Проект «Вода. Круговорот воды в природе»
материал по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda._krugovorot_vody_v_prirode.docx | 98.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Солнышко» г. Павлово
Проект «Вода. Круговорот воды в природе»
для старшей группе ДОУ
Составлен:
воспитателем МБДОУ
д/с №14 г. Павлово
Клюкиной С.В.
г.Павлово, 2019 год
Введение :
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Актуальность темы :
Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
Новизна:
Современные дети обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Зачастую эти знания бывают ошибочны. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что, и направлен мой проект. Работа основывается на принципе интеграции образовательного содержания и видов детской деятельности
Направления интеграции:
- Ознакомление с окружающим миром: обогащение представлений детей об объектах окружающего мира; развитие познавательной мотивации; формирование интереса к различным формам познания мира: наблюдение, экспериментирование, чтение, обсуждение.
- Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса; совершенствование грамматической структуры речи; развитие связной речи.
- Продуктивная деятельность: реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в играх, изобразительном творчестве; реализация коммуникативных навыков совместной игровой и творческой деятельности.
На этапе: «Организация исследования» в процессе совместной деятельности во вторую половину дня, по желанию детей, в игровом центре «Хочу все знать» проводились занятия-тренинги (индивидуальные и подгрупповые), предложенные А.И.Савенковым (с добавлением своих опытов«Свойства воды» и упражнения «Круговорот воды»). Целью этих занятий являлось введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учился делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом. Также занятия-тренинги способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга. Одновременно планировались коллективные, целевые наблюдения, экскурсии. Ежедневно проводились беседы в «Кругу друзей», игры, чтение познавательной литературы, рассматривание картинок, компьютерных презентаций «Что такое вода?», «Вода в природе» и др., которые были направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволила выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление. Затем из группы таких детей создавался клуб «знатоков», которые проводили опыты на выявление свойств воды и создавали плоскостной макет «Откуда берется вода» (круговорот воды). На познавательных занятиях, где присутствовали все дети группы, «знатоки», через интерактивные формы (работа в паре, подгруппой), выступление с сообщением («научным» докладом)демонстрировали и участвовали в увлекательной деятельности по приобретению знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме.
Гипотеза проекта. Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Целью данного проекта является развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи проекта «Вода»:
1. Обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
2. Развитие у детей мышления, кругозора, речи, любознательности, умения делать выводы, умозаключения.
3. Развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
4. Формирование у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, круговороте воды в природе.
5.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
- Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс, через выполнение совместной деятельности с детьми: нарисовать правила безопасного поведения на воде.
- Установить эмоциональный контакт между воспитателем, родителями и детьми.
Концепция проекта «Вода»
Вид проекта:
По содержанию – интегративный
По продолжительности –краткосрочный(5 дней)
По доминирующему виду – ознакомительно-ориентировочный
По количеству участников – подгрупповой
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители.
Ожидаемые результаты:
В процессе осуществления деятельности с детьми в проекте «Вода» у детей сформируются
Проектно- исследовательские умение и навыки:
-осознанно ставить цель,
-овладение способами решения поставленных задач,
-прилагать волевые усилия для преодоления трудностей и достижения результата,
- слушать, говорить, спорить и просто общаться на познавательные темы.
Показатели личностного развития:
Социально- коммуникативное развитие:
-развиты принятые нормы взаимодействия в коллективных формах работы: подчинятся общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предложениях, стремиться помочь;
- прислушивается к предложениям и советам других детей, умеет уступать;
- принимает посильное участие в различных видах творческой деятельности, организуемой взрослым или по инициативе других детей;
- сформировано понимание важности бережного отношения к природе.
Познавательное развитие:
- знаком со свойствами воды;
-применяет свои знания и умения в решении практических задач (создание выставки на тему «Вода»: плоскостной макет «Откуда берется вода», рисунки детей, схемы результатов опытов).
Речевое развитие:
- развита диалогическая речь, зарождается монолог (коллективные беседы, совместное рассказывание);
-словарь ребёнка обогащён названиями свойств воды, для чего нужна вода;
-стремится к грамматически правильной речи;
-совершенствуется звукопроизношение, интонационная выразительность речи.
Художественно- эстетическое развитие:
-изображает знакомые объекты, передавая их характерные особенности
(состояние воды, свойства, где встречается вода);
- лепит декоративные поделки по мотивам народной пластики: «Весёлые водоноски у колодца»;
- создает сюжетную аппликацию к потешке: « А водица далеко, а ведёрко велико……….»;
- согласовывает свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого) в процессе выполнения коллективной работы.
Физическое развитие:
-сформирован интерес к здоровому образу жизни: чистая вода нужна для организма человека, для гигиенических процедур, закаливания, плавания.
В результате осуществления деятельности воспитателя с детьми
- будет создан плоскостной макет «Откуда берется вода» (круговорот воды);
- схемы проведения опытов по выявлению свойств воды;
- оформлена выставка рисунков: «Вода» и «Правила поведения на воде»;
- будет установлен деловой и эмоциональный контакт между участниками воспитательно-образовательного процесса:дети, родители, педагоги.
Этапы реализации проекта
Этап | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Сроки |
Первый этап: выбор темы, постановка цели и задач. Гипотеза исследования | ОБУЧАЮЩИЕ: -пробуждение интереса к деятельности, предлагаемой взрослым. РАЗВИВАЮЩИЕ: - развитие проекто-исследовательских умений: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение из предложенных вариантов; -обогащение познавательной деятельности и творческого воображения для создания плоскостного макета «Откуда берётся вода» (круговорот воды в природе). ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: -формирование потребности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. | Круг друзей. Ребята,посмотрите, к нам в группу пришла посылка от Знайки. Достает из коробки глобус и письмо. Знайка в письме задает детям вопросы: Что за предмет прислал в подарок? Что такое глобус? Какого цвета на глобусе больше? (Правильно,голубым цветом изображены моря и океаны).Как вы, думаете, откуда берется вода вокруг нас? А знаете ли вы, какими свойствами обладает вода? Зачем вода нужна людям, животным, растениям? Формулирует проблему. - Что нам нужно сделать, чтобы ответить правильно на вопросы Знайки? Помогает детям распределить методы исследования проблемы с помощью «Экрана исследователя» и сформулировать задачи: - надо подумать, что или кто нам поможет узнать о воде; - провести наблюдения за присутствием воды на улице, в группе, дома; - расспросить взрослых (родителей и воспитателя) о воде; - прочитать и посмотреть книги и энциклопедии о воде; - провести эксперименты с водой; - обратится за помощью к компьютеру. Определяет продукт проекта. Далее воспитатель предлагает детям подумать: - Какой ответ мы можем послать Знайки? - Рисунки на тему «Вода», схемы-зарисовки опытов, плоскостной макет «Откуда берётся вода» (круговорот воды в природе), который дети сделают сами. | 1. Входят в проблему. Рассматриваютглобус. Отвечают на вопросы: Знайка прислал глобус; глобус модель нашей Земли;на глобусе много голубого и синего цвета. 2.Выдвигают гипотезы: Чтобы узнать всё о воде, надо: спросить у взрослых, посмотреть документальный фильм, карточки- иллюстрации, альбомы, журналы, посмотреть в компьютере, посмотреть познавательные телепередачи по ТВ, понаблюдать на улице за падающим снегом, таянье снежинки на ладошки, замёрзшие лужи, дождик; в группе: за поливкой растений, опыты со снегом в группе, за водой в кране; понаблюдать дома за кипением воды в чайнике (пар), переливание вод; расспросить взрослых: откуда берётся вода в кране, почему снежинка таит на ладошке, как образуется лёд, почему летом вода испаряется. 3.Принимают дополнительную задачу: « Нам нужно написать ему письмо и вложить туда наши рисунки о воде, схемы- зарисовки и макет». | Один день |
Второй этап: организация исследования | Образовательные задачи: -обогащение, расширение и уточнение представлений детей о том, зачем нужна вода, где взять воду, где её используют, - формирование умения строить познавательную деятельность и самостоятельно анализировать полученные результаты; -совершенствование трудовых и изобразительных навыков и умений. Развивающие задачи: - развитие специальных способов ориентации – экспериментирования и моделирования, -развитие творческих способностей и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей через социальное взаимодействие в играх, занятиях; -развитие саморегуляции, поведения в соответствии с правилами, установленными в группе Воспитательные задачи: воспитание доброжелательного отношения со сверстниками; положительной эмоциональной отзывчивости на рисунки, поделки как произведения эстетической культуры. | Занятие №1 «О чём рассказала капелька» Задачи: 1. Формирование знаний о круговороте воды в природе. 2.Знакомство с тем, как следует использовать воду, как её беречь (информация о том, зачем нужна вода (пить, мыть, чистить, поливать растения, готовить пищу), где взять воду ( из крана, из реки, колодца, магазина), зачем воду кипятят, как бережёт и портит здоровье вода) 3.Проявление интереса к дальнейшему познанию Совместная деятельность в центрах:
Занятие №2 «Свойства воды» Задачи: 1.Знакомство со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, прозрачная, без запаха, без вкуса, способна растворять некоторые вещества) и др. 2.Знакомство с водными развлечениями (купаться, плескаться, плавать на лодке, удить рыбу, пускать лодочки, играть). 3. «Научные» доклады «знатоков». Совместная деятельность в центрах:
Опыт №1. «Вода жидкость» Опыт № 2. «Вода не имеет формы» Опыт №3 «Вода прозрачная» Опыт №4 «У воды нет вкуса» Опыт №5 «У воды нет запаха» Опыт №5 «Тонет - не тонет», Опыт №6 «Круговорот воды».
Круг друзей. Беседы: - «Что растёт в воде», - «Вода источник электроэнергии», - «Кто живёт в воде». Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе: вытирание пыли с полок, мытье игрушек, дощечек после лепки и аппликации (помощь дежурным). Чтение художественной литературы: Русская народная сказка: «По щучьему велению», С. Погореловский : « Родник иссяк, ручей ослаб……», « Водопровод» С. Маршак А.С.Пушкин: « Сказкуа о рыбаке и рыбке», « Весенние воды» Ф. Тютчев Закличка: « Дождик, дождик» « На реке» Н. Заболоцкий « К морю» Г. Снигирёв « Первая рыбка» Е. Пермяк Предметно- развивающая среда: Иллюстрации «Откуда берётся вода», книга «Моя первая энциклопедия», диск «Звуки моря и океана», атрибуты к сюжетно- ролевой игре «Аквариум», « Игры с водой», цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей, пластилин. Взаимодействие с родителями: Домашнее задание. Совместно с детьми нарисовать рисунки на тему «Правила безопасного поведения на воде». | Рассказы детей участвующих в исследовательской деятельности (знатоки) Дети по желанию участвуют в тренинге «Экран исследователя» 1. Участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление. Заинтересованные дети создают клуб «знатоков» («научный» руководитель -воспитатель): проводят опыты на выявление свойств воды и создают плоскостной макет «Откуда берется вода» (круговорот воды). На познавательных занятиях, где присутствуют все дети группы, «знатоки» выступают с сообщением («научным» докладом) 2.Систематизируют информацию о свойствах воды и ее круговороте в природев центрах:
Рассматривание дидактических карточек «Путешествие волшебной капельки»
Изготовление атрибутов к сюжетно- ролевой игре «Аквариум»,
3. Выбирают вид продуктивной деятельности и распределяются по группам: -для рисования, -для лепки, -для выполнения модели Распределяют роли в своей группе. 4. Обговаривают с воспитателем последовательность выполнения заданий и планируют совместную деятельность в центрах активности. | Два дня |
Третий этап: подготовка к защите исследовательскихпроекта | Образовательные задачи: -закрепление у детей представлений о воде -формирование у детей умения преобразовывать познавательный опыт, впечатления, эмоциональное состояние в продуктивную деятельность. Развивающие: -развитие ручной умелости, творческих способностей и воображения. Воспитательные: -воспитание бережного отношения к результатам своего труда и труда сверстников. | 1. Организует работу над проектом. 2.Оказывает словесную и практическую помощь в индивидуальном и коллективном выполнении рисунков, зарисовок по результатам опытов, плоскостного макета «Откуда берется вода». 3.Следит за выполнением правил безопасности при работе с ножницами. 4. Контролирует процесс выполнение работ. 5. Фотографирует работы детей. | 1.Отбирают необходимые материалы для выполнения макета. 2.Обращаются к иллюстративному материалу (сравнение макета с рисунками в энциклопедии) 3.Делятся впечатлениями и эмоциями, советуются. 4.Выполняют коллективную работу и составляют рассказ о ней. 5.Придумывают, как лучше представить свою работу, рассказать о ней. | Один день |
Четвертый этап: защита исследовательских проектов | Образовательные: Научится согласовывать свои действия с действиями партнеров, формирование эмоциональной отзывчивости к презентации результатов исследовательской деятельности. Развивающие: развитие интонационной выразительностиречи, эмоциональной сферы ребенка. Воспитательные: воспитание у детей чувства коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи. | 1.Помогает организовать презентацию результатов проектов: «Свойства воды» и плоскостного макета «Откуда берётся вода» для познавательного занятия. 2. Побуждает детей участников проведения опытов и группы «знатоки » сделать рассказ –сообщение по проектам для ребят не участвовавших в проектах. 3.Приходит на помощь в случае затруднения. 4.Участвует в подготовке письма из рассказов –сообщений детей по проектам и подготовке посылки для Знайки. | 1. Готовят презентацию исследовательских проектов: «Свойства воды» и макета: « Откуда берётся вода» для расширений знаний о воде 2. Готовят рассказ- сообщение по проектам, с помощью выделение ярких событий в процессе проведения опытов и подготовки проектов. 3. Рассказ- сообщение по проектам для слушателей с выводами. 4.Учавствуют в подготовке письма6 включая схемы- зарисовки опытов, модели: « Круговорота воды в природе». Создание и украшение посылки для Знайки. | Один день |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №14 «Солнышко» г. Павлово
Проект «Зимние игры и забавы»
для детей старшей группы ДОУ
Составлен:
воспитателем МБДОУ
д/с №14 г. Павлово
Клюкиной С.В.
г.Павлово, 2019 год
Актуальность темы :
Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении деятельности человека в развитии сорта, формировании первичных представлений о здоровом образе жизни, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны исследовать и сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
Гипотеза проекта. Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Целью данного проекта является развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи проекта «Зимние игры и забавы»:
1. Обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
2. Развитие у детей мышления, кругозора, речи, любознательности, умения делать выводы, умозаключения.
3. Развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
4. Формирование у детей конкретных представлений о зимних видах спорта, зимних Олимпийских играх, спортсменах и их форме, об истории создания лыж и коньков.
5.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
- Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс, через выполнение совместной деятельности с детьми: нарисовать правила безопасного поведения на льду, вовремя движения на коньках и лыжах.
- Установить эмоциональный контакт между воспитателем, родителями и детьми.
Концепция проекта «Зимние виды спорта и забавы»
Вид проекта:
По содержанию – интегративный
По продолжительности –краткосрочный(5 дней)
По доминирующему виду – ознакомительно-ориентировочный
По количеству участников – подгрупповой
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители.
Ожидаемые результаты:
В процессе осуществления деятельности с детьми в проекте «Зимние игры и забавы» у детей сформируются
Проектно- исследовательские умение и навыки:
-осознанно ставить цель,
-овладение способами решения поставленных задач,
-прилагать волевые усилия для преодоления трудностей и достижения результата,
- слушать, говорить, спорить и просто общаться на познавательные темы.
Показатели личностного развития:
Социально- коммуникативное развитие:
-развиты принятые нормы взаимодействия в коллективных формах работы: подчинятся общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предложениях, стремиться помочь;
- прислушивается к предложениям и советам других детей, умеет уступать;
- принимает посильное участие в различных видах творческой деятельности, организуемой взрослым или по инициативе других детей;
- сформировано понимание важности бережного отношения к природе.
Познавательное развитие:
- знакомство с зимними видами спорта, формой спортсменов, знаменитыми спортсменами , историей Олимпиады, историей создания лыж, коньков.
-применяет свои знания и умения в решении практических задач (создание презентации на тему:«Олимпийские игры»: альбом «История лыж», " История коньков", рисунки детей, схемы результатов опытов).
Речевое развитие:
- развита диалогическая речь, зарождается монолог (коллективные беседы, совместное рассказывание);
-словарь ребёнка обогащён названиями зимних видов спорта, Олимпиад; истории лыж и коньков, спортсменов
-стремится к грамматически правильной речи;
-совершенствуется звукопроизношение, интонационная выразительность речи.
Художественно- эстетическое развитие:
-изображает знакомые объекты, передавая их характерные особенности
(зимние виды спорта, Олимпиада, лыжи и коньки);
- лепит декоративные сюжетные поделки: «Зимние забавы»;
- рисует сюжеты с элементами аппликации: « Зимние забавы»;
- согласовывает свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого) в процессе выполнения коллективной работы.
Физическое развитие:
-сформирован интерес к здоровому образу жизни: заниматься физкультурой и спортом необходимо, чтобы вырасти здоровыми, сильными, ловкими. Чтобы быть хорошим спортсменом, нужны не только сила, гибкость и ум, надо быть ещё упорным и терпеливым, не бояться трудностей.
В результате осуществления деятельности воспитателя с детьми
- будет создана презентация «Олимпийские игры»;
- альбомы: " История коньков", " История лыж";
- оформлены экраны исследователя по темам исследования
- будет установлен деловой и эмоциональный контакт между участниками воспитательно-образовательного процесса:дети, родители, педагоги.
Этапы реализации проекта
Этап | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Сроки |
Первый этап: выбор темы, постановка цели и задач. Гипотеза исследования | ОБУЧАЮЩИЕ: -пробуждение интереса к деятельности, предлагаемой взрослым. РАЗВИВАЮЩИЕ: - развитие проекто-исследовательских умений: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение из предложенных вариантов; -обогащение познавательной деятельности и творческого воображения для создания презентации: " Олимпийские игры ", альбома: " Зимние виды спорта", " История коньков"," История лыж" ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: -формирование потребности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. | Круг друзей. Воспитатель обращается к детям: «Ребята, в нашем детском саду есть традиция. Каждую зиму мы проводим «Малые зимние олимпийские игры». Ребята из нашей и подготовительной группы будут участвовать в них. В мире тоже есть традиция - через каждые 4 года проходят «Зимние олимпийские игры». Взрослые спортсмены собираются вместе в какой-нибудь стране и соревнуются». Далее воспитатель задает вопросы: - Вы, знаете, почему игры называются Олимпийскими?» - Кто такие спортсмены? Каких знаменитых спортсменов вы знаете? - Какие зимние виды спорта вы знаете? Воспитатель подводит итог: «Интересные у вас ответы. Молодцы». Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением соревнований, спортсменов, Олимпийской символики, формой спортсменов (лыжи, коньки, клюшка, санки) и подводит детей к постановке целей исследований: «Что вы еще хотите узнать нового и интересного о зимней олимпиаде и зимних видах спорта?» Формулирует проблему. 2. Что нам нужно сделать, чтобы узнать о зимних играх? Помогает детям распределить методы исследования проблемы с помощью «Экрана исследователя» и сформулировать задачи: Спросить у другого человека - У кого можно спросить? Посмотреть в книгах Посмотреть по компьютеру видеофильм, презентацию: Понаблюдать Провести опыты 3. Определяет продукт проекта. Далее воспитатель предлагает детям создать - альбом «Зимние забавы» (коллективная работа детей группы по теме), - альбом «История коньков» (индивидуальное исследование ребенка дома), - альбом «История лыж» (индивидуальное исследование ребенка дома), - презентация: «Олимпийские игры» (подгрупповая презентация исследователей. Руководитель воспитатель), | 1. Входят в проблему. Дети сидят полукругом перед воспитателем. Ответы детей: - Потому что они проходят в мире - Потому что о них знают все люди - Потомучто они знаменитые и в них участвуют много людей- спортсменов. Предполагаемые ответы детей: -Это люди, которые участвуют в соревнованиях и побеждают - Это сильные, здоровые, смелые люди, которые любят спорт и соревнования - Это те люди, у которых есть медали и дипломы за участие в соревнованиях. - В биатлоне- Шипулин, в санной спорте- Третьяков, Фитисов, Третьяк - хоккей Ответы детей: хоккей, лыжи, санки, фигурное катание. Принимают дополнительную задачу: «Нам нужно обязательно узнать всё про: Кто такие спортсмены, откуда появились коньки, откуда появились лыжи, символы Олимпийских игр. Ответы детей: - Кто такие спортсмены - Откуда появились коньки - Откуда появились лыжи - Кто придумал Олимпийские игры; 2.Выдвигают гипотезы: Чтобы узнать всё о зимних видах спорта надо расспросить взрослых: каких знаменитых спортсменов они знают, откуда появились лыжи, про олимпийские игры, кто такие спортсмены и каких знаменитых спортсменов они знают. Посмотреть документальный фильм, карточки- иллюстрации, альбомы, журналы, посмотреть в компьютере, посмотреть познавательные телепередачи по ТВ, Понаблюдать на улице за падающим снегом, таянье снежинки на ладошки, дома прокатиться на коньках по полу и по льду. Дети принимают предложение воспитателя. Выбирают, по желанию, темы для исследования | Один день |
Второй этап: организация исследования | Образовательные задачи: -обогащение, расширение и уточнение представлений детей о зимних видах спорта, зимних Олимпийских играх, спортсменах и их форме; - формирование умения строить познавательную деятельность и самостоятельно анализировать полученные результаты; -совершенствование трудовых и изобразительных навыков и умений. Развивающие задачи: - развитие специальных способов ориентации – экспериментирования и моделирования, -развитие творческих способностей и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей через социальное взаимодействие в играх, занятиях; -развитие саморегуляции, поведения в соответствии с правилами, установленными в группе Воспитательные задачи: воспитание доброжелательного отношения со сверстниками; положительной эмоциональной отзывчивости на рисунки, коллажи, презентации как произведения эстетической культуры. | Совместная деятельность в центрах:
«Зимние игры».
Опыт №2. «В какой воде снег растает быстрее» Опыт №3 «Сравнение кусочка снега и льда» На прогулке: Наблюдение за снегом( свойства снега) Опыт " В каком снегу легче провалиться » Воспитатель: 1.Оказывает словесную и практическую помощь в индивидуальном и коллективном выполнении рисунков, зарисовок по результатам опытов. 2.Следит за выполнением правил безопасности 3. Контролирует процесс выполнение работ. 4. Фотографирует работы детей. Чтение художественной литературы: Стихотворение С. Пшеничный «На лыжах» Стихи С. Маршака: " Сыплет, сыплет снег охапками; В. Берестова : " Гололедица" Загадки о зиме, зимних видах сорта, о коньках, санках, лыжах. Сказка В. Одоевского: " Мороз Иванович" Пословицы о труде: " Терпенье и труд всё перетрут", " Скучен день до вечера, коли делать нечего", " " Без дела жить- только небо коптить". Предметно- развивающая среда: Иллюстрации «Зимние виды спорта», " Зимняя Олимпиада", "Форма спортсменов зимних видов спорта", " Какие коньки бывают", " Какие лыжи бывают". книги- энциклопедии, стаканчики с водой для опыта со снегом, атрибуты к сюжетно- ролевой игре «Олимпиада», « Мы спортсмены », цветные карандаши, фломастеры, краски, непроливайки, пластилин. Взаимодействие с родителями: 1. Домашнее задание, для детей выбравших темы для исследования. Совместно с родителями провести исследования по темам «История коньков», «История лыж» 2.Предложить родителям: - совместно с детьми нарисовать рисунки на тему «Правила безопасного поведения на льду, во время катания на коньках», «Правила безопасного поведения во время катания на лыжах и с гор на санках и «ватрушках»; | Знатоки участвуют в выборе картинок и информации для слайдов презентации. Рассказы детей участвующих в исследовательской деятельности (знатоки) по результатам домашнего задания«История коньков, «История лыж». Участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление. Заинтересованные дети создают клуб «знатоков» («научный» руководитель -воспитатель): создают презентацию и составляют сообщения по темам: «Олимпийские игры», «История коньков», «История лыж». Смотрят презентации, проводят опыт- эксперимент с коньками, лыжами. Проводят опыты на выявление свойств снега (льда) и создают зарисовки опытов. Дома совместно с родителями знатоки исследуют проблему, находят информацию, создают альбомы: " История коньков", "История лыж". | Три дня |
Третий этап: подготовка к защите исследовательскихпроекта | Образовательные задачи: -закрепление у детей представлений о воде -формирование у детей умения преобразовывать познавательный опыт, впечатления, эмоциональное состояние в продуктивную деятельность. Развивающие: -развитие ручной умелости, творческих способностей и воображения. Воспитательные: -воспитание бережного отношения к результатам своего труда и труда сверстников. | Совместная деятельность в центрах: Воспитатель: Организует работу над презентацией и альбомами, и составлению сообщений по темам: «Олимпийские игры», «История коньков», «История лыж».
Круг друзей: Представление презентации: «Олимпийские игры» и прослушивание сообщения Знатоков Занятие №1 " Зимние игры и соревнования» Задачи: 1. Знакомство с профессиями и занятиями спортсменов. 2.Знакомство с историей создания лыж и коньков. 3. Знакомство с зимними видами спорта( хоккей, фигурное катание, биатлон), с снаряжением, спортивный инвентарь для зимних видов спорта 4.Знакомство с видами медалей для награждения спортсменов 5.Проявление интереса к дальнейшему познанию На познавательном занятии, где присутствуют все дети группы, «знатоки» выступают с сообщением («научным» докладом) и презентацией своих проектов. | 1.Отбирают необходимые материалы для выполнения альбомов и презентации 2.Обращаются к иллюстративному материалу 3.Делятся впечатлениями и эмоциями, советуются. 4.Выполняют коллективную работу (презентация) и составляют рассказ о ней. 5.Придумывают, как лучше представить свою работу, рассказать о ней. Рассказы детей участвующих в исследовательской деятельности (знатоки): «Олимпийские игры». Рассказы детей участвующих в исследовательской деятельности (знатоки): «История коньков, «История лыж». | Один день |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №14 «Солнышко» г. Павлово
Проект «Хорошая книга- лучший друг»
для подготовительной группы ДОУ
Составлен:
воспитателем МБДОУ
д/с №14 г. Павлово
Клюкиной С.В.
г.Павлово, 2017 год
Актуальность темы :
Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно её открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями.
Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки, о том, где хранятся книги, какие книги могут дать много новой информации для ребёнка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Гипотеза проекта. Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Целью данного проекта является развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи проекта «Хорошая книга- лучший друг»:
1. Обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
2. Развитие у детей мышления, кругозора, речи, любознательности, умения делать выводы, умозаключения.
3. Развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
4.Формирование у детей конкретных представлений детей о том, что " Хорошая книга может стать лучшим другом", " Какие библиотеки бывают", " История создания книг", " Познавательные книги- энциклопедии".
5.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
1. Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс, через выполнение совместной деятельности с детьми: провести исследования по темам «Как создаётся книга", «Что такое энциклопедии», "Какие бывают библиотеки".
Совместно с детьми нарисовать рисунки на тему «Любимы книги в моей семье".
2. Установить эмоциональный контакт между воспитателем, родителями и детьми.
Концепция проекта «Хорошая книга- лучший друг»:
Вид проекта:
По содержанию – интегративный
По продолжительности –краткосрочный( 2 недели)
По доминирующему виду – ознакомительно-ориентировочный
По количеству участников – подгрупповой
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители.
Ожидаемые результаты:
В процессе осуществления деятельности с детьми в проекте"Хорошая книга- лучший друг»: у детей сформируются
Проектно- исследовательские умение и навыки:
-осознанно ставить цель,
-овладение способами решения поставленных задач,
-прилагать волевые усилия для преодоления трудностей и достижения результата,
- слушать, говорить, спорить и просто общаться на познавательные темы.
Показатели личностного развития:
Социально- коммуникативное развитие:
-развиты принятые нормы взаимодействия в коллективных формах работы: подчинятся общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предложениях, стремиться помочь;
- прислушивается к предложениям и советам других детей, умеет уступать;
- принимает посильное участие в различных видах творческой деятельности, организуемой взрослым или по инициативе других детей;
- сформировано понимание важности бережного отношения к природе.
Познавательное развитие:
- знакомство с хорошей книгой, которая может стать лучшим другом, с историей создания книг, какие бывают библиотеки, что такое энциклопедия.
-применяет свои знания и умения в решении практических задач (создание презентации на тему:«Библиотеки города Павлово»: альбом:: "Первая книга", выставка: " Мир энциклопедий", рисунки детей, схемы результатов опытов).
Речевое развитие:
- развита диалогическая речь, зарождается монолог (коллективные беседы, совместное рассказывание);
-словарь ребёнка обогащён словами обозначающими виды книг: энциклопедия, детская книга, альбом по искусству, научная книга, словарь, справочник,; типография; библиотека;
-стремится к грамматически правильной речи;
-совершенствуется звукопроизношение, интонационная выразительность речи.
Художественно- эстетическое развитие:
-изображает знакомые объекты, передавая их характерные особенности (любимых героев книг, отпечатки , создание обложек книг );
- рисует и создает с помощью аппликации по замыслу обложки для самодельных книг, коллажи;
- согласовывает свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого) в процессе выполнения коллективной работы.
Физическое развитие:
- развитие координации движений, мелкой моторики рук;
- сформирован интерес к здоровому образу жизни;
В результате осуществления деятельности воспитателя с детьми:
- будет создана презентация «Библиотеки города Павлово»;
- альбом: " Первая книга"
- создана выставка: "Что такое энциклопедии"
- оформлены папки-исследователя по темам исследования
- будет установлен деловой и эмоциональный контакт между участниками воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.
Этапы реализации проекта
Этап | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Сроки |
Первый этап: выбор темы, постановка цели и задач. Гипотеза исследования | ОБУЧАЮЩИЕ: -пробуждение интереса к деятельности, предлагаемой взрослым. РАЗВИВАЮЩИЕ: - развитие проекто-исследовательских умений: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение из предложенных вариантов; -обогащение познавательной деятельности и творческого воображения для создания презентации: " Какие бывают библиотеки", выставка: " Что такое энциклопедия", альбом: " Как создаётся книга" ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: -формирование потребности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. | Круг друзей. Воспитатель обращается к детям: «Ребята сегодня на электронную почту детского сада пришло видео - письмо от ребят старшей группы "" Посмотрите его!" Видео - письмо: Здравствуйте, ребята! К вам обращаются дети старшей группы за помощью. Недавно мы задумались над такими вопросами: Какая хорошая книга может стать другом? Почему взрослые говорят, что книга- это хороший источник знаний? Какие книги называются электронными? Что такое типография? Воспитатель: - Ребята как вы думаете, мы сможем им помочь? - Как мы можем помочь? Воспитатель обобщает ответы и предложения детей: Я с вами согласна. Нам нужно обязательно узнать: какая книга- хороший друг, как создаётся книга, что такое энциклопедия, какие бывают энциклопедии, где живут книги и что такое библиотека? 2.Формулирует проблема. - Что нам нужно сделать, чтобы ответить правильно на вопросы ребят старшей группы? Для подсказки детям воспитатель выкладывает картинки с изображением методов исследования. Воспитатель хвалит детей за высказанные предложения и предлагает им познакомиться с «Папкой исследователя». - Ребята посмотрите перед вами "Папка исследователя". Такая "Папка исследователя" теперь есть у каждого из вас в группе. Каждый из вас может воспользоваться этой папкой при проведении своего исследования. В этой папки есть кармашки, на которых вы видите знакомые картинки. Подскажите, пожалуйста, что обозначает эта картинка. Воспитатель показывает картинку с человечком -А что обозначают картинки, на которых изображены книга и компьютер - А что обозначают эти картинки Воспитатель: "Ребята обратите внимание кармашки в папке исследователя маленькие". Для того чтобы зарисовать ваши исследования вам понадобятся маленькие небольшие листочки. Я вам заранее приготовила много специальных листочков для сбора информации, они лежат в центре «Хочу все знать» в цветной коробочке. Итак: с папкой исследователя вы познакомились, и теперь я вам предлагаю выбрать темы своих исследований 3. Определяет продукт проекта. Далее воспитатель предлагает детям создать альбомы или презентации по следующим темам - альбом «Первая книга» - выставка«Что такое энциклопедия - презентация: «Библиотеки города Павлово» | 1. Входят в проблему. Дети сидят полукругом перед воспитателем. Перед ними ноутбук с записанным видео письмом. Ответы детей: Да, мы им обязательно поможем. Дети принимают дополнительную задачу, предлагают провести исследования и узнать: Где создаются книги? Что такое энциклопедия? Где живут книги? 2. Выдвигают гипотезы Спросить у взрослых: почему хорошая книга- может стать другом, как создаётся книга, что такое энциклопедия, какие бывают библиотеки. Можно посмотреть документальный фильм, книги, иллюстрации, альбомы, журналы, посмотреть в компьютере, посмотреть познавательные телепередачи по ТВ. Дети знакомятся с папкой- исследователя. Мы их встречали когда работали по экрану исследователя. Ответы детей: - Спросить у другого человека. Ответы детей: - Посмотреть в книгах и в компьютере. Ответы детей: -Понаблюдать, провести опыты. Дети обращают внимание на размеры кармашков в папки исследователя и рассматривают папку. Дети называют темы исследований: "История создания первой книги"; "Что такое энциклопедия", " Библиотеки города Павлово", " Дети определяют, что они сделают: - альбом «Первая книга», - выставка «Что такое энциклопедия», - презентация: «Библиотеки города Павлово». | Один день |
Второй этап: организация исследования | Образовательные задачи: -обогащение, расширение и уточнение представлений детей о том " Какая книга- может стать хорошим другом", о том " Что за книги- энциклопедии", " Какие бывают библиотеки" - формирование умения строить познавательную деятельность и самостоятельно анализировать полученные результаты; -совершенствование трудовых и изобразительных навыков и умений. Развивающие задачи: - развитие специальных способов ориентации – экспериментирования и моделирования, -развитие творческих способностей и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей через социальное взаимодействие в играх, занятиях; -развитие саморегуляции, поведения в соответствии с правилами, установленными в группе Воспитательные задачи: воспитание доброжелательного отношения со сверстниками; положительной эмоциональной отзывчивости на рисунки, коллажи, презентации как произведения эстетической культуры. | Совместная деятельность в центрах:
Опыт № 1. «Самодельные печатки».Опыты с вырезанными из картофеля буквами: отпечатками этих букв на листе бумаги. Отпечатки губки, кусочки ткани, комка бумаги. Рисование кисточкой и зубной щёткой. Отпечаток сплющенным комком пластилина, раскатанным комком пластилина. Опыт №2. «Как напечатать слова». Буквы магнитной азбуки приклеиваются на кубики. Из них составляются справа налево слова, покрываются сверху краской, прикладывается чистый лист, на котором остаются отпечатки слова (мама, папа..). Опыт №3 «Перышко и чернила». Материал: гусиные перья, гуашь, бумага. Цель: Формирование представлений о том как раньше писали перьями. Воспитатель: 1.Оказывает словесную и практическую помощь в индивидуальном и коллективном выполнении рисунков, зарисовок по результатам опытов. 2.Следит за выполнением правил безопасности 3. Контролирует процесс выполнение работ. 4. Фотографирует работы детей. Чтение художественной литературы: Стихотворение С. Маршака: " Вчера и сегодня" Обсуждение пословиц: " Много гостей- много и новостей", " Ученье- свет, а неученье- тьма" " Грамоте учиться- всегда пригодиться". " Сказка ложь, но в ней намёк- добрым молодцам урок". Загадки про составные части книг, как она сшита, про газету. Предметно- развивающая среда: Иллюстрации: Как создаётся книга" книги- энциклопедии, "Библиотеки". Разные виды карандашей, ручек, фломастеров, гусиные пёрышки, пузырёк с чернилами (гуашь), ноутбук, детские резиновые штампы с рисунка, книжки разных видов и жанров, и атрибуты ксюжетно- ролевой игре «Библиотека»,«Книжный магазин» ,краски, непроливайки, пластилин. Заседание клуба "Знатоков": подготовка сообщений (рассказов) детьми по итогам исследовательской деятельности (конспект прикладывается). Взаимодействие с родителями: 1. Домашнее задание, для детей выбравших темы для исследования. Совместно с родителями провести исследования по темам «Как создаётся книга", «Что такое энциклопедии», " Какие бывают библиотеки". 2.Предложить родителям: - совместно с детьми нарисовать рисунки на тему «Любимы книги в моей семье". | Заинтересованные дети которые не участвуют в клубе знатоков, участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление .рассматривают книги, иллюстрации по теме группы, делают опыты, создают зарисовки к опытам, наблюдения, смотрят презентации. Рассказы детей участвующих в исследовательской деятельности (знатоки) «Как создаётся книга», «Что такое энциклопедия», «Какие бывают библиотеки». Дома совместно с родителями знатоки исследуют проблему, находят информацию, создают альбомы и презентации | Пять дней |
Третий этап: подготовка к защите исследовательскихпроекта | Образовательные задачи: -закрепление у детей представлений о том какая книга может стать хорошим другом, какие библиотеки бывают, история создания книги, книги- энциклопедии. -формирование у детей умение преобразовывать познавательный опыт, впечатления, эмоциональное состояние в продуктивную деятельность. Развивающие: -развитие ручной умелости, творческих способностей и воображения. Воспитательные: -воспитание бережного отношения к результатам своего труда и труда сверстников. | Занятие №1 " Книги и библиотеки" Задачи: 1. Знакомство детей с устройством библиотеки. 2. Рассказать какие виды книг существуют. 3. Познакомить с тем, как делаются книги. Выступление знатоков с сообщением и презентацией по теме исследования: " Какие бывают библиотеки", и сообщением и выставкой " Что такое энциклопедия" Занятие № 2 " Как рождаются книги" Задачи: 1. Знакомство с разным материалом для письма. 2. Дать элементарные представления о том, как создаётся- печатается книга. Выступление знатоков с сообщениями и альбом: " Как создаётся книга" | Рассказы детей участвующих в исследовательской деятельности презентациями продуктов деятельности альбомов и презентаций" (знатоки): «Что такое энциклопедия», " Какие бывают библиотеки", " Как создаётся книга". | Два дня |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №14 «Солнышко» г. Павлово
Проект «Измерение времени (календарь, часы)»
для подготовительной группы ДОУ
Составлен:
воспитателем МБДОУ
д /с №14 г. Павлово
Клюкиной С.В.
г.Павлово, 2017 год
Актуальность темы :
В дошкольном детстве формируются первые представления о времени. Именно в старшем возрасте детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий. Именно в возрасте 5-7 лет идёт формирование ребёнка, как будущего школьника, у которого время будет являться регулятором учебной деятельности в школе. Сформированность временных представлений у детей старшего дошкольного возраста о том, что такое время, как его можно измерить, что такое календарь, что такое часы, создает основу для дальнейшего умственного и познавательного развития личности ребёнка.
Гипотеза проекта. Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Целью данного проекта является развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи проекта «Измерение времени (календарь, часы)»:
1. Обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
2. Развитие у детей мышления, кругозора, речи, любознательности, умения делать выводы, умозаключения.
3. Развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
4.Формирование у детей конкретных представлений детей о том, как можно измерить время, как у человека появился календарь, часы, как люди в древности узнавали время, как работает мастер– часовщик.
5.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
1. Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс, через выполнение совместной деятельности с детьми: провести исследования по темам «Работа мастера часовщика", «Как люди в древности узнавали время», "Как у человека появился календарь".
2. Установить эмоциональный контакт между воспитателем, родителями и детьми.
Концепция проекта «Измерение времени ( календарь, часы)»:
Вид проекта:
По содержанию – интегративный
По продолжительности –краткосрочный( 2 недели)
По доминирующему виду – ознакомительно-ориентировочный
По количеству участников – подгрупповой
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы, родители.
Ожидаемые результаты:
В процессе осуществления деятельности с детьми в проекте"Измерение времени(календарь, часы)»: у детей сформируются
Проектно- исследовательские умение и навыки:
-осознанно ставить цель,
-овладение способами решения поставленных задач,
-прилагать волевые усилия для преодоления трудностей и достижения результата,
- слушать, говорить, спорить и просто общаться на познавательные темы.
Показатели личностного развития:
Социально- коммуникативное развитие:
-развиты принятые нормы взаимодействия в коллективных формах работы: подчинятся общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предложениях, стремиться помочь;
- прислушивается к предложениям и советам других детей, умеет уступать;
- принимает посильное участие в различных видах творческой деятельности, организуемой взрослым или по инициативе других детей.
Познавательное развитие:
- знакомство с измерением времени, как у человека появился календарь, работой мастера часовщика, как люди в древности узнавали время.
-применяет свои знания и умения в решении практических задач (создание альбома «Работа мастера часовщика», презентации:«Как люди в древности узнавали время»,презентации:«Как у человека появился календарь», рисунки детей, схемы результатов опытов).
Речевое развитие:
- развита диалогическая речь, зарождается монолог (коллективные беседы, совместное рассказывание);
-словарь ребёнка обогащён словами обозначающими: календарь: месяцы, год, виды часов, часовщик,; циферблат, секунда, минута, час.
-стремится к грамматически правильной речи;
-совершенствуется звукопроизношение, интонационная выразительность речи.
Художественно- эстетическое развитие:
-изображает знакомые объекты, передавая их характерные особенности ( цветочный календарь, необыкновенные часы);
- создаёт из бумаги календари,
- согласовывает свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого) в процессе выполнения коллективной работы.
Физическое развитие:
- развитие координации движений, мелкой моторики рук.
В результате осуществления деятельности воспитателя с детьми:
- альбом: "Работа мастера часовщика"
- презентация :"Как люди в древности узнавали время"
- презентация: "Как у человека появился календарь"
- «река времени»: «История часов».
- коллаж из рисунков на тему «Мои часики"
- оформлены папки-исследователя по темам исследования
- будет установлен деловой и эмоциональный контакт между участниками воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.
Этапы реализации проекта
Этап | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Сроки |
Первый этап: выбор темы, постановка цели и задач. Гипотеза исследования | ОБУЧАЮЩИЕ: -пробуждение интереса к деятельности, предлагаемой взрослым. РАЗВИВАЮЩИЕ: - развитие проекто-исследовательских умений: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение из предложенных вариантов; -обогащение познавательной деятельности и творческого воображения для создания альбома «Работа мастера часовщика», Презентации «Как люди в древности узнавали время», презентации: «Как у человека появился календарь». ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: -формирование потребности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. | Круг друзей. Ребята, сегодня в группу я принесла новую книгу. Она очень интересная и я хочу вам из нее загадать загадки. Послушайте их и отгадайте загадку: «Нет ног, а хожу, Рта нет, а скажу – Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать», что это? Хорошо.А вот еще одна. «Мы день не спим, мы ночь не спим. И день и ночь стучим, стучим», что это? Воспитатель задает детям вопросы: - Как вы думаете, зачем людям нужны часы? - Что делают часы, для чего их создали? - Что такое время? Воспитатель: - Ребята, а вы хотите узнать: как измеряется время, как люди в древности измеряли время, что такое календарь? Воспитатель обобщает ответы и предложения детей: Я с вами согласна. Вот вам темы на выбор для исследований «Как устроены часы и как работа мастер часовщик», «Как люди в древности узнавали время», «Как у человека появился календарь?» 2.Формулирует проблема. - Что нам нужно сделать, чтобы узнать? О как измеряется время?", " Как люди в древности измеряли время?" " Что такое календарь Для подсказки детям воспитатель выкладывает папку исследователя с методами. А теперь я вам предлагаю выбрать темы своих исследований 3. Определяет продукт проекта. Далее воспитатель предлагает детям создать альбомы или презентации по следующим темам «Работа мастера часовщика», «Как люди в древности узнавали время», «Как у человека появился календарь». | 1. Входят в проблему. Дети сидят полукругом перед воспитателем. Ответы детей : часы Ответы детей: часы Ответы детей: чтобы знать, сколько время, ответить если кто то спросит. Ответы детей: Часы ходят, тикают ,нам нужны чтобы никуда не опоздать, чтобы знать время, они показывают время,. Ответы детей: время- это когда часы идут, мы знаем, что во сколько нам надо быть в определённом месте, бегаем на скорость. Дети принимают задачу, Предлагают провести исследования и узнать: Как работает мастер часовщик? Как люди в древности узнавали время? Как у человека появился календарь? 2. Выдвигают гипотезы Спросить у взрослых: о работе мастера часовщика. Как люди в древности узнавали время. Как у человека появился календарь. Можно посмотретьдокументальный фильм, книги, иллюстрации, альбомы, журналы, посмотреть в компьютере, посмотреть познавательные телепередачи по ТВ. Ответы детей: - Спросить у другого человека. Ответы детей: - Посмотреть в книгах и в компьютере. Ответы детей: -Понаблюдать, провести опыты. Дети называют темы исследований, в которых хотят принять участие:"Работа мастера часовщика", " Как люди в древности узнавали время", " Как у человека появился календарь" 3. Дети определяют, что они сделают: - альбом «Работа мастера часовщика», - презентация«Как люди в древности узнавали время», - презентация: «Как у человека появился календарь». | Один день |
Второй этап: организация исследования | Образовательные задачи: -обогащение, расширение и уточнение представлений детей о работе мастера часовщика, как люди в древности узнавали время, как у человека появился календарь». - формирование умения строить познавательную деятельность и самостоятельно анализировать полученные результаты; -совершенствование трудовых и изобразительных навыков и умений. Развивающие задачи: - развитие специальных способов ориентации – экспериментирования и моделирования, -развитие творческих способностей и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей через социальное взаимодействие в играх, занятиях; -развитие саморегуляции, поведения в соответствии с правилами, установленными в группе Воспитательные задачи: воспитание доброжелательного отношения со сверстниками; положительной эмоциональной отзывчивости на рисунки, коллажи, презентации как произведения эстетической культуры. | Организация НОД Занятие №1 " Время" Задачи:
2. Обогащать представления детей о профессии взрослых. 3. Выступление знатоков с сообщением и презентацией по теме исследования: " Как люди в древности узнавали время", и сообщением и презентацией " Как у человека появился календарь" Занятие № 2 " Что бывает ночью и днём" Задачи: 1. Формирование представлений о цикличности природных явлений; причинно- следственных связях, о событиях в жизни людей и природных явлениях, характерных для ночного и дневного времени, о роли дня и ночи в жизни разных животных и растений, о приспособленности некоторых из них к условиям темноты. Занятие № 3 "Какие бывают часы"
Совместная деятельность в центрах:
Воспитатель: 1.Оказывает словесную и практическую помощь в индивидуальном и коллективном выполнении рисунков, зарисовок по результатам опытов. 2.Следит за выполнением правил безопасности 3. Контролирует процесс выполнение работ. 4. Фотографирует работы детей. Чтение художественной литературы: Стихотворение " Зимнее утро", А.С.Пушкина, М.Лукашкина: " Солнце и луна", с. михалкова : " Часы", Э. Мошковской: " Пешеход" Сказка В.Даля: "Старик -годовик", Х.К.Андерсена: " Оле-Лукойе" Н. Абрамцева: " Сказки об осеннем ветре", " Дождик" Предметно- развивающая среда: Коллекции календарей разных видов, коллекции часов, иллюстрации с животными ведущий ночной образ жизни, энциклопедии, картинки с изображением звёздного неба, картинки с разными видами часов( какие часы были раньше и сейчас), часы для обучения времени, Взаимодействие с родителями: 1. Домашнее задание, для детей выбравших темы для исследования. Совместно с родителями провести исследования по темам"Работа мастера часовщика», «Как люди в древности узнавали время», «Как у человека появился календарь». 2.Предложить родителям: - совместно с детьми нарисовать рисунки на тему «Мои часики". | Заинтересованные дети которые не участвуют в клубе знатоков, участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление. рассматривают книги, иллюстрации по теме группы, делают опыты, создают зарисовки к опытам, наблюдения, смотрят презентации. Дома совместно с родителями знатоки исследуют проблему, находят информацию, создают альбомы и презентации | Пять дней |
Третий этап: подготовка к защите исследовательскихпроекта | Образовательные задачи: -закрепление у детей представлений о том какая книга может стать хорошим другом, какие библиотеки бывают, история создания книги, книги- энциклопедии. -формирование у детей умение преобразовывать познавательный опыт, впечатления, эмоциональное состояние в продуктивную деятельность. Развивающие: -развитие ручной умелости, творческих способностей и воображения. Воспитательные: -воспитание бережного отношения к результатам своего труда и труда сверстников. | Воспитатель организует заседание клуба "Знатоков", с целью оказания помощи детям в подготовки сообщений (рассказов) по итогам исследовательской деятельности (конспект прикладывается). Представление рассказов детей Занятие № 4 « День и ночь- сутки прочь»
2. Выступление знатоков с сообщением презентациями и альбомом по теме исследования:"Работа мастера часовщика», «Как люди в древности узнавали время», «Как у человека появился календарь». | Дети принимают участие в заседании: составляют и пересказывают рассказы своих исследований: "Работа мастера часовщика», «Как люди в древности узнавали время», «Как у человека появился календарь». Рассказы детей участвующих в исследовательской деятельности презентациями продуктов деятельности альбомов и презентаций" (знатоки): «"Работа мастера часовщика», «Как люди в древности узнавали время», «Как у человека появился календарь». | Три дня |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Уточнить и расширить знания детей о воде; её свойствах; о роли воды в жизни человека, растений и живых организмов; о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, родни...
Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...
Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Период дошкольного детства - это период становления личности ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...
Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Конспект занятия в подготовительной группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....
Конспект НОД ПИД в природе в подготовительной группе "ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ"
Педагогическая исследовательская деятельность ...
Конспект ОД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Воду нужно уважать- Это должен каждый знать! Совершенно не секрет- Без воды нам жизни нет! Бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с дошкольного возраста. Ведь именн...
Конспект "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе".
Конспект «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....