Проект по познавательному развитию «Путешествие в прошлое предмета»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Алёна Михайловна Решетникова

Педагогический проект  по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое предмета».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект67.85 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по познавательному развитию

«Путешествие в прошлое предмета»

        

Руководитель: воспитатель Решетникова А.М.

Участники: педагог, дети, родители.

Целевая аудитория: воспитанники 2 подготовительной к школе группы

Возраст: 6-7 лет

Тип: информационно-творческий.

Вид: групповой

Срок реализации: сентябрь – декабрь 2019г.

2019г.

Название проекта:

Руководитель проекта:

Участники проекта:

Срок реализации проекта:

Тип проекта:

Вид проекта:

Масштаб проекта:

«Путешествие в прошлое предметов»

воспитатель  Решетникова А.М.

дети 2 подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников

сентябрь-декабрь 2019г.

информационно-творческий.

групповой.

долгосрочный

Актуальность проекта

Предметный мир, окружающие ребенка вещи имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: дарования, характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых.

Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.

Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.

Рассматривая вместе с детьми окружающие предметы, взрослые, как правило, предлагают им упражняться в выделении форм, определении величины, цвета, материала, функции. Вместе с тем суть предмета как продукта творческой мысли человека раскрывается предельно редко. Трудно переоценить важность данной характеристики предметного мира (предмет - творение человеческой мысли) для социального развития, мировидения дошкольников. Осознавая, что вещи создаются и преобразовываются многими поколениями, ребёнок занимает по отношению к ним общую с другими людьми позицию.

Таким образом, исторические знания выполняют познавательную, прогностическую, воспитательную функции, а также функцию накопления и обобщения социального опыта ребенка.

Проблема: как выглядели старинные вещи - прообразы современных вещей.

Цель проекта: сформировать представления детей об истории создания предметного мира.

Задачи проекта:

1.Образовательные

- расширить представление о том, как выглядели и  использовались обычные вещи в прошлом;

- Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей.

2.Развивающие

- Развивать самостоятельность и познавательную активность детей;

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений

3.Воспитательные

- Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории;

- Воспитывать интерес к прошлому нашей страны и мира.

Принципы реализации проекта:

  1. Последовательное распределение программного материала с учетом возрастающей детской компетентности.
  2. Интеграция образовательных областей.
  3. Рациональное сочетание разных видов деятельности (согласно возрасту интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки).
  4. Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей.
  5. Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы и мотивационную сферу.
  6. Сотрудничество между детьми, педагогами и родителями.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие»

Методы и приемы:

- иллюстрации;

- игры-путешествия;

- познавательные беседы;

- дидактические игры;

- чтение познавательной художественной литературы.

Ожидаемый результат:

- Расширение представлений детей о жизни наших предков, появится интерес к историческому прошлому.

- Повышение познавательной активности детей в ходе углубленного знакомства с предметами окружающего мира, созданными руками человека.

- Сформированность знаний детей о многообразии и видоизменении предметов окружающего мира;

- Обогащение представлений детей о причинах изобретений тех или иных предметов.

- Обогащение предметно-развивающей среды группы иллюстрациями, игрушками, играми, презентациями, альбомами и т.п.

 Условия реализации:

- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

- Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

- Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Продукты реализации проекта:

- альбом совместных рисунков детей и их родителей, изображающие вещи, предметы обихода в прошлом;

- создание картотеки дидактических игр  по теме.

Содержание блоков составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).

Этапы проекта.

  1. Подготовительный этап

- Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций для детей и родителей.

- Обсуждение целей и задач с детьми, родителями.

-Подбор наглядного материала, художественной и энциклопедической литературы о теме проекта.

- Подготовка материалов для организации познавательно исследовательской деятельности.

- Проведение первичной диагностики.

  1. Основной этап

Дата

Тема и программное содержание

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

«Одежда». Познакомить детей с одеждой разных времен; дать представления об удобстве и красоте одежды в разные времена, о моде; закрепить знания о сезонной одежде; расширять кругозор, развивать речь, память  и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседы:

«Об одежде людей в древние времена», «Необычные головные уборы».

Чтение художественной литературы:

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Н.Носов «Заплатка».

Дидактические игры:

«Прошлое и современное». «Что было, что стало?».

Сюжетно-ролевые игры:

- «Ателье».

Анкетирование родителей по теме.

Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Октябрь

«Мебель». Систематизировать и углубить знания детей о мебели, ее назначении; познакомить детей с историей изобретения мебели и ее видоизменениями в разные времена; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Конструирование - «Стол и стул», из деталей конструкторов.

Чтение художественной литературы:

Ю. Тувим «Стол»;С.Я. Маршак «Откуда стол пришел?»

Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Чудесный экран»

Консультация для родителей

 «Три основных способа познания окружающего мира»

Ноябрь

«Стиральная машина», «Пылесос». Систематизировать и углубить знания детей о предметах быта и их назначении; познакомить с историей изобретения и развития стиральной машины. пылесоса; расширять кругозор, развивать речь, память  и мышление; активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Чтение художественной литературы: Л.Громова «Стиральная машина»; А. Валевский «Бытовые приборы», Н.Милетич «Сказка о голодном пылесосе».

Дидактические игры: «Что сначала, что потом». «Родственные предметы».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»

Консультация для родителей

"Бытовая техника и дети"

Декабрь

«Транспорт».

Обобщить и уточнить знания детей о видах современного наземного транспорта; познакомить детей с развитием транспорта в разные времена; закрепить знания о правилах дорожного движения и правилах поведения в транспорте; развивать речь, память, логическое мышление, активизировать словарь.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседы: «О способах передвижения», «Правила дорожного движения»

Чтение художественной литературы: С. Михалков «От кареты до ракеты», С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

Дидактические игры: «Эволюция транспорта», «Четвертый лишний», «Чудесный экран»

Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Летчики», «Моряки»

Игра-путешествие «Путешествие в прошлое транспорта»

Консультация для родителей «Транспорт.  Правила дорожного движения»

3. Заключительный этап (обобщающе-результативный)

- анализ проектной деятельности;

- итоговая оценка результативности проектной деятельности;

- обобщение результатов работы в отчете.

Используемая литература:

Венгер Л.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. - №1.

Выготский JI.C. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983. - 179 с.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.

Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография. М.: Педагогическое общество России, 2000. -160 с.

Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как средство познания социальной действительности. Тольятти, 1996. - 96 с.

Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002.- 131 с.

Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 2002. — 45 с.

Дыбина О. В. Что было до… : Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников.М.: ТЦ Сфера, 2010.-160с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

А) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

А) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

А) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? Зачем? Как?

А) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Консультация для родителей

"Бытовая техника и дети"

Дети тянутся ко всему неизвестному, стараясь самостоятельно познать окружающий их мир. И это желание гораздо сильнее, чем запреты родителей. Этот мир, к сожалению, не всегда безопасен. Очень часто дети получают различные травмы дома от бытовых приборов.

Рассмотрим самые распространённые ситуации, при которых дети получают травмы и способы их ограждения от этого. Способы уговоров и объяснений, как правило, малоэффективны, поэтому появилась масса приспособлений для безопасности детей дома.

Один из бытовых приборов, который представляет опасность – газовая плита. У детей вызывает не поддельный интерес это устройство с пляшущими язычками огня, к тому же на ее панели столько интересных ручек, за которые так и хочется подёргать и покрутить их. Подойдя слишком близко, ребёнок может очень легко обжечься и это ещё не самое страшное. Глядя, как взрослые ставят на огонь кастрюли, ребёнок может это повторить, но в его руках легко может оказаться другой предмет, который в минуту загорится, что повлечёт за собой пожар. Или, пока взрослые отвлекутся, ребёнок повернёт ручку плиты и откроет газ, тогда возможно отравление всей семьи.

Чтобы предупредить эти несчастья в продаже имеются пластиковые крышки, закрывающие ручки газовой плиты, которые ограничивают доступ ребёнка к ручкам.

Аналогом газовой является индукционная плита. Она электрическая, разогревает металлическую посуду индуцированными вихревыми токами, создаваемыми высокочастотным магнитным полем. Поверхность таких плит практически не нагревается, она разогревает только посуду, что существенно снижает риск получения ожогов.

Чтобы ребёнок начал бояться огня, можно показать как вы зажигаете от конфорки спичку и поднести ему ближе, пусть посмотрит. Скажите, что это горячо. Можно потушить и дать ему попробовать, повторяя «горячо». Сильного ожога от потухшей спички не будет, но больно будет очень.

Опасность представляют даже простые межкомнатные двери, за которыми дети любят наблюдать, как они по их воле и желанию открываются и с грохотом захлопываются. Все это весело до тех пор, пока в дверной проем нечаянно не попадёт детская ручка или ножка. Чтобы малыш ничего себе не прищемил, существует специальный фиксатор для межкомнатных дверей.

Чтобы объяснить ребёнку опасность игры с дверью, нарочно стукните его дверью по руке, только не так чтобы её зажало, а обычный хлопок по внутренней стороне ладони. Если это повторить несколько раз, он будет обходить двери стороной. Чтобы он не пихал пальцы в щель за открытой дверью, можно пару раз ущипнуть их сильно с другой стороны, можно использовать прищепку для этого.

Также огромную опасность для ребёнка представляют бытовые розетки. При виде этого устройства на стене ребёнок обязательно захочет туда что-нибудь засунуть, чтобы понять, что же там находится за этими маленькими отверстиями, причём фантазия малыша безгранична. Чтобы обезопасить ребёнка от удара электротоком – существуют специальные приспособления в виде резиновых или пластмассовых заглушек, которые вставляются непосредственно в розетку, и главное, что ребёнок не сможет самостоятельно их вытащить.

Страх перед розетками некоторые родители прививают сильными шлепками по рукам. Но ребёнок все же начинает бояться больше наказания родителей, чем розеток. Можно использовать иголку, спрятанную между пальцами, и как только ребёнок протягивает руку к проводам или розеткам, колоть его ручку. Следите, чтобы ножницы и ножи были надёжно спрятаны, так как даже большие дети иногда пытаются перерезать провода или засунуть ножницы в розетку.

Существует множество приборов, которые представляют опасность для малышей: утюги, телевизоры, холодильники, навесные шкафы, стеклянные полки и прочая техника. Специальные приспособления, ограждающие малышей от травм – незаменимые вещи в доме, где есть маленькие дети, но все-таки без внимания и заботы взрослых не обойтись. Любые уроки боли быстро забываются и их нужно время от времени повторять для закрепления в памяти.

Консультация для родителей

 «Три основных способа познания окружающего мира»

С  раннего детства каждый ребёнок  обнаруживает свои сенсорные предпочтения т.е. то, к какой именно информации его влечёт зрительной, слуховой или тактильной. Выявлены три способа познания окружающего мира. Для их описания уместно будет пользоваться такими терминами, как «зритель», «слушатель» и «деятель».

Иногда ребёнок отдаёт настолько решительное предпочтение какому-нибудь одному способу обучения, что остальные каналы получения информации как бы «блокируются», что приводит к одностороннему развитию.

 «Зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией. Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонкомоторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, необходимо особое внимание уделять развитию их языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.

 «Слушатели» познают окружающий мир воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания учителя. Так как основное внимание слушателей приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторным восприятием.

 «Деятели» познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть путем непосредственно прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активнее движение. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах.

Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их явное предпочтение физического восприятия восприятием зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

У вас и у вашего ребенка могут совпасть, а могут и не совпасть сенсорные предпочтения, но совершенно очевидно, что они будут оказывать влияние на все стороны его жизни, начиная с поведения в обществе и кончая выбором увлечений и способностью преодолевать жизненные трудности.


Консультация для родителей

«Транспорт.  Правила дорожного движения»    

         

Для  успешного развития ребенка, предлагаем Вам:

  • Понаблюдать с ребёнком на улице за движением различного транспорта;
  • Спросить у ребёнка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному (железнодорожному), подземному, воздушному, водному;
  • Спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются;
  • Вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта; рассказать ребёнку о профессиях капитана, пилота, шофёра, водителя автобуса, троллейбуса, …..
  • Попросить ребенка назвать части транспорта (кабина, кузов, колеса, руль, фары, ….).
  • Поговорить о транспорте специального назначения (скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина, экскаватор и т. д.)
  • Совместно с ребенком рассмотреть иллюстрации различных видов транспорта.
  • Вырезать и вклеить в альбом  различные виды транспорта.
  • Провести с ребёнком беседу о правилах уличного движения и необходимости их соблюдения (где и как можно переходить улицу, на какой свет можно идти, что обозначают знаки дорожного движения, по какой стороне тротуара можно ходить).
  • Показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить, а когда – нет.
  • Называть место, где ездит машина и ходят пешеходы (по проезжей части, по тротуару).

Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении

задаем следующие вопросы:

  • Какие машины перевозят грузы? людей?
  • На какой свет светофора можно переходить улицу?
  • Какие правила дорожного движения ты знаешь?
  • Как надо вести себя в общественном транспорте?
  • Опиши транспорт - цвет, форму, марку машины, назначение?
  • Схематично изобрази любой вид транспорта?

Рекомендуем игры, в которые можно поиграть дома с Вашим ребенком,

закрепляя знания по данной теме:

Дидактическая игра «Пересчет различных видов транспорта» (согласование числительных с существительными). Порядковые числительные: первый автобус, второй автобус, третий автобус, четвертый автобус, пятый автобус; первая машина, вторая машина, третья машина, четвертая машина, пятая машина; ….

Количественные числительные: 

один самолет, два самолета, три самолета, четыре самолета, пять самолетов;

одна машина, две машины ... пять машин; ….

Дидактическая игра «Подбери признак» (использование в речи прилагательные: качественные: твердый, гладкая, круглое, красивая, ….; относительные: общественный, транспортный…..

Машина (какая?) – красная, новая, …

Самолет (какой?) – большой, быстрый, транспортный…

Пароход (какой?) – белоснежный, красивый…

Грузовик (какой?) – тяжелый, огромный, …

Колесо (какое?) - круглое, …

Транспорт (какой?) - общественный, красивый, ….

Кузов (какой?) - гладкий, твердый, ...

Дидактическая игра «Подобери действия к предметам». 

Поезд (что делает?) — едет, самолет (что делает?) — летит, пароход (что делает?) — плывет, ...

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам или на слух)

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Автомобиль, грузовик, пароход, велосипед.

Вертолет, самолет, ракета, поезд.

Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид воздушного транспорта).

Игра «Назови ласково»: (образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами): машина – машинка, трамвай – трамвайчик…

Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного и единственного числа имен существительных).

Самолет — самолеты,  машина — ...     (самокат, трамвай, автобус, троллейбус ... ).

Один автомобиль – много автомобилей, трактор –..., экскаватор - .…

Дидактическая игра «Кто чем управляет?» Кто управляет самолетом? Самолетом — управляет летчик, (машиной — шофер, поездом -  машинист, кораблем — капитан.....)

Игра «Подбери транспорт»

Старый… (грузовик), Новый… (автомобиль), Маленькая…  (лодка), Мощный…(самосвал),

Летящий…(самолет), Трехколесный…(велосипед), Быстроходный…(лайнер)

Выучите стихотворения.         

 «Шофер»

 На нитке машину гулять поведу.

 На нитке домой я ее приведу.

 Почищу ей кузов, кабину, мотор.

 Машину беречь должен каждый шофер.

«Самолет»

 Самолет построим сами.

Понесемся над лесами,

 Понесемся над лесами,

 А потом вернемся к маме. (А. Барто)

Отгадать загадки о транспорте.

Летит птица-небылица,

а внутри народ сидит,

меж собою говорит. (Самолет)

Этот конь не ест овса,

 Вместо ног — два колеса,

 Сядь верхом и мчись на нем,

 Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Паровоз без колес!

Вот так чудо паровоз.

 Не с ума ли он сошел — прямо по морю пошел. (Пароход)       (К. И. Чуковский)

Дом по улице бежит,

дом подошвами шуршит.

Подбегает к остановке,

всех желающих берет —

И опять бежит вперед. (Автобус)

Спозаранку за окошком

стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)

Бежит конь вороной, много тащит за собой.         (Паровоз)

Не летает, жужжит,

жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

два блестящих огонька.

Это дал завод ему:

и огни — глядеть во тьму,

И колеса, и мотор,

мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль)

Многолюден, шумен, молод — под землей грохочет город.

А дома с народом тут вдоль

по улице бегут.             (Метро)

Литература для чтения:

Б.С. Житков “Что я видел”;
В.В. Маяковский  “Кем быть?”;
С.В. Михалков “А что у вас?”;
В. Орлов “Электричка”;
С.В. Сахарнов “Самый лучший пароход”;
А.Н. Толстой  “Прыжок”;
Э. Успенский “Троллейбус”;
Д. Хармс “Кораблик”;
Эстонская народная сказка “Запретный узел”.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

"Как муж дома хозяйничал" (Украинская народная сказка)

Каждый день муж работал в поле, а жена дома хозяйничала.

Муж часто говорил ей:

— Я целый день в поле работаю, а ты что делаешь? Ты ничего не делаешь! Целый день дома сидишь!

— Хорошо, — сказала она однажды. — Ты оставайся дома, а я пойду в поле.

Так и сделали. Жена в поле работать пошла, а муж дома остался хозяйничать.

Пришла жена домой на обед и видит: коза капусту ест, все куры в огороде, корова мычит голодная, кошка молоко разлила, печка холодная и обеда нет.

Пошла жена мужа искать. А он около колодца стоит, ведро уронил в колодец и достать не может…

Жена посмотрела и говорит:

— Нечего сказать, нахозяйничал! Хорошо, что сам жив остался!

"Колосок" (русская народная сказка)

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

-  Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!  Прибежали мышата и говорят:

- Нужно его обмолотить.

- А кто будет молотить? - спросил петушок.

- Только не я! —петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! — закричал другой.

- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу.

А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:

- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:

- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть.

- А кто понесёт? - спросил петушок.

- Только не я! - закричал Круть.

- Только не я! - закричал Верть.

-  Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

— Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

— Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё:
— Только не я! - запищал Круть.

— Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в неё пироги.

Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.

Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

- Ох и проголодался я! - пищит Круть.

- Ох и есть мне хочется! — пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:

- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?

- Ты нашёл! — громко запищали мышата.

- А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.

- Ты обмолотил! - потише сказали оба.

- А кто зерно на мельницу носил?

- Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.

- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

- Всё ты, всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.

- А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

"Как рубашка в поле выросла" (К.Ушинский)

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

— Что ты, тятя, делаешь?

— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

— Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

«У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

II

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:

«Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».

III

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.

«Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.

Сказка "Спор Вилки и Ложки"

Однажды вечером, когда дети, отучившись в школе, разошлись по домам, в столовой произошёл спор между Вилкой и Ложкой. Спор произошёл из-за того, что Вилка думала то, что она нужна людям больше, чем Ложка, а Ложка уверяла, что она гораздо нужнее.

Мной едят вкусный и полезный суп, даже второе мной съесть можно! - кричала Ложка.

А мной едят второе блюдо, полдник, и абрикос нарезанный дольками, и яблоко, и малину, и всё, что угодно! - не уступала Вилка.

Зато я безопаснее! - уверяла Ложка.

Зато я красивее! - не унималась Вилка.

Их спор длился бы дольше, если бы в него не вступила Глубокая Тарелка для первого блюда. Она сказала:

Перестаньте спорить, вы обе нужны, просто необходимы! Как дети станут есть суп, если не будет тебя, Ложка?

От таких слов Ложка заблестела, пуще прежнего. А Глубокая Тарелка продолжила:

А как дети станут есть разнообразные салаты и вторые блюда, вкусные полдники, если не будет тебя, Вилка?

Услышав похвалу о себе Вилка, закружилась от удовольствия. Но столовые приборы не хотели признать достоинства друг друга. Тогда Вилка и Ложка хором сказали: «Пусть дети решат кто нужнее! Кого завтра больше выберут, тот и нужнее. » Глубокая Тарелка согласилась.

Утром дети пришли в школу, наступило время идти в столовую. Они брали и вилки, и ложки. В конце дня Глубокая Тарелка начала подсчитывать, кого взяли больше, и вскоре объявила победителя: «Победила ничья. » Потом объяснила: «Сегодня давали в столовой на обед и первое, и второе. Всем известно, что первое легче есть ложкой, поэтому для первого блюда выбирают ложку. А вот закуски и вторые блюда едят вилкой. » Вот теперь Вилка и Ложка поняли, что они обе нужны, помирились и больше никогда не спорили.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Дидактические игры

Дидактическая игра «Что  было раньше, что сейчас»

Цель: помочь ребенку сориентироваться в мире предметов старины.

Материал: набор парных картинок.

Правила игры:  максимальное количество игроков 6, ребенок выбирает карточку с изображенными предметами старины и с пустыми справа полями, ведущий показывает в случайном порядке карточки с изображением современных предметов. Задача игрока найти и правильно сопоставить предметы на своей карточке. Выигрывает тот, кто это сделал быстрее.

Дидактическая игра «Эволюция транспорта»

Цель: познакомить с историей развития транспорта: наземного, водного, воздушного и историей обычных вещей: одежда, тепловые приборы, освещение, жильё.

Материал: набор карточек с изображениями транспорта.

 Правила игры:  Вариант 1. «Как это называется?». Играют 2-6 человек и ведущий.Карточки выложены на столе картинками вверх в любом порядке. Ведущий называет то, что изображено на одной из карточек, например «Сани». Тот, кто первым отыщет картинку с этим изображением, берет ее себе. Побеждает тот, кто будет иметь самое большое число картинок.

Вариант 2. «Сортировка. Играют 2-4 человека и ведущий. Карточки разложены на столе. Ведущий раздает игрокам по 1 карточке с изображением разных транспортных средств и предметов. Эта игра развивает произвольное внимание и зрительную память.

Например:

— автомобиль (наземный транспорт)

— электродуговая лампа (осветительные приборы)

— трамвай (рельсовый транспорт)

— русская печь (обогревательные приборы)

— дирижабль (воздушный транспорт)

— пещера (жилище).

По команде ведущего игроки должны выбрать из карточек, разложенных на столе, те, которые относятся к тому же типу транспортных средств и предметов, что и их собственная карточка. Побеждает тот, кто сделает это правильно и быстрее. Эта игра учит классифицировать и обобщать, выделять существующие признаки.

Вариант 3. «Сложи по порядку». Играют 2-4 человека и ведущий.Карточки заранее разложены по группам: наземный транспорт, рельсовый транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт, осветительные приборы, обогревательные приборы, одежда, жилище. По команде ведущего игроки должны разложить по порядку: от самых древних до самых современных. Начинать следует с красной стрелки и контролировать себя совпадением цветных кружков на сторонах карточек (хронологический отсчет в обратном направлении можно начинать и с голубой стрелки). Побеждает тот, кто быстрее всех сложит свои карточки.

Дидактическая игра: «Узнай по описанию»

Цель: упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о предметах, изображенных на картинках.

Материал: карточки с изображенными на них предметами.

Правила игры: играющие садятся за столы. Ведущий, стоя лицом к игрокам, берёт одну из карточек игры, составляет описательную загадку о предмете, изображенном на картинке, не показывая и не называя его. Играющие называют варианты отгадок. Ведущий отдаёт карточку тому, игроку, который правильно назовёт загаданный предмет. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры оказывается больше всего карточек.

Тема: «Что есть, что было»

«Цель:  познакомить с историей электроприборов.

Материал: картинки с изображением электроприборов и предметов, которыми люди пользовались до появления электричества

Правила игры:  Дети берут картинки и подбирают пары:

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – костёр, настольная лампа – свеча, вентилятор – веер.

Тема: «Прошлое и современное»

Цель: Формировать у детей умение свободно ориентироваться в прошлом и настоящем предметов обихода.

Материал:  цветные карандаши, предметные карточки, фломастеры, карандаши, бумага.

Правила игры:   Дети сидят за столами от педагога. Взрослый показывает картинки  детям, предлагая назвать их. Дети называют предмет. педагог просит нарисовать предмет, который мы используем в настоящее время. В конце игры дети показывают друг другу свои рисунки, называют предметы, которые нарисовали и повторяют названия старого и нового слова.

Тема: «Четвертый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

 Материал:  картинки с изображением предметов.

 Правила игры:  Воспитатель показывает 4 картинки (3 из них объединены общим свойством). Ребёнок должен назвать лишнюю картинку, и объяснить почему. 

Тема: «Эволюция вещей»

Цель: помочь понять сложный процесс эволюции простейших вещей. Развивать познавательный интерес к прошлому предметов.

 Материал:  картинки с изображением предметов прошлого и настоящего.

 Правила игры:  Ребенок должен расположить картинки в очередности предмета от самого простого к самому сложному.

Дидактическая игра: «Чудесный экран» («девятиэкранка»)

В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:

- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.

- определяется подсистема природного объекта.

- определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится.

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом.

- рассматривается развитие объекта в будущем.

В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран».

Условные обозначения:

С – система

НС – надсистема

ПРПС – прошлое подсистемы                                                    

БС – будущее системы

ПС – подсистема

ПРС – прошлое системы

ПНС – прошлое надсистемы

БНС – будущее надсистемы

Мама-лиса в норе

Нора с лисятами

Место обитания лисы – лес

Зародыш

Лисенок

(детеныш)

Взрослая лиса

Части зародыша

Части тела слабого неумелого лисенка

Части тела взрослой лисы

Форма организации игр:

- Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.

Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки).

- Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению:

«Что-то» автор М.С.Гафутулин.

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!

Игровое действие при этом:

Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т.д. 

Объекты рукотворного мира наиболее целесообразно рассматривать с точки зрения исторического развития функции, т.к. объекты рукотворного мира – это не развивающиеся сами по себе системы, они создаются и со временем исчезают (разрушаются), а их функции изменяются, совершенствуются или сворачиваются.

Развитие объектов рукотворного мира идет в следующем направлении:

  1. Повышение идеальности системы за счет увеличения количества положительных функций и уменьшения фактора расплаты.
  2. Идеальный конечный результат (ИКР) развития системы.
  3. Функция сворачивается.

Повышение идеальности объекта можно проследить на следующем примере:

ПНС

утварь

НС

Электробытовой

прибор

БНС

электробытовой

прибор

ПРС

веник

С

пылесос

БС

моющий

пылесос

ПРПС

прутья

бечевка

ПС

мотор, корпус,

щетки, пылесборник, шнур,

и т.д.

БПС

то же +

резервуар для

жидкости

Все системы изменяются в соответствии с объективными законами. Каждая система в прошлом и будущем являлась (или будет являться) частью чего-то или относится к какой-либо классификационной группе, а также состояла (или будет состоять) из каких-то частей.

В итоге, системный оператор представляет собой замкнутый цикл, в котором все экраны взаимосвязаны.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Подвижные игры

Игра:«Цветные автомобили»

Цель: закрепить цвета светофора (красный, желтый, зеленый), упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать зрительное восприятие и внимание, ориентировку в пространстве

Материал: рули красного, желтого, зеленого цвета, сигнальные карточки или флажки красного, желтого, зеленого цвета.

Правила игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется

Игра:«Догони свою пару»

Цель: учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости.

Материал: картинки с изображением  предметов и их прообразов.

Правила игры: Дети выбирают картинки с изображением предметов (одни изображения современных предметов, другие  с изображением их прообразов). По сигналу воспитателя вторые быстро перебегают на другую сторону площадки, первые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ТРАНСПОРТА

(Игра-путешествие)

Цель: Развить ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта.

Материал: Картинки, иллюстрирующие прошлое и настоящее транспорта.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое транспорта. Чтобы наше путешествие было интересным, рассмотрим иллюстрации в книге С.Михалкова «От кареты до ракеты» и поговорим о том, на чем люди ездили давным-давно и на чем ездят теперь. Но сначала скажите, на чем мы ездим сейчас по земле, по воде, в воздухе? Кто хочет сказать, на чем мы ездим по земле? (По земле мы ездим на машине, автобусе, троллейбусе, велосипеде.)

—  Правильно! Такой транспорт, который ездит по земле, называется наземным. А на чем мы плаваем по воде? (По воде мы плаваем на лодке, на пароходе.)

—  Это верно. И такой транспорт называется водным. А на чем мы можем полететь по воздуху? (На самолете.)

—  И это правильно. Самолет, вертолет, ракета — это воздушный транспорт. Теперь мы знаем, что есть наземный, водный и воздушный транспорт, т.е. мы можем поехать на машине по дороге, поплыть на пароходе по воде, полететь на самолете по воздуху. А что же было в давние-давние времена? На чем тогда люди ездили?

Дети затрудняются ответить.

— Оказывается, что давным-давно тоже был наземный, водный и воздушный транспорт, но только не такой удобный и красивый, как современный. Да и скорость у него была совсем маленькой, и ехать приходилось очень долго. Для того чтобы мы могли представить себе такой транспорт, давайте обратимся к книге «От кареты до ракеты» и увидим, каким был транспорт и какой он теперь.

Дети рассматривают иллюстрации в книге: сначала рассматривают наземный транспорт от карет, простейших машин до современной машины, затем железнодорожный — от простого паровоза до современного скоростного электровоза, водный — от бревна до атомохода; воздушный — от воздушного шара, аэроплана, самолета до ракеты. При этом воспитатель дает пояснения, отвечает на вопросы детей.

Далее проводится дидактическая игра «Что было — что будет». Детям раздаются карточки, с помощью которых они довоссоздают ряд предметов. Для активизации познавательной деятельности можно использовать ребусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеоурок ОД: Познавательное развитие «Путешествие в прошлое лампочки» (подготовительная группа)

ОД: Познавательное развитие «Путешествие в прошлое лампочки» (подготовительная группа)Чтобы посмотреть видео перейдите по этой ссылке:https://cloud.mail.ru/public/DbuP/B2AKVKjcK...

Конспект ННОД по познавательному развитию « Путешествие в прошлое часов»

Часы! Какая распространеннаяивсеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду.Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском садуи на космодроме, на ...

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое пылесоса" в подготовительной группе

Цель: Развитие умения ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос. Задачи: 1.       СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ·...

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в прошлое Воронежа»

Конспект занятия по познавательному развитию«Путешествие в прошлое Воронежа»/подготовительная группа/...

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)...