К О Н С П Е К Т Н О Д по проектной деятельности «Смоленск – мой край родной» на тему: «Наш город богат красотой».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: дать детям доступные исторические знания об образовании своего города, его названии, вызвать интерес к истории нашего города.
Задачи: 1. Образовательные: познакомить детей со словами "кривичи", "смола", "зодчий", "битюг", "реставрация", "бойница", "смолить", раскрыть их смысловое значение. Закреплять навыки словообразования. Познакомить с историей возникновения крепостной стены - мощным оборонительным сооружением и уникальным архитектурным памятником русского зодчества и ее названием; познакомить с башнями крепостной стены и их названиями.
2. Развивающие: развивать речь детей, активизировать их словарный запас, расширять круг познавательных интересов.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к родному городу, уважительное отношение к памятным местам города; к тем, кто создал культурные достопримечательности города. Побуждать стремление учиться так, чтобы в дальнейшем прославить свой город.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_noyabr_1.docx | 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска
К О Н С П Е К Т
Н О Д по проектной деятельности «Смоленск – мой край родной» на тему:
«Наш город богат красотой». Для воспитанников старшей группы № 2 «Здоровячки» (5-6 лет)
Воспитатели:
Матанцева Е.А.
1 кв. категория,
Трофимова Е. А.
г. Смоленск,
2020-2021 уч.год
Цель: дать детям доступные исторические знания об образовании своего города, его названии, вызвать интерес к истории нашего города.
Задачи: 1. Образовательные: познакомить детей со словами "кривичи", "смола", "зодчий", "битюг", "реставрация", "бойница", "смолить", раскрыть их смысловое значение. Закреплять навыки словообразования. Познакомить с историей возникновения крепостной стены - мощным оборонительным сооружением и уникальным архитектурным памятником русского зодчества и ее названием; познакомить с башнями крепостной стены и их названиями.
2. Развивающие: развивать речь детей, активизировать их словарный запас, расширять круг познавательных интересов.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к родному городу, уважительное отношение к памятным местам города; к тем, кто создал культурные достопримечательности города. Побуждать стремление учиться так, чтобы в дальнейшем прославить свой город.
Демонстрационный материал: фотографии 10 башен крепостной стены, фотография зодчего Ф. Коня, фото Никольских ворот, иллюстрации города, вопросы к викторине, фотовыставка, детские рисунки о городе.
Предварительная работа: беседы о городе, разучивание стихов о городе, оформление альбома, ширм, папок о городе, сбор иллюстративного материала о своем крае, фото выставка: «Мы из Смоленска», рисование на тему: «Ожерелье Смоленска».
Ход занятия.
— Ребята, в каком городе мы с вами живём? (г. Смоленск)
Смоленск - удивительный красивый город. В нём есть красивые улицы, дома, парки, памятники, собор, церкви. И даже жители нашего города красивые. А как называются жители нашего города? (Смоляне). Знаете ли вы почему наш город называется Смоленск?
Вот об этом я вам расскажу. Наш город очень древний, старый.
Знаете как ещё его называют? (город-кпюч, город-воин, город-страж, город-щит). Потому что он играл важную роль в защите рубежей Русской земли. Давным-давно ещё не было никакого города. Просто было небольшое поселение вдоль реки. Люди жили в небольших деревянных домах. И звали их кривичи. Это были наши предки. Как вы думаете, почему только в деревянных? (Люди ещё не научились делать кирпичи).А какая река протекает в Смоленске? (р. Днепр)
Разлив Днепра (А. Т. Твардовский).
Широко разлился Днепр,
Ни конца, ни края нет.
Затопил берега, заливные луга.
Затопил приднепровье,
Низкорослые кусты.
И пошли, пошли с верховья
На Смоленск плоты.
Вплотную к Днепру подходил сосновый лес. Люди (кривичи, которые жили в этом селении, рубили сосны, делали лодки, варили смолу и смолили эти лодки. И все те, кто проплывал на лодках,останавливались в селении просмолить свою лодку.
- Зачем нужно было смолить лодки (Чтобы не пропускали воду, сохранить от рассыхания и гниения). Поэтому город назвали Смоленск. (смола- липкий, твердеющий на воздухе сок хвойных и некоторых других растений; смолить –пропитывать смолой; покрывать, промазывать поверхность что-либо смолой).
О Смоленске
Среди лесов и скудных пашен,
Перуну помолясь в ночи,
Тебя воздвигли предки наши,
Народ рабочий - кривичи.
В лесах они смолу курили,
Там много елей и сосны,
И той смолой потом смолили,
свои рыбацкие челны.
И потому те поселенцы,
Что на холмы к Днепру пришли,
В честь мирных дел своих,
Смоленском тебя однажды нарекли.
-Какое слово и какое дело дало название нашему городу? (смола, смоление лодок)
- Мы Смоленск свой очень любим,
Потому что в нём живём,
О Смоленске нашем древнем,
Мы стихи сейчас прочтём (чтение стихов детьми).
1. Когда ещё не было русской державы,
Дымились костры на заре,
И прежде чем встали Московские главы,
Смоленск возвели на Днепре.
2. Город древний, город славный,
Лучше в мире не найти.
Ни в своей стране, ни в дальней,
Хоть ищи, хоть не ищи.
3. Смоленщина, ты силою сильна,
Сильна и прошлой и грядущей славой.
Горжусь я, что родная сторона,
Щитом отчизны названа по праву.
4. Ты стоишь, оплот державы,
На холмах, как часовой,
Город русской, древней славы.
Город вечно молодой.
Ещё раз эти стихи подтверждают то, что Смоленск - древний город и по праву может называться: город-воин, город-щит, город- ключ. Выглядел Смоленск в те времена, особенно зимой, чёрным как смола. Построен он был из дерева, которое от ветров и дождей темнеет. К тому же зимой из окон и дверей домов валил дым, как при пожаре, потому что люди тогда не умели класть печки с трубой, вот дым и выходил не через трубу, а из окон и дверей. Поэтому всё внутри дома и снаружи было чёрным, прокопчённым.
— А сейчас давайте встанем, разомнёмся.
Физкульминутка «Город».
«Мы по городу шагаем,
много видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты.
И деревья и кусты»
— Ребята, а вы знаете, что называют «Ожерельем Смоленска»? (Крепостную стену). Сейчас мы и поговорим о Крепостной стене и откуда возникло такое название. Как вы думаете, для чего стали возводить крепостную стену (Чтобы защитить город, остановить врага). Много раз враги мечтали захватить наш город, завоевать и победить смолян. Поэтому Смоленск должен был быть хорошо укреплён. В те времена он был огорожен деревянной стеной и земляным валом. Неприятельские пушки разбили эти защитные сооружения Смоленска, а то, что от них осталось, не могло защитить город. Поэтому вокруг Смоленска стали возводить каменную стену. Со всех сторон Русского государства в Смоленск съехались опытные каменных дел мастера. Крепость строили 6 лет. В годы строительства было запрещено возводить каменные дома, церкви, печи, чтобы весь кирпич шёл на строительство стены. Руководил строительством знаменитый зодчий Фёдор Конь. Его ещё в юношеские годы за силу, сноровку и надёжность прозвали Конём. (Показ фотографии).
«Он был Конём за силу прозван:
Мощь битюга играла в нём!
Сам царь Иван Васильевич Грозный
Детину окрестил Конём.
И впрямь точно, хоть и не льстиво,
К нему та кличка привилась,
Его взлохмоченная грива
Точь-в-точь, как у коня вилась.»
(Битюг- по отношению к человеку- рослый, сильный человек;
Зодчий- строитель, архитектор). Благодарные жители г. Смоленска поставили Ф. Коню памятник (в 1991г). Он находится около крепостной стены у башни Громовой. В состав крепости входило 38 башен. Через узкие окна-бойницы можно было стрелять из ружей и пушек. Ширина крепости была такой, что можно было ехать в карете запряжённой тройкой лошадей. Протяжённость крепости-6,5 километра. Высота стен (вместе с зубцами) от 13 до 19 метров. Под крепостью были сделаны специальные погреба. В них хранились порох и ядра. Особую привлекательность крепостной стене придают её башни. - Для чего они были нужны? (В них находились стражники. Они смотрели во все стороны, не виден ли враг.). Башни построены так, что они выступают вперёд. Из одной башни можно было видеть всё, что делается перед крепостной стеной до следующей башни и вести огонь вдоль стены.
— Почему Крепостную стену называют ожерельем Смоленска? Если смотреть на картинку, то можно увидеть, что крепостная стена в то время опоясывала наш город по кругу, т. е. напоминала собой ожерелье, башни сравнивали с камнями в этом ожерелье, а сочетание цветов: красного и белого делает Крепостную стену нарядной.
К настоящему времени от прежней стены осталось меньше половины, а из 38 башен существует только 17. Но всё то, что сохранилось, придаёт городу неповторимость. Башни отличаются друг от друга по форме, величине, отделке. Каждая имела своё название и своё назначение. Сейчас я вам покажу и расскажу о некоторых из них. - Вот с этой башни (показываю Бублейку) при приближении врага подавали шумовые сигналы- били в бубен. Отсюда и название башни-Бублейка. - А с этой сторожевой башни (показываю на Маховую) сигналили, махая днём каким-либо видимыми предметами, а ночью - огнями. И название башня получила Маховая,- Из башни Водяной шёл специально прорытый ров к Днепру, чтобы ходить за водой. - В башне Пороховой хранился порох. - Башня Копытенская получила своё название от того, что стуча копытами по мостовой, выходил ранним утром на пастбище и возвращался поздним вечером домашний скот. Аврамиеевская башня получила своё название от монастыря, находившийся рядом с ней. - Башня Донец служила местом размещения стрельцов, среди которых было немало выходцев из донских казаков. В настоящее время напротив башни - Вечный огонь. - Башня Веселуха была расположена на лоне красивой природы. Она веселила глаз, т. е. очень нравилась горожанам. Башня Орёл расположена на самом высоком месте с хорошим обзором, поэтому и получила название самой зоркой и могучей птицы. С этой башни открывается потрясающий вид: долина Днепра и живописные холмы, уходящие к горизонту. В настоящее время на Орле тренируются и соревнуются альпинисты, т. к. многочисленные трещины имеющиеся в кладке башни, очень удобны для этого. -А вот это Громовая башня. Посмотрите как далеко от стены она выдвинулась на встречу врагу и как бы грозит ему. Из неё можно было вести круговой обстрел из всех орудий. Своей мощью башня была грому подобна, чем и заслужила своё название. Сегодня в здании башни размещён филиал Смоленского музея-заповедника «Смоленск- щит России». (Музей оружия, а на 4 ярусе башни - смотровая площадка).
Чтобы запомнить перечисленные названия башен, сделаем физминутку.
«Сколько башен мы назвали из 38?
Быстро встанем и сейчас повторим их мы.
Руки на поясе будем мы держать.
Высоко подпрыгивая станем называть:
Первая Бублейка, Вторая Маховая,
Затем Пороховая, Донец и Водяная.
И дальше по порядку устали не зная:
Копытенская, Авраамиевская, Орёл и Громовая.
И башня Веселуха, берись скорей за ухо.
Как здорово что мы, все башни вспомнили.» (показ по тексту)
— А как же люди попадали в город, если вокруг стена да башни? Ведь жители города где-то должны были проходить? (Через ворота). Только в 9 башнях были устроены ворота. Сегодня уцелели Никольские ворота, есть Днепровские ворота, но через них нет хода. Горожане любят свою старинную Крепостную стену, заботятся о ней: в следующем году собираются делать реставрацию (восстановление) кирпичной кладки, скрепление трещин, косметический ремонт некоторых башен и участки стен между воротами и башнями. - Заканчивая рассказ о Крепостной стене, хочется напомнить вам слова поэта- земляка Алексеея Бодренкова:
«От каждого камня здесь мужеством веет
Дней наших и дней старины.
И если ты хочешь быть духом сильнее-
Побудь у Смоленской стены.»
— Ребята, в выходные дни вы можете сходить с родителями к крепостной стене, рассмотреть её, познакомиться поближе с этим интерессным, удивительным памятником нашего города.
— Сегодня мы с вами говорили о Смоленске. Много о нём узнали. А что вы о нём знаете или узнали на нашем занятии, сейчас проверим. Я вам предлагаю Викторину: «Знаешь ли ты свой город?»(Каждый ребёнок подходит к фланелеграфу, снимает любой кружок и несёт его воспитателю. Воспитатель задаёт вопрос, который написан на обратной стороне кружка. Если ребёнок ответил правильно, забирает кружок себе).
Приложение к конспекту
Цель: Знакомить с историей одного из городов России – город - герой Смоленск.
Задачи:
1.Познавательная: расширять знания детей о достопримечательностях города. Знакомить через них с его историей, закреплять знания о всенародном празднике воинов, уточнить кто такие защитники, город – герой.
2.Развивающая: развивать чувство патриотизма, социально – коммуникативные навыки, мышление, поддерживать инициативу детей.
3. Воспитательная: воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к родине, желание ее защищать.
Интеграция областей:
«Познание» - расширять кругозор детей, знакомить с историей России.
«Коммуникация» - вовлекать в разговор во время беседы, совершенствовать и обогащать словарный запас.
«Социализация» - учить правилам взаимоотношений в коллективе.
Словарная работа: город – герой, Отечество.
Предварительная работа: беседы о предстоящем празднике День Победы,
чтение художественной литературы о ВОВ.
Материал и оборудования: иллюстрации с изображением памятников города Смоленска, разрезные картинки, картинки с изображением лиц, игровые элементы автобуса.
Ход занятия.
1. Психологический настрой.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
- А что такое «путешествовать»?
- А на чём можно путешествовать?
Воспитатель: Давайте мы с вами отправимся в путешествие на автобусе.
Воспитатель: Быстро рассаживаемся, устраиваемся поудобнее. Начинаем наше путешествие. Заводим мотор и отправляемся в путь.
(На интерактивной доске включаем показ автобуса, едущего по дороге.)
На стульчиках, изображающих салон автобуса проводится физминутка.
2. Физминутка.
Едем, едем далеко мы, - крутим руль.
Нажимаем на педаль – движение ногой нажима на педаль.
Газ включаем – выключаем – рука сжата в кулак, согнута в локте, двигается вперёд-назад.
Смотрим пристально мы вдаль – рука «козырьком» у глаз.
Дворники счищают стёкла – движение работающих «дворников».
Вправо – влево! Чистота! Ветер волосы ерошит – пальцы рук шевелятся в волосах.
Мы хоть куда! – кулак с поднятым вверх большим пальцем.
Первая остановка автобуса (интерактивной доске).
Воспитатель: Куда это нас привёз автобус? Что это за город? Ребята, этот город называется Смоленск (выставляется картинка с изображением Смоленска.
Этот город находится в очень удобном месте. Рядом протекает большая и полноводная река Днепр, а также не далеко располагается еще одна река Двина, вокруг много лесов, озер. По этим двум рекам плавали различные торговые корабли. Эти корабли везли со всего света множество товаров. Так вот, именно здесь купцы и другие путешественники-мореплаватели ремонтировали, «смолили» свои лодки. Ведь раньше лодки и большие корабли строились из дерева, а чтобы дерево не размокало и не гнило от долгого нахождения в воде его проконопачивали смолой – смолили. А именно здесь было развито такое искусство. Считают, что именно поэтому город получил свое название Смоленск.
А еще, ребята, город Смоленск имеет звание город – герой. Кто такой герой?
Дидактическая игра «Назови качества героя».
Воспитатель: Давайте продолжим путешествие по этому городу и узнаем почему этот город - герой. Поехали!
Вторая остановка автобуса (интерактивная доска).
«Герой – это почетное звание для человека. Но только в нашей стране есть Города – герои. Во время войны многие солдаты и офицеры совершали подвиги. Жители целых городов поднимались на великую битву с фашистами. Эти города после войны были награждены Золотой Звездой, им было присвоено звание – Город-герой.
Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года Германия вероломно напала на наше Отечество. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на нашу родину. Тысяча орудий открыли огонь по мирно спящим сёлам, городам. Самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэропорты.
Гитлер хотел завоевать нашу Родину. Уничтожить русский народ.
Весь народ стар и млад стали на защиту своей Родины! На фронт шли не только войны, но даже дети, убегали из дома, чтобы воевать с фашистами.
Воспитатель: «Вечный огонь» горит в память о защитниках города от фашистских захватчиков. «Вечный» - потому что помнить о них мы должны всегда, «огонь» - его тепло согревает наши сердца их любовью к нам, к России. «Вечный огонь» находится у крепостной стены, которая окружала очень давно весь наш город. А зачем строили крепости? (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций).
Третья остановка автобуса.
Проедим в музей военной техники. Победить врага помогали и военные машины. Какие вам известны?
Дидактическая игра «Собери военную технику» (составит из разрезанных картинок целую).
Воспитатель: Продолжаем путешествие дальше.
Четвертая остановка автобуса.
Воспитатель: Садимся, едем дальше. А вот следующая остановка. Смелыми и сильными были солдаты ВОВ, но чтобы стать сильными, нужно дружить с физкультурой. Давайте потренируемся.
-Как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом.
-Левый – раз, левый раз
Посмотрите все на нас.
Мы захлопаем в ладоши.
Дружно, Веселей!
Застучали наши ножки
Горомче и быстрей.
По каленочкам ударим
Тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше!
Завертелись наши ручки
Снова опустились
Мы на месте покружились
И остановились.
Пятая остановка автобуса.
День Победы, когда русский народ смог одолеть фашистских захватчиков., когда наступил мир. 9 мая празднуется День Победы.
А что бывает в этот день, послушайте загадку.
Вдруг из темной темноты.
В небе выросли кусты.
А на них – то голубые,
пунцовые, золотые
Распускаются цветы.
Не бывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми.
Пунцовыми, золотыми, разноцветными, что же это такое? (ответы детей: Салют)
Этот салют для всех людей кто участвовал в страшной войне!
- А нам, ребята, пора возвращаться обратно домой, в детский сад, из славного города – героя Смоленска. (Едут на автобусе обратно в детский сад).
3.Итог:
Я хочу ребята, чтобы Вы всегда помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь силу для того, что бы мы с Вами сейчас жили мирно и спокойно. А в день победы вместе с родителями обязательно побывайте у памятника Войнам, погибшим в ВОВ в нашем городе.
Поклонитесь их памяти!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в ДОУ - "Край родной, навек любимый"
Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к п...
Проектная деятельность: "Ознакомление с природой родного края."
Так как наш садик находиться в живописном месте, в п. Можайский, рядом с ним находится Дудергофский парк, который мы с детьми регулярно посещаем. Мы стараемся во время экскурсий дать детям экологическ...
Презентация на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста в проектной деятельности в изучении истории родного края"
Согласно с ФГОС наша задача как педагогов направлена не только на развитие видов деятельности, но и на развитие личностно-ориентированных качеств дошкольника, которые формируются во ...
Технология проектной деятельности в старшей группе "Колокольчики" по теме "Ленинград- город герой"
Знакомство с героическим прошлым родного города, воспитание патриотизма и чувства любви к Родине....
К О Н С П Е К Т Н О Д по проектной деятельности «Смоленск – мой край родной» на тему: «День Рождения города Смоленска».
Цели и задачи:· o сформировать представления дете...
К О Н С П Е К Т по проектной деятельности «Смоленск – мой край родной» на тему: «Здравствуй, лето красное!».
Цель: Укрепление физического и психического здоровья детей, создание дружеской атмосферы и хорошего настроения.Задачи:Образовательная – формировать познавательную активность у детей, д...
Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север – мой край родной»
Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север-мой край родной». Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются с...