Конспект "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе".
план-конспект занятия по окружающему миру

Елена Владимировна Карамышева
  • Конспект «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.svoystva_vody.docx709.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Программные задачи: 

Продолжать формировать у детей знания о значении воды в жизни человека:

- вода источник знаний;

- вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.

 Образовательные: уточнить, обобщить и расширить знания детей о     воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, осадки).  Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

  Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов:

- закреплять умения работать с прозрачной посудой: стаканчики, палочки;

- закреплять умения проводить опыты;

- воспитывать бережное отношение к воде;

- умение работать в группе, умение отстаивать собственное мнение;

- аккуратность при работе.

    Воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к воде как основному природному ресурсу; способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнера; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.  

Ход ООД

Воспитатель: Дети! 22 марта праздник «Всемирный день воды».                         Какое важное значение имеет вода в жизни человека, для животных и на нашей планете? (Ответы детей). Давайте посмотрим на карту. Большую часть планеты занимают моря и океаны. Остальную часть занимает земля.

Друзья! Какого цвета на глобусе больше?

Дети: голубого и синего.                                                                                            Недаром нашу планету называют голубой.                                                         Именно голубой, она кажется из космоса. Вся вода перетекает из морей в океаны, из океанов в моря.

Посмотрите, на карте голубые ниточки — это реки. Большие синие и голубые пятна — это огромные, голубые океаны и моря. Поэтому все моря и океаны земли, называют одним названием — мировой океан.

Физкультминутка                                                                                                Воспитатель: Дети! Кажется, начинается дождь!                                                        Капля первая упала, кап, кап, кап.                                                                               И вторая прибежала, кап, кап, кап.                                                                        Мы на небо посмотрели,                                                                                                Капельки кап-кап запели.                                                                          Намочились лица,                                                                                                                     Мы их вытираем.                                                                                                   Туфли посмотрите,                                                                                                                             Мокрыми стали.                                                                                                          Мы плечами поведем,                                                                                                                   И все капельки стряхнем.                                                                                                 От дождя мы убежим,                                                                                                Под кусточком посидим

Дети! Давайте отправимся с вами в путешествие по мировому океану. Займите свои места на корабле, я буду вашим капитаном.

1 задание.                                                                                                                    Слева по борту вижу неопознанный объект. Это бутылка (В бутылке задание).                                                                                                                Нужно решить кроссворд.                                                                                     Дети! Нужно отгадать загадки.                                                                          Загадка № 1                                                                                                                           По морю шумно идёт, к берегу подойдёт - сразу пропадет? (Волна)                  Загадка № 2                                                                                                                       Кругом вода, а пить нельзя. (Море)                                                                        Загадка № 3                                                                                                                                    Из-под земли в подарок людям — чистой воды оконце. (Родник)           Загадка № 4                                                                                                        Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Река)

Молодцы!

Вдалеке виднеется земля. Я знаю, что на этом острове проводят удивительные опыты с водой. Выйдем и посмотрим.

Воспитатель подходит к столу.

Посмотрите, сколько разных сосудов стоит на столе (широкие, плоские, высокие, узкие)

1 опыт

Теперь давайте воспользуемся этими стаканчиками. Посмотрите вода в графине прозрачная? Через неё можно смотреть? (Мы видим друг друга). А теперь посмотрим, что вода не имеет формы. Давайте по вашему выбору нальём в любой сосуд. (Посмотрите, вода была у нас та же самая. А форма у нее стала другой. Вода приобретает форму того сосуда, в который ее наливают).

2 опыт

Дети! Как вы думаете, может ли вода изменить цвет? Как вы думаете, что нужно добавить, чтобы вода поменяла цвет (Краску, глину, песок, и т. д.)

3 опыт 

Имеет ли вода запах?                                                                                                         - Ребята, определите, есть ли запах у воды?                                                                 - А, теперь попробуем добавить в воду эфирное масло. Что заметили теперь? ВЫВОД: у воды нет запаха, но взаимодействуя с некоторыми веществами вода может приобрести запах.

4 опыт

Дети! Чем отличатся пресная вода от морской. Два сосуда. В первом сосуде вода пресная. Во второй сосуд насыпаем соль и размешиваем. Свойство воды изменилось. Теперь, она стала настолько солёной, плотной, что может удержать яйцо. Морская вода настолько плотная, что может удержать и человека.

Игра «Хорошо – плохо».

- Мы с вами неплохо потрудились и многое узнали. Но чтобы правильно использовать воду, человек должен знать не только о ее волшебных свойствах, но и о том, что вода может принести как пользу, так и вред.                       - Сыграем в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на 2 команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?», другая – «Вода – это плохо. Почему?»

Хорошо:1. Вода нужна для питья, чтобы умыться, вымыть руки.                

                2. Водой можно закаляться, играть с водой.

                3. На воде готовят еду, водой моют полы, посуду, игрушки.

                4. В воде стирают одежду.

                5. Нужна для полива цветов, растений в саду и огороде.

                6. В воде живут разные животные, нужна для питья животным.

 Плохо: 1. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.

               2. Горячей водой можно обжечься.

               3. Если пролить воду на пол, можно поскользнуться и упасть.

               4. Если часто поливать растения, они могут погибнуть.

               5. Если не умеешь плавать, можно утонуть.

               6. Бывает наводнение, тогда вода разрушает, затопляет дома.

Три состояния воды.

- Вода – удивительное вещество. Она приносит огромную пользу, но вместе с тем может причинить серьезный вред. Еще более интересно то, что в природе вода встречается в трех состояниях. А в каких – вы узнаете, отгадав загадки.

1.Мягкий он, а не подушка,                                                                                             Белый он, а не пушок,                                                                                                                Он холодный, как лягушка,                                                                                                      А согреешь – ручеек.                  СНЕГ  

2. Пушистая вата плывет куда- то.                                                                                    Чем вата ниже, тем дождик ближе.              ОБЛАКО  

3. Прозрачное, как стекло                                                                                                                      А не вставишь в окно.                                   ЛЕД  

4. Очень добродушная,                                                                                                                    Я мягкая, послушная,                                                                                                                       Но когда я захочу,                                                                                                                 Даже камень источу.                                     ВОДА  

- Что объединяет загадки?                                                                                                 - Разве облако, лед и снег – тоже вода?                                                              Почему вы так думаете?                                                                                                                                    - Правильно, ребята. Вода бывает в трех состояниях: в твердом (в виде снега, льда и инея), в жидком (в виде дождя, озера, реки) и в газообразном (в виде облака, тумана или пара).                                                                                           - Вот такая она волшебница. Может превращаться во что угодно.                           - При каких условиях вода превращается в снег или лед?  (ОТ МОРОЗА)                                         - От чего превращается в пар?   (ОТ НАГРЕВАНИЯ)

 

Круговорот воды в природе.                                                                                                            - Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое в природе происходит круговорот воды.                                                                          - Посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.  

Сколько много интересного мы узнали на острове. А теперь можно возвращаться. Проходим на корабль. Садимся. Пока наш корабль будет плыть, давайте с вами поговорим.

Дети! Вспомните, о каких водоемах мы говорили? (река, озеро, родник, болото, океан, море).                                                                                                      Чем отличается вода в морях, океанах от речной, озерной? В каком виде может быть вода? (жидком, твёрдом, газообразном).                                         Зачем человеку нужна вода? Какую пользу она проносит?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети! Вот мы и вернулись

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе.Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; об источниках питьевой воды; представления о некоторых видах природных водоёмов. Расширить знания детей о значен...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»    Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...

Конспект занятия в старшей группе по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Уточнить и расширить знания детей о     воде; её свойствах; о роли воды  в жизни человека, растений и живых организмов; о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, родни...

Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...

Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"

  Период дошкольного детства - это период становления личности  ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект занятия в подготовительной группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....

Конспект ОД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Воду нужно уважать- Это должен каждый знать! Совершенно не секрет- Без воды нам жизни нет! Бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с дошкольного возраста. Ведь именн...