Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию в старшей группе "Путешествие на воздушном шаре"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды и воздуха.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области.
Конспект познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе
«Путешествие на воздушном шаре»
Автор: Короткова Е.М., воспитатель.
Цель. Закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Предварительная работа. Накануне вместе с детьми налить воду в небольшие емкости и поставить их в морозильную камеру и на батарею отопления.
Оборудование. Воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей (не более 60° С) и холодной водой, изображение воздушного шара, соль, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, емкости для воды (колбы, пробирки, бутылки, банки), фильтры (салфетки), снег, лед, карточки-схемы.
Ход занятия
Воспитатель. На чем можно отправиться в путешествие? (Ответы.) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Нам в пути нужен важный помощник. О нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Воспитатель открывает изображение воздушного шара.
Воспитатель. Скажите: зачем под шаром расположена горелка? (Предположения детей.) Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.
- Не толкай соседа во время работы.
- Сначала посмотри, потом повтори.
- Убери и на место положи.
- С горячей водой будь осторожен!
Опыт 1
Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать ее в течение 1 минуты в горячей воде.
Воспитатель. Что вы видите? (Шарик надувается.) Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается.
Ставит бутылку с шариком в холодную воду.
Воспитатель. Что вы видите? (Шарик сдувается.) Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей.) Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару? (Ответы.)
Вывод. При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.
Воспитатель. Отправляемся в полет! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода.)
Ребенок читает стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить -
Без воды нам не прожить!
Воспитатель. И правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят из-за стульев.) Кто-то стоит у нас на пути. Кто? (Это Водяной.)
Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: куда потом исчезает эта вода? (Смотрит на свои руки.) И еще, на днях я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы Водяного? Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдемте в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования). Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода. Обратите внимание: на этом столе лежит снег и лед (в разных тарелочках). Мы позже к ним вернемся.
Опыт 2
Взять стакан с чистой водой и понюхать ее.
Воспитатель. Имеет ли вода запах? (Нет, вода не пахнет.)
Вывод. Вода не имеет запаха (карточка-схема).
Опыт 3
Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком.
Воспитатель. Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко - нет.)
Вывод. Вода прозрачная.
Опыт 4
Положить в стакан ложку сахару или соли, размешать.
Воспитатель. Что произошло? (Сахар растворился.)
Вывод. Вода является растворителем для некоторых веществ.
Опыт 5
Разлить воду по разным сосудам (колба, бутылка, банка).
Воспитатель. Какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую ее налили.)
Вывод. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который ее налили.
Проводится физкультминутка (игра «Воздух, огонь, вода, земля»).
Земля! (Дети приседают.)
Воздух! (Поднимают руки вверх.)
Вода! (Изображают волны руками.)
Огонь! (Поворачиваются вокруг себя.)
Воспитатель. Ребята и Водяной, подойдем к столу, где был снег и лед. Что вы видите? (Снег и лед растаяли.) Почему так произошло? (Потому что в группе тепло.)
Водяной. Жаль, что снег растаял. Я люблю его есть, он похож на мороженое - белый, вкусный и прохладный. Кто из вас любит есть снег?
Воспитатель. Что ты, Водяной! Снег нельзя есть! Ребята, как вы думаете, почему нельзя есть снег? (Он холодный, грязный - можно заболеть.) Скажите, а как можно доказать, что снег грязный? (Профильтровать.)
Опыт 6
Налить талую воду из тарелки в воронку с фильтром (сложенная вчетверо бумажная салфетка).
Воспитатель. Чистый снег или грязный? (Грязный.) Почему вы так решили? (Потому что салфетка стала грязной и на ней остались частички земли и песка.) Водяной, так что - можно есть снег или этого делать нельзя?
Водяной. Что вы! Я больше никогда не буду есть снег! Оказывается, он очень грязный. Можно заболеть, а еще можно заболеть из-за того, что снег холодный.
Воспитатель. Ребята, давайте повторим для нашего гостя все свойства воды, о которых мы сегодня узнали. (Перечисляют все свойства.)
Водяной. Спасибо вам еще раз. Я запомню все свойства воды и никогда их не забуду. (Уходит.)
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре (дети садятся на прежние места). Итак, считаем до трех - и в путь! Закройте глаза, а теперь откройте их. Мы приземляемся!
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь ее и береги.
Мы ведь на планете не одни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию. Музыка На тему: «Праздник воздушных шаров» для детей второй группы раннего возраста
Цель: создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъём...
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей возрастной группе.
quot; Царство трёх ветров"...
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Для чего нам нужен воздух»
Программные задачи: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человекаДать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.Опыт...
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль»
Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность.Задачи: Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных пред...
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.Задачи:Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению...
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «В гостях у Снежной Королевы»
Цель: Создать условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
НОД «Тайны подводного мира» Конспект образовательной деятельности по познавательно- исследовательскому развитию в интеграции образовательных областей в рамках ФОП, ФГОС ДО для детей разновозрастной группы (от 5 до 7 лет)
Интеграция; -социально-коммуникативное развитие ;- речевое развитие;- художественно- эстетическое развитие;- физическое развитие;Виды деятельности:- познавательно- исследовательская- продуктивная деят...