"Дар Екатерины"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 станицы Октябрьской МО Крыловский район
Конспект игровой образовательной ситуации «Дар Екатерины»
для детей старшей группы
Воспитатель высшей категории: Тищенко М.Н.
2020
Задачи: познакомить детей с историей появления казаков на Кубани; сформировать начальные представления об их быте и традициях; прививать интерес к казачьим песням, играм, пляскам; воспитывать любовь к родному краю и уважение к его истории.
Обогащение словаря: прошлое, настоящее, будущее, рушник, глечик, макитра.
Материалы и оборудование: папахи, рушник, дорожка тканая, скатерть с вышивкой, корона «царская», «Жалованная грамота» в виде свитка; иллюстрации (фото) с изображением казачьей хаты, глечика, макитры; аудиозапись кубанской казачьей песни; портрет императрицы Екатерины II.
Исполнители ролей: роль императрицы – девочка, казаки- мальчики, казачки-девочки.
Ход образовательной деятельности:
Дети и воспитатель находятся в кубанском уголке групповой комнаты.
Воспитатель:- Ребята, нам сегодня пришло письмо из другого детского сада. Автор письма собирает истории о разных людях. И спрашивает, есть ли у нас какие – нибудь интересные сведения для него. Что скажите друзья? О ком мы можем рассказать?
Дети предлагают поделиться знаниями о том, как казаки появились на Кубани.
Воспитатель: Сегодня мы совершим воображаемое путешествие в прошлое. Кто из вас может объяснить, что такое прошлое время? (То, что было когда-то, давно.)
-А что такое настоящее время? (То, что происходит сейчас.)
-А что такое будущее? (То что будет после настоящего.)
-Молодцы!
Воспитатель:- Ребята! Вы готовы к путешествию? Тогда занимайте свои места в машине времени (дети садятся на стульчики,расставленные в форме ракеты). Поехали!
Упражнение «Полёт»
Дети поднимают вверх руки, машут ими, говорят: «До свидания!»
И. п. – сидя, руки на коленях. На счёт «один» - наклон головы к правому плечу, на счёт «два» - к левому, на счёт «три» - голову наклонить назад, на счёт «четыре» - принять исходное положение (повторить упражнение 3 раза).
Воспитатель:- Внимание! Наша машина времени совершает посадку! Мы прибыли в прошлое, в XVIII век, более чем на двести лет назад.
Вот и славный город Петербург. В нём живёт императрица Екатерина II, которая правит страной (показывает портрет государыни).
К ней прибыла группа казаков с просьбой о выделении им земель.
Императрица: - За верную службу жалую вам грамоту.
Разворачивает свиток и «читает» текст: «Выделяю вам землю в краю богатом – кубанском. Там Кубань – река полноводная, степи широкие, земли плодородные».
Казаки:- Благодарим, матушка! Обещаем держать стражу пограничную, строить дома, пахать землю, сеять зерно, выращивать скот.
Кланяются, подходят к девочкам, садятся на стульчики.
Воспитатель:- Получив грамоту, отправились казаки назад, домой. Дорога долгая, трудная. На привалах отдыхали, пели казачьи песни. А нам с вами тоже пора возвращаться домой. Занимайте свои места в машине времени. До свидания, императрица!Полетели!!!
Звучит фонограмма кубанской песни, дети подпевают.
Воспитатель:- Ребята, мы благополучно возвратились в XXI век. А как же наши казаки? Удалось им обустроиться на Кубани? Об этом вы узнаете из моего рассказа.
Получив «Жалованную грамоту», казаки начали готовиться к переселению на новую землю. Морем и посуху добрались они до Кубани. Увидели реку большую и решили на её правом берегу основать город, который назвали в честь императрицы Екатеринодаром.
И стали обживать казаки пожалованную им землю. Появились на Кубани станицы и хутора, их жители занимались хозяйством, строили дома, которые называли хатами, растили детей.Земледельцы выращивали хлеб, гончары изготавливали глиняную посуду: глечики, макитры. Казачки – рукодельницы ткали полотно, вышивали скатерти, рушники (демонстрирует фото предметов или готовые изделия).
А маленькие казачата росли, бегали, играли. Давайте и мы поиграем в игру «Казак и грачи», узнаем, кто из детей самый ловкий.
При помощи считалки выбираются казак и казачка, остальные дети – грачи. Казак прячется, казачка стоит в сторонке. «Грачи» летают со словами:
Во кубанскую станицу
На озимую пшеницу
Налетели вдруг грачи
Прощайте, калачи!
Казачка:
Эй, казак наш Еремей!
Разгони скорей грачей!
Казак выбегает, топает ногой:
Шу – у – у! Крапива – лебеда!
Разлетайтесь кто куда!
Грачи бегут врассыпную, казак и казачка их догоняют. Ловят до тех пор, пока не поймают.
Рефлексия
Воспитатель:
- Что было для вас сегодня самым необычным?
- В какое время мы совершили путешествие – в прошлое, настоящее или будущее?
-Как зовут императрицу, у которой мы побывали в гостях?
-А в каком городе она жила? За что казаки благодарили государыню?
- Как назвали казаки город, который они построили на берегу Кубани? А как он называется сейчас?
-Понравилась ли вам кубанская игра? Кто был самый ловкий?
-Молодцы, дети! Расскажите своим родственникам о путешествии, которое вы сегодня совершили.
Источник: Т.А.Трифонова «Дошкольникам о Кубани», методическое пособие, стр.32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя-логопеда Саяпиной Екатерины Николаевны
В портфолио предоставлены материалы, документы, свидетельства достижений в профессиональной педагогической деятельности учителя-логопеда...
Конспект комплексного занятия " Екатерина Санница" ( подготовительная группа)
Вся жизнь русского человека-труженика определялась своеобразным написанным календарём, включающим в себя как церковные праздники, различные посты и торжественные службы, но и дни начала и и окон...
«Сергей и Екатерина Железновы. Методика раннего развития»
Работая с детьми младшего возраста перебрала очень много методик по развитию и воспитанию детей.Нечаянно столкнулась с замечательной методикой раннего развития (Железновы). Хочу поделиться с вам...
Наша первая экскурсия к Екатерине Великой
Знакомство с основательницей города Екатеринодара....
Авторские разработки в постановке танцев для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель Абрамова Екатерина Сергеевна
Описание движений танцев и разминок...
«Музыкальные и доминантные занятия с фрагментами использования танцевального искусства» Музыкальный руководитель : Абрамова Екатерина Сергеевна
Описание доминантных занятий...
Занятия по ритмике для детей старшего дошкольного возраста музыкального руководителя АБРАМОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ
Описание занятий по ритмике...