Занятие « ВОЗДУХ -богатство нашей планеты Земля»
опыты и эксперименты по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментированию с воздухом
в старшей разновозрастной группе
Тема: « ВОЗДУХ -богатство нашей планеты Земля»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, 2 пустые бутылки, крышки.
Словарная работа: кляксография.
Ход занятия: Орг. момент
(ИГРА на общение) коммуникация
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Посмотрите, какие красивые шары сегодня в нашей группе: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).
- А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: - Надо его посильнее надуть.
В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Д: - Воздух.
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Д: Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
Какие правила, ребята?
Д: Без разрешения трогать предметы нельзя, соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
В: Давайте отправимся в нашу мини- лабораторию «Почемучек», проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной мини- лаборатории.
Нам с вами нужно переодеться (надевают халаты и головной убор)
Садитесь за столы.
В: Итак, начнем наши опыты:
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »
В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .
-В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы) .
Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Д: Воздух
В:Вывод: воздух можно почувствовать. ,воздух есть вокруг нас.
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
В: - А давайте проверим!
В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки.
В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .
В: - пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Потому что воздух легче воды.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »
В: Это мы сейчас проверим.
В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
(воздух)
Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.
Физминутка. «Мыльные пузыри».
У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
-А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В:Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть лежит шарик. Давайте надуем шарик. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой слушают )
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Что это? Наверное, это волшебные баночки.
В: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы) .
В: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?
В: - Действительно, пахнет апельсином.
В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы) .
В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы) .
В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. «Раздуй каплю»-рисование воздухом
В: Хотите попробовать?
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет
В трубочки подуем
Капельки раздуем!
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей)
В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.
Сюрпризный момент :игрушки из шариков в подарок
В: Встанем все широким кругом, попрощаемся друг с другом!
Вы ладошкой помашите, до свидания, скажите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .
Цель: Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения,о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание ...
Конспект открытого занятия для детей 6-7 лет по экологии «Богатство нашей планеты Земля. Воздух».
Неделя педагогического мастерства, показ занятия в параллельной группе. Цель: формирование понятия о воздухе, как о богатстве планеты Земля.Задачи: ...
«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».
Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....
Видео занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)
МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия» с. Кемля Тема: «Открыт...
Конспект занятияна тему: «Богатство нашей планеты Земля»
Конспект занятия по познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность) на тему: «Богатство нашей планеты Земля»...
Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе « ВОЗДУХ -богатство нашей планеты Земля»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Программное содержание: способствовать обогащению и закре...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Воздух - богатство нашей планеты Земля»
Формировали представления о воздухе, его свойствах, учились самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования, расширяли словарный запас детей,познакомили детей с нетрадиционной техникой рис...