Проект "Игрушка поколений"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Воспитывать интерес к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, используя все виды фольклора (сказки, песни, потешки, хороводные песни)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igrushka_pokoleniy_ml_gr_2018.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №21»

Тема: «Игрушка поколений»

Для детей младшего возраста

Вид проекта: творческо-ознакомительный

По продолжительности: краткосрочный

Подготовила: воспитатель Корсакова О.А.

г.Городец

2020год

Введение

Цель проекта: Формировать у детей  интерес к самобытной русской культуре.

Задачи:

Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.).

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

 Привлечь родителей к участию в проекте через знакомство с обычаями и традициями русского народа, участие в конкурсе «Ай-да, матрешка!»

Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний.

Способствовать уточнению, расширению и активизации словаря по теме.

Воспитывать интерес к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, используя все виды фольклора (сказки, песни, потешки, хороводные песни)

Методы и формы работы:

Беседы с детьми и родителями, задания, участие в конкурсе, фотоотчет.

Консультации для родителей и информация в родительский уголок

Непосредственно-организованная деятельность

Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, хороводы.

Чтение литературы, прослушивание аудиозаписей, просмотр презентаций.

Рассматривание альбомов и иллюстраций по теме.

Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители.

Ожидаемый результат:

Дети используют в активной речи потешки, умеют играть в русские народные подвижные  игры, знают считалки, знают русские народные сказки и их персонажей, имеют представление о русских народных игрушках, инструментах, поют русские народные песни.

 Дети бережно относятся к предметам быта, произведениям русского народного творчества.

Умеют организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний. Организация фотовыставки «Неделя народной культуры и традиций в нашей группе».

Участие родителей в конкурсе «Ай-да матрешка!»

План-график мероприятий

I этап – предварительный

 Определение цели и задач проекта Изучение литературы по теме 
Ознакомление родителей с темой проекта
 Знакомство детей с русскими народными играми, народными игрушками, потешками.
Привлечение родителей к совместной деятельности, создание предметно-пространственной развивающей  средуы для реализации проекта, создание условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний.
II этап- основной

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

Пон-к 12.03.

Чтение потешки " Солнышко. покажись"

Беседа:"Русская матрешка"

Прослушивание аудиозаписи "Мы матрешки раз -два- три"-выполнение движений в соответствии с текстом

Игра"Собери матрешку" 

Знакомство родителей с темой и задачами  проекта.

Информация  «Русские народные подвижные игры»

Внести в группу матрешек,  подготовка аудиозаписи.

Оформление выставки в уголке чтения «Русские народные сказки», Внести иллюстрации для рассматривания.

вторник 13.03.

Чтение русской народной сказки  «Гуси-лебеди

Беседа: "Красота русской матрешки" Лепка "Неваляшка"

Консультирование родителей  «Роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Внести в группу папку «Дымковская игрушка», раскраски по теме в уголок творчества, куклу-младенца.

среда 14.03.

Беседа: «Ходит сон близ окон» -

ЗанятиеЧтение РНС «У страха глаза велики»

Театрализованное представление фольклорной направленности «Бабушка-загадушка» 

Познакомить с положением  проведения конкурса  «Ай-да. матрешка»

Создание  условия для проведения развлечения.

Четверг 15.03.

Театрализованные игры «Расскажи сказку

Просмотр презентации «Дымковская игрушка

Беседа с детьми «Сказка на ночь»-

Внести папку «Русская матрешка»Э неваляшку.

Пятница 16.03.

Беседа «В какие игры наши бабушки

Рассматривание иллюстраций  

Занятие:  Лепка«Неваляшка»

 П/и ««Заинька»

Прослушивание аудиозаписи «Потешки»

Внести в группу веночки, ленты на голову девочкам.

Пон-к 19.03.

Чтение «Белый бычок-черные копытца»  

Беседа:  по прочитанному, рассматривание иллюстраций к сказке.

Занятие: «Тарелочка из глины»

П/и «Колпачок»

Организация выставки «Русские народные промыслы»

Внести глиняную посуду, иллюстрации по теме.

вторник 20.03.

Беседа:  «Путешествие в город мастеров» с просмотром презентации

П\и   «Ходит Ваня»

Беседа  «Хитрые матрешки»

Внести в музыкальный уголок гармонь, балалайку, ложки, свистульки

среда 21.03.

Беседа «Баю баю , куколку качаю»  Игра на народных инструментах«Маленькие музыканты»

Изготовить с детьми колыбельку.

Четверг 22.03.

Д/игра  «Кто в домике живет» 

Занятие: Рисование

« Книжки-малышки»

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, помочь вспомнить некоторые отрывки, развивать речевое общение

Создание условий  для образовательной деятельности,

пятница 24.03.

Аппликация «Фартук для матрешки

Работа с природным материалом «Укрась балалайку»

П/и  «Зайка серый умывается»  

Конструктивно-модельная деятельность «Теремок для матрешки»

Внести трафареты матрешек , балалаек. Внести мелкие игрушки для обыгрывания матрешки.

Пон-к 26.03.

Чтение А.В.Кольцов «Русская песня

П/и «Зайка серый умывается»

Аппликация «Теремок»

Рисование «расписные ложки»

Предложить литературу по теме для прочтения детям

Пополнение уголка творчества работами детей.

Создание условий для детской творческой деятельности.

вторник 27.03.

Чтение  потешки «Весна-весна красная

Игра «Собери матрешку»

Беседа «Народные игры»

Чтение и заучивание  весенних закличек

П/и «Заинька

Внести иллюстрированный материал по теме

среда 28.03.

Рассматривание изделий народных мастеров

Беседа: «Весенние заклички»

Фотовыставка «Неделя народной культуры и традиций в нашей группе»

Четверг 29.03.

П/и  «Бубенцы», «Зайка белый умывается»

III этап – заключительный

Проведение анализа проектной деятельности. Обобщение результатов. Оформление конечного результата: выставка «Русские народные промыслы», фотовыставка  «Неделя народной культуры и традиций в нашей группе»

Участие родителей в конкурсе «Ай-да матрешка!»

 Презентация проекта.

Итоговое мероприятие: выставка «Русские народные промыслы», фотовыставка  «Неделя народной культуры и традиций в нашей группе»

Оценка результатов и отчетность:

Во время проведения проекта в группе создана предметная среда, где наблюдается присутствие русских народных игрушек: матрёшек, свистулек, кукол; подобраны книги с русскими народными сказками, потешками; организован уголок театрализованной деятельности для проигрывания русских народных сказок.

Организована игровая деятельность: игра «Расскажи и покажи сказку».

Дети познакомились с народными инструментами: гармонью, ложками, свистульками.

Дети сами пели песни куклам: «Жили у бабуси», «Каравай», «Баю-баю»

Слушали и танцевали под русские народные песни: «Калинка», «Ах, вы, сени мои сени». Пели в хороводе «Мы матрешки».

Дети принимали участие в театрализованной деятельности.

Совместно с родителями дети представили экспонаты для выставки: рисунки матрёшек; керамические свистульки; деревянные свистульки; безликие куклы, деревянные игрушки; игрушки, вылепленные из глины. 

Дети играли в группе и на прогулке в русские народные игры. Дети узнали, почему игрушки называются народными.

                                                                                                          Приложения

Театрализованное представление фольклорной направленности «Бабушка-загадушка»

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе использования фольклора (песен, прибауток, потешек, загадок и пр.)

Задачи:

Продолжать развивать речевую активность, общую моторику; развивать положительные эмоции, музыкально-творческие способности в совместной деятельности.

 Закреплять музыкально-ритмические и певческие навыки.

Способствовать установлению добрых взаимоотношений, эмоционального контакта с детьми, продолжать знакомить детей с устным народным и музыкальным творчеством русского народа. 

Предварительная работа:
Разучивание народных песен, потешек, прибауток, игр, отгадывание загадок; знакомство с традициями русского народа. Чтение художественной литературы
Материал:
Макет русской избы, , кочерга, ухват, лавочка, скатерть, самовар, домотканые половички, рушники, миски, деревянные ложки, вязанка дров, ,  элементы русских народных костюмов.
Ход развлечения:  

Дети под музыку «цепочкой» входят зал.  

Ведущая. Здравствуйте, ребята. Посмотрите, как красиво у нас в зале. У нас сегодня праздник – к нам придет гостья! Послушайте про нее загадку.

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

 Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

 В той еще сестра меньшая.

 Доберешься ты до крошки,

 Эти девицы —(Матрешки)

Ведущая Да, Матрешка – это русская народная деревянная игрушка - кукла, внутри нее прячутся еще несколько кукол. 

 В аудиозаписи звучит рус. н.м. 

 Ведущая. Слышите, музыка красивая звучит. Значит, кто-то к нам спешит. Дети исполняют под фонограмму танец «Мы матрешки раз два три»

Ведущая.Как хорошо вы все плясали!  А у меня для вас есть подарки. Вот послушайте!

За обедом суп едят, 

 К вечеру «заговорят» 

 Деревянные девчонки, 

 Музыкальные сестренки. 

 Поиграй и ты немножко 

На красивых ярких...  (Ложках) 

Расписные ложки мы возьмем сейчас

Плясовую заиграем, громко весело сейчас!

Игра на ложках под фонограмму русской народной мелодии «Ах вы сени..»

Ведущая Посмотрите, а тут избушка стоит, кто в ней живет увидим, если ответим из чего изба состоит?

Я вам сейчас расскажу, а вы за мной повторяйте.

Пальчиковая гимнастика

Стенка, стенка (указательными пальцами показывает щеки)

Потолок (показывает лоб)

Два окошка (указательными пальцами указывает на глаза)

Дверь (на рот),

Звонок! Дзинь-дзинь-дзинь! (Нажимают пальцами на кончик носа).

Никто не открывает (сцепляют руки в замок),

Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы),

На дверях большой замок.

Вот он, ключик! (Правую руку выставляют вперед, соединив большой и указательный пальцы).

И открыт замок! (К левой ладошке приставляют большой и указательный палец правой руки и поворачивают их по часовой стрелке).

Выходит Бабушка-загадушка

Бабушка. Здравствуйте, мои хорошие, мои пригожие, как я рада вас видеть ! Зовут меня бабушка – загадушка, а почему? Да я загадки люблю загадывать!

Вот послушайте!
Загадки.
1. 4 братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны.

(Стол).
2. Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

(Печка).
3. Бычок рогат, в руках зажат.

Еду хватает, а сам голодает.

(Ухват)
4. Шипит, кипит, всем чай пить велит.

(Самовар).
Бабушка. Молодцы, все загадки отгадали, но что то заскучали?

А мне скучать некогда, помогите мне дров наколоть, да оладушки испечем

Я колю, колю дрова, я колю на чурочки.

Я колю, колю дрова, гори огонь в печурочке.

Дети имитируют движения

Бабушка. А сейчас печку затопим, да испечем вкусные оладушки.
Дети исполняют рус. нар. песню «Ладушки».

Ведущий А что это за коробочка?

Бабушка  А это мой сундучок волшебный ,а в нем  платочек расписной, хотите с ним в Жмурки поиграть?

 Ведущий. А кто выберет жмурку? 

1.Начинается считалка: 

 На березу села галка, 

Две вороны, воробей, 

 Три сороки, соловей или …

Проводится игра «Жмурки».

 Жмурке завязывают платком глаза, а водящему дают бубенцы или колокольчик; выбранные находятся внутри круга. Дети и взрослые ведут вокруг них хоровод и поют: 

Колокольцы-бубенцы, 

Раззвонились удальцы!

 Диги-диги-диги-дон.
Отгадай, откуда звон?

 Игрок с бубенцами ходит в кругу и звонит, а жмурка пытается его поймать. Как только жмурка поймает водящего, эти дети выбирают других игроков. Игра повторяется 2-3- раза.  

Ведущая Ночь пришла, 

Темноту привела, 

 Задремал петушок, 

 Запел сверчок.

Вышла маменька, 

Закрыла ставеньку.

Засыпай, баю, бай! 

В центр зала ведущая ставит колыбельку, там лежит игрушечная матрешка. Выходит девочка, качает колыбельку. Остальные дети складывают ручки и имитируют убаюкивание куклы. 

 Исполняется колыбельная «Котя, котенька-коток» 

 Ведущая.  Наши деточки проснулись 

И немножко потянулись. 

Читает потешку «Потягушечки», дети выполняют с Матрешкой движения:

 Потягушечки, потягушечки.

От носочков до макушечки.

Мы потянемся,потянемся, 

 Маленькими не останемся.

 Мы растем, растем, растем, 

Подрастаем с каждым днем! 

Бабушка. Быстро времечко бежит,

Самовар уже кипит.

Ставит самовар на стол и оладушки.

Ах вы, мои ладушки,

Кушайте оладушки.

Чаем запивайте,

Нас не забывайте.

Бабушка вручает тарелочку с угощением, дети прощаются и уходят в группу

Подборка  потешек и закличек к проекту

«Пальчик мальчик...»

Пальчик  мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел!

 «Заинька, попляши...»

«Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!

Вот так, топни ножкой,  

Вот так, топни ножкой!»

«Заинька, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши!

Вот так, бей в ладоши,

Вот так, бей в ладоши!»    

«Заинька, повернись

Серенький, повернись!

Вот так,

повернись,

Вот так, повернись!»

«Заинька, попляши

Серенький, попляши!

Вот так, попляши!»

Вот так, попляши,

«Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись!

Вот так, поклонись,

Вот так, поклонись!»

«Ночь пришла,..»

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уж поздно, сынок,

Ложись на бочок.

Баю-баю, засыпаю.

«Сорока, сорока...?»

Сорока, сорока,

Где была?-Далеко:

В лесу на опушке,

На попрядушке,

Кашу варила,

На порог становила,

Деток кормила,

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному -ложечку,

Другому -ложечку,

А третьему -целую поварёжечку!

«Еду-еду к бабе, к деду...»

Еду-еду к бабе, к деду,

На лошадке, в красной шапке,

По ровной дороженьке,

На одной ноженьке,

В старом лапоточке,

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг... в яму -Бух!

«Тили-бом! Тили-бом!...»

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся Кошкин дом!

Загорелся Кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром -Заливает Кошкин дом,

А лошадка –с фонарем,

А собачка -с помелом,

Серый Заюшка с листом

Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас

«Как у нашего кота...»

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы -Удивительной красы,

Глаза смелые,Зубки белые.

«Сидит белка на тележке...»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-естричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

«Ай, качи-качи-качи »

Ай, качи –качи –качи,

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жар

у из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися бараночки.

«Кисонька-мурысенъка...»

Кисонька-мурысенька,

Ты где была?-На мельнице.

-Кисонька-мурысенька, Что там делала?

-Муку молола.

-Кисонька-мурысенька,Что из муки пекла?

-Прянички.

-Кисонька-мурысенька,С кем прянички ела?

-Одна.

-Не ешь одна! Не ешь одна

«Травка-муравка.,.»

Травка -муравка Со сна поднялась,

Птица -синица за зерно взялась,

Зайки –за капустку, Мышки –за корку,

Ребятки –за молоко.

«На улице три курицы...»

На улице три курицы

С петухом дерутся.

В окошко три девицы

Смотрят и смеются

«Кыш! Кыш! Ха-ха-ха!

Пожалейте петуха!»

«Радуга-дуга»

Ах ты, радуга-дуга,

И туга, и высока!

Не давай нам дождичка,

Подавай нам ведрышко.

Чтоб ребятам погулять,

Чтоб телятам поскакать,

Нужно солнышко,

Колоколнышко!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика из поколения в поколение.

В статье рассказывается о педагогической династии семьи Козловцевых, работающих в дошкольном учреждении....

Педагогика из поколения в поколение.

В статье рассказывается о педагогической династии семьи Козловцевых, работающих в дошкольном учреждении....

Пусть поколения знают- пусть поколения помнят

Проект информационно-практико-ориентированный...

Сценарий ко дню снятия Блокады. «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят… »

Сценарий ко дню снятия Блокады. «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят… ». Для подготовительной и старшей группы....

От поколения к поколению

Я с детьми принила участие в международном конкурсе " От поколения к поколению"...

«Чтение из поколения в поколение»

Организация чтения дома.Рекомендации родителям по совместному чтению книг с детьми....

Буклет "Из поколения в поколение" Игры нашего детства

В буклете представлены и правила к ним....