ПРОЕКТ "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА" СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Короткова Елена Михайловна

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА

«РАДУГА»

КОРОТКОВА  ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Паспорт проекта…………………………………………………………..……..4

2. Актуальность и обоснованность  проекта  «С чего начинается Родина»……5

3. Цели и задачи………………………………………………………………….…6

4. Ожидаемые результаты……………………………………….…………………7

5.Этапы реализации проекта ………………………………………………………7

6. Формы взаимодействия с детьми и родителями……………………………….8

7. Распределение содержания  по разделам

  • «Мой дом моя  семья – это Родина моя» ………………………………..…9
  • « Мой детский сад – это Родина моя» ……………………………………..10
  • «Моя улица, район – это Родина моя»……………………………………..11
  • «Мое село Староюрьево– это Родина моя»…………………...……………12
  • «Моя страна Россия – это Родина моя»…………………………...……….13

8. Литература, интернет-ресурс………………………………………….…..……14

9. Приложение……………………………………………………………………...15

ПРОЕКТ

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта

Творческо-информационный

Продолжительность

Средней продолжительности 1,5 месяца

Участники проекта:

  • Дети подготовительной группы
  • Родители
  • Воспитатель

Общая характеристика проекта

Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:

1. «Мой дом моя семья»

2. «Мой детский сад»

3. «Моя улица, район»

4. «Мое село Староюрьево»

5. «Моя страна Россия»

6. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина»

7. Презентация проекта

Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:

- Познавательно-речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

- Социально - личностное развитие

Планирование носит тематический характер, тема недели включает содержание одного образовательного блока.

Актуальность и обоснованность

 проекта «С чего начинается Родина»

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной  стране, к ее истории, прошлому и  настоящему, ко всему человечеству

 Д. С. Лихачев

        

         Проблема  патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.   Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно  недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

          В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

          Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

           Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

           Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

          Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Цель проекта:

        Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний    о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи:

  • Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, селе и области в которой они живут, о стране
  • Освоение   системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
  •  Воспитание   нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
  • Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями
  • Развитие       личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

Предполагаемый результат:

1.  Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мое село Староюрьево», «Моя страна Россия».

2. Дети будут обладать   ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Этапы реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

1 этап

  • Изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений
  • Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности

ноябрь    

2 этап

Реализации проекта согласно плану мероприятий с   детьми и родителями.

ноябрь – декабрь

3 этап

Анализ деятельности по реализации проекта

декабрь

4 этап

Презентация результатов деятельности

февраль

Формы взаимодействия с детьми и родителями

Формы взаимодействия с детьми:

  • Непосредственная образовательная деятельность;
  • Совместная деятельность детей и педагогов;
  • Экскурсия;
  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы, ситуативные разговоры;
  • Слушание музыки;
  • Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
  • Презентации

Формы взаимодействия с родителями:

  • Консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
  • Сотворчество детей и родителей.

Последовательность работы

1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»

2. «Мой детский сад – это Родина моя»

3. «Моя улица, район – это Родина моя»

4. «Мое село Староюрьево – это Родина моя»

5. «Моя страна Россия – это Родина моя»

Итоговое мероприятие

Формы и методы реализации проекта

  1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательное развитие

  • Познавательное занятие «Моя семья»
  • Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы»
  • Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…» 

Речевое развитие

  • Беседа «Мой дом»
  • Составление рассказов на тему: «Моя семья»
  • Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка
  • Прослушивание аудиозаписей:

«Разноцветная семья», «Вся моя семья»

Физическое развитие

  • Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья"
  • Пальчиковая гимнастика «Семья»

Социально - коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"  
  • Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
  • Психогимнастика «Эмоции моей семьи»
  • Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
  • Просмотр сказки «Три поросёнка»

Взаимодействие с родителями

  • Сотворчество детей с родителями: «Родословное древо нашей семьи»

  1. «Мой детский сад – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательное развитие

  • Экскурсия по детскому саду

Речевое развитие

  • Словотворчество на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо? »
  • Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Детский сад будущего»
  • Прослушивание аудиозаписей: «Динь-динь детский сад», «Наш детский сад», «Чудеса в саду»

Физическое развитие

  • Хороводная игра «Каравай»
  • Подвижная игра «Дружба»

Социально - коммуникативное развитие

  • Коммуникативная игра «Кто в домике живет?»
  • Проблемная ситуация «Мишка порвал коробку от настольной игры…»
  • Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок
  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Взаимодействие с родителями

  • Сотворчество детей с родителями:

книжка- малышка «Мой любимый детский сад»

  1. «Моя улица, мой район – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательное развитие

  • Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада
  • Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем»  
  • Рассматривание дидактической картины «Петрушка почтальон»

Речевое развитие

  • Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Конструирование «Дома на нашей улице»
  • Коллаж «Центр нашего села»

Физическое развитие

  • Малоподвижная игра «Колечко»
  • П/И «Автобусы»

Социально – коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевая игра «Почта»
  • Д/И «Улица, на которой я живу»
  • Д/И «Перекрёсток»
  • Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»

Взаимодействие с родителями

  • Создание фотоальбома «Достопримечательности нашего села»

  1. «Мое село Староюрьево  – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательное развитие

  • Беседа «Улицы села Староюрьево»
  • «Чем богат наш край» – экскурсия в историко-музыкальный музей имени композитора А.Н.Верстовского.

Речевое развитие

  • Заучивание стихотворения Н.Цуриковой
  • Чтение сборника стихов Н.Цуриковой.

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Салют над нашим селом»
  • Прослушивание  музыкальных композиций А.Н.Верстовского.

Физическое развитие

  • Хороводная игра «Карусель»
  • П/И «Чиби-чиби-чиби-топ»

Социально - коммуникативное развитие

  • Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край»
  • Дидактическая игра «Заселим реку « Лесной Воронеж»
  • Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»

Взаимодействие с родителями

  • Фоторепортаж «Это мое, это твое, это наше село Староюрьево»
  • Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну»
  • Стенгазета «Памятники защитникам Отечества в нашем селе».

  1. «Моя страна Россия – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательное развитие

  • Рассказ воспитателя «Символы России»
  • Презентация «Символы России»
  • Рассматривание кукол в народных костюмах
  • Презентация «Русский народный костюм»
  • Познавательное занятие «Россия – Родина моя»
  • Итоговое занятие «С чего начинается Родина»

Речевое развитие

  • Чтение о Москве

Художественно-эстетическое

развитие

  • Лепка: «Флаг России»
  • Рисование: «Люблю березу русскую»
  • Прослушивание: гимна РФ, народных песен
  • Выставка рисунка «С чего начинается Родина»

Физическое развитие

  • Русские народные игры:  «Гуси лебеди»,  «Карусель»,  «Колпачок»,   «У медведя во бору»,  «Гори, гори ясно»

Социально - коммуникативное развитие

  • Д/И «Народные промыслы»
  • Режиссерская игра «Армия»
  • Просмотр мультфильма «Мы живём в России»
  • Чтение русских народных  сказок: «Ночь на Ивана Купалу», «По щучьему веленью»

Взаимодействие с родителями

  • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

Литература

  1. Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
  2. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»
  3. Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»
  4. Виноградова Н.Ф. «О родной стране»
  5.  Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
  6. Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
  7. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»

Интернет-ресурс

  1. http://zanimatika.narod.ru                 Знаем и любим Россию
  2. http://www.portal-slovo.ru/              Образовательный портал «Слово»
  3. http://archives.ru                               Портал «Архив»
  4. http:// 1september.ru                         Образовательный портал  «Первое сентября»
  5. http:// solnet/ru                                   Детский портал «Солнышко».
  6. http://u209.48.spylog.com          Патриарший центр Духовно нравственного                   воспитания детей и молодежи России
  7. http://hyaenidae.narod.ru/

8.  http://www.sisp.nkras.ru/         Электронный научный  журнал «Современные исследования социальных проблем»

             9. nsportal.ru                   Социальная сеть педагогических работников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему:«Развитие фонематического слуха. С чего начинать?»

Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не ...

«Воспитание патриота начинается с дошкольного возраста»

Современные дети мало знают о родном селе, стране,  особенностях народных традиций, часто равнодушны к своим близким людям, в том числе и к своим товарищам по группе, редко сострадают чужому горю...

Проект на тему: "С чего начинается Родина?" дошкольный возраст дети 6-ти лет

Цель проекта:Создать условия по формированию представления у детей о Родине от древней Руси до современной России.Задачи проекта: Формирование у детей элементарных представлений о России, о симво...

Формирование ребенка как личности при помощи книг начиная с дошкольного возраста.

Книга не только источник знаний, но и средство художественного воспитания на пути от малыша до вполне образовавшейся личности. Она будет подпитывать знаниями на протяжении всей его жизни и никогд...

Знакомство с культурой родного края важно начинать с дошкольного возраста

Старинный бабушкин сундукхранит он таинство мгновений.Сквозь крепкий нафталинный духв нем прошлого прикосновенье…Созданный педагогическим коллективом детского сада  мини-музей «Чуваш...

Доклад для педагогов «Воспитание высоких чувств начинается с дошкольного возраста»

Муниципальный уровень, городской семинар-практикум «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», АОУ детский сад №10 «Лучик», 15.03.2018г....