НОД по ознакомлению с окружающим "Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Владимировна Чуприна

файл содержит конспект НОД в старшей группе д/с по ознакомлению с окружающим "Хлеб - всему голова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Хлеб - всему голова».

Занятие в старшей группе.

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба.Познакомить с орудиями труда для выращивания хлеба , которые использовались древними славянами :борона, соха,серп, жернова;сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов. Воспитывать уважение к нелёгкому труду хлеборобов. Бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа.

Проращивание зёрен пшеницы. Разучивание пословиц, поговорок, стихов, песен, закличек о хлебе.

Ход занятия.

Воспитатель .

Велика и необъятна вся российская страна

Урожаями богаты наши нивы и поля.

У народа есть слова- хлеб всей жизни голова!

Славится он первым на земле, славится он первым на столе.

А знаете чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное- работой пахнет хлеб!

Тем , кто хлеб печёт чуть свет, шлёт пшено на кашу,

Тем , кто землю глубоко острым плугом пашет,

Им спасибо «говорим»., и за хлеб благодарим.

Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб.

Воспитатель .(поднимает хлеб)

Кузя, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно,как с хлебом надо обращаться? Безобразие!

Кузя .

Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.

Воспитатель .

Как тебе , Кузя ,не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.

Кузя.

Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.

Воспитатель .

Ты, Кузя, не прав и многого не знаешь оказывается.

Давайте , ребята, Кузе расскажем о том, что хлеб – это самый дорогой продукт, о том как тяжело его вырастить. О том, как выращивали и пекли хлеб наши предки и как выращивают и выпекают хлеб в настоящее время. Кузя, ты готов нас послушать и посмотреть? Ну , тогда будь внимателен.

Воспитатель .

В давние времена еда у наших предков была очень простая и очень полезная:овощи, фрукты, грибы, каши. Но был ещё продукт, без которого и в настоящее время никто за стол не садится.вы о нём узнаете, отгадав загадку.

Всем нужен, но не всякий сделает.(хлеб)

К хлебу всегда было особое уважение, т.к. хлеб- это результат долгого и тяжёлого труда.

Наши предки много работали на земле и все процессы были ручными. Лошадь тащила плуг, а пахарь держал плуг, а потом борону. Когда приходило время сеять зерно, люди вручную разбрасывали зёрна по полю из кузовков. Комбайнов не было и земледельцы серпами жали пшеницу. Не было и автоматических молотилок- поэтому зерно выколачивали из колосьев цепами.

Сушили в специальных хлевах. На выращивание и обработку урожая уходило очень много времени и сил. Наши предки ещё зимой начинали подготовку к будущему урожаю и обращались к нему со словами:

Падай, падай, белый снег! Хвати , хватит всем на всех,

Падай, падай на село, на гусиное крыло!

Поле белым укрывай—будет летом урожай!

Как только наступала весна, плугом пахали землю ,сеяли зёрна и обращались к солнцу.

Ну –ка , Солнце милое, пригрей да приласкай,

Чтобы золотистый вырос урожай!

Бывало , зачастую , что лето выдавалось засушливое и тогда крестьяне обращались к дождику.

Дождик , дождик, поливай, будет славный урожай,

Долгий лён, зелёный хмель, будет белая пшеница,

И в амбар пшено катиться, и весёлый хоровод красных девиц хоровод!

Я предлагаю показать Кузе какие хороводы водили наши предки.

Исполняется хоровод « Земелюшка - чернозём».

Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы. Срезали колосья специальным приспособлением.

Согнут в дугу- летом в лугу, зимой на крюку.

Правильно –это серп. Дальше обмолот и размол муки.

Кто помнит какие хлебные изделия выпекают из муки?

Но шло время, менялись приспособления для выращивания хлеба. В настоящее время на полях работают сильные и умные машины. Чем пашут землю? Чем боронуют? Чем засевают огромные поля? Как убирают хлеб на полях в настоящее время? Как обмолачивается зерно? Где из зерна делают муку? Едет хлеб на мельницу, мельницу- чудесницу

Богатырь-муковоз на завод муку повёз

От завода-автомата льётся тёплый, свежий запах.

Так и скачут из печи плюшки, сушки, да ватрушки,

Куличи да калачи, сладкие коврижки

А вот и пряники печатные- до чего ж нарядные!

Мы не сразу их съедим. Пусть остынут-поглядим!

Я предлагаю поиграть в игру которая назывеся»Кто быстрее найдёт свой калач».

Куда везут муку с мельницы? Кто помнит как выпекают хлеб и где? Как назывют людей. Работающих на пекарне?

Кузя мы хотим рассказать одну историю. Послушай.

Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.

И , на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.

-Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол.

- Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл.

Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении?

Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли , что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода,не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.

Входит работница пекарни с караваем.

Вот он хлебушко душистый, с хрустской корочкой витой,

Вот , тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились на земле!

С огурцами ли с картошкой, нужно хлеб съедать до крошки.

Потому, что много сил тратил тот, кто хлеб растил!

Воспитатель .

Кузя, теперь ты понял как трудно выращивать и выпекать хлеб? Будешь ещё разбрасывать хлеб по улице?

Кузя .

Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу. Только вы скажите мне куда девать хлеб, если он останется после обеда?

Дети .

Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то бросать под ноги его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз.

Мне до земли поклониться хочется хлебу, рождённому нашей землёй.

Труд –его имя.

Мир –его отчество.

И для народа он самый родной!

Кузя прощается. Желает всего хорошего.

Воспитатель .

Вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Кому мы рассказывали о хлебе? Почему мы Кузе так много рассказали? Как вы думаете Кузя будет плохо обращаться с хлебом ?

А что вам запомнилось из нашего занятия? Какой вывод мы должны сделать?

А теперь я предлагаю нарисовать рисунки про хлеб и отправить Кузе, чтобы он не забыл что такое хлеб и как его надо беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Хлеб - всему голова" (подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей о том, как хлеб пришел к нам на стол; о процессе выращивания и изготовления хлеба; о разнообразии хлебобулочных изделий; закрепить представление о содержании и значен...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы "Хлеб- всему голова"

На занятии используются ИКТ.Цель: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы, расширить и обогатить знания дошкольников о хлебе и его изготовлении....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы "Хлеб- всему голова"

На занятии используются ИКТ.Цель: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы, расширить и обогатить знания дошкольников о хлебе и его изготовлении....

«Хлеб — всему голова». Занятие по экологическому воспитанию в рамках ознакомления с окружающим миром в старшей группе

Цели занятия:- обобщить и систематизировать знания детей о том, что хлеб необходим каждому человеку;- закрепить представления о людях разных профессий, выращивающих урожай хлеба;- развивать мысл...