Конспект занятия "Ходит капелька по кругу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия "Ходит капелька по кругу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hodit_kapelka_po_krugu.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей старшей группы с элементами сказкотерапии
ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ
Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе
Программные задачи:
обучающие
Уточнить значение воды для всего живого.
Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.
Формирование словаря (испаряется, просачивается, круговорот).
развивающие
Развивать у детей познавательное отношение к природе.
Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.
воспитательные
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережливое отношение к воде.
Методы и приёмы:
Наглядный (схемы, символы) мультимедийная презентация.
Практический (опыты);
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал:
Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой (по количеству детей).
Картинки - модели « Как капелька путешествует»
Эмблемы по количеству детей с изображением дождинок и снежинок.
Демонстрационный материал:
Термос с горячей водой, стекло, промокательная бумага (салфетка).
ИКТ средства.
Ход занятия
Дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья».
Воспитатель: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно…
Сказка
Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.
Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надел главный Водяной очки, взял для точности калькулятор и стал воду пересчитывать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(гипотезы детей)
Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?
(предложения детей)
1 этап. Проблема практики:
Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.
Вы согласны? Тогда вперед!
Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец. (НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд Включить звук)
2 этап. Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодецВ сказке:
На проекторе анимированное изображение подводного царства.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 2 слайд)
Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.
Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
3 этап. Решение проблемы:
Опыт №1 испарение воды
Воспитатель: Ребята смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.
Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (дети) Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
Воспитатель: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)
Откуда пар в термосе? (дети отвечают)
(Вода при нагревании превратилась в пар)
Опыт №2 капли на зеркале.
Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).
(Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.
Горячая вода испаряется, в пар превращается.
Выходит, может вода испаряться?
Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?
(гипотезы детей)
Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)
(НА ПРОЕКТОРЕ- 3 слайд включить звук)
Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.
Воспитатель сопровождает текстом:
Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).
А дождинкам капелькам скучно в туче сидеть
Хотят они на мир посмотреть.
Идет из тучки дождик
Поливает цветочки и грибочки.
Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №3 (с землей)
Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?
что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.
(одновременно дети с воспитателем поливают землю)
Воспитатель: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?
(дети отвечают)
Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?
(гипотезы детей)
Воспитатель: Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна
(нажать на раковину и раковина увеличивается)
Смотрите, какая большая жемчужина, да это же настоящая сказочная скрытая подводная фотокамера.
(нажать на жемчужину она увеличивается)
Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.
Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.
(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
(НА ПРОЕКТОРЕ- 6 слайд включить звук, затем кликнуть мышкой)
Воспитатель:
- Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
- В облака собирается.
- Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
- Ветерок их подгоняет.
- Облака в тучку собираются.
- Тучка дождик несет.
- А как станет тяжело нести, на землю прольет.
- Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
- В реки подземные попадут и потекут не спеша.
- А как к земле пробьются, родником обернутся.
- Ручейками по земле потекут.
- А ручейки в озёра, реки впадают.
- Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
- А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 20 слайд)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
Осталось только отчет для Водяного составить, куда вода исчезает.
Воспитатель:
Будем работать в командах:
Рассчитайтесь на снежинки-дождинки. (дети делятся на команды)
Воспитатель: Смотрите, какие красивые конверты в раковине волшебной были.
Проходите каждая команда за свой стол.
(Воспитатель дает конверты с заданием)
Воспитатель: Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что нам Жемчужина подарила.
Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить.
Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).
Воспитатель: Прекрасно все получилось.
(дети составляют пазлы).
Воспитатель: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду?
(ответы детей)
Давайте и Водяного успокоим. Расскажем ему, что мы узнали. Что вода на месте не стоит, а по кругу путешествует.
Воспитатель: Не грусти больше Водяной и не переживай никуда твоя вода не пропала, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.
Воспитатель: Ребята! Водяной очень рад вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет.
Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Водяному помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!
(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд Включить звук)
4 этап. Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец»
5 этап. Рефлексия:
Воспитатель:
Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному?
Мы готовы всегда прийти на помощь другим?
Ой посмотрите ребята, а что это за коробка стоит, когда мы в сказку отправлялись, ее тут не было. Смотрите на коробке раковина нарисована. Как вы думаете откуда такая коробка может быть? Давайте откроем и посмотрим, что там внутри. Это водяной нам сувениры-ракушки морские отправил. Благодарит за помощь.
У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу»
Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу» к занятию по познавательному развитию "Свойства воды"...
Конспект НОД по теме «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»
Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией "Ходит капелька по кругу"
В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. Поэтому в работе поставленны следующие з...
Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе « Ходит капелька по кругу».
Конспект поможет в игровой форме познакомить детей со сложным явлением в природе "Круговорот воды в природе" Использование мультимедийных презентаций способствует лучшему усвоению данного понятия....
План -конспект Тема: «Ходят капельки по кругу».
план- конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. тема: "Ходят капельки по кругу"...
Конспект занятия «Ходит капелька по кругу»
Цели: дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.Задачи: показать детям, что капельки воды в природе «ходят, дви...
Утренний круг "Ходят капельки по кругу"
Закрепить знания о весне и весенних месяцах....