Всякий раз когда Мира встречалась с морем , она забывала обо всём. Ей нравился шёлк воды, он не ранил ноги, как острые камни, покрывающие землю. Он нежно лелеял и нежил ей ноги.
Ей всё больше хотелось узнать, что находится в глубине этих таинственных вод. Может быть, вместо ранящих ноги камней, там, на глубине нежное дно, что скрывают тёмные воды? Ведь нежное сердце человека, тоже скрыто от человеческих глаз.
Однажды когда на море, начинался шторм, Мира, по своему обычаю пришла на берег и собралась искупаться. На этот раз она решила заплыть далеко от берега. Мире, казалось, что там, на самой глубине скрыта нежная тайна моря. Шторм не остановил её. Девушка зашла в море. Волны сбивали её с ног. Море не пускало Миру к себе, но девушка была упрямой, как её не послушные кудри, она поплыла всё дальше и дальше от берега. Доплыв до того самого места где она рассчитывала найти шёлковое дно, девушка нырнула, но ничего не увидела, кроме острых камней. На таких же острых камнях стояла её деревня. Везде камни. Мира вынырнула, огромная волна покрыла её. Девушка потеряла сознание. Море несло её к берегу, оно хотело, спасти её, но острые чёрные камни перегородили путь. Девушка разбилась о скалы. А море, разозлившись, начало разрушать камни и подводные скалы, Оно крушило до тех пор пока не превратило их в песок.
Так, в память о Мире, на всех побережьях мира, появился золотой нежный песок.
Приложение 7. Фотоотчёт: Проведение конкурса построек из песка «Куличики».
Приложение 8. Фотоотчёт: Совместная работа «Строим замок».
Приложение 9. Фотоотчёт: Аппликация из песка «Песочный замок».
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №91» г. Ярославля
Картотека
Игры с песком в детском саду
Возраст 3-5 лет
Воспитатели:
Комарова Мария Валерьевна
Кострова Виктория Александровна
Песочная игротека объединяет игры, направленные на общую релаксацию, снятие гиперактивности, формирование усидчивости и терпения, на повышение концентрации внимания, развитие логики, мышления и речи. Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительностью и мелкой моторикой рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, в том числе с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
Здравствуй, песок
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ход игры: Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка или его хозяин — ...»
Дети старшего дошкольного возраста описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Песочный дождик
Цель: снижение психофизического напряжения, развитие внимания, воображения.
Ход игры: Воспитатель в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Кто идет по дорожке
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.
Ход игры:
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябра» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Секретные задания кротов
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, внимания, мелкой моторики.
Ход игры: Воспитатель. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то - же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
Отпечатки
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, произвольного поведения мелкой моторики, ориентировки в пространстве.
Ход игры:
Воспитатель и ребенок по очереди делают отпечатки на песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.
Прятки
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольного поведения, мелкой моторики.
Ход игры (первый вариант):
Воспитатель. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Ход игры (второй вариант):
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Воспитатель: В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа.
Песочные строители
Цель: развитие восприятия, пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти.
Ход игры: Воспитатель. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, волк — только прямоугольной, а лиса хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить лиса. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Ребенок расселяет всех жителей песочницы. Игру можно т усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
Кто к нам в гости приходил?
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики.
Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Узоры на песке
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики.
Ход игры: Воспитатель ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на интерактивной доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Воспитатель. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
Бусы для Аксиньи
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики.
Ход игры: Воспитатель: У русской красавицы Аксиньи порвались бусы. Она сильно расстроилась и плачет. Поможем ей сделать бусы?
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название получившимся бусам.
Победитель злости
Цель: снятие нервно психического напряжения, развитие способности справляться с гневом.
Ход игры: Воспитатель: Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)
Ребенок по примеру взрослого делает из песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Норки для мышки
Цель: Развитие мышления, воображения, мелкой моторики.
Ход игры: Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.
Песочный кулинар
Цель: Развитие мышления, моторики.
Ход игры:
Пирожки и куличи
Я пеку не на печи
А в красивой формочке
На песочной горочке!
Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.
Волшебство
Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольного поведения.
Ход игры: Воспитатель: Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, педагог бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (педагог сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес.
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом.
Мы едем в гости
Цель: развитие пространственных представлений, развитие тактильной чувствительности.
Ход игры: Воспитатель в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Воспитатель. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?
Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.
Отгадай загадку
Цель: Развитие мышления, мелкой моторики.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.
Цветные заборчики
Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия мелкой моторики.
Ход игры: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
Во саду ли, в огороде
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, мелкой моторики.
Ход игры: По взмаху волшебной палочки левая часть песочницы превращается во фруктовый сад, правая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, размеру.
Лесные угодья
Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Ход игры: Ребенку предлагается построить в песочнице лесные угодья и заселить их дикими животными, обитающими в нашем краю. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало.
По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, дом с мебелью и т.д.
Игры с кинетическим песком
Знакомство с песком.
Сам процесс знакомства с песком может растянуться на несколько часов.
Первое, что стоит сделать, став обладателем кинетического песка — это открыть упаковку, высыпать его в песочницу или на стол просто попробовать его на ощупь.
На вид кинетический песок очень похож на мокрый песок, но при этом на ощупь он абсолютно сухой. Попробуйте слепить из песка самую простую фигуру, например небольшой шарик, почувствуйте какие плотные получаются фигуры, а затем просто надавите на фигуру пальцем и наслаждайтесь видом и ощущением того, как фигура растекается по поверхности.
Попробуйте пропустить песок сквозь пальцы, он как будто течет.
Теперь, когда вы познакомились с удивительными свойствами песка, можно приступать к играм.
Готовим печенья и кексики.
Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать. Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто.
При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек.
Используя формы для кексов испечь вкусняшки.
Тренируем навыки владения ножом.
Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож и предложить нарезать хлеб.
Продукты из кинетического песка отлично режутся даже тупыми ножами, а ребенок будет увлечен доверенной важной миссией.
Прятки
Дети очень любят играть в прятки, и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов.
Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их. Это могут быть игрушки из киндера, детали конструктора, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы. Задача ребенка может быть найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек.
Прятки обучающие. Для детей постарше вы можете прятать уже не просто игрушки, а цифры или буквы и просить найти определенную цифру или определенную букву.
Из найденных цифр можно составлять примеры, а из найденных букв слова.
Вы задумываете слово, записываете его на бумажке и предлагаете ребенку найти в куче кинетического песка нужные буквы для составления слова.
Угадайка
На кинетическом песке любой предмет или штам оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра.
Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке можно пойти дальше и играть в угадайку. Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке. Периодически меняйтесь с ребенком ролями.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №91» г. Ярославля
Картотека
Опыты с песком и глиной
в детском саду
Возраст 3-5 лет
Воспитатели:
Комарова Мария Валерьевна
Кострова Виктория Александровна
Опыт № 1. «Сухой песок может сыпаться».
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется).
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Сухой песок сыплется.
Опыт № 2. «Мокрый песок принимает любую нужную форму».
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого).
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Из какого песка можно сделать фигурки? (Из мокрого).
Опыт № 3. «На мокром песке остаются следы, отпечатки».
Воспитатель предлагает на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).
Вывод: О чём мы сегодня узнали? На каком песке остаются следы ног и ладошек? (На мокром песке остаются следы, отпечатки).
Опыт № 4. «Песок - это множество песчинок».
Ребята, что у меня в стаканчике? (Песок). Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок. Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?
Вывод: О чём мы сегодня узнали? В песочнице много песчинок?
Опыт № 5. «Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо».
Возьмите две одинаковые воронки и поставьте в стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В первую до половины насыпьте песок, а в другую положите истолченную глину. Налейте в обе воронки доверху воду. Наблюдайте.
Вывод: Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой.
Опыт № 6 «Кладоискатели».
Закопать в песок маленькие пуговицы и другие мелкие предметы. С помощью сита, просеивая песок, отыскиваются «сокровища».
Опыт № 7. «Волшебное сито».
Оборудование: совки, различные сита, ведёрки, миски, манная крупа, рис, песок, мелкие камешки.
Красная Шапочка рассказывает, что у неё случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась (показывает миску с крупой). Как отделить рис от манки?
- Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее?
- Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем cито. Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что из сита сыпется в миску?
- Найдём вещества в лаборатории, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков. Как отделить песок от камешков? Дети самостоятельно просеивают песок. Что в миске? Что осталось? Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки?
Опыт № 8. «Песчаный сад, парк, город».
Построить на песке различные строения, дороги, мосты, используя сухие палки, цветы, камушки.
Создать настоящую композицию города, парка, сада.
Вывод: Из песка можно строить.
Опыт № 9. «Сыпучесть».
Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумаги.
Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать - песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок - «сыпучий». Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок - рыхлый.
Опыт № 10. «Сравнение частичек песка и глины».
Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, увеличительное стекло.
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зёрнышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины. В глине - слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.
Опыт № 11. «Свойства мокрого песка».
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Объяснить детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твёрдым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов.
Опыт № 12. «Удивительный песок».
Цель: Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.
Материал: 3 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья – с прозрачной водой), лопатка, пластинка, 3 оргстекла.
Ход:
- Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть? Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть.
Вывод: Песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.
- Почему песок тонет? В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).
Вывод: Песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.
Опыт № 13. «Сухая и влажная почва».
Цель: Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.
Материал: Две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой), пластинка из оргстекла, лопаточка.
Ход:
Почва бывает разной:
Чёрной, жёлтой, красной,
Глинистой, песчаной,
подзолистой, болотистой,
Серой лесной, ещё чернозёмной.
- Как узнать в какой баночке почва сухая, а в какой влажная? (обследовать пальцами, сравнить цвет, запах)
Вывод: Сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая, липкая.
- Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой и влажной почвой? Баночки закрывают пластинками из оргстекла на 1-2 минуты; на пластине, которой закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги, а на пластине, где закрыта баночка с сухой почвой – нет.
Вывод: Сухая почва не содержит влагу; из влажной почвы испарение происходит в окружающую среду.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Занимательный песок"
НОД для детей подготовительной группы, в котором дети попадают в лабороторию профессора Всеснамуса, где знакомятся со свойствами песка и с техникой рисования песком на столе с подсветкой....
Конспект НОД "Занимательный песок"
НОД для детей подготовительной группыНОД для детей подготовительной группы, в котором дети попадают в лабороторию профессора Всеснамуса, где знакомятся со свойствами песка и с техникой рисования песко...
Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»
Познакомить со способом изготовления и внедрить использование кинетического песка в свою практику....
Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.
Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...
Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....
Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"
Мастер-класс для педагогов и родителей...