План работы по самообразованию Воспитатель – Ершова Елена Евгеньевна Тема: Ознакомление детей среднего возраста с окружающим через игру. Актуальность темы. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детской игры, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим». Цель данной работы – развитие познавательной сферы детей младшего возраста за счёт приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через игру. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - Изучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по проблеме игровой деятельности дошкольников младшего возраста.
- Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов наблюдений.
- Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира, о живой и неживой природе в процессе игровой деятельности.
- Этапы и сроки работы
Этапы работы по самообразованию | Деятельность педагога | Сроки выполнения работы |
1 этап – организационный | - подборка и изучение литературы; - формулирование целей и задач; - определение форм и методов работы. - изучение вопросов организации и проведения непосредственно образовательной деятельности. |
Сентябрь-декабрь |
2 этап – основной | Использование всех видов игры в процессе воспитания и обучения младших дошкольников. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. Работа с родителями по данной теме. |
В течение года |
3 этап – заключительный | Организация практической деятельности по теме самообразования «Ознакомление детей младшего возраста с окружающим через игру» через открытое занятие «Дикие животные». Систематизация и обобщение изученного и накопленного в процессе изучения данной темы материала. Формулирование выводов. |
Апрель-май |
CОДЕРЖАНИЕ Введение.………………………………………………………………………......4 I. Общая характеристика дошкольного возраста и его возможностей для обучения и воспитания. ………………………………………………………….5 II. Общая характеристика методов ознакомления детей среднего возраста с окружающим миром………………………………………………………………7 ІІІ. Формы организации деятельности детей при ознакомлении с предметным окружением и явлениями общественной жизни………………………………10 ІV. Содержание занятий по ознакомлению с предметным окружением и явлениями общественной жизни………………………………………………..13 V. Консультирование родителей через информационные листы…………….24 VI. Заключение…………………………………………………………………..26 Список литературы………………………………………………………………27 Приложения……………………………………………………………………...28
Введение. Дошкольный возраст – особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с окружающим миром – это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания. В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром решает следующие воспитательно-образовательные задачи: формирование первой и элементарной системы знаний, формирование у детей трудовых навыков и умений, формирование у детей любви к природе. Все знания, приобретаемы ребенком-дошкольником об окружающем мире, можно систематизировать в три группы: знания о живой природе, знания о предметном мире, знания о труде взрослых. В младшей группе дети просто знакомятся с предметами внешнего мира, в средней группе учатся обобщать и систематизировать, в старшей и подготовительных группах уже умеют находить и устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями внешнего мира. Поэтому знакомство с окружающим миром и решает свои воспитательно-образовательные задачи на каждом этапе дошкольного воспитания.
І. Общая характеристика дошкольного возраста и его возможностей для обучения и воспитания.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения. Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления. Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. Появляются новые виды деятельности: Игра – первый и основной вид деятельности. Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность. Элементы трудовой деятельности. Так же происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе. В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей — физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников 4-го года жизни с окружающим предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей, и воспитывается правильное доброжелательное отношение к наблюдаемым объектам.
II. Общая характеристика методов ознакомления детей среднего возраста с окружающим миром. Руководя познанием окружающего мира и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений. Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д. Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими оп 1. Наблюдение В группах младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение. Детям предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдения на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых. Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих наблюдений — знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе. Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки. 2. Дидактическая игра Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. В этих играх используются натуральные предметы окружающего мира, картинки с изображением, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения. Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы. Во время дидактической игры нужно воспитывать бережное отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом. В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Играя, дети узнают предметы на ощупь. Словесные дидактические игры, например «Узнай кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь. 3. Труд Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группой. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания. У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, доливку воды в аквариум и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями. Если всю деятельность детей свести к механическому проведению тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет воспитательно-образовательную ценность. Любой новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его повторяют двое-трое детей. Только после этого можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применение одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка. Труд на земельном участке. Подготавливают участок к выращиванию растений работники детского сада и родители. Дети младших групп наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, за сбором выращенного урожая.
ІІІ. Формы организации деятельности детей при ознакомлении с предметным окружением и явлениями общественной жизни. Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с окружающим миром являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке. Занятия. Это основная форма организации детей. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания. Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Главное в занятии — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы — наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др. Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются, систематизируются на занятиях. Готовясь к занятиям, воспитатель по программе намечает объект, с которым будет знакомить детей. После чего определяет методы и приемы, которые целесообразно применить, какие наглядные пособия использовать. Экскурсия — это занятие, на котором дети знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как они поднимают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств. С младшими группами рекомендуются наблюдения природы на земельном участке дошкольного учреждения и только во вторую половину года — короткие экскурсии па луг, в парк (лес). Выбирая для этого место, надо избегать дорог, на которых встречаются крутые подъемы и спуски. Учитывая физические возможности дошкольников, для экскурсий нужно, прежде всего, использовать ближайшие места. В городах— это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор. Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе. Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать детям, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение (вопросы, задания для детей), какие провести игры, где устроить отдых. Детей накануне предупреждают о предстоящей экскурсии, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой, как одеться. Такое предварительное пятиминутное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной экскурсии. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя. Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей и лугов, аромату цветов, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. Прогулки. Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей с окружающим миром. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному па основе программы и с учетом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда проявляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы. Для игр во время прогулок па земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки и игрушки, приводимые в движение ветром и водой. Работа на земельном участке. На земельном участке дети работают преимущественно после дневного сна. Так же как и в уголке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия. Организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпизодические или длительные) дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе Работа в уголке природы. Работа в уголке природы проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками. Во второй младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями. Периодически можно проводить совместные работы всех детей по уборке в уголке природы. Беседы. Беседа - это разновидность речевых способов взаимодействия, представляющая собой углублённую форму разговора со всей группой детей или индивидуально, используемую для детального раскрытия сути конкретного явления или объекта. Будучи диалогической формой разговора, беседа имеет вопросно-ответный характер. Любой элемент учебно-воспитательного процесса имеет триединую цель: познавательную, то есть обучающую, развивающую и воспитательную: - расширяет кругозор малышей (к примеру, дети 3–4 лет узнают об опасностях, которые таят в себе привычные игрушки, такие как песок);
- стимулирует любознательность в познании окружающего мира, себя и других людей (например, малыши узнают самые интересные достопримечательности своего города);
- способствует речевому развитию (для детей второй младшей группы это очень важный аспект образования, так как именно в этом возрасте дети осваивают весь звукоряд языка, а также получают представление о грамматическом строе речи);
- воспитывает умение взаимодействовать в коллективе — и с детьми, и со взрослыми.
ІV. Содержание занятий по ознакомлению с предметным окружением и явлениями общественной жизни В содержание занятий по ознакомлению с окружающим входят осмотры помещений и участка детского сада, наблюдения за трудом взрослых, за движением транспорта, рассматривание игрушек, предметов, картин. Важно с первой минуты занятия включить малыша в активную работу. В этих целях рекомендуется использовать эмоциональную установку на предстоящую деятельность. Так, педагог может за 3—4 мин до занятия показать детям игрушки или другой демонстрационный материал и предложить рассмотреть эти предметы, потрогать их. В первые минуты занятия следует сосредоточить внимание детей на явлении или предмете в целом, затем на его основных свойствах. Например, в дидактической игре «Куда что положить» воспитатель вначале демонстрирует предметы поочередно, просит назвать их, объясняет назначение, подчеркивает особенности, дает детям возможность разнообразно действовать с ними. Вызвав у детей интерес к занятию, создав необходимый настрой на учебную деятельность, воспитатель ставит перед ними конкретные требования. Например, во второй части дидактической игры «Куда что положить» ребятам предлагается взять из коробки по предмету и разложить их согласно назначению (посуду поставить в буфет, одежду положить на полку в шкаф). В процессе таких занятий, которые проводятся с опорой на наглядность, целесообразно сочетать воздействия воспитателя с активными действиями, речевыми проявлениями каждого ребенка, учитывать эмоциональные реакции детей. Для ознакомления младших дошкольников со свойствами предметов (цветом, величиной, формой) широко используются игры и занятия с дидактическими игрушками (деревянными матрешками, вкладышами и пр.). Обучающее воздействие взрослого на этих занятиях приобретает несколько иной характер. Указания воспитателя должны направлять детей на познание какого-то одного конкретного свойства. Например, знакомя детей с деревянной матрешкой, воспитатель помогает им выявить и назвать величину ее вкладышей. В первой части занятия эта задача решается в процессе рассматривания матрешек, которых демонстрирует педагог. Усвоение и закрепление программного материала происходит во второй части, когда детям предлагается взять по игрушке и рассмотреть ее. Дидактическую задачу — правильно учитывать величину предмета — ребенок решает в процессе действий с игрушкой, вкладывая маленькую матрешку в большую. Таким образом, сначала воспитатель дает детям возможность рассмотреть игрушки, а затем переключает их на практические операции, в процессе которых ребенку приходится сопоставлять части предмета и их признаки. Яркие, красивые игрушки вызывают у ребенка желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрационный и раздаточный материал, который используется на занятиях, должен быть привлекательным, нарядным. То, что вызывает интерес у детей, доставляет им удовольствие, лучше запоминается. Целый ряд педагогических задач решается в играх-занятиях типа «Уложим куклу спать», «Покормим Машеньку» и др. Своеобразие этих игр в том, что программное содержание преподносится детям в виде ряда последовательных игровых действий, связанных между собой единой ситуацией. Активно действуя с куклой и другими игрушками, ребенок упражняется в употреблении слов, обозначающих предметы домашнего обихода, трудовые операции, в запоминании последовательности тех или иных действий. На занятиях типа «Отгадай и назови» детей знакомят с назначением предметов. Для этого воспитатель подбирает различные игрушки и предметы, показывает и спрашивает: «Что это? Для чего нужно?» Если дети затрудняются ответить, воспитатель называет сам, объясняет и просит ребенка повторить. После этого задание усложняется. Детям предлагается принести и назвать предмет определенного назначения («Принеси то, в чем мама варит суп, кашу»). В процессе ознакомления детей с назначением посуды, одежды, мебели воспитатель организует рассматривание предметов, объединенных в группу по признаку их использования (столовая и чайная посуда, одежда, которую купили для кукол). На первых занятиях дети рассматривают разные предметы, запоминают их названия. В дальнейшем на занятиях педагог учит их самостоятельно определять, к какой группе отнести тот или иной предмет (посуда, одежда). Затем в играх-занятиях «Куда что положить?», «Наша посуда» малыши группируют предметы по функциональному признаку: посуду размещают на подносе, одежду — в шкафу. Уже с младшего возраста у детей необходимо развивать интерес к труду взрослых. На первых занятиях у ребенка формируют представления о труде тех, кто составляет ближайшее окружение малыша дома и в детском саду. Опираясь на знания, полученные детьми во время наблюдений в повседневной жизни, их упражняют в узнавании и назывании отдельных трудовых действий (мама шьет, стирает, гладит; медицинская сестра ставит градусник, смотрит горло; няня моет посуду и т.д.). На следующих занятиях необходимо углублять представления детей об отдельных трудовых процессах, учить их видеть результат труда, добиваться понимания того, что он достигается выполнением действий в определенной последовательности и что для этого нужны соответствующие орудия труда, материалы. Эти задачи решаются во время организованных наблюдений за работой дворника (очистка участка от снега) и няни (мытье посуды), посредством игр-занятий «Машенька простудилась», «Постираем кукле платье». Так, например, воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть, как няня будет мыть чашки. При этом он задает вопросы: «Что делает няня? В чем она моет посуду? Чем трет чашки?»,— с помощью которых раскрывает последовательность операций (няня кладет чашки в тазик с горчицей, трет их мочалкой, ополаскивает в чистой воде, ставит в сушилку). В конце занятия педагог закрепляет в словаре воспитанников названия действий и их последовательность, подчеркивает результат труда («Какие стали чашки теперь?»). На следующем этапе работы перечисленные представления детей закрепляются в играх-занятиях «Вымоем посуду для кукол», «Мытье игрушек». Вначале педагог организует игровую ситуацию, в процессе которой возникает необходимость в чистых тарелках или игрушках, затем внимание детей переключается на процесс мытья. Воспитатель помогает малышам вспомнить, что требуется для работы. Затем задает вопросы, с помощью которых дети воспроизводят последовательность трудовых действий. В конце занятия подчеркиваются результат и качество выполненной работы, кто и для кого ее сделал. С целью подведения детей к пониманию названий профессий (няня, дворник) организуются специальные занятия: экскурсия по групповой комнате, наблюдения. В ходе занятий дети отвечают на вопросы педагога: «Кто все это сделал? Зачем нужна няня (дворник)? Что она (он) делает? Как няня заботится о детях?» И пр. В целях формирования представлений о профессии шофера детям дают элементарные сведения об управлении автомобилем. В игре-занятии «Мишка едет к куклам в гости» педагог упражняет воспитанников в назывании основных действий, которые совершает шофер (садится в машину, включает мотор, поворачивает руль). Закрепление полученных детьми знаний осуществляется в самостоятельных играх. Представления ребенка об орудиях труда закрепляются в дидактических играх «Узнай и назови», «Кому что нужно?». По ходу игры дети отвечают на вопросы: «Что это? Кому это нужно? Для чего это нужно?» Во второй младшей группе дети должны получить представления о транспортных средствах и их назначении, научиться узнавать и называть их (автомобили грузовые и легковые, автобус, трамвай, троллейбус, поезд), а также различать и называть основные части грузового автомобиля. С этой целью организуются наблюдения за движением транспорта, рассматривание соответствующих игрушек и картинок, проводятся дидактические игры типа «Узнай и назови», игры-занятия типа «На чем люди ездят» и др. На занятиях по изодеятельности можно предложить малышам выложить из готовых форм (кабина, кузов, колеса) автомобиль. Большое место работе по ознакомлению детей с окружающим отводится в свободное от занятий время. Необходимо постоянно обращать внимание детей на труд окружающих взрослых. Опытный педагог обязательно скажет воспитанникам, что вкусный обед приготовлен поваром, что в групповой комнате стало чисто, красиво потому, что няня вымыла окна; он заметит девочку, пришедшую в новом платье, и объяснит детям, что платье сшила ее мама, и т. д. Важно, чтобы воспитатель привлекал внимание детей к тому, что делает няня (смена полотенец, сервировка столов к обеду и пр.), включал их в разговор, предлагая называть увиденное. Для закрепления полученных впечатлений целесообразно время от времени проводить игры-показы («Накормим кукол обедом», «Уложим мишку спать» и др.). Систематическое ознакомление детей с трудом взрослых, привлечение дошкольников на доступном для них уровне к помощи старшим позволяют накапливать у воспитанников конкретные представления об элементарных трудовых действиях, зарождают уважение к работе окружающих, ее результату. Необходимо, чтобы одновременно с формированием первоначальных представлений о содержании того или иного вида труда у ребенка складывалось положительное отношение к окружающим, желание помогать им. С этой целью педагог предлагает детям помочь дворнику подмести участок, няне в наведении порядка в групповой комнате. Он советует родителям давать детям простые поручения по оказанию помощи старшим. Проводя индивидуальные беседы с детьми, воспитатель рассматривает с ними иллюстрации, предлагает рассказать, что делает человек, изображенный на картинке; подчеркивает свое уважительное отношение ко всем, кто трудится. В течение года следует организовывать целевые прогулки с детьми за пределы дошкольного учреждения, выходить на улицу, обращать их внимание на транспортные средства. Детей учат различать и называть легковые и грузовые автомашины, трамвай, автобус, троллейбус, велосипед. Воспитатель объясняет, что автомобиль водит шофер. Сидя в кабине, он управляет им с помощью руля. Нужно не только обращать внимание детей на происходящее (во двор въехала автомашина с песком, песок находится в кузове), но и учить сравнивать предметы, выявляя между ними сходство и различие (автомашина с песком и автомашина, которая привозит в детский сад продукты,— обе грузовые, но у одной из них кузов закрытый). Воспитатель дополняет ответы, а в случае затруднения отвечает сам, предлагая ребенку повторить название предмета, действия. Важными задачами воспитания являются систематическое и последовательное ознакомление детей с предметами ближайшего окружения, совершенствование лично-бытовых ориентировок. Так, ребенок четвертого года жизни должен знать свое имя и фамилию! имена некоторых товарищей по группе, уметь называть воспитателей и няню по имени и отчеству. Эти умения просто и естественно формируются там, где в группе создана доброжелательная обстановка, когда взрослые внимательны к детям, много с ними разговаривают, используют каждую возможность упражнять малышей в навыках общения со старшими и сверстниками. Важно, чтобы воспитатель и няня называли друг друга по имени и отчеству. Режимные процессы, а также самостоятельные игры детей, моменты их общения друг с другом следует как можно полнее использовать для расширения представлений о предметах домашнего обихода (одежда, мебель, посуда, игрушки), для развития речи. Воспитателю необходимо систематически общаться с каждым ребенком: помогать называть предметы, которые его окружают; поручать отнести на место или передать кому-то игрушку; обращать внимание малыша на явления окружающей жизни и поддерживать интерес к ним; разговаривать о событиях, имевших место раньше. В результате целенаправленной работы ребенок приобретает жизненно необходимые для него представления об окружающем. Наряду с этим у него развиваются сенсорные и умственные способности. Знакомясь с предметами, ребенок практическим путем познает их свойства и качества (величину, форму, цвет, вкус, положение в пространстве, материал и т.д.). У него формируется способность к обобщению (мяч, шарик — круглые, шарики — большой и маленький, красный и синий). Дети овладевают умением группировать предметы по определенному признаку, свойству, назначению (например, подбирать все необходимое для купания куклы). Формирование представлений о природе Обучение детей на занятиях по ознакомлению с природой осуществляется разными методами (наблюдение, рассматривание картин, игрушек, просмотр диафильмов), широко используются активные действия детей (предметные, продуктивные, игровые, включенные в игры, инсценировки с игрушками). Выбор метода зависит от вида занятия, его основной задачи. В соответствии с этим используются и разнообразные словесные методы (чтение художественного произведения, рассказ воспитателя). Разнообразие объектов природы и методов обучения требует от воспитателя тщательного продумывания организационной обстановки. Для рассматривания животных, комнатных растений, картин малышей сажают полукругом. Объект наблюдения должен быть хорошо освещен, расположен таким образом, чтобы к нему легко было подойти. Если используется раздаточный материал, детям удобнее сидеть за столами, чтобы видеть действия друг друга и педагога. Первые наблюдения проводятся с небольшим числом детей. Основная задача — сформировать у каждого ребенка умение сосредоточивать внимание на наблюдаемом объекте, отвечать на вопросы, выделять наиболее характерные признаки предмета. Детей привлекает все движущееся, яркое, поэтому первыми проводятся наблюдения за живыми объектами. При этом необходимо предоставить детям возможность самостоятельно понаблюдать за объектом. Затем педагог направляет внимание воспитанников путем вопросов: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как ест?» Рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги? Какие глаза, уши?» Рассматривание растения следует начинать с выделения наиболее яркого признака. Затем определяют основные особенности строения растения (стебель, листья, цветы; форма, величина, цвет). Наблюдения носят кратковременный характер. Чтобы удержать внимание детей, воспитатель дает им небольшие поручения: насыпать зерно в кормушку, налить воду в поилку, полить растение. Помогая выделить основные признаки объекта, педагог предлагает малышам провести пальцем вдоль стебля растения, погладить животное. Можно использовать и игровые приемы, например прием имитации движений животного, его голоса. При повторных наблюдениях используются сюрпризные моменты. Например, раздается стук в дверь, и входит котенок или же вносят корзинку, а в ней кролик. В заключение воспитатель может прочитать стихи, спеть песенку. Требовать от детей рассказа об увиденном нецелесообразно. На занятиях используются картины для уточнения и закрепления нового. Организуя рассматривание сюжетной картины, воспитатель опирается на личный опыт детей, предоставляет им возможность высказаться. После разговора об увиденном ребята с интересом слушают рассказ воспитателя по картине. На повторных занятиях речевая активность детей заметно возрастает. Для конкретизации и обогащения знаний, приобретенных детьми, используются также мультимедийные проекторы и видеофильмы. По статичности изображения они приближаются к сюжетным картинам. Воспитатель демонстрирует фильм, сопровождая показ неторопливым объяснением, возвращаясь к некоторым кадрам. Беседу после просмотра проводить не следует. Наряду с картинами и фильмами на занятиях могут быть использованы игрушки, изображающие животных и птиц. Показ игрушек, несложные инсценировки дают возможность закрепить, уточнить знания детей, а в отдельных случаях — сформировать первичные представления. Игрушки могут быть различными (мягкие, резиновые, пластмассовые и т.д.), однако все они должны быть выполнены в реалистической манере. Для показа используются крупные игрушки, мелкие служат в качестве раздаточного материала. Целесообразно иметь следующие комплекты игрушек: 1) кошка с котенком, собака со щенком, заяц, медведь, лиса — крупные, мягкие, правильной окраски (по одной-две игрушки каждого вида); 2) собаки, кошки, куры, цыплята — мелкие, из любого материала (по числу детей). На занятиях наряду с игрушками следует использовать литературный материал. Так, воспитатель может организовать инсценировку по стихотворению «Медвежатки» Г. Бойко: Медвежаток я взяла, Посадила у стола: — Угощайтесь, медвежатки: Ешьте мед хороший, сладкий! А они себе сидят И ни капли не едят: Хоть они и любят мед, Но открыть не могут рот. На занятиях по ознакомлению с природой широко используются дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные. В процессе дидактических игр с природным материалом типа «Чудесный мешочек», «Поставь цветок в вазу такого же цвета» дети знакомятся с листьями, цветами, фруктами, овощами. В этих играх уточняются и обогащаются представления ребенка о свойствах и качествах растений, у него формируется умение обследовать предметы, накапливаются представления о явлениях действительности. Настольно-печатные игры типа «Малыши», парные картинки и др. предоставляют возможность систематизировать знания о природе, воспитывать умение по слову восстанавливать образ предмета. Слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Словесные игры типа «Кто летает, бегает, прыгает» проводятся как часть занятий по развитию речи. Используются они с целью закрепления знаний об объектах живой природы. На первом этапе воспитатель, участвуя в игре вместе с детьми, дает образец игровых действий. На втором этапе педагог руководит ходом игры, направляет ее, не являясь непосредственным участником. Игровые упражнения «Узнай по вкусу», «Найди к цветку такой же» способствуют воспитанию у ребенка умения различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Большая работа по ознакомлению детей с природой проводится в свободное время. На прогулках воспитатель должен создавать условия для разнообразной деятельности детей. Важно, чтобы малыши много двигались, знакомились с явлениями природы, с животным и растительным миром, познавали многообразие форм, красок, запахов и звуков. В зимнее время большая часть участка отводится для подвижных игр. Остальная территория предназначается для всевозможных построек из снега: большой горки для детей и маленькой для катания кукол; лабиринтов, снежных валов, «клумб», построек по сказочным сюжетам. Необходимо, чтобы все постройки можно было рационально использовать: по снежному валу — ходить, упражняясь в равновесии; на длинную шею утенка набрасывать обручи и пр. Хорошо украсить разноцветными льдинками домик Снегурочки, «клумбу». Кормушка, вырубленная из снега, служит и для кормления птиц, и для ознакомления с ними. В летнее время разнообразные игры со строительным материалом, настольные, а также сюжетные игрушки и книги размещают в беседке. На участок выносится и живой уголок, который можно пополнить новыми экземплярами: цыплятами, утятами. Возможность близко рассматривать животных, действовать с природным материалом, слушать звуки, ощущать запахи углубляет познание детьми окружающего. Ребенок способен многое увидеть, запомнить, но осмыслить и понять увиденное он может лишь при планомерной работе педагога. На прогулке проводятся разнообразные наблюдения. На первых порах возникают трудности из-за того, что дети часто отвлекаются. Поэтому вначале воспитатель собирает для наблюдений подгруппу из пяти-шести человек. В дальнейшем число детей, участвующих в наблюдении, возрастает. Заметив, что дети остановились у клумбы, взрослый обращает их внимание на яркие цветы, обходит с малышами вокруг клумбы, предлагает провести пальцем по лепесткам ромашки, вдоль стебля, накрыть ладошкой цветок настурции и георгина, определяя, какой из них больше. Показав воспитанникам гладкую и шероховатую поверхность камешка и шишки, педагог задает им загадку типа: «Отгадай, что я положу в твои ладошки: камешек или шишку?» Систематические наблюдения за живыми объектами приводят к тому, что дети овладевают умениями отвечать на вопросы (Кто летает? Кто плавает?), перечислять, что растет в саду (яблоки, груши, сливы) и что на огороде (лук, морковь, картофель, капуста). Наблюдение будет более интересным для детей, если взрослый создаст соответствующий эмоциональный настрой. Сюрпризный момент в самом начале наблюдения (первый распустившийся цветок на клумбе, пушистые хлопья снега), эмоционально окрашенная речь педагога, вовремя сказанное четверостишие или потешка — все это обогащает восприятие ребенка. Воспитатель развивает у детей навыки пространственной ориентировки, например: «Вот береза. А где еще у нас на участке растет береза?» Этому способствуют и игровые приемы. Так, в гости к малышам приходит Снегурочка, и дети показывают ей сооружения из снега, объясняют, как их можно использовать. Совершенствованию ориентировки в окружающем и развитию познавательных интересов способствуют также экскурсии на соседний участок, в процессе которых уточняются и конкретизируются полученные ранее знания. Чтобы создать у детей представление о времени года, воспитатель в процессе сборов на прогулку проводит беседу о предметах одежды, их назначении, в которой знания, полученные детьми на занятиях, уточняются. Поддерживая высказывания детей, взрослый задает вопрос: «А теперь подумайте, почему мы с вами тепло оделись?» И сразу же, выйдя на улицу, воспитатель объясняет, что и дети, и взрослые одеты тепло, потому что холодно, наступила зима. Дидактические игры с природным материалом обогащают игру детей: соорудив дом из песка, ребенок втыкает вокруг палочки — «заборчик», травинки — «цветы», делает из листиков разноцветные «зонтики» для кукол. Определенные знания о природе дошкольники получают и при проведении подвижных игр, когда одновременно решаются несколько задач: повышения эмоционального тонуса детей, удовлетворения потребности ребенка в активных движениях, уточнения знаний о различных объектах и их свойствах (птички летают, клюют), развития ориентировки в окружающем, умения слушать и выполнять движения в соответствии с требованиями. Игры подбираются с учетом времени года, темы наблюдения, по желанию детей. Взрослый является одновременно и организатором, и участником игры. Поддерживая радостное настроение играющих, он внимательно следит за каждым: одного побуждает к энергичным движениям, другого ограничивает, снимая излишнее возбуждение и т. д. Важно вовремя закончить игру, чтобы дети не переутомились и в то же время, чтобы они остались довольны. Игра может повторяться не более трех-четырех раз. Дети с удовольствием включаются в простые упражнения типа: «Пройди по пенечкам», «Пролезь в воротца». Игровые упражнения проходят интереснее, если ребенку предлагается пролезть, не задев колокольчик, промаршировать под барабан и т. п. Оживленно проходят игры с простыми правилами. Музыкальное сопровождение таких игр, стихотворный текст повышают эмоциональный настрой участников. Особое удовольствие испытывают малыши, когда им предоставляются атрибуты: шапочки зайчиков, веночки, а также крупные мягкие игрушки. Планомерная работа с детьми на прогулке формирует у ребенка желание и умение наблюдать за предметами окружающего мира. Задача взрослого — вовремя поддержать инициативу того или иного ребенка, удовлетворить его любознательность, привлечь внимание. Так, заметив, что ребенок отвернулся при виде перебегающего через дорожку жука, воспитатель обращается к малышу: «Как ты думаешь, далеко ему бежать? А где его домик?» На участке дети совершенствуют свои двигательные умения: пролезают под арку, ходят по бревну. Педагог должен внимательно следить за действиями воспитанников: вовремя прийти на помощь робкому, ободрить его, остановить расшалившегося. Во время прогулки воспитатель имеет возможность пообщаться с каждым ребенком наедине: показать муравьишку и поговорить о нем, загадать незатейливую загадку, вместе походить по участку, рассмотреть цветок. Особенно в таком общении нуждаются воспитанники, вновь пришедшие в детское учреждение. Правильно организованная прогулка помогает детям интересно проводить время на свежем воздухе. Занятия по ознакомлению с природой дают возможность последовательно формировать у них знания об особенностях природного окружения.
V. Консультирование родителей через информационные листы. Игрушки, необходимые для ознакомления с окружающим миром.
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д. Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию. Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать! Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны. Для 3-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша буд
К четырем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными. Игры с природными материалами.
Живопись с помощью пальцев. Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Краски растекаются и переливаются, как эмоции. Такая живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Это позволит отследить внутреннее состояние ребенка. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться в процесс творчества, мобилизует внутренние резервы организма. Перед началом работы необходимо надеть на ребенка фартук, дать легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой. Начните вместе с ребенком, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал. Работа с глиной.
Работа с глиной оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. Этот вид работы удовлетворяет интерес ребенка к частям тела. Глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран. Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают снять стресс, помогают выражению чувств, избавляют от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщают к социальной активности необщительных детей. При работе с глиной можно выполнить следующие задания: закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он: холодный, теплый, влажный, сухой? Сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки; проткните глину; пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка; оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите кусок.
Игры с песком. Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта: - при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние; - развитие мелкой моторики и тактильно - мнемонической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание, память; -с развитием тактильно – мнемонической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
При игре с песком можно выполнять такие упражнения: -поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения; -выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; -пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы; -создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира; -пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками; -можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять; -поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх- вниз.
Для игры с песком в помещении необходимы: -водонепроницаемый деревянный ящик; -чистый просеянный песок (лучше его прокалить); -вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок; -баночки с водой для смывания песка. |
VІ. Заключение
Младший возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Дети все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности – игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в окружающем мире. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Список литературы
1. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста/Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова, Е.А. Тимофеева и др; Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. - М.:Просвещение,1987 2. Личность и ее формирование в детском возрасте под ред. Л.И. Божович. – Питер,2009.-237с. 3. Дошкольное воспитание/ журнал № 4/2012, с. 80. 4. Дошкольное воспитание/ журнал № 10/2012, с. 93. 5. Комплексные занятия с детьми младшего возраста М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – С-П/2004. 6. Занятия по формированию элементарных экологических представлений О. А. Соломенникова/М., 2012 7. Дошкольная педагогика/№ 5 (80), 2012, с. 9. 8. Для самых маленьких под ред. З. Александровой. – М., 1997. 9. Про лесных зверят под ред. Е. Грачёва. Саратов, 2007. 10. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005. 11. Об организации обучения дошкольников Усова А.П. – М., 2003. С. 56.
Приложения Конспект НОД во второй младшей группе «Дикие животные» I. Организационный момент Воспитатель: Мы в кружок все соберёмся дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся. Зашагали ножки прямо по дорожке. Вот как мы шагаем, ножки поднимаем. Шли мы, шли. И в лесок пришли. II. Основная часть. - А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. *** У него иголочки, Как в лесу на елочке. Зверя лучше не тревожь! Он колючий. Это... *** Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. *** Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та Как зовут её?.. *** Он в лесу дремучем рос, Серой шерстью весь оброс. В зайцах вкусных знает толк Злой голодный серый... *** Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Всех зверек пугается Под кустом спасается. Беседа Ребята, а посмотрите какой зайка. Какая у него шёрстка цветом? (Белая.) Но закончилась зима, снег растаял, зайка поменял шубку и стал серым. Видите - как на этой картинке. Какая у него шёрстка на ощупь? (Мягкая. Теплая. Пушистая.) Какие у зайки ушки? (Длинные.) ***Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. Беседа: Молодцы, все загадки отгадали. А какой мишка? (Большой, сердитый, косолапый, неуклюжий.) -Какого цвета его шёрстка? (Черная, коричневая.) -Какая у него шёрстка на ощупь? (мягкая.) -Скажите, а кто больше - мишка или зайчик? - Какие у мишки ушки? А у зайки? - А где мишка спит зимой? Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем. Физминутка: У медведя дом большой- Ой-ой-ой (тянутся руками вверх) А у зайки маленький Ай-ай-ай (приседают) Мишка сам пошел домой Ой-ой-ой (идут вразвалочку) А за ним и заинька Ай-ай-ай (Прыгают) Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поиграли. Воспитатель: А ведь у каждого животного лесу есть свой домик. Давайте, поможем найти нашим зверькам их домики. Предлагаю детям собрать пазлы «Чей домик», при необходимости помогаю. Вот какие вы у нас умные, помогли животным свои домики. Воспитатель. А теперь Мишка хочет поиграть с вами. Проводится подвижная игра «Медведь и дети». Мишка по лесу гулял, И детишек он искал. Долго-долго он искал, Сел на травку, задремал. Стали деточки плясать, Стали ножками стучать: - Миша, Мишенька, вставай, И ребяток догоняй! (дети убегают от медведя, он их догоняет) Воспитатель. Какие вы молодцы, как хорошо поиграли с Мишкой! Но нам пора домой. Давайте попрощаемся с Мишкой. III. Подведение итогов: Проговариваем всех лесных животных, с которыми сегодня познакомились. Воспитатель: Кого мы с вами видели? Дети: Зайца, белку, медведя, лису, волка, ёжика . Воспитатель: Где они все живут? Дети: В лесу. Воспитатель подводит детей к умозаключению: Значит, этих животных можно назвать … дикими животными. Воспитатель: А я, ребята, приготовила вам подарок – книгу «Про лесных зверят».
Самоанализ познавательной деятельности Дата проведения: 14 марта Время проведения: 9.00 Группа: 2 младшая. Тема: Дикие животные Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: Обогащать представления детей о лесных животных Задачи: Образовательные: Способствовать углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о лесных животных. Расширять представление детей о лесе и его обитателях. Развивающие: Развивать у детей мелкую моторику, память, связную речь, воображение, мышление, а так же познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, умение анализировать, делать выводы. Воспитательные: воспитывать у детей желание больше узнавать о жизни диких животных; воспитывать любовь, интерес и заботливое отношение к природе, чувство доброты и сопричастности ко всему живому; воспитывать эмоциональность детей. Оборудование: записи музыкального сопровождения, мультимедийная доска и проектор, искусственные ели, игра-пазл «Чей домик», разрезанные картинки. Методы и приёмы: Художественное слово. Беседа – объяснение. Показ. Презентация. Физкультминутка. Музыкальное сопровождение. Коллективная деятельность. Мультимедийное сопровождение. Предварительная работа: беседа, рассматривание игрушек диких животных, чтение стихов и загадок о лесе и его обитателях. Принципы реализации в соответствии с целями и задачами: • принцип направленности обучения на комплексное решение задач; • принцип доступности обучения при построении с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Использование здоровьесберегающих технологий: физминутка. Объём учебного материала определён в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей. Время затрачено в соответствии с требованиями для 2 младшей группы. Познавательная деятельность достигла своей цели.
МКДОУ д/с №18 с. Демарино ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя Ашихминой Марины Александровны Ознакомление детей младшего возраста с окружающим через игру.
2015
|
|