Технология проектной деятельности в старшей группе "Колокольчики" по теме "Ленинград- город герой"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гагарина Лариса Вацлавовна

Знакомство с героическим прошлым родного города, воспитание патриотизма и чувства любви к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности

в старшей группе «Колокольчики» по теме «Ленинград – город герой»

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии проектной деятельности заключается в том, что она имеет:

  • Выраженную поэтапность;
  • Включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе;
  • Позволяет педагогу предвидеть промежуточные и итоговые результаты;
  • Конкретность целей и задач;
  • Возможность использовать разнообразные способы, формы и приёмы для реализации;
  • Позволяет достичь поставленные цели.

Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: с сентября 2019 по май 2020 года. 
Вид проекта: обучающий, познавательно – исторический, нравственно-патриотический.
Участники проекта:
 воспитатели, дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители.
Обоснование выбора темы: 
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой отечественной войне, о ее защитниках и героях.
Как поддержать интерес ребенка помочь ему узнавать новую, интересную информацию о Великой Отечественной войне. Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников.
Актуальность:
9 мая 2020 года страна будет праздновать великий праздник «75 лет со дня Победы в Великой Отечественной Войне». Поэтому в преддверии праздника, было принято решение разработать и реализовать проект « Ленинград – город герой».
Потому что важно еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашего города. Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями прошлого родного города в Великой Отечественной войне. Надо помочь детям увидеть любимый город в трудное время; узнать, какова была сила духа народа в годы испытаний, привить любовь к Родине, к ее героям, преданность ей.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.
Проблема:
• Как познакомить детей старшей группы в детском саду с темой «Великая Победа», донести всю интересующую детей информацию до их сознания.
• Недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне.
• Нет заинтересованности родителей в расширении патриотических знаний детей.

Цель проекта: Формировать патриотические чувства у дошкольников, уважение и гордость за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи: 
• Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;
• Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет; 
• Воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;

  • Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны; раскрыть понятие «Город-герой».


Гипотеза: Процесс патриотического воспитания дошкольников о Великой Отечественной войне в условиях ДОУ будет эффективным, если: работа по ознакомлению проводится систематически; подобраны адекватные возрасту формы и методы обучения дошкольников; созданы специальные условия; разработан механизм, объединяющий усилия детского сада и семьи по вопросам патриотического воспитания детей с данной темой.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Повысить уровень осведомлённости старших дошкольников об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым Ленинграда в период Великой Отечественной войны;
- познакомить с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;

 - повысить интерес детей к играм на военную тематику;
-
воспитывать  чувство гордости к защитникам Родины.
Родители:

- Обогащение уровня патриотических знаний родителей; 
- активное участие родителей в реализации проекта;

- вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Педагог:
- Повышает профессиональный уровень и личностный рост.

Этапы проекта: 
1-й этап - Подготовительный
Постановка цели и формулирование задач. 
Определение форм и методов работы.
Подбор методической литературы.
Выбор оборудования и материалов (дидактических игр, игровых упражнений, литературно-художественного материала). 
Разработка календарно-тематического плана проекта.
2-й этап - Практический
Деятельность в соответствии с тематическим планированием:
Изготовление дидактических игр по теме проекта; 
Игры; 
Продуктивная деятельность детей; 
Чтение художественной литературы; 
Создание альбомов, книжек - малышек;
Выставки детского творчества.
Организация работы с родителями: беседы, встречи, консультации;
Выставки совместного творчества детей и родителей.
Создание макетов «Военной техники».
3-й этап - Итоговый
Итоговое мероприятия проекта - досуг «Ленинград – город герой».

Комплексно – тематическое планирование

по патриотическому воспитанию дошкольников старшей группы

Месяц

Тема

Направления

Формы взаимодействия

Задачи

Сентябрь

«Героическая оборона Ленинграда»

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное

развитие.

Речевое развитие.

Художественно - эстетическое развитие.

Физическое развитие.

  - Беседа на тему «Как началась война? Что ты знаешь о войне?»;

- игра «Разрезные картинки»;

- просмотр документальных фильмов об обороне Ленинграда»;

- рисование «Противотанковые ежи»;

- чтение рассказов

Н.С. Тихонова «Враг у ворот», «Ночи Ленинграда»;

- сюжетная игра «На границе»;

- подвижная игра «Стенка – мишень»;

- игра – соревнование «Забинтуй раненого».

 - Расширять представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда;

 - познакомить с жизнью людей в это время.

Октябрь

«Дети блокадного Ленинграда»

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное

развитие.

Речевое развитие.

Художественно - эстетическое развитие.

Физическое развитие.

 -  Игра «Перевезём продукты

по дороге жизни»;

 - беседа «Свеча памяти»;

 - альбом «Рисунки детей блокадного Ленинграда»;

- акция «Не потеряй ни крошки хлеба»;

- просмотр мультфильма «Воробушек»;

- рисование «Варежки для детей блокады»;

- аппликация «Разорванное кольцо»;

- беседа «Дети и война».

 - Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;

- рассказать о жизни детей в тяжёлые годы войны (дневник Тани Савичевой).

Ноябрь

«Боевые награды Ленинграда»

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное

развитие.

Речевое развитие.

Художественно - эстетическое развитие.

Физическое развитие.

- Чтение рассказа А. Митяева «Дедушкин орден»;

- игра «Назови медали»;

- рассматривание альбома «Ордена и медали»;

- дидактическая игра «Назови награду»;

- аппликация «Медаль за оборону Ленинграда»;

- лепка «Военная техника»;

- сюжетно – ролевая игра  «Мы военные»;

-  познавательная игра «Раньше и теперь».

 - Познакомить детей с боевыми наградами: орденами и медалями;

- формировать представление о героизме, за который вручали награды.

Декабрь

«Достопримечательности памяти В.О.В.»

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное

развитие.

Речевое развитие.

Художественно - эстетическое развитие.

Физическое развитие.

 - Беседа по вопросам: «Как чтут память героев войны? Какие памятники героям войны вы знаете?»;

- сюжетно-ролевая игра «Санитары»;

- рисование «Цветок Жизни»;

- словесное упражнение «Подбери слово к иллюстрации»;

- дидактическая игра «Подбери к эмоции слово и картинку»;

- дидактическая игра «Сигнальные флажки»;

- конкурс рисунков «Мир на Земле»;

- дидактическая игра  « Отгадай военную профессию».

 - Сформировать представление о памятниках, зачем они нужны;

- воспитывать уважение к истории города, значимого прошлого, чувство гордости за предков.

Январь

«Блокада Ленинграда

в литературе»

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное

развитие.

Речевое развитие.

Художественно - эстетическое развитие.

Физическое развитие.

- Конкурс чтецов «Хотят ли русские войны»;

- книжки – малышки «Стихи

о блокаде Ленинграда»;

- сборник пословиц и поговорок о В.О.В.;

 - чтение стихотворений

Н. Майданик «День Победы»,

С. Михалкова «Победа»;

- аппликация «Самолёты летят»;

- физкультминутки: «Ура, «Будем мир мы защищать», «Пограничник на границе»,  «Вертолет»;

- дидактическая игра «Чья форма»; 

- подвижная игра  «Попади в цель».

 - Познакомить детей с художественными произведениями о блокаде Ленинграда;

- развивать умение анализировать произведение;

- воспитывать способность сопереживать другим людям, сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох и поколений;

-  закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа.

Февраль

«История георгиевской ленточки»

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное

развитие.

Речевое развитие.

Художественно - эстетическое развитие.

Физическое развитие.

- Беседа «История георгиевской ленточки»;

- рисование «Георгиевская ленточка»;

-  эстафеты: «Доставь донесение в штаб», «Перетягивание каната»;

- дидактическая игра  «Для кого это оборудование»;

- подвижная игра «Стенка-мишень»;

- лепка на тему «Пограничник с собакой»;

- конструирование на тему «Военный корабль»;

- аппликация «Голубь мира».

Познакомить ребят с историей и значением Георгиевской ленточки;

- воспитывать чувства патриотизма;

- развивать чувство гордости за Родину.

Март

«Песни военных лет и фронтовой треугольник»

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное

развитие.

Речевое развитие.

Художественно - эстетическое развитие.

Физическое развитие.

- Аппликация «Фронтовой треугольник»;

- прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы», марш «Прощание славянки», «В землянке», «Журавли», «Дымилась роща», «Смуглянка»;

- подвижная игра «Письмо на ходу»;

- сюжетно-ролевая игра «Лётчики»;

- дидактическая игра «Что в военном пакете?»;

- лепка «Самолеты»;

-  подвижная игра «Помоги раненому».

 -  Развивать духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой;

- продолжать знакомить детей с техникой оригами, развивать мелкую моторику пальцев рук;

- обобщать и расширять знания детей о ВОВ, дать представление о жизни людей на войне и в тылу.

Апрель

«Подвиги героев Ленинграда»

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное

развитие.

Речевое развитие.

Художественно - эстетическое развитие.

Физическое развитие.

- Игра «Перейди на другой берег»;

- раскрашивание «Сюжеты о войне»;

- чтение рассказа Л. Кассиля «Твои защитники»;

- игры – состязания: «Самый меткий», «Самый смелый»;

- беседа по вопросам: «Как победила наша Армия фашистов? Кого называют героями войны? Что они совершили? Как награждали победителей?»;

 - сюжетно-ролевая игра «Моряки»;

- подвижная игра  «Собери патроны»;

-  словесно-дидактическая игра «Подбери профессии воинов по образцу».

- Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ;

- расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей переживших блокаду;

- способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени; 

- формировать умение уважительно относиться к подвигу наших солдат;

- содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через атмосферу, царящую в группе, чтение рассказов и беседы.

Май

«9 мая – день Победы»

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное

развитие.

Речевое развитие.

Художественно - эстетическое развитие.

Физическое развитие.

 - Музыкально – ритмическая игра

«Наш парад»;

- рисование «Праздничный салют»;

- открытка «День Победы»;

 - беседа по вопросам: «Кто такие ветераны? Почему надо уважать и заботиться о ветеранах? Кто из твоих родственников участвовал в войне?».

-  участие в акции «Поздравительная открытка ветерану ВОВ»;

-  подвижная игра «Переправа через мост»,

- дидактическая игра «Воину солдату своё оружие»;

- лепка «Вечный огонь».

 - Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы;

 - развивать у детей воображение, наблюдательность, любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного;

- развивать память, внимание, речь, мышление.

ВЫВОДЫ:
Таким образом, проведенная работа по теме «Ленинград – город герой» сформировала у детей представление об истории ВОВ, о ее исторических фактах, об участии войск в войне и их героических подвигах, смелости и храбрости, о значении победы нашего народа над фашизмом.
Работа по проекту позволила прийти к следующим результатам:
•Сформировались у детей элементарные знания о подвиге Ленинграда в Великой отечественной войне.
•Повысился уровень мотивации к занятиям.
•Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
•Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
•Воспитание патриотических чувств у ребенка, привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину желание быть смелым, сильным и выносливым. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Дети заинтересовались темой «Ленинград – город герой», проявили познавательную активность.

Литература 
1. Вераксы Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М., 2011г.
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе. – М., 2010г.
3. Морозова И.А, Пушкарева М.А. Мозаика – синтез. М. 2007. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет.
4. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет.
5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. – М., 2010г.
6. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М., 2006г.
7. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. – М., 2009г.
8. Журналы: Дошкольное воспитание №4 2011, №5 2006, №3 2012
Ребенок в детском саду №2 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по проектной деятельности на тему «Мой родной город» Старшая группа

Творческий отчет по проектной деятельности на тему «Мой родной город» Старшая группа...

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)

Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...

Технология проектной деятельности в старшей групее.

План проектной деятельности в старшей группе....