ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ по "Реке времени": «Чудеса на колёсах»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Эльвира Николаевна Бартули

Рекомендовано для детей 6-7 лет. Очень поможет познакомить детей с временными понятиями-прошлое (древность, старина), настоящее, время и будущее время.

Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля на основе технологии «Путешествие по «реке времени»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_na_kolyosah.docx114.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3»

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ

«ЧУДЕСА НА КОЛЁСАХ»

(подготовительная к школе группа)

https://www.publicdomainpictures.net/pictures/170000/nahled/klassieke-auto-collectie-1462023684AkF.jpg

Разработчик:

Бартули Э.Н.

 

Североуральск, 2017г.

Рекомендовано для детей 6-7 лет. Очень поможет познакомить детей с временными понятиями-прошлое (древность, старина), настоящее, время и будущее время.

Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля на основе технологии «Путешествие по «реке времени»

Задачи:

1. Познакомить детей с историей создания автомобиля.

2. Развивать познавательно-исследовательскую активность (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени) с помощью мультимедийной технологии; совершенствовать диалогическую речь, монологическую речь, обогащать словарь словами «карета», «паровая машина».

3. Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира.

Оборудование: магнитофонная запись (шум транспорта), мультимедийный проектор, презентация «История создания автомобиля», красивая коробка, перевязанная бантом, в ней лежит машинка-отгадка на загадку, музыка «машины времени».

Демонстрационный материал: картинки с изображением различных автомобилей, пособие-панно «Река времени», предметные картинки «Древность», «Старина», «Наше время» и «Будущее время».

Методы повышения познавательной активности:

• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

• Сравнение.

• Метод вопросов.

• Решение логических задач.

Методы повышения эмоциональной активности

• Игровые и воображаемые ситуации.

• Сюрпризный момент.

• Элементы творчества и новизны.

Методы обучения и развития творчества

• Эмоциональная насыщенность.

• Мотивирование детской деятельности.

• Исследование предметов и их функций (обследование).

• Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).

• Игровые приемы.

• Неясные знания (догадки).

• Предположения (гипотезы).

Использование образовательных технологий

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, смена видов деятельности, элементы музыкотерапии.

Личностно-ориентированная технология с опорой на личный опыт детей и личное информационное пространство.

Интерактивная технология с включением беседы, дискуссии, практическая работа с обсуждением, ТРИЗ, просмотр и обсуждение презентации.

Игровые технологии: деление на группы, действие сообща в соответствии с поставленной задачей.

Дети входят в зал.

- Сегодня к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся и улыбнемся друг другу.

Вставайте в круг.

Здравствуй, друг! (правую руку вперёд)

Как, ты тут? (Обе руки протянуты в круг)

Где, ты был? (пожимаем плечами)

Я скучал! (обе руки к сердцу)

Ты пришёл! (разводим руки в стороны)

Хорошо! (берёмся за руки)

2. Обсуждение реального события

БЕСЕДА О ТРАНСПОРТЕ

Звучит магнитофонная запись «Шум транспорта».

- Что это за шум? (Шум машин)

- Шум каких машин можно услышать в нашем городе?

- Автобусы, маршрутки, трамваи – что это? (Транспорт)

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ

Ребята, сегодня мы с вами узнаем о том транспорте, который спрятан в этой коробке. А ленточкой она завязана потому, что этот транспорт быстрый, шустрый, умчится быстрее ветра, и не догонишь. Послушайте загадку и ответьте хором:

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит… (автомобиль).

БЕСЕДА ОБ АВТОМОБИЛЕ

- Верно, это автомобиль – верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах можно увидеть различные марки автомобилей.

- Какие марки автомобилей вы знаете? («Лада», «Волга», «Форд», «Москвич», «Газель», «УАЗ», «Шевроле», «Ниссан», «Мерседес», «Ауди»)

- Для чего человеку нужна машина? (Ездить, быстро передвигаться, перевозить грузы, путешествовать и др.)

Благодаря уму, таланту и фантазии человека была создана такая чудо-техника!

- Как же появился автомобиль?

Выдвигают предположения.

3. Постановка цели исследования

Сегодня я вам предлагаю стать учеными-исследователями и узнать, как появился автомобиль.

- На каком транспорте, как вы думаете, можно совершить путешествие в прошлое? (На машине времени)

Проходите в машину времени. Дети присаживаются на стулья - Закройте глаза, мы отправляемся в прошлое.  Звучит магнитофонная запись «Звук машины времени». 

Слайд. Древность

Посмотрите на экран, где мы оказались? (в древности)

Лера Зырянова, нам расскажет, как жил первобытный человек.

Давным-давно в древности первобытный человек жил в пещере, носил шкуру животных вместо одежды, жарил еду на костре и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги. Человеку приходилось догонять животных во время охоты, а иногда и убегать от хищников. Трудно было ему соревноваться с животными в беге. Древним людям приходилось нести добычу на себе или тащить по земле.

Слайд

Слайд. Человек пашет землю

О том, что же было дальше с нами поделится Полина Зверева

 Шли годы. Древний человек думал, как же ему облегчить себе жизнь? И однажды он приручил дикую лошадь, и она стала для человека другом и помощником. С помощью лошади человек охотился, пахал землю, перевозил грузы, она стала для него первым транспортом.

- Каких еще животных приручил человек, чтобы передвигаться и возить грузы? (Бык, осел, собака, слон, верблюд)

Продолжаем путешествие на машине времени.

Где мы оказались? (старина)

Слайд. Колесо Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал?

КОЛЕСО - великое изобретение, которое изменило жизнь людей.

Люди стали делать повозки на колёсах. В них стали запрягать лошадей, быков. Появился первый транспорт на колёсах. - Какую роль выполняет колесо? (Необходимая часть машины)

Слайд. Повозка на колесах

Люди стали делать повозки на колёсах.

- Как вы думаете, кого в них запрягали? (Лошадей, быков)

Слайд. Телега и карета

Как же развивались события в старине с нами поделится Вика

Долгие годы лошадь оставалась самым распространённым видом транспорта. Лошадей запрягали в телеги, в сани. Знатные люди ездили в каретах. В кареты запрягали не одну, а несколько лошадей.

 Очень любили на Руси кататься на тройке лошадей, запряжённой в сани или повозку. Под дугой подвешивали колокольчик и слышно далеко, да и ехать веселей.

Прошло много лет, но весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес.

Физкультминутка «Мы шофёры»

Едем, едем на машине (дети изображают в руках руль)

Нажимаем на педаль

Газ включаем – выключаем, (рычаг к себе и от себя)

Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли: влево, в право, чистота!

Волосы ерошит ветер (пальцами проводят по волосам)

Мы шофёры хоть куда! (поднимают большой палец вверх)

Молодцы, ребята, продолжим наше путешествие.

Слайд. Паровой автомобиль

О том, что же произошло дальше нам расскажет Никита Коробков

Шли годы, людям хотелось, перемещаться удобнее, быстрее, на дальние расстояния. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошади, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама? И вот наступило время создания автомобиля.

Он придумал для повозки двигатель, который работал с помощью водяного пара. В медный котел наливали воду и топили его дровами, чтобы получить пар. Пар приводил в движение двигатель и автомобиль сам двигался. Так появился первый паровой автомобиль.

- А знаете почему назвали «автомобиль»? («Авто» – сам, «мобиль» - движение, т.е. «самодвижущийся»)

Слайд. Бензиновый автомобиль

А это первый автомобиль, который заправлялся бензином.

- Что вы можете рассказать о нем? (Колеса разные: два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо, нет тяжелого котла)

- Как управляли автомобилем? (с помощью ручки)

Слайд 14. Генри Форд

Генри Форд – американец, первый человек-изобретатель, который создал доступный для всех жителей планеты автомобиль. Вот такой, который вы видите на экране.

- Что можете сказать про автомобиль? (У автомобиля появилась крыша, двери, окна, фары, колёса одинаковые по размеру, их стало четыре.)

Эта машина марки «форд», в честь Генри Форда.

Слайд 15. Старинная улица

Машин на дорогах становилось всё больше и больше, не стало на улицах лошадей с повозками.

- Почему?

Началось время автомобилей. Посмотрите, как много на улице стало машин.

ПУТЕШЕСТВИЕ В НАШЕ ВРЕМЯ

- Ребята мы продолжаем наше путешествие.

Звучит запись «Звук машины времени». 

Слайд. Современная улица

- В каком времени мы очутились, как вы догадались? (Наше время, современные машины)

Своими знаниями о современных автомобилях снами поделится Владик

СлайдСовременный автомобиль-

В настоящее время по дорогам ездят разнообразные модели автомобилей, с каждым годом появляются новые и новые: спокойные и надежные машины, удобные и скоростные, с хорошей проходимостью и безопасные. В современных машинах есть навигаторы, подушки безопасности, кондиционеры и многое другое. Человек чувствует себя уютно в своём автомобиле, он может ездить на далёкие расстояния, без особого труда, давит на педаль, немного поворачивает руль, и автомобиль едет сам. Автомобиль — это великое изобретение человека.

Да, ребята, автомобиль - это великое изобретение человека, но всё ли так хорошо?

Игра «Хорошо-плохо» (с мячом)

Ребята, а сейчас поиграем в игру «Хорошо-плохо». В любом предмете есть хорошее и плохое. Автомобиль – это хорошо, почему? (Хорошо: автомобиль используют для передвижения людей, перевозки груза, он быстро может довезти в нужное место, в нём тепло, уютно.) Автомобиль – это плохо. Почему? (Плохо: автомобиль загрязняет воздух выхлопными газами при сгорании топлива, попадает в аварии, надо заправлять бензином, а он дорогой, пробки бывают.)

Человек постоянно хочет сделать автомобиль всё лучше и лучше.

Молодцы, разобрались, что хорошо в автомобиле, что плохо!

Наше путешествие продолжается, звучит музыка «машины времени».

Посмотрите, где мы очутились?

В будущем! Как вы догадались? (необычные дома, машины)

Слайд. Автомобили будущего

Уже сегодня учёные, изобретатели, дизайнеры работают над машинами будущего. Они разрабатывают автомобили, работающие на солнечных батареях, от электричества и не загрязняют воздух; автомобили амфибии, которые могут ездить по дорогам и плавать по воде, во время плавания колёса убираются и автомобиль превращается в катер; летающие автомобили уже стали не из мира фантастики, их тоже разрабатывают и представляют на выставках, они проходят первые испытания. Пройдёт немного времени, и мир автомобилей изменится. Без автомобиля мы не можем себе представить жизнь, ведь теперь он - друг и помощник человека.

Ребята, мы сегодня совершили большое путешествие во времени и узнали историю появления автомобиля. И я предлагаю вам полученные знания перенести на «реку времени».

Подойдите к столам. Возьмите по одной картинке и расположите на макете «Реки времени», что было сначала, что потом. (Дети выполняют задание.)

Вот так человек на протяжении всего времени пришёл к созданию автомобиля, и сейчас продолжает делать его всё лучше.

- Ребята понравилось вам путешествие?

- Что нового интересного вы узнали?

- Как появился автомобиль?

- Что же люди изобрели, чтобы исполнить свою сказочную мечту о чудо-машинах? (сначала колесо, потом двигатель, его поставили на повозку, и появился автомобиль).

Раз, два, три, четыре, пять - скоро встретимся опять (левая рука вытягивается вперёд, образуется пирамида из ладошек). Воспитатель вручает детям сюрпризы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра «Путешествие в королевство времени»

Цель:Расширить и систематизировать представления детей о предметах учета времени - часах....

Игра - путешествие «Перемещение во времени» для детей подготовительной и старшей группы

Данная методическая разработка создана с целью организации образовательной деятельности для закрепления у детей представлений о времени и практическом применении часов. Может быть использова...

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ по "Реке Времени": «История моего города»

Формировать представления детей об истории нашего города в историческом времени (древность, старина, современность).Средства: Наглядное панно «Река времени», набор картинок разных времён д...

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ по "Реке времени": «История моей семьи»

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изоб...

Квест-игра «Путешествие в королевство времени»

Расширить и систематизировать представления детей о предметах учета времени - часах....

Конспект занятия игры - путешествия «Путешествие во времени» для детей подготовительной группы

данная методическая разработка создана с целью организации образовательной деятельности для закрепления у детей представлений о времени и практическом применении часов. Может быть использова...

КВЕСТ – ИГРА «Путешествие по реке времени или как появились деньги»

КВЕСТ – ИГРА «Путешествие по реке времени или как появились деньги»Цель: Формирование у дошкольников основных экономических понятий, через игровую деятельность.Задачи:расширить ...