Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Свет в доме».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лебедева Ольга Ильинична

Ребенок начинает познавать  мир с первых дней  своего появления на свет. Познавательный процесс ребенка дошкольника процесс  интересный и длительный.  Развивать любознательность, познавательную активность  лучше  всего  на реальных экспериментах.  Только через поисковую деятельность ребенок может получить для себя новую информацию, впечатления об окружающем его мире, установить причинно-следственные  связи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svet_v_dome.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

   Ребенок начинает познавать  мир с первых дней  своего появления на свет. Познавательный процесс ребенка дошкольника процесс  интересный и длительный.  Развивать любознательность, познавательную активность  лучше  всего  на реальных экспериментах.  Только через поисковую деятельность ребенок может получить для себя новую информацию, впечатления об окружающем его мире, установить причинно-следственные  связи.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Свет в доме».

Программное содержание:

1.Образовательные задачи: 

- познакомить детей с разными осветительными приборами, с историей   возникновения искусственных источников света, со свойствами разных материалов (прозрачные - непрозрачные);

- вызвать у детей желание узнать новое, неизведанное.

- закрепить знания детей о значении Солнца (свет, тепло) на планете Земля; об изменениях, происходящих в природе, связанных с изменением светового дня;

-познакомить детей с элементарным понятием «электричество».

- формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

2.Развивающие задачи:

- развивать связную речь, память, мышление, внимание;

- развивать познавательную активность детей в процессе элементарного экспериментирования;

- развивать логическое мышление, расширять словарь детей;

3.Воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный интерес, самостоятельность, любознательность.

Материалы и оборудование. Макет солнечной системы, фонарики по количеству детей, прозрачная пленка, деревянные брусочки. Картинки с изображениями разных источников света (керосиновая лампа, лампа с абажуром, люстра, настольная лампа и т. д.),  мультимедийная презентация, коробки воздушные шарики, расчески, полоски бумаги на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель: Придумано кем – то

                          Просто и мудро,

                          При встрече здороваться-

                          «Доброе утро!»

                          «Доброе утро!» - животным и птицам,

                         «Доброе утро!» - улыбчивым лицам!

                           «Доброе утро вам, ребята!».

Воспитатель: Я знаю, что вы очень любознательны и просто обожаете  разные опыты  и эксперименты. Это так? (Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня, я предлагаю вам поэкспериментировать! Вы согласны?

Воспитатель: Посмотрите на столы, что вы там видите? (Ответы детей).

 Воспитатель: Верно, коробки. Хотите узнать, что там внутри? (Ответы детей).

Воспитатель: Предлагаю заглянуть в коробку (Дети смотрят в отверстие коробки ).

Воспитатель: Ребята, что вы увидели? (Ответы детей)

Воспитатель: Всем ли хорошо было видно, что находится внутри коробки? (Ответы детей).

Воспитатель:  Как вы думаете, почему  вы с трудом разглядели, что находится внутри. (Ответы детей).

Воспитатель: Конечно, в коробке темно и почти нет чего?   … света.

Воспитатель: Как сделать так, чтобы все смогли  хорошо разглядеть то, что находится внутри коробки? (Ответы детей).

Воспитатель: Предлагаю взять фонарик, посветить в боковое отверстие и  посмотреть  в другое отверстие коробки. (Внутри коробки картинка с изображением  планет  Солнечной системы). 

Воспитатель: Что вы увидели в коробке? Почему мы теперь отчетливо видим то, что находится внутри коробки? Что помогло нам разглядеть содержимое коробки? (Ответы детей).

  Воспитатель: Как можно назвать все эти планеты, одним словом? (Ответы детей)  

 Воспитатель: Ребята, а Солнце это планета? Солнце – это  большая звезда. Как называется самая дальняя от Солнца планета? (Ответы детей).

Воспитатель: Предлагаю подойти и посмотреть на макет Солнечной системы.

(На столе педагога стоит макет Солнечной системы).

Воспитатель: Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света? (Ответы детей). 

Воспитатель: Как вы считаете, достаточно ли солнечного света получает планета Земля? Почему?  Какая по счету находится наша планета земля от солнца? (Ответы детей).

Вывод: Оказывается,  наша планета Земля третья по счету от Солнца и  поэтому получает достаточное количество солнечного света, в отличие от других планет, которые дальше удалены от Солнца.

Воспитатель: Наша планета имеет самые  благоприятные условия для жизни человека. Солнце – это естественный источник света на Земле. Оно светит всегда и никогда не гаснет.

Воспитатель: Давайте представим, что будет, если Солнце перестанет светить? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы правы, будет холодно, темно, может погибнуть все живое.

Воспитатель: Какие  естественные источники света еще вы знаете? (Ответы детей). 

Воспитатель: Солнце является естественным источником света. Что мы еще можем увидеть светящее на небе, в природе? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно, еще естественным  источником света являются:   звезды (звездное скопление), молния, полярное сияние и даже насекомые – светлячок.

Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют естественными источниками света?  (Ответы детей).

Воспитатель: Естественные источники света, это те, которые созданы природой. Помимо естественных источников света есть еще и искусственные источники света, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования. Как вы думаете, что к ним может относиться? (Ответы детей).

Воспитатель: Совершенно верно: лучина,  свеча, фонарик, лампочка, спички.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери картинку».

Перед вами карточка с изображением Солнца (естественное освещение)  и карточка с изображением лампочки, которая символизирует искусственное освещение.  Ваша задача -   разложить картинки на 2 группы:  подобрав к Солнцу  источники естественного освещения, а к лампочке – источники искусственного освещения. Задание понятно? Приступаем!  ( Дети выполняют задание)

Воспитатель: Какие картинки мы положили к карточке «Солнце»? Почему?

Какие картинки мы положили к другой карточке? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель:  Значит, какой вывод можно сделать?

Вывод: Звезды, молния – естественное освещение,  фонарь, свеча,  электрическая лампочка  - искусственное.  

Воспитатель: А вы знаете, люди придумали электрическую лампочку чуть больше ста лет назад. А до этого дома освещались совсем по-другому. Как вы думаете, ребята, чем освещались дома до изобретения электрической лампочки? Что это такое? (Ответы детей).  Да, ребята, это лучина – длинная тонкая  деревянная  палочка. (На экране появляется изображение лучины, фото 1). 

Воспитатель:  Как вы думаете, такой способ освещения  безопасный? Почему?  (Ответы детей).

Воспитатель: Дома раньше были обычно деревянными: упадет такой уголек на пол – и дом может загореться. Поэтому лучину ставили над емкостью с водой, чтобы угольки от сгорающей лучины не падали на пол. (На экране появляется изображение лучины, фото 2). Горит палочка – светит, а угольки в воду падают. Но света от их лучинок было немного – примерно столько, сколько от обычной спички.

Воспитатель: С помощью чего еще в старину освещали дома? (Ответы детей). Почему? (Ответы детей).  Не было электричества.

Воспитатель: Видели  ли вы, как горит свечка? Когда мы обычно зажигаем свечи. (Ответы детей). Свечи мы зажигаем на день рождения, на Новый год.

Воспитатель: Много ли света дает свечка?  Что еще мы чувствуем, когда горит свечка? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно, тепло. Для того, чтобы осветить большую комнату, зажигали  много свечей, поэтому в такой комнате было очень жарко и небезопасно. (На экране появляется изображение комнаты, фото 3).

Чтобы себя обезопасить, позже люди стали использовать керосиновые лампы. (На экране появляется изображение керосиновой лампы, фото 4). Чем отличается керосиновая лампа, от лучины и от свечки? (Ответы детей).

 Воспитатель: Правильно, керосиновая лампа имеет стеклянный абажур. Как вы думаете, зачем этой лампе нужен стеклянный абажур? (Ответы детей) От чего он защищает огонь, который горит внутри? (Ответы детей). От ветра, который может потушить его.

Воспитатель: От чего стеклянный абажур защищает людей? (Ответы детей). Он защищает нас от пламени, которое может обжечь, если оказаться от него слишком близко. (На экране появляется изображение  лампы с абажуром, фото 5).

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что изображено на картинке? (Ответы детей). Правильно, лампа с  абажуром.

Воспитатель: Для чего придумали абажур? (Ответы детей). Да, он служит для защиты глаз от яркого света,  поэтому делает его приглушенным, в целях безопасности. Абажуры  бывают разные: из ткани, из керамики, из стекла.

Воспитатель:  Как, по-вашему, абажур, из какого стекла лучше будет пропускать свет? (Ответы детей.) Так ли это, мы сейчас проверим, подойдите к столам.

Опыт 1.

Воспитатель: Перед вами стекла разного цвета, предлагаю посмотреть через них на  различные предметы, которые окружают вас и сказать, через какое стекло вы лучше увидели (Ответы детей).

Воспитатель: Значит, какой вывод можно сделать? (Ответы детей).

Вывод:  Прозрачное стекло лучше пропускает свет, чем цветное,

Опыт 2. «Проникает свет или нет?»

Воспитатель: Свет имеет еще одно свойство – проникать через некоторые предметы. Возьмите фонарик и прозрачную пленку, приложите фонарик и посмотрите,  пропустила ли пленка свет? (Ответы детей).

Воспитатель: А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света? (Ответы детей). 

Вывод: Свет может проникать через одни предметы (прозрачные), а другие  – не проникает.

Воспитатель:  Современные осветительные приборы, ребята, не могут работать без электричества.

Воспитатель: Из каких источников информации мы можем узнать про электричество?  ( Ответы детей).

Воспитатель: Как электричество поступает в наши дома  я предлагаю узнать из познавательного фильма. Приглашаю вас к экрану (Показ фильма).

Воспитатель: А в природе, можно встретить электричество? (Ответы детей). 

Воспитатель: Да во время грозы, когда сверкает молния.  Оказывается, молния – это тоже разряд электричества. (Показ картинки с изображениям молнии, фото 6).

Воспитатель:  Представляете, ребята, даже человек может быть источником электричества.  А на себе вы когда-нибудь ощущали легкий треск, например, когда снимали свитер? (Ответы детей). Да, это тоже электричество. Когда снимаешь шерстяную одежду, можно услышать легкое потрескивание?

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам стать фокусниками и узнать, где можно еще увидеть электричество. Готовы?

Опыт.3  «Электрическая расческа».

Воспитатель: Перед вами лежит бумага, нарезанная на длинные тонкие полоски  и расчески.  Хорошо потрите расческу о волосы. Приблизьте расческу к бумажным полоскам, но не касайтесь их.  Что происходит с бумагой? (Ответы детей). 

 Воспитатель: Оказалось, что электрический заряд с волос человека передался на расческу и привел к движению полосок.

Вывод: Электричество живет в волосах.

Опыт. 4 «Волшебный шарик».

Воспитатель: Порвите полоску бумаги на кусочки. Натрите  шарик о волосы и приложите, поднесите  той стороной, которой натирали к бумажкам.  Что произошло?  (Ответы детей)

Воспитатель: Почему бумага приклеилась к шарику?  ( Ответы детей)

Вывод: В волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик об волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к бумаге.

Воспитатель: Электричество есть в каждом доме? Для чего нам еще нужно электричество? (Ответы детей). 

Воспитатель:  Ребята у нас еще осталось одно не выполненное задание. Посмотрите, у каждого на столах лежат перфокарты.  Ваша задача соединить стрелочками красного цвета те предметы, кому нужен естественный источник освещения, а синим цветом,  кто нуждается в искусственном источнике освещения.

Воспитатель:  Ребят что нового и интересного вы сегодня узнали? О чем вы расскажете своим родителям и друзьям?

Литература:

 Литература

1. Парамоновой Л.А. Развивающие занятия с детьми. - М.: ОЛМА Медиа Групп. - 2010г.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: ««Хлеб – всему голова».

Данная деятельность направлена на ознакомление детей с процессом приготовления хлеба...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Чистая вода - это бесценный дар природы»

-Уточнить представление о свойствах воды (вода не имеет цвета, вкуса, запаха, растворяет вещества, приобретает вкус и запах растворённых веществ); о воде в природе ( вода бывает в роднике, в реке, в о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме «Вальс осенних листьев».

Цель: вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему « В театре у мистера Коробкина»

Педагог предлагает детям инсценировать хорошо знакомую сказку и для этого на основе коробочек создать героев сказки. Дети в процесе создания образов  и декораций узнают о профессиях в театре, про...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы ДОУ Тема: «Пейзаж»

Занятие «Пейзаж»   Цель:     Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, искусству....