Кружковая работа в младшей группе "Искатели"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_v_mladshey_gruppe_iskateli.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Пустая голова не рассуждает. Чем больше
опыта, тем больше способна она рассуждать
П. Б. Блонский
Мир, в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира – открывают для себя всё новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Детство – пора удивительная и уникальная. В ней все возможно: самое скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным.
Мы хотим видеть наших воспитанников самостоятельными, любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Ребенок дошкольник сам по себе уже исследователь, проявляет живой интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию.
В предметном окружении дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы неизбежны – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников происходит в экспериментальной деятельности посредством манипуляций с окружающими предметами, что обеспечивает эффективность его дальнейшего обучения.
Детское экспериментирование — это многомерное и сложное явление. Несмотря на многие позитивные стороны детское экспериментирование еще не получило широкого распространения в практике дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день методика детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами:
- недостаточной теоретической проработанностью вопроса;
- нехваткой методической литературы. Пустая голова не рассуждает.
Следствием этого является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Рассмотрев различные подходы к определению детского экспериментирования, я пришла к выводу, что в литературе нет четкого определения данного понятия, и я в своей работе разделяю точку зрения Н.Н. Поддъякова, который определяет детское экспериментирование как «…функциональный механизм творчества ребенка, который пронизывает все сферы детской деятельности».
С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработан кружок «Искатели».
Направление кружка: естественно – научное
Актуальность
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Цель работы кружка: развитие познавательного интереса детей младшего возраста в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе.
2. Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.
3. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект.
4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.
5. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.
В основу программы положены следующие принципы:
∙ учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса экспериментально – исследовательской деятельности;
∙ учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
∙ сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
∙ обеспечение необходимого уровня формирования психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
∙ обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к открытиям, к принятию новой деятельности; обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
∙ развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Организационно-методическое обеспечение
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.
Программа рассчитана: - на 1 год по 1 занятию в неделю, длительностью 15-20 минут.
Численность детей в кружке – 15 человека. Возраст детей 3-4 года
- состоит из тематических занятий, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;
Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей будет проводиться в мае
Методы, используемые на занятиях кружка:
-беседа;
-сказка;
-рассматривание иллюстраций;
-подвижные и дидактические игры;
-пальчиковые игры;
-показ образца выполнения последовательности работы.
Форма проведения: совместная деятельность воспитателя и детей. Данные задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, социальной, чтении художественной литературы.
Принципы, лежащие в основе программы: доступность, наглядность, научность, демократичность и гуманизм, «от простого к сложному», системность и последовательность. Работа строиться с учетом индивидуальных особенностями воспитанников. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Программа предусматривает различные формы и методы проведения занятий:
Формы: беседа, дидактические и настольные игры, театральные игры, занятия с использованием опытно- экспериментальной деятельности, создание проблемной ситуации и др.
Методы: объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую продукцию), репродуктивный (воспринимают основные способы деятельности), частично-поисковый (решение поставленной задачи вместе с педагогом), исследовательский (самостоятельная работа).
Каждое занятие кружка «Почемучки» приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает вопросу, догадки. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают на основе наблюдений, опытов, приобретенных ранее знаний сравнивать отдельные факты, а затем при помощи рассуждений приходить к выводу. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, учатся логически мыслить. Познавательная деятельность развивает все психические процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление и особенно речь детей.
Организационный раздел
Развитию познавательных интересов способствует предметно-развивающая среда, созданная в группе. Среда насыщенная, предоставляет ребенку возможность для активного исследования и решения задач. Содержит современные материалы: конструкторы, материалы для формирования сенсорного развития, экспериментальная лаборатория, театральный уголок, игровая зона для сюжетных игр. Игра основной вид деятельности детей младшего возраста, поэтому вся познавательная деятельность проводиться только в игровой форме, в том числе и занятия с использованием технических средств.
Наиболее эффективная форма проведения занятий во второй младшей группе: по подгруппам. Данная форма позволяет детям лучше усвоить программный материал, обеспечивает их работоспособность, способствует контакту педагога с каждым ребенка. Состав подгрупп не является стабильным, в течение года он пересматривается с учетом уровня речевого и познавательного развития детей на основе мониторинга.
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | 1. «Какая бывает вода». | Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества). |
2. «Игры с султанчиками». | Познакомить со свойством воздуха – движение. | |
3. «Мутная водица». | Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. | |
4. «Сладкая водичка». | Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар. | |
Октябрь | 1. «Узнай по запаху». | Дать представление об органах чувств (нос). |
2. «Поиграем с ветерком». | Учить умению обнаруживать движение воздуха. | |
3. «Разноцветная водица». | Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить. | |
4. «Почва». | Познакомить со свойствами почвы. | |
Ноябрь | 1. «Поиграем с песком». | Дать представление о свойствах песка. |
2. «Тяжелый – легкий». | Учить определять и группировать предметы по весу. | |
3. «Узнай по звуку». | Определять и называть издаваемые звуки. | |
4. «Свойства глины». | Учить определять качество глины (мягкая, пластичная). | |
Декабрь | 1. «Холодный – горячий». | Учить определять температуру воды. |
2. «Чудесный мешочек». | Развивать умение на ощупь определять твердый предмет. | |
3. «Водичка – водичка». | Закрепить свойства воды. | |
4. «Откуда сосулька». | Познакомить детей об образовании льда. | |
Январь | 1. «Какой это снег». | Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый). |
2. «Как превратить снег в воду». | Формировать простейшие представления о свойствах снега. | |
3. «Превращение воды». | Закрепить свойства воды (превращение в лёд). | |
4. «Воздух невидимка». | Дать представление о воздухе невидимке и где его найти. | |
Февраль | 1. «Цветные льдинки» | Познакомить с одним из свойств воды. |
2. «Ветер, ветер ты могуч» | Познакомить с природным явлением – ветер. | |
3. «Свойство льда» | Закрепить знания о свойстве льда. | |
4. «Игры с соломинкой» | Дать представление о том, что им дышат. | |
Март | 1. «Плавает или тонет» | Учить определять тяжелые и легкие предметы. |
2. «Свойство бумаги» | Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства. | |
3. «Посадим лук» | Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо. | |
4. «Что тонет, а что плавает» | Учить узнавать какие предметы тяжелые и легкие, какие тонут какие нет. | |
Апрель | 1. «Веточки сирени» | Наблюдать за появлением листочков на веточках. |
2. «Поиграем с солнечным зайчиком» | Дать представление о том, что это луч солнечного света. | |
3. «Деревянные предметы и их свойства» | Учить определять свойства деревянных предметов. | |
4. «Где воздух» | Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас. | |
Май | 1. «Ткань, её свойства и качества» | Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства. |
2. «Мы печём пироги» | Расширять знания о свойствах песка. | |
3. «Сравнить песок, почву, глину» | Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства. | |
4. «Отчего вода имеет вкус» | Дать детям представление о сладкой и соленой воде. |
Планируемые результаты освоения программы
к четырем годам дети:
∙ Имеют представление о предметах быта, необходимых человеку (одежда, мебель, посуда, транспорт) их назначение.
∙ Проявляют интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимодействиям в природе, бережно относятся к ней.
∙ Соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
∙ Выявляют наиболее характерные сезонные изменения в природе.
∙ Составляют группы из однородных предметов и выделяют один предмет из группы.
∙ Используют различные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.
∙ Испытывают положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской деятельности.
∙ Устанавливает простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
∙ В диалоге с педагогом умеют слышать, понимать заданный вопрос и отвечать на него.
∙ Используют все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
∙ Проявляют интерес к различным видам игр, и участвует в них.
∙ Разыгрывают по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие сказки (отрывки).
∙ Имитируют движения, мимику, интонацию изображаемых героев.
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду.
2. В.Н.Волчкова. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Т.Ц. «Учитель». Воронеж. 2007 год.
3. О.В.Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика – Синтез, М. 2012 год.
4. Т.М.Бондаренко. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада – Воронеж, 2008 год.
5. С.В.Батяева. Альбом по развитию речи для дошкольников. - М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2013 год.
6. Н. А. Рыжова «Наш дом природа». М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005 г.
7. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015. – 128 с.
8. «Большая книга для малышей я и мир вокруг меня. М. «АСТ-ПРЕСС», 2002 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружковая работа 2 младшей группы
Во второй младшей группе проводится кружковая по нетрадиционной техники рисованияТематический план занятий с детьми 3-4 лет.ТемаЗадачиОктябрь.ЛистопадИзображение листьев пальчиком и кистью способом пр...
Перспективное планирование кружковой работы в младшей группе.
Кружок для развития мелкой моторики и артикуляции «Пальчик, ручка, язычок» объединяет два вида деятельности: пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Первая часть занятия – пальчиковые игры и у...
Программа по кружковой работе 1 младшая группа "Радужный мир"
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал , - «ранний возраст сензитивен во всем»....
Перспективное планирование кружковой работы вторая младшая группа
Перспективный план работы кружка "Чудесная мастерская" во второй младшей группе....
Кружковая работа 2 младшая группа
Кружковая работа по сенсорике...
Рабочая программа по кружковой работе 1 младшая группа.
Рабочая программа....
Кружковая работа в младшей группе "Маленькие художники"
кружок по нетрадиционным техникам рисования...