"Дар Екатерины"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тищенко Марина Николаевна

Конспект занятия "Дар Екатерины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия "Дар Екатерины"530.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 станицы Октябрьской МО Крыловский район

Конспект игровой образовательной ситуации «Дар Екатерины»
для детей старшей группы

Воспитатель высшей категории: Тищенко М.Н.

2020


Задачи: познакомить детей с историей появления казаков на Кубани; сформировать начальные представления об их быте и традициях; прививать интерес к казачьим песням, играм, пляскам; воспитывать любовь к родному краю и уважение к его истории.
Обогащение словаря: прошлое, настоящее, будущее, рушник, глечик, макитра.
Материалы и оборудование: папахи, рушник, дорожка тканая, скатерть с вышивкой, корона «царская», «Жалованная грамота» в виде свитка; иллюстрации (фото) с изображением казачьей хаты, глечика, макитры; аудиозапись кубанской казачьей песни; портрет императрицы Екатерины II.

Исполнители ролей: роль императрицы – девочка, казаки- мальчики, казачки-девочки.


Ход образовательной деятельности:

Дети и воспитатель находятся в кубанском уголке групповой комнаты.
Воспитатель:- Ребята, нам сегодня пришло письмо из другого детского сада. Автор письма собирает истории о разных людях. И спрашивает, есть ли у нас какие – нибудь интересные сведения для него. Что скажите друзья? О ком мы можем рассказать?

Дети предлагают поделиться знаниями о том, как казаки появились на Кубани.

Воспитатель: Сегодня мы совершим воображаемое путешествие в прошлое. Кто из вас может объяснить, что такое прошлое время? (То, что было когда-то, давно.)
-А что такое настоящее время?
(То, что происходит  сейчас.)
-А что такое будущее?
(То что будет после настоящего.)
-Молодцы!
Воспитатель:- Ребята! Вы готовы к путешествию? Тогда занимайте свои места в машине времени (дети садятся на стульчики,расставленные в форме ракеты). Поехали!
Упражнение «Полёт»

Дети поднимают вверх руки, машут ими, говорят: «До свидания!»

И. п. – сидя, руки на коленях. На счёт «один» - наклон головы к правому плечу, на счёт «два» - к левому, на счёт «три» - голову наклонить назад, на счёт «четыре» - принять исходное положение (повторить упражнение 3 раза).
Воспитатель:- Внимание! Наша машина времени совершает посадку! Мы прибыли в прошлое, в XVIII век, более чем на двести лет назад.
        Вот и славный город Петербург. В нём живёт императрица Екатерина II, которая правит страной (показывает портрет государыни).

        К ней прибыла группа казаков с просьбой о выделении им земель.
Императрица: - За верную службу жалую вам грамоту.
Разворачивает свиток и «читает» текст: «Выделяю вам землю в краю богатом – кубанском. Там Кубань – река полноводная, степи широкие, земли плодородные».
Казаки:- Благодарим, матушка! Обещаем держать стражу пограничную, строить дома, пахать землю, сеять зерно, выращивать скот.
Кланяются, подходят к девочкам, садятся на стульчики.
Воспитатель:- Получив грамоту, отправились казаки назад, домой. Дорога долгая, трудная. На привалах отдыхали, пели казачьи песни. А нам с вами тоже пора возвращаться домой. Занимайте свои места в машине времени. До свидания, императрица!Полетели!!!
         Звучит фонограмма кубанской песни, дети подпевают.
Воспитатель:- Ребята, мы благополучно возвратились в XXI век. А как же наши казаки? Удалось им обустроиться на Кубани? Об этом вы узнаете из моего рассказа.
        Получив «Жалованную грамоту», казаки начали готовиться к переселению на новую землю. Морем и посуху добрались они до Кубани. Увидели реку большую и решили на её правом берегу основать город, который назвали в честь императрицы Екатеринодаром.
        И стали обживать казаки пожалованную им землю. Появились на  Кубани станицы и хутора, их жители занимались хозяйством, строили дома, которые называли хатами, растили детей.Земледельцы выращивали хлеб, гончары изготавливали глиняную посуду: глечики, макитры. Казачки – рукодельницы ткали полотно, вышивали скатерти, рушники (демонстрирует фото предметов или готовые изделия).
        А маленькие казачата росли, бегали, играли. Давайте и мы поиграем
в игру «Казак и грачи», узнаем, кто из детей самый ловкий.
При помощи считалки выбираются казак и казачка, остальные дети – грачи. Казак прячется, казачка стоит в сторонке. «Грачи» летают со словами:

Во кубанскую станицу

На озимую пшеницу

Налетели вдруг грачи

Прощайте, калачи!

Казачка:

Эй, казак наш Еремей!

Разгони скорей грачей!

Казак выбегает, топает ногой:

Шу – у – у! Крапива – лебеда!

Разлетайтесь кто куда!

Грачи бегут врассыпную, казак и казачка их догоняют. Ловят до тех пор, пока не поймают.

Рефлексия
Воспитатель:
- Что было для вас сегодня самым необычным?

- В какое время мы совершили путешествие – в прошлое, настоящее или будущее?
-Как зовут императрицу, у которой мы побывали в гостях?
-А в каком городе она жила? За что казаки благодарили государыню?
- Как назвали казаки город, который они построили на берегу Кубани? А как он называется сейчас?

-Понравилась ли вам кубанская игра? Кто был самый ловкий?
-Молодцы, дети! Расскажите своим родственникам о путешествии, которое вы сегодня совершили.

Источник: Т.А.Трифонова «Дошкольникам о Кубани», методическое пособие, стр.32

   

C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG-20201106-WA0078.jpg     C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG-20201106-WA0083.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG-20201106-WA0097.jpg      C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG-20201106-WA0098.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG-20201106-WA0073.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG-20201106-WA0076.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя-логопеда Саяпиной Екатерины Николаевны

В портфолио предоставлены материалы, документы, свидетельства достижений в профессиональной педагогической деятельности учителя-логопеда...

Конспект комплексного занятия " Екатерина Санница" ( подготовительная группа)

Вся жизнь русского человека-труженика определялась своеобразным написанным календарём, включающим в себя как церковные праздники, различные посты и торжественные службы, но и дни начала и  и окон...

«Сергей и Екатерина Железновы. Методика раннего развития»

Работая с детьми младшего возраста перебрала очень много методик по развитию и воспитанию детей.Нечаянно столкнулась с замечательной методикой раннего развития (Железновы). Хочу поделиться с вам...

Наша первая экскурсия к Екатерине Великой

Знакомство с основательницей города Екатеринодара....