Зеленая аптека и кладовая леса
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дунаева Зоя Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития № 69 «Брусничка»

городского округа «город Якутск»

Конспект НОД

«Зеленая аптека»

Конспект НОД «Зеленая аптека»

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существами дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.

- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров – лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг – «Травинки», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться – травами, цветами, ягодами и т.д.

- Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам, ребята, в том числе.

- Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

- Кто видел в аптеке лекарственные растения?

- Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

- А кто пил чай с лекарственными растениями? (рассказы детей).

- Про какое лекарственное растение эта загадка?

Не пустили в огород – оттого она и жжет (крапива)

- Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружились с крапивой».

Подружились с крапивой.

- Сегодня на обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

- Крапивные:

- Да, да, - подтвердила бабушка. – А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы…

Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.

(А. Плешаков)

- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:

«Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

- А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук. (подорожник).

- Найдите это растение в нашей коллекции.

- Кто догадался, почему это растение так называется?

- Кто из вас пользовался подорожником? (ответы детей).

- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

- Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (ответы детей).

- Это растение всем знакомо. Отгадайте:

Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь,

На себе их все найдешь (лопух)

- Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.

- А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное (одуванчик).

- Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

- А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум.

Мох, клюква и морошка –

Жильцы лесных болот.

На кочке мох без ножки,

Куда ни глянь, растет.

- Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают.

- Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай.

- Ребята, давайте поиграем в игру.

Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.

Плохой аппетит – корень одуванчика.

Заболел желудок – тысячелистник.

Простуда – душица.

Рана на руке – подорожник.

Ангина – мать-и-мачеха.

Ожог ноги – зверобой.

Пятна на коже – чистотел.

- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития № 69 «Брусничка»

городского округа «город Якутск»

Конспект НОД

«Рассматривание веток

осины, березы, ели»

Конспект НОД «Рассматривание веток осины, березы, ели»

Цель: учить узнавать деревья по их веткам, различать ветку по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Учить отражать увиденное в точном слое. Обогащать словарь: почка, кора, липкие, пахучие, душистые, клейкие.

Дидактическая игра «необыкновенное путешествие

по временам года – Круглый год»

Цель: закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, познакомить с понятием «круглый год».

Развивающая среда: ветки осины, березы, ели; свеча, картинки с изображением времен года.

Содержание.

Воспитатель спрашивает у детей: какие деревья растут на участке? Какие кустарники они видели на участке? Как можно узнать летом березу, ель, осину.

Сегодня я научу вас отличать березу и осину по веткам без листьев и цветов. Показать детям ветки, стоящие в вазах. Дать задание: поднять названную воспитателем ветку, объяснить, как его узнали. Затем предложить положить на стол две ветки рядом: березы и осины и ответить на вопросы. Как узнали, что это ветки березы и осины? Какая поверхность коры на ощупь у осины, березы? Какого цвета кора у этих веток? Предложить осторожно согнуть ветки: узнать гибкие они или хрупкие. Сравнить их по толщине. Какая тоньше? С помощью исследовательских действий установить величину почек, их запах, цвет.

Затем предложить детям рассмотреть еловую ветку. Как узнали еловую ветку? (Ель – хвойное вечнозеленое дерево, ее веточки всегда с иголочками – необычными листьями, с помощью которых деревья дышат, берут у солнца свет и тепло). У ели есть продолговатые шишки светло-бурой окраски. Какого цвета кора у еловой ветки? Чем пахнет ель? Сравнить ветку ели с ветками осины, березы (по цвету коры, запаху, наличию листьев, почек, шишек и т.д.). Предложить детям поставить ветки осины и березы в вазы с водой: в каждую – ветку одного вида. Дать задание: понаблюдать, какие ветки быстрее распустятся.

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(соответствующие движения).

Воспитатель предлагает детям поиграть. Раздает детям картинки с изображением времен года (пейзаж, зимние забавы, труд людей зимой). На столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано у него на картинке. А затем стрелка укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал первый ребенок. После ответа картинка показывается детям, чтобы убедиться в правильности ответа. Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.

Сообщить детям, что к ним сейчас в гости придет ветер. Приоткрыть форточку, и дети увидят, как колышется занавеска, чувствуется прохладная струя воздуха. Это пришел ветер. Можно поздороваться с ним. Воспитатель предлагает детям узнать одну из тайн природы: как рождается ветер? Для этого надо взять две свечи. Зажечь свечи. Приоткрыть дверь на улицу. Держим одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Дети определяют, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, а верхней – наружу). Почему так происходит? У нас в комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, поэтому остается у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату – сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а внизу – от холодного. Получается, что теплый воздух движется вверху, а навстречу ему вниз «ползет» другой, холодный. Ветер – это движение воздуха (он появляется там, где встречаются теплый и холодный воздух).

О П Ы Т Ы

«Летающие семена»

Дайте детям по одному летающему и по одному нелетающему семени. Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена – например, фасолинку и семечко сосны. Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости их падения. Если вы будете бросать семена с очень маленькой высоты, то желаемого результата не достигнете. Семена сосны можно немного «подкрутить», тогда они будут падать, как в природе. Летающие семена падают медленнее.

«Корень – устойчивость дерева».

Возьмите коробочку с песком, поставьте в нее модель ствола дерева без разветвленных корней, подуйте так, чтобы палочка упала. После этого возьмите другую модель дерева с корневой системой, укрепите в песке. Подуйте. Обратите внимание, что во втором случае палочка более устойчива.

«Ветер расселяет деревья по новым местам».

Возьмите семена сосны, березы, лиственницы и отпустите их. Наблюдайте за полетом семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам.

«Дыхание листа».

Опыт поможет узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух. На участке детского сада, выберите любое дерево или кустарник и намажьте толстый слой вазелина на верхнюю поверхность четырех листочков. Намажьте толстый слой вазелина на нижнюю поверхность четырех листочков. Наблюдайте за листочками. Листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.

Отверстия на нижней поверхности листьев служат для движения газов внутрь листа и наружу. Вазелин перекрыл доступ воздуха в лист.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития № 69 «Брусничка»

городского округа «город Якутск»

Перспективный план работы

по ознакомлению с «Зеленой аптекой».

Старший дошкольный возраст.

1 занятие

Беседа «Лекарственные растения – как средство оздоровления организма человека»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

2 занятие

Экскурсия в зону «Зеленая аптекологическая игра ”Узнай целебную траву”»

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека: повторить правила сбора и сушки лекарственных растений. Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.

3 занятие

«Знакомство с волшебной травой – зверобой»

Цель: познакомить детей с травянистым лекарственным растением зверобоем, особенностями его внешнего вида. Особое внимание детей обратить на лекарственные свойства растений: настой из этой «волшебной травки пьют от простуды и кашля, используют для заживления ран и уничтожения воспаления. Способствовать осмыслению познавательного материала с помощью игрового проживания образов героев сказки. Воспитывать гуманные чувства у детей в отношениях друг с другом и с растениями.

4 занятие

«Встреча в фитобаре»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных свойствах зверобоя. Предложить детям определить по цвету, вкусу и запаху настои из зверобоя и смородины в стеклянных стаканчиках.

5 занятие

«Ароматный доктор»

Цель: познакомить детей с травянистым растением – шиповник, его внешним видом, особенностями, свойствами. Упражнять в различении по вкусу, запаху, цвету отвары из зверобоя и шиповника. Поддерживать интерес к изучаемой проблеме. Формировать у детей ответственность за судьбы беззащитных жителей природы.

6 занятие

«Нам он как хороший друг»

Цель: познакомить детей с травянистым лекарственным растением – подорожником, особенностями его внешнего вида. Дать знания о лекарственных свойствах подорожника: употребление свежих листьев наружно при ушибах, гнойных ранах, а внутрь – как отхаркивающее средство. Сок подорожника используется при лечении желудочных заболеваний. Побуждать к размышлениям, оценочным суждениям. Воспитывать сознание важности охраны беззащитных представителей живой природы.

7 занятие

«Маленький доктор» (художественно-конструктивное творчество)

Цель: обобщить знания детей об отличительных признаках подорожника. закрепить знания о лекарственных свойствах подорожника. Развивать творческое воображение детей при использовании ими разнообразных материалов: пластилина, глины, красок, цветных карандашей, бумаги.

8 занятие

«Случай в подземном царстве» (театральная деятельность с элементами импровизации).

Цель: создать атмосферу увлеченности коллективной творческой деятельностью. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника с помощью игровой импровизации стихотворения В. Лукмы «Подорожник».

9 занятие

«Ромашка аптечная» (игра-занятие в природе).

Цель: пополнить знания детей о травянистых растениях. Познакомить с ромашкой аптечной, ее отличительными признаками, лекарственными свойствами. Учить детей при общении с природой в конкретных ситуациях предвидеть последствия своего отношения к ней. Способствовать переживанию положительных эмоций. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности, к звучащему живому слову. Упражнять в различении ромашки от других растений.

10 занятие

«Ромашка – белая лекарственная рубашка» (встреча в фитобаре)

Цель: дать знания об использовании ромашки аптечной как косметического средства. Познакомить детей с цветочной косметикой. Закрепить знания о применении ромашки как лекарственного средства. Учить детей самостоятельно готовить витаминный чай ромашки, отвар и настой. Учить дифференцировать эти понятия.

11 занятие

«Ромашки в белых платьицах толпятся в перелесках» (наблюдение)

Цель: продолжать знакомить детей с разновидностями ромашек: Ромашка ободранная (аптечная, лекарственная), Ромашка пахучая (зеленая), Ромашка непахучая. Учить находить отличительные признаки каждого вида ромашек, отличать от других травянистых растений. Особенности внешнего вила ромашек закреплять в художественной и конструктивной деятельности.

12 занятие

Сорняк. Лекарство. Витамины.

Цель: расширить представления детей о свойствах, морфологических особенностях многолетнего травянистого растения Одуванчик лекарственный, Одуванчик обыкновенный. Дать детям знания об одуванчике как лекарственном и пищевом растении. Способствовать развитию мыслительной деятельности детей при решении кроссворда, угадывании растения по словесному описанию его свойств.

13 занятие

«Парашютисты» (прогулка)

Цель: формировать представление у детей об одуванчике как уникальном и незаменимом в жизни природы и человека растении. Способствовать раскрытию «тайны» повсеместного произрастания одуванчика при помощи летучих семян-парашютистов. Развивать наблюдательность и познавательный интерес к исследовательской деятельности. Учить детей делать умозаключения. Упражнять в зарисовке «парашютистов» одуванчика.

14 занятие

«Заколдованная страница»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных травянистых растениях: одуванчике, зверобое, ромашке, подорожнике, шиповнике. Познакомить с лесной земляникой, брусникой, голубикой, их строением, использованием как пищевых и лекарственных растений. Упражнять детей в анализировании воспринимаемых объектов природы, в выделении у них существенных признаков и свойств, в умении делать выводы и обобщения. Воспитывать желание беречь природу во всем ее многообразии.

15 занятие

«Самая горькая трава»

Цель: познакомить детей с лекарственным травянистым растением – полынь, особенностями его внешнего вида. Учить различать полынь среди других травянистых растений. Дать знания о лекарственных свойствах полыни.

16 занятие

«Подружись с крапивой»

Цель: познакомить детей с лечебными свойствами травянистого растения крапива. Особое внимание обратить на особенности его внешнего вида: на ее листьях и стеблях имеются особые стрекательные волоски. Каждый волосок как игла крошечного шприца. Внутри волоска – едкая жидкость.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития № 69 «Брусничка»

городского округа «город Якутск»

Перспективный план работы

по ознакомлению с «Кладовой леса».

Старший дошкольный возраст.

1 занятие

Экскурсия в музей «Кладовая леса»

Цель: познакомить детей с музеем, вызвать интерес, любознательность. Уточнить и расширить представления детей о лесе

2 занятие

Загадки хвойного леса

Цель: учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев – сосна и ель: выделять особенности цвета, длины, расположения на побегах хвоинок этих деревьев. Дать знания о защитной кожистой пленке, покрывающей хвою и оберегающей ее от высыхания и замерзания, о продолжительности жизни хвои.

3 занятие

Отчего мне так близко и мило, деревцо ты родное мое?

Цель: продолжить формировать у детей понятие о природе как о доме, где каждое живое существо чувствует себя свободным, защищенным, счастливым. Способствовать осмыслению главной идеи стихотворения И.А. Белоусова «Увяла елочка».

4 занятие

Зимний сев.

Цель: дать детям знания о том, что февраль – пора высева еловых семян. Рассказать, как лопаются запечатанные корочкой смолы янтарные еловые шишки. Показать, как шишки раскрывают чешуйки и выбрасывают крылатые семена.

5 занятие

Новые тайны колючей красавицы.

Цель: способствовать появлению у детей ощущения радости, удивления от новых открытий в знакомом объекте. Поддерживать устойчивый интерес ко всему новому. Учить самостоятельно составлять загадки о «тайнах» ели, четко и кратко описывая предмет, находя и выделяя существенные его признаки, свойства. Учить детей анализировать и обобщать изучаемые явления.

6 занятие

Сосновой бор.

Цель: уточнять представления детей об особенностях лиственного и хвойного леса. Учить детей делать простейшие выводы и умозаключения, проверять правильность своих суждений опытническим путем.

7 занятие

Всегда стройна и ясна прямая стройная сосна.

Цель: с помощью изобразительных средств учить детей передавать особенности кроны, ствола сосны. Обратить внимание на то, что деревья, как люди, обладают своим неповторимым обликом. Воспитывать нравственно-эстетические чувства детей.

8 занятие

Сколько лет сосенке? Сколько лет сосновой шишке?

Цель: дать детям знания о том, как можно определить возраст сосны по количеству мутовок-веток, расположенных кольцом вокруг ствола сосны. Проверить это на практике. Рассмотреть сухие листья и зеленые шишки сосны.

9 занятие

Удивительные родственницы ели и сосны.

Цель: познакомить детей с необыкновенной представительницей хвойных деревьев – лиственницей, ее морфологическими особенностями; хвоя мягкая, нежная, ярко-зеленая, хвоинки сплюснутых к вершине. Упражнять детей в сравнении хвои ели, сосны и лиственницы. Учить делать выводы, умозаключения.

10 занятие

Как рождаются кедровые шишки, «орешки» и кедры.

Цель: познакомить детей с сосной сибирской (кедровой) как цветущим деревом. Способствовать установлению детьми причинно-следственных связей между явлениями в природе.

11 занятие

Необыкновенная «одежда» березы.

Цель: закрепить и обобщить знания детей о назначении коры деревьев. Познакомить с верхним слоем коры березы – берестой: внешним видом, строением, значением, применением. Поддерживать и развивать у детей стремление к исследовательской деятельности.

12 занятие

Почему березку называют белоствольной.

Цель: познакомить детей с порошкообразным веществом – бетулином, придающим бересте белый цвет. Поддерживать у детей познавательный интерес к открытию тайн живой природы.

13 занятие

Дерево – модница.

Цель: познакомить детей с «тополем дрожащим» - осиной, с морфологическими особенностями этого дерева: особым устройством черенков листьев, который приводит их в движение. Способствовать развитию внимания, наблюдательности.

14 занятие

Откуда появляются осинники.

Цель: познакомить детей с размножением осины с помощью семян и корневых отпрысков. Способствовать закреплению и осмыслению новых знаний с помощью познавательной сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"

Лечение растениями зародилось в глу­бокой древности. Для того чтобы зани­маться этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекар­с...

Зеленая Аптека. Фитотерапия

Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад  другого нельзя было, и придумать: фармацевтической  промышленности просто не существовало…....

Зеленая аптека

Несколько советов по укреплению здоровья и красоты с помощью комнатных растений...

Зеленая аптека

Занятие по экологии для детей старшей группы....

Зеленая аптека

Конспект занятияТема: «Зеленая аптека»/2младшая группа/Цель: Ознакомление детей с лекарственными растениями и их применением.           Воспитывать бе...

Путешествие по экологической тропинке ( на станции "Зеленая аптека")

Интеллектуально-развивающее занятие с детьми 5-7 лет на экологической тропе....

Статья "Яшел аптека/Зеленая аптека"

Статья о лекарственных растениях...