Итоговое занятие в форме беседы по теме "Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Для дошкольников подготовительной группы с ОВЗ разработала беседу по теме "Птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_v_forme_besedy_po_teme_ptitsy.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие в форме беседы по теме «Птицы»
Цель:
- продолжать знакомить детей с птицами;
- закрепить знания детей о зимующих птицах;
- формировать умение различать зимующих птиц от перелетных;
- воспитывать заботливое отношение к птицам;
- развивать речь, мышление и память дошкольников.
Словарная работа: поползень, кузница, армячишко, шпоры.
Материалы и оборудование: картинки с изображением птиц (дятел, воробей, поползень, кукушка, петух, клест, цапля, пеликан), кормушка, игрушки птиц, фонограммы с голосами птиц, о которых пойдет речь в беседе, конверт с письмом от Матушки Природы.
Предварительная работа: наблюдение за птицами в природе; чтение художественной литературы о птицах (Л.Н. Толстой «Умная галка», М. Горький «Воробьишко», А. Анегов «Кто в скворечнике живет» и др.); беседы и загадки о птицах; рисование на тему «Птицы»; организация выставки детских работ; подвижная игра «Фотоохотник».
Ход занятия
Воспитатель: Прежде чем мы с вами начнем наше занятие, я попрошу вас встать в круг плечом к плечу, взять друг друга за руки, пожать друг другу руки (дети пожимают друг другу руки), а теперь давайте улыбнемся друг другу (дети обмениваются улыбками). Вот теперь каждый из вас передал кусочек своего тепла и доброты друг другу. (дети проходят и садятся за столы).
Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку чудо-юдо на суку –
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали – это …
Дети отвечают: птица
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о птицах: какие они бывают, где живут, чем питаются, какую пользу птицы приносят людям.
Вот еще одна загадка:
Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор,
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
Дети: дятел
Воспитатель: показывает изображение дятла.
Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздается короткий отрывистый стук – это работает в своей кузнице дятел. Найдет дятел в лесу дерево с расщелинкой и устроит в ней свою кузницу. Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелинку. А потом раздалбливает шишки и достает языком из-под чешуек семена.
Расклюет одну шишку – летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелинку, а старую пустую шишку выбросит. И поэтому на снегу под кузницей дятла валяется целая куча пустых шишек. (обращает внимание детей к картинке дятла) Как вы думаете, зачем ему такой клюв?
Дети: клювом он не только из-за коры жуков и личинок вытаскивает, но и выдалбливает глубокое дупло для гнезда, семечки из шишек вышелушивает.
Воспитатель: а какой у дятла язык?
Дети: острый, липкий. С жесткими щетинками на конце. Он достает насекомых из любой щели.
Воспитатель: а какие у дятла лапки и хвост?
Дети: лапки у него короткие с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев. А короткий упругий хвост служит ему опорой при долблении.
Воспитатель: а где живет дятел?
Дети: в лесу, в дупле.
Воспитатель: а как в народе называют дятла?
Дети: лесной доктор.
Воспитатель: а почему?
Дети: потому что он выслушивает и выстукивает стволы деревьев и лечит их.
Воспитатель: дети, а можно услышать его стук зимой?
Дети: можно.
Воспитатель: а тогда скажите, чем зимой питается дятел?
Дети: сосновые и еловые шишки вышелушивает.
Воспитатель (показывает следующую картинку)
На стволах деревьев кроме дятлов кормятся и другие птицы. Скажите, что это за птицы?
Дети: это поползень.
Воспитатель: а почему эту птицу назвали поползень?
Дети: потому что он лазает по стволам деревьев и собирает насекомых.
Воспитатель: а в какое время года можно увидеть поползня у нас в лесах?
Дети: и зимой, и летом.
Воспитатель: то есть мы сможем назвать эту птицу зимующей?
Дети: да. Она на зиму никуда не улетает.
Воспитатель: (включается негромкая музыка) давайте закроем глаза и попробуем представить, что мы с вами находимся на лесной полянке (пока дети сидят с закрытыми глазами, изготавливается импровизированная сцена – на пол кладется белая ткань и ставится декорация елки). Дети открывают глаза и перед ними появляются два ребенка, у нах на головах надеты шапочки – дятла и тетерева.
Идет просмотр сценки «Дятел и тетерев»
Дятел: Здравствуй, тетерев. Со вчерашнего дня не виделись. Где летал? Где спал?
Тетерев: Летал я над, спал – под.
Дятел: Что это за ребус такой? То над, то под?
Тетерев: Это не ребус, а снег. Летал над снегом, ночевал под снегом.
Дятел: Ишь, какая у тебя жизнь развеселая, а я – горемыка, все в, да в. Летаю в лесу, прыгаю в елках, ночую в дупле. Скучно!
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим в окно (дети встают и подходят к окну) скажите мне, каких птиц за окном вы сейчас видите?
Дети отвечают.
Воспитатель: а какая из этих птиц самая маленькая?
Дети: воробей.
Воспитатель: правильно. А кто-нибудь из вас знает загадку про воробья?
Дети загадывают загадки.
Уличный мальчишка в сером армячишке.
По двору шныряет, крохи подбирает.
Воспитатель: опишите мне, пожалуйста, как выглядит воробей?
Дети: он маленький, серенький. Клюв маленький, длинный хвост, прыткий.
Воспитатель: а как вы думаете, все воробьи одинаковые?
Дети: да.
Воспитатель: нет. Они все разные. Есть городские воробьи, а есть полевые. А где воробьи устраивают себе гнездо?
Дети: под крышей домов, сараев, в трещинах стен.
Воспитатель: а полевой воробей летом поселяется в городских садах, в дуплах деревьях. А знаете ли вы, чем питаются воробьи?
Дети: червячками, насекомыми, хлебными крошками, семенами растений.
Воспитатель: а какую пользу приносят воробьи?
Дети: уничтожают вредных насекомых.
Воспитатель: действительно, за один час воробей уничтожает 10 червячков, а то и больше. Скажите, а можно воробья назвать перелетной птицей?
Дети: нет. Он остается зимовать с нами в городе, он никуда не улетает.
Физминутка
Мы все дружно встаем,
Отдохнём мы на поляне.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок.
А сейчас на месте стой,
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
Воспитатель включает фонограмму с записью пения кукушки.
Что это за птица поет?
Дети: кукушка
Воспитатель: (показывает иллюстрацию кукушки и ставит ее в один ряд с ранее показанными птицами). А где живет кукушка?
Дети: в лесу, также на дачах.
Воспитатель: а чем же она питается?
Дети: гусеницами, личинками.
Воспитатель: кукушка – тоже лесной доктор. Она уничтожает волосатых гусениц, которых другие птицы попросту избегают.
А скажите, как кукушка ухаживает за своими птенцами?
Дети: она не ухаживает. Она подбрасывает их в другие гнезда. А другие птицы их выкармливают.
Воспитатель обращает внимание детей на картинки: скажите, а какая из этих птиц здесь лишняя?
Дети: кукушка. Потому что на зиму она улетает в другие места.
Воспитатель: а кто-нибудь из вас желает загадать загадки про птиц? (дети загадывают загадки, после каждой отгаданной, воспитатель дополняет иллюстративный ряд птиц).
- Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит (петух)
- Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым км-км-км поет со свистом (клест)
- На одной стоит ноге, в воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат (цапля)
- Весь день рыбак в воде стоял, мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов, поднялся ввысь и был таков (пеликан)
Воспитатель: а можно ли этих всех птиц назвать докторами леса? А почему?
Дети: нет. Петух – домашняя птица, питается зерном и червячками. Клест при помощи крестообразного клюва очень ловко отгибает чешуйки на еловых шишках и достает семена. Пеликан питается рыбой и живет в южных странах, в Индии, Бразилии, Аргентине. А цапля живет на болоте, питается лягушками и змеями.
Воспитатель: а какую пользу приносят птицы:
Дети: уничтожают вредных насекомых, в лесу красиво поют, ими можно любоваться и наблюдать за ними.
Воспитатель: я – повелитель птиц, захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Нет, я не волшебник. Но зато у меня есть волшебная полочка. Она очень проста – фанерка с деревянными бортиками. Это ..
Дети: кормушка.
Воспитатель: правильно. Вспомните, мы с вами делали кормушку. Из чего она была сделана?
Дети: из картона.
Воспитатель: а для чего мы их с вами делали?
Дети: чтобы помогать птицам, подкармливать их.
Давайте мы с вами сейчас сыграем в игру «Птички на кормушке». И вспомним какие птицы что едят.
Перед вами находится несколько видов птиц. Я буду говорить, какой корм в кормушке находится, а вы будете выбирать, какие птицы предпочитают этот корм.
- В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, сала, семечки и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину и сало не тронули. Кто же это?
Дети: воробьи (выбирают воробья и ставят его в кормушку)
- Во вторник прилетели птички, которые рябину не тронули, а вот сало и семечки склевали с удовольствием.
Дети выбирают синицу.
- В среду прилетели птицы и склевали веточку рябины. Что же это за птицы?
Дети выбирают снегиря..
- В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они бывают белые, серые, черные с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки.
Дети выбирают голубя
Как только закончилась игра, в группу входит «почтальон». Он приносит письмо для детей. Воспитатель на фоне фонограммы птичьих голосов читает его вслух.
Воспитатель: нам письмо пришло. От кого же оно? От Матушки Природы. Она оставила нам послание:
Перелетных птиц отправлю
К югу, в теплые края,
Остальных у вас оставлю,
Смена кончилась моя.
Вы о них не забывайте,
Выручайте в трудный час,
Хлеба, зернышек давайте,
Это - просьба, мой наказ.
Птицы будут очень рады
Получить от вас еду.
Птичья песня – вот награда
За любовь и доброту.
Воспитатель: ну что, будем следовать наказам природы?
Дети: да.
Воспитатель: молодцы. Мы с вами сегодня много интересного и полезного узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие в форме КВН. Тема: "Зима"
Публикуемый конспект занятия на тему "Зима" позволяет в игровой форме закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой и живой природе, развивать память, мышление, внимание, выразительность речи, во...
Конспект итогового занятия совместно с родителями в форме КВН.
итоговое занятие в подготовительной к школе группе, в котором участие принимают и родители. В занятие предлагаются различные игры и упражнения,выполнение которых поднимет самооценку и т.д....
Итоговое логопедическое занятие в форме игры КВН с участием родителей
Материал представлен в форме игры КВН. В нем можно найти некоторые задания, котрорые логопед использует на своих занятиях....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме итогового занятия для детей младшего дошкольного возраста «Зачем носик малышам…»
Образовательная область: ПознаниеИнтеграция образовательных областей: Двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.Тип: интегрированноеВозраст: 2-3 годаФормы непосредст...
Сценарий итогового занятия в форме игры КВН «Весёлое путешествие» на автоматизацию звука [Р] (по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
Представлен авторский конспект итогового логопедического занятия на автоматизацию звука [Р]...
Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:
Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:Образовательные задачи:1. закрепить знания детей о наше...
Конспект итогового занятия по лепке на тему «Как звери в лесу весну встречают.» в подготовительной группе. Форма совместной деятельности: лепка по замыслу Форма организации: групповая Средства: Наглядные: макет «Лес весной » ,иллюстрации : насеком
Конспект итогового занятия по лепке на тему «Как звери в лесу весну встречают.» в подготовительной группе. Форма совместной деятель...