Методическая разработка
опыты и эксперименты по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №18»
Методическая разработка
НОД «Коллекционер бумаги».
Выполнила: воспитатель
Хейчиева С.М.
Развёрнутый конспект НОД
«Коллекционер бумаги».
Возраст: Старшая группа.5-6 лет.
Направление: Познавательно – экспериментальная деятельность.
Форма: образовательная деятельность.
Цель: Развивать представления детей о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает).
Формировать представления об истории ее создания.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей со свойствами бумаги.
- Формировать и поддерживать интерес к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
- Обобщить знания детей о значении бумаги.
Развивающие задачи:
- Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Закреплять умение сгибать квадрат по диагонали, совмещая стороны и углы.
- Развивать диалогическую речь, ответы на вопросы, в решении проблемных ситуаций.
- Закреплять знания в активном словаре детей за счет повторения признаков бумаги.
- Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с бумагой.
Воспитательные задачи:
- Создавать детям хорошее настроение, воспитывать доброту, заботу об окружающем мире.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.
Материалы и Оборудование: мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран; образцы бумаги, предметы из бумаги, схемы для анализа свойств бумаги.
Ход занятия.
I Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, придя сегодня утром в сад, я получила электронное письмо от коллекционера! (воспитатель обращает внимание детей на экран)
Слайд №1 (на экране появляется письмо)
Воспитатель: - Посмотрите внимательно! Нам прислал письмо коллекционер, который путешествует по городам и селам и всем рассказывает о своей коллекции.
Хотите узнать, о ней?
«Она бывает документом,
плакатом, фантиком, конвертом,
письмом, обоями, листовкой,
альбомом, книгой, упаковкой».
Ответы детей – бумага.
(беседа о пользе бумаги)
Воспитатель: Ребята, а что такое бумага? Для чего нужна нам бумага?
Ответы детей.
Воспитатель: - Мы встречаемся с бумагой в нашей обыденной жизни очень часто. И сейчас вы ее, наверное, видите? Найдите предметы из бумаги, у нас в группе (книги/игры, тетради/альбомы, карты, коробки, журналы, газеты).
Ответы детей.
Воспитатель: - Почему все эти вещи очень нам нужны в детском саду, школе, дома? (Потому что невозможно без них научиться чтению, письму, конструированию, рисованию, грамоте и другим полезным делам).
Ответы детей.
II Основная часть
Воспитатель: - Правильно ребята, давайте прочитаем, что же написано в письме (читает письмо на слайде).
Слайд №2.
Здравствуйте, ребята, я прислал письмо вам не случайно, ведь вы сегодня говорите об очень важном материале, который я ценю и дорожу им – это бумагой. Знаете ли вы, что прежде чем начать писать и печатать на бумаге, люди перепробовали множество различных материалов. Предлагаю вам отправиться в прошлое по «Реке времени» и вы узнаете, как это происходило.
Слайд №3 (на слайде изображена карта с «Рекой времени»).
Воспитатель: - Ребята оправляемся в путь по «Реке времени»?
Физминутка.
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
Воспитатель: Посмотрите ребята, мы оказались в прошлом.
Слайд №4
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент.
(Воспитатель подводит детей к первому столу)
Первый опыт: У вас лежат несколько образцов разной бумаги, разной плотности и назначения. Попробуем ее согнуть. Что происходит с бумагой? Мы ее можем согнуть, свернуть. Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба. А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба. Получится у нас сделать это? Почему не получилось убрать линию? Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту?
Ответы детей: - Потому что на месте сгиба остается след, бумага гнется.
Воспитатель: - Давайте это свойство бумаги обозначим знаком на карточке (воспитатель прикрепляет эту карточку на планшет).
Воспитатель: - Ребята, нам дальше нужно отправляться по «реке времени». (обращает внимание на следующий слайд).
Слайд № 5
Первобытные племена писали на скалах и камнях. Древние люди использовали для письма глиняные дощечки. Египтяне использовали очень ценный материал для письма - прессованную сердцевину ценного растения - папирус.
(Воспитатель приглашает детей ко второму столу)
Второй опыт: Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон? Посмотрите, если бумагу порвать поперек волокон, как она порвется? А если порвать вдоль волокон, как порвется?
Сейчас мы опустим бумагу в воду и попробуем ее порвать (картон), как стала рваться после намокания (легче).
Воспитатель: - Давайте это свойство бумаги обозначим знаком на карточке (воспитатель прикрепляет эту карточку на планшет).
Воспитатель: - Плывем дальше ребята! (обращает внимание на слайд)
Слайд № 6
Воспитатель: - Греки писали на очень дорогом материале - хорошо выделанной коже телят. Книга из кожи была похожа на сундук и была очень дорогой и тяжелой. А в древней Руси люди писали на верхней части березовой коры. Все эти материалы были неудобны и недолговечны.
(Воспитатель приглашает детей к третьему столу)
Третий опыт: Помоем в емкости с водой кисточку с синей краской, и опустим белый лист бумаги. Как вы думаете, что произойдет? (вода впитается в бумагу и ее окрасит).
Ответы детей: бумага хорошо впитывает воду, влагу из воздуха и окрашивается.
Воспитатель: - Давайте это свойство бумаги обозначим знаком на карточке (воспитатель прикрепляет эту карточку на планшет)
Слайд № 7
Воспитатель: - Ребята мы отправляемся дальше по нашей реке.
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили. В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.
(Воспитатель подводит детей к четвертому столу).
Четвертый опыт: Возьмите любой кусок бумаги и посмотрите, будет ли проходить через нее свет. Через какую бумагу хорошо проходит свет от фонарика?
Ответы детей: Через толстую бумагу свет не проходит. Хорошо проходит свет только через тонкую бумагу.
Воспитатель: давайте это свойство бумаги обозначим знаком на карточке (воспитатель прикрепляет эту карточку на планшет)
Воспитатель: - Понравилось ребята наше путешествие?
Но нам пора возвращаться в настоящее время. Для этого нам нужно выполнить ряд волшебных упражнений
Физминутка.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Возвращаться нам пора.
III Заключительная часть.
(Стук в дверь, под музыку заходит коллекционер с коробочкой)
Воспитатель: - Ребята посмотрите, кто к нам пришел, это наш коллекционер.
Коллекционер: - Здравствуйте ребята, вы получили мое письмо? Понравилось путешествовать? А что вы еще интересного узнали?
Ответы детей.
Коллекционер: - А я пришел не с пустыми руками к вам! Принес волшебную коробочку, в подарок. Отдаю вашему воспитателю, ну а мне пора ребята, меня ждут другие дети. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....