Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе: «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Селезнева Людмила Алексеевна

расширь представления детей о зимующих птицах, обитающих в наших краях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зимующие птицы42.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение №2 «Росинка» города Дубны Московской области.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе:

«Зимующие птицы».

Подготовила:

 воспитатель Селезнева Л.А.

Цель: расширь представления детей о зимующих птицах, обитающих в наших краях.

Задачи:

Учить детей узнавать и называть птиц по внешнему виду

Развивать интерес к наблюдению за птицами, не мешая им при этом

Воспитывать бережно, доброжелательное отношение к птицам, формировать желание заботится о птицах в зимний период.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц, модели с видами питания зимующих птиц, конверт.

Раздаточный материал: изображения птиц, разрезанных на части (голова, туловище, хвост)

Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, материал для изготовления кормушки, семена подсолнуха.

Ход НОД:

Дети сидят на ковре в группе, звучит аудиозапись с голосами птиц.

Воспитатель: – Дети, слышите эти голоса? Это кто нас встречает такой веселой песенкой?

Дети: - Птицы.

В: - Когда вы слышали такое пение птиц?

Д: - Летом.

В:- А сейчас можно ли услышать такое веселое пение?

Д: - Нет.

В: - А почему? Давайте вспомним, какое сейчас время года? Давайте подойдем к окну.

Дети отвечают на вопросы воспитателя: «Какое время года?»- Зима. Месяц? – Декабрь. Вам нравится зима? Почему? Какая погода бывает зимой?

Дети садятся за столики.

В: Зима бывает разная. Она умеет проказничать. Послушайте, что однажды произошло. (отрывок из сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи Зимы»).

Появляется Сорока

С: Здравствуйте, дети! Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему.

В: Дети, давайте поможем Сороке разобраться. Каких ты птиц встретила в лесу?

С: А вот отгадайте мои загадки:

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут её…. (Ворона)

Непоседа – невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня…(Синичка)

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке

Словно кошки не боится –

Собирает крошки

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик - черик!»

(Воробей)

Вертится стрекочет, весь день хлопочет.

(Сорока)

(Сорока садится на стул).

Одновременно с отгадкой появляются иллюстрации птиц. Воспитатель сообщает краткие сведения о них.

В: эти птицы остались зимой с нами. Как их можно назвать, одним словом?

Д: Зимующие, они остаются с нами зимовать.

В: А ещё, Сорока, послушай, какие стихи знают дети о птицах.

Дети рассказывают стихи:

Ворона

Особа всем известная,

Она – крикунья местная

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зеленую

И смотрит, словно с трона

Крикливая ворона.

Снегирь

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замерз он на снегу.

Сорока

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести,

Может, в них и мало прока

Но горда собой сорока.

Воробей

По тропинкам по дорожкам

Скачет серый воробей

Что он ищет? Ищет крошки

Для себя и для друзей.

Синица

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится-

Поет не уставая

Синица расписная.

Воробей

Чуть живой. Не чирикает даже

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зернышком бедный

И летит к чердаку своему

А гляди, не становится вредным

Оттого что так трудно ему.

В: Молодцы, ребята! Вы уже много знаете о птицах. Давай - те поиграем в игру «Узнай голоса птиц».

Игра:

Как – Кар - Ворона.

Чик – Чирик - Воробей.

Синь-Синь - Синичка.

А теперь самое трудное задание: Рюм – рюм - рюм – Снегирь

В: Молодцы! Дети, а как вы думаете, легко ли живется птицам зимой? А почему?

Ответы детей.

В: Правильно. Зима очень трудное время года для птиц. Не найти птичкам под снегом корма. А когда птички голодные, они сильнее мерзнут и даже могут погибнуть. Как выдумаете. дети, как можно помочь птицам зимой?

Ответ детей.

В: Правильно, птиц нужно подкармливать. А чем питаются птицы?

Ответы детей.

В: Верно. Хотите, я вам расскажу по секрету, чем ещё питаются птицы?

Воробьи – зернышками, крошками. Обозначим их так:

hello_html_m2aec63f8.jpg

Синицы – зернышками, крошками, а самое любимое лакомство синичек – сало:

hello_html_7849178d.jpg

Снегири едят семена, ягоды, у нас любят клевать рябину:

hello_html_m6d11dc3a.jpg

Вороны, сороки – очистками, остатками пищи:

hello_html_46f45369.jpg

В: А теперь давайте, ещё поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите кто чем питается. Теперь я перемешиваю карточки, кто хочет их расставить? (Дети по одному выходят, берут карточку – модель корма, называют что на ней обозначено и говорят какая птица этим питается). Воспитатель хвалит детей.

В: А вы знаете, дети, птицы тоже умеют играть. Один раз подсмотрела, как играют вороны Давайте и мы поиграем с вами в эту игру.

Физкультминутка. (Дети выходят из-за столиков)

Вот под ёлкою зеленой (Дети бегаю, машут руками, скачут)

Скачут весело вороны

Кар-кар-кар (громко)

Только к ночи умолкают (Дети приседают, закрывают глаза, затихают)

И все вместе засыпают

Кар - кар-кар (тихо).

Во время игры воспитатель находит конверт

В: Дети, я нашла какой-то конверт. Кто же его здесь оставил? Вам интересно узнать? Давай - те сядем за столики и посмотрим. Да это конверт от старичка - лесовичка! Интересно, что в нем лежит?

Воспитатель достает разрезанные иллюстрации птичек.

В: Если сложить части, то получится целая птичка. Это опять зима проказничала, подула холодным ветром и перепутала всех птичек. Лесовичек просит у вас помощи. Давайте ему поможем – сложим птичек и накормим их. Старшие дети сложат птицу, а младшие накормят. Вот у нас подсказка, кто чем питается. (Модели корма).

Работа в парах.

В: Кого угостим салом?

Рябиной?

Семечками?

Кусочком яблока?

Вот молодцы, дети! То-то удивится лесовичок, когда увидит, что все у птиц в порядке!

В: А не поможете вы мне, тоже разобраться, для чего здесь лежит коробочка, веревочка, семечки.

Д: Чтобы сделать кормушку и покормить птиц.

В: Верно. А давайте мы вечером смастерим кормушку, а завтра на прогулке, мальчики нам помогут её повесить, а девочки насыплют корм в кормушку. За окном у нас одна кормушка уже есть, а эту повесим на площадке. У кого дома сделаны кормушки для птиц? Как вы за ними наблюдаете? У кого ещё нет кормушки, сделайте дома вместе с родителями и для всех ещё есть у меня домашнее задание.

Ну, вот, теперь мы с вами помогли птицам. Давайте угостим нашу сороку семечками. Её тоже не легко живется зимой.

С: Спасибо, дети. Теперь я поняла, почему не все птицы улетели и что они едят. До свиданья, ребята!

В: Молодцы, ребята! Теперь мы сороке все рассказали о зимующих птицах, хорошо потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ООД по познавательному развитию в средней группе «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Это занятие можно провести как итоговое по данной теме...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Зимующие птицы"

Конспект по познавательному развитию "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Занятие по познавательному развитию «Перелетные птицы» в подготовительной группе поможет сформировать у детей представление о зимующих и перелетных птицах; углубить представления о причина...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе “Зимующие птицы Красноярского края”

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе “Зимующие птицы Красноярского края” Цель: формирование у детей представлений о птицах Красноярского края ( зимующих и перелет...

НОД конспект по познавательному развитию в старшей группе"Зимующие птицы"

НОД Конспект по позновательному развитию старше -подготовительная группа...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы».

Цель:-Дать детям знания о зимующих птицах, выяснить причину, почему они не улетели в теплые края, как будут зимовать, чем будут питаться.-Закрепить понятие «зимующие» птицы.-Восп...