Из чего сделаны предметы
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Дмитриева И.

Картотека занимательных игр и занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_chego_sdelany_predmety.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

 «Из чего сделаны предметы»

Игры-занятия для старшей группы (дети 5—6 лет)

1 История бумаги

2Коллекционер бумаги

3 Бумажная страна.

4 Разная бумага.

5 Посуда Федоры.

6 Наряды куклы Тани.

7 Волшебные нити.

8 Коробочка с хлопком

9 Легкая пластмасса

10 Ткани от Матроскина.

11 Знакомьтесь, это капрон!

12 Разные-разные ткани

13 Фарфоровый секрет китайцев.

14 Путешествие в мир стеклянных вещей

15 Меня зовут Стеклянчик .

16 Карлсон угощает.

17 Песня колокольчика.

18 В мире металла.

19 Опыт с металлом и пластмассой.

20 Угадай, что мы задумали

21 Узнай материал.

22 Разрезные картинки

23 Кузовок.

24 Горячо — холодно .

25 Найди сходство и различие.

26 Фантастические гипотезы.

27 Угадай, что загадал

28 Из чего лучше сделать .

29 Можно ли сделать.

30 Закончи предложение.

31 Море волнуется.

32 Реклама .

33 Почта.

34 Магазин парных предметов.

35 Собираемся в путешествие.

36 Кому что нужно для работы .

37 Волшебная палочка .

1

История бумаги

Закрепить знания об истории создания бумаги; активизировать речь детей; развить ретроспективный взгляд на бумагу.

Береста, пергамент, глина, кукла АгамуБча.

»

До занятия дети пишут на глиняных дощечках, бересте, пергаменте.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Я белая, как снег, дружу с карандашом, Где он пройдет, там заметку кладет.

(Бумага.)

Дети отгадывают загадку. Воспитатель объясняет, что люди очень любят бумагу и даже сочинили о ней стихотворение. Читает стихотворение С. Михалкова «Бумага». Затем предлагает послушать историю о прошлом бумаги.

— Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитах, другие — на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой (показывает иллюстрации или макеты).

Дети вспоминают предыдущие опыты (письмо на воске).

—  Очень давно люди писали и на бересте. Мы уже говорили, что береста — наружная часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты — письма и документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако такой способ письма был неудобен.

ков бумаги). Дети знакомятся с бабушкой-глиной, бабушкой-берестой, дедушкой-пергаментом.

— Мы проведали моих бабушек и дедушку, а теперь вернемся обратно в наше время. Давайте представим, что будет, если на Земле исчезнет бумага?

Дети высказывают свои предположения, а затем все возвращаются в настоящее. АгамуБча просит детей нарисовать виды бумаги, которые им больше понравились.

2

Коллекционер бумаги

V  Познакомить с разными видами бумаги и ее качествами.               *

О1 Образцы разных видов бумаги.

с^р Воспитатель заранее раскладывает образцы разных видов бумаги на столах. Дети рассматривают бумагу, а воспитатель побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы о том, какая она, как определить — гладкая или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят ее листы, ощупывают ее, отвечают на вопросы. Затем воспитатель предлагает детям смять лист бумаги (мнется), .разорвать его на кусочки (рвется), потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), разрезать лист ножницами (хорошо режется), положить лист бумаги в емкость с водой (намокает). Воспитатель демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. После этого дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств бумаги.

Затем воспитатель зачитывает телеграмму от коллекционера, который собирает различные виды бумаги. Он путешествует по городам и всем рассказывает о своей коллекции, но у него случилась беда: подул сильный ветер, и его коллекция разлетелась, часть коллекции попала в группу. Воспитатель предлагает детям

Дети объясняют, почему неудобно использовать бересту в современных условиях.

— Тогда люди придумали листы из тонкой кожи животных — пергамент. Это очень прочный материал (показывает образец тонкой кожи). Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Для защиты от царапин их оковывали медью, и книга напоминала сундук. Но появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень просто писать. Это — бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, ка"к делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику. Туда привозят из леса бревна — в основном сосновые и еловые. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые сортируют и отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков: одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так, переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

Звучит таинственная музыка, появляется АгамуБча.

АгамуБча. Здравствуйте, ребята! Я слышала, вы только что обо мне говорили.

Дети. Нет!

АгамуБча. Как же нет? А-а-а! Я догадалась. Вы же не знаете, кто я. Тогда берите бумагу и пишите слово «АгамуБча». Это мое волшебное имя. Если его прочитать справа налево, то получится... Конечно, если убрать «ач». Я очень много путешествую. Меня можно встретить повсюду: в детских садах, в школах, в магазинах, в сберегательных банках, в библиотеках. А я так соскучилась по моим любимым бабушкам. Помогите мне, пожалуйста, попасть к ним в гости. Давайте вместе отправимся на машине времени в прошлое, к моим бабушкам.

Звучит таинственная музыка, меняется ширма, появляются предки АгамуБчи (модели предшественни-искать образцы бумаги. Дети приносят найденные образцы.

Раздается стук в дверь, входит коллекционер, знакомится с детьми, рассказывает о своем занятии и сообщает о том, что все виды бумаги у него записаны. Предлагает детям организовать работу следующим образом: он называет вид бумаги, а дети показывают образец. По ходу занятия коллекционер объясняет назначение каждого вида бумаги.

В заключение воспитатель проводит дидактическую игру «Найди сходство и различие». Он называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т.д.). Таким образом воспитатель подводит их к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разного вида.

3

Бумажная страна

Обобщить знания о создании бумаги, о ее назначении, изготовлении и использовании; развить творчество, навыки конструирования.

Схема бумажного города; модели-заготовки бумажного и упаковочного заводов, обойной фабрики, магазина «Канцелярские товары», типографии, картинной галереи, фабрики сувениров.

Знакомство с видами карт.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Море есть — плавать нельзя, Дороги есть — ехать нельзя, Земля есть — пахать нельзя. Что это?

(Карта.)

Воспитатель объясняет, что карты бывают разные. Обращает внимание на то, что АгамуБча принесла карту  необычной страны — бумажной. Предлагает детям помочь АгамуБче с помощью карты построить бумажную страну.

Далее дети вместе с воспитателем вспоминают, как делают бумагу, на каких предприятиях ее используют, рассматривают объекты, которые расположены на карте. Желательно, чтобы каждому ребенку досталась модель-заготовка какого-либо объекта бумажной страны. Воспитатель объясняет, как из заготовки сделать макет здания. Когда все макеты готовы, дети приклеивают их на общую основу.

По окончании занятия каждый ребенок выбирает место своей «работы» (на заводе или фабрике, в магазине, в типографии, в картинной галерее) и рассказывает остальным о своей «деятельности».

4

Разная бумага

г Познакомить с бумагой, ее видами и их названиями; закрепить знания о свойствах бумаги; развить память, речь, внимание, мышление.

Различные виды бумаги (картон, калька, гофрированная бумага, тетрадный лист), корзина, футляры для каждого вида бумаги.

Воспитатель загадывает детям загадки:

Без языка, без голоса, А все расскажет.

(Книга.)

Голубочка бела, в избу влетела, Что на свете видала, про все рассказала.

(Газета.)

Дети отгадывают загадки. Затем воспитатель спрашивает, из чего сделаны все эти предметы (из бумаги), показывает различные ее виды (картон, кальку, гофрированную бумагу, тетрадный лист), а также знакомит детей с их названиями. Дети трогают их и выясняют с помощью воспитателя, чем они отличаются друг от друга: картон толстый, прочный, жесткий, а калька тонкая, прозрачная. Далее воспитатель рассказывает, из чего и как делают бумагу*.

После этого дети играют в игру «Сюрприз». В футляры вкладываются кусочки различных видов бумаги, и все футляры складываются в корзину. Каждый ребенок по очереди подходит и вынимает из корзины один футляр, открывает его и называет 2—3 свойства или качества бумаги, находящейся в футляре. Если кто-то из детей затрудняется с ответом, воспитатель и остальные дети ему помогают.

5

Посуда Федоры

^ Обобщить и систематизировать знания о материалах; научить устанавливать причинно-следственные связи между материалом и назначением посуды.

Посуда из разных материалов: стеклянная, глиняная, пластмассовая, металлическая, фарфоровая, деревянная, бумажная.

Опыты с материалами.

Дети стоят вокруг воспитателя, который читает отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Федорино горе»:

А за ними блюдца, блюдца: Дзинь-ля-ля! Дзинь-ля-ля! На стаканы — дзинь! — наталкиваются. И стаканы — дзинь! — разбиваются...

Воспитатель выясняет, из какого произведения прозвучал отрывок. Дети вспоминают содержание произведения: когда Федора стала доброй, к ней вернулась посуда, но не вся в целости и сохранности; тогда решила Федора купить новую посуду и пошла в магазин «Посуда».

Появляется Федора и просит помочь ей выбрать нужную посуду. Дети вместе с Федорой переходят в ту часть

* См. игру-занятие «История бумаги». группы, где созданы отделы посуды: «металлическая посуда», «деревянная посуда», «пластмассовая посуда», «глиняная посуда», «бумажная посуда», «стеклянная посуда».

Дети расходятся по отделам, выбирают посуду, которую рекомендуют купить Федоре. Каждый ребенок рассказывает о свойствах и качествах материала, из которого сделана рекомендуемая им посуда, о ее назначении. Дети расписывают Федоре достоинства и недостатки посуды: пластмассовая посуда легкая, удобная в дороге, но в ней нельзя готовить пищу, она расплавится; бумажная посуда используется для игр; деревянная посуда долго сохраняет тепло. В металлической посуде можно готовить, но она тяжелая и т.д.

После рассказов детей Федора выбирает себе посуду и объясняет, какие качества посуды особенно привлекли ее. Воспитатель и Федора предлагают ребятам нарисовать лучшую посуду. После рисования воспитатель подводит детей к выводу, что самую лучшую посуду очень трудно выбрать, так как вся посуда хороша.

6

Наряды куклы Тани

Познакомить с разными видами тканей и обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

Кукла, одежда, изображения разных эпох по сезонам, картинки -- пейзажи севера и юга, разнооб-,    разные ткани, пипетка, лупа.

с^э В гости к детям приходит кукла Таня. В руках она держит коробку, в которой лежит ее одежда. Воспитатель предлагает рассмотреть одежду куклы, ткани, из которых она сшита. Дети определяют и называют ткани. Воспитатель выясняет у детей, чем ткани отличаются друг от друга: цветом, фактурой (на ощупь), ве-сом (легче — шелк, тяжелее — драп). Затем дети рассматривают образцы тканей и рассказывают, что из них можно сшить.

Далее воспитатель предлагает детям выполнить следующие действия: из пипетки капнуть воду на хлопчатобумажную ткань, на кожу, на болонью. Дети определяют, какая ткань впитывает воду, и делят ткани на две группы:

1)  впитывающие влагу (ситец, лен, батист, драп);

2)  не впитывающие влагу (болонья, кожа, нейлон, капрон).

Воспитатель вводит понятие «гигроскопичность». Для этого вместе с детьми проводит опыт. Через лупу дети рассматриваю* переплетение нитей хлопчатобумажной ткани, болоньи, нейлона, капрона, выясняют отличия (в хлопчатобумажных тканях в переплетении нитей есть промежутки, способствующие вентиляции воздуха). Дети делают вывод, что гигроскопичность ткани зависит от состава нитей и от того, как они переплетены, и устанавливают зависимость между качеством ткани, из которой сшита одежда, и погодными условиями.

Воспитатель предлагает детям игру «Волшебный ветерок»: прилетел волшебный ветерок, принес детям картинки с изображением пейзажа севера. Дети должны подобрать одежду людям, живущим на севере. Кто быстрее и больше назовет видов одежды, тот получает картинки с изображением пейзажа севера. Аналогично проводится игра с изображением пейзажа юга.

Дети выкладывают изображения разной одежды по мере возникновения разговора о ней. Затем рисуют одежду будущего, а рисунки дарят кукле Тане.

7

Волшебные нити

Познакомить с изготовлением тканей, их названиями и видами.

Образцы разных тканей, коллекция волокон, музыкальное оформление (музыка из сказки «Золушка»), иллюстрация с изображением ткацкого станка, слайды с изображением теплых стран, процесса изготовления шелковых нитей и тканей.

<О> Воспитатель сообщает детям, что придет гостья. Она красивая и милая, а имя ее происходит от слова «зола». Это — Золушка. Входит Золушка, приветствуя детей. Золушка чем-то встревожена, она в растерянности. Скоро состоится сказочный бал у короля Страны сказок, она приглашена, но не знает, из какой ткани ей сшить платье. Воспитатель предлагает детям провести экскурсию, заглянуть в историю возникновения тканей, выяснить, какие бывают ткани, и помочь Золушке выбрадъ нужную ткань.

—  Давным-давно, около 10 тысяч лет тому назад, люди научились прясть пряжу, для чего они использовали самые разнообразные волокна. Из пряжи на ткацком станке ткали ткани (показывает иллюстрацию с изображением ткацкого станка.)

Золушка сообщает детям, что именно такой станок стоит в доме у ее крестной — доброй феи, с его помощью можно изготовить ткань.

Золушка. Один ряд нитей — основа — поступает на станок горизонтально. Каждая нить основы продевается через петельку, привязанную к проволочной рамке, называемой ремизкой. На станке — две ремизки. Они то поднимаются вверх, то опускаются вниз и то поднимают, то опускают нити основы. А в пространство, образованное поднятыми и опущенными нитями основы, маленький челнок прокладывает поперек основы нить, которая называется утком. Челнок на станке движется туда-сюда. Так нити основы и уток переплетаются. И получаются переплетения, которые могут быть разными. (Раздает детям образцы.) Бывают полотняное, саржевое, атласное, в рубчик, переплетение «рогожка».

Воспитатель проводит беседу о том, из чего делают нити.

—  Нити делают из волокон. Известны разные волокна — синтетические и натуральные, поэтому и ткани бывают синтетические и натуральные. Назовите разные виды тканей.

Дети называют шерстяные, шелковые, льняные, хлопчатобумажные и т.д.

Воспитатель обращает внимание на то, что дети назвали ткани, которые изготовляют из натуральных волокон, например льняные ткани, получаемые из волокон растения льна. Показывает слайды с изображением льна. Затем спрашивает у детей, из чего получают шерстяные ткани (из шерсти овцы), хлопчатобумажные (из растения, которое называется хлопчатник), рассказывает, что хлопчатник выращивают в теплых странах: Египте, Индии, Узбекистане, Таджикистане. (Рассказ сопровождается показом слайдов.)

Далее следует рассказ о шелке. - Для получения этого легкого и нежного материала выращивают специальных гусениц: тутовых шелкопрядов. «Тутовыми» их называют потому, что они поедают листья тутового дерева. Гусеницы превращаются в кокон, т.е. обматываются шелковыми волокнами, которые сами вырабатывают. Из них потом и получают замечательные ткани — шелковые. (Сопровождает рассказ показом слайдов.) Из такой ткани, Золушка, можно сшить красивое платье.

Дети сообщают, что есть ткани из синтетических волокон, т.е. тех, которые получают химическим путем. Воспитатель рассказывает, что к таким тканям относятся капроновые, нейлон. Он подводит детей к пониманию того, что производство тканей — целая история, наполненная неожиданностями и сюрпризами. Дети спрашивают у Золушки, из какой ткани она сошьет платье для бала у короля.

Золушка. Мое платье будет сшито из шелка и украшено золотым шитьем.

Затем Золушка предлагает детям сыграть в игру «Назови одежду». Она называет ткань, а дети — известные предметы одежды, которые шьют из этой ткани, например лен — юбки, рубашки, шорты; драп -пальто, куртки и т.д. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов одежды. Воспитатель предлагает детям объяснить выбор одежды в соответствии с тканью.

Золушка просит детей нарисовать модель платья или костюма, в котором они пошли бы на бал. При этом напоминает, что они должны обязательно учитывать качество ткани. Дети приступают к работе.

8

Коробочка с хлопком

Познакомить с созданием хлопчатобумажных нитей и тканей; воспитать уважение и любовь к человеку труда; расширить словарь.

Хлопок, изображение хлопчатника и иллюстрации, показывающие процесс создания хлопчатобумажной ткани.

Воспитатель предлагает детям назвать их одежду, выясняет, знают ли они, откуда пришла к ним одежда, а затем предлагает послушать рассказ о том, где родилась их одежда. (Рассказ сопровождается действиями.)

— На юге, где очень жаркое лето, каждый год весной сажают семена, а летом из них вырастают невысокие кусты. А кусты — непростые, на них растут коробочки с ватой. Куст называется хлопчатником, а вата, которая на нем растет, — хлопком (рассматривает вместе с детьми хлопок и изображение хлопчатника). Хлопчатник любит тепло и воду. Летом хлопчатник цветет, но жизнь цветка очень короткая — только один день. Утром распускается белый цветок, днем он розовеет, к вечеру становится красным, а ночью увядает. Потом начинают расти на хлопчатнике плоды, как яблоки на яблоне. Эти плоды похожи на маленькие зеленые коробочки. Внутри коробочки есть семена, покрытые белым, мягким пушком. Пушок растет быстрее коробочки, ему становится внутри нее  тесно, тогда коробочка раскрывается, и пушок продолжает расти. Ранней осенью начинается сбор хлопка (показывает иллюстрации). Собирают хлопок вручную. Это — трудная работа. Из каждой коробочки надо выдернуть пушок и положить его в мешок или корзину. Этот пушок — хлопок, из которого получают пряжу.

Детям дают кусочки хлопка, и они пробуют прясть.

— Из пряжи получают ткани, а из тканей шьют одежду. Все это происходит на фабриках. Сначала на фабрике из хлопка делают пряжу. Для этого первая машина разрыхляет хлопок железными «пальцами», а сильная струя воздуха выдувает из хлопка всю пыль. Ленточная машина вытягивает хлопок в широкую ровную ленту, а потом из этой ленты с помощью веретена получают пряжу. Но в машине не одно веретено, а 400, и каждое прядет пряжу. Нужно только следить, чтобы машина была в порядке. Когда пряжа готова, ее отправляют на ткацкую фабрику, где из пряжи ткут ткани, из которых и шьют одежду.

Воспитатель предлагает детям выложить с помощью картинок путь появления рубашки от семечка хлоп> чатника до готового изделия.

9

Легкая пластмасса

Побудить детей определять свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделия из нее окрашены в разные цвета, водонепроницаемая, легкая, ломкая, плавится).

Изделия из пластмассы (гладкие и шероховатые): рыбка, кегли, посуда пластмассовая, пластмассовые пластинки; емкость с водой.

На столе разложены предметы из пластмассы, различные по форме, цвету, величине. Воспитатель предлагает рассмотреть предметы и определить, чем они  похожи. Дети говорят, что все предметы — пластмассовые, выясняют, что они имеют разную форму (круглую, прямоугольную, треугольную, овальную). Воспитатель подводит детей к пониманию, что пластмассовые предметы могут иметь разнообразную форму, пластмасса легкая, из нее отливают разные предметы.

Далее воспитатель предлагает детям взять пластмассовые пластинки в руки, согнуть их, опустить в воду и рассказать о результатах своих действий. Дети выясняют, что пластинки легкие, не тонут, могут гнуться, т.е. они непрочные. Затем воспитатель предлагает детям подумать: если пластмасса такая легкая, не пропускает воду, можно ли ее использовать в окнах вместо стекол» Дети объясняют, что сквозь пластмассу ничего не видно, в комнате будет темно, солнышко не сможет заглянуть в окно. Они смотрят на пластмассовые стаканчики и выясняют, что пластмасса, из которой они сделаны, непрозрачная.

Воспитатель спрашивает у детей, можно ли из пластмассы сделать кастрюлю, чайник, сковородку для приготовления пищи. Он рассказывает, что пластмасса плавится над огнем, и подводит детей к пониманию, что посуду для приготовления пищи из пластмассы сделать нельзя. Воспитатель выясняет у детей, делают ли какую-нибудь посуду из пластмассы. Дети отвечают, что делают, но только такую, которую не надо ставить на огонь, например игрушечную, а также стаканчики, тарелки и т.д. Затем они повторяют выделенные свойства и качества пластмассы: приобретает разнообразную форму, бывает любого цвета, хрупкая, легкая, непрозрачная, гнется, плавится, не пропускает воду, бывает гладкая и шероховатая.

Далее воспитатель предлагает поиграть в игру «Расскажи Незнайке о предмете». Ребенок задумывает предмет и рассказывает детям о нем, например он зеленый, пластмассовый, имеет трубку, кружок с цифрами, с его .помощью можно говорить с другим человеком и т.д. (Телефон.)  Остальные дети отгадывают предмет.

*  *  *

Воспитатель предлагает детям пластмассовые стаканчики, наполненные водой, и спрашивает, можно ли, не заглядывая в стаканчик, узнать, что в нем. Дети отвечают, что нельзя, так как пластмасса непрозрачная. На ощупь определяют структуру поверхности (гладкая), толщину (тонкие, бывают и потолще), температуру, цвет. Далее воспитатель спрашивает, что произойдет, если поместить пластмассовое изделие на солнечное место. Через несколько минут дети выясняют, что пластмасса изменяет температуру, она нагревается; если пластмассу прижать к оконному стеклу, а потом к щеке, то она, наоборот, охлаждается, изменяет температуру под воздействием меняющихся условий, т.е. обладает теплопроводностью. Затем дети сгибают пластмассовые пластинки и выясняют, что пластмасса гнется. Воспитатель объясняет, что, если приложить большее усилие, пластмасса ломается, т.е. она хрупкая.

Воспитатель спрашивает, что произойдет с пластмассой при очень высокой температуре. Объясняет, что, если нагреть пластмассовый предмет над спиртовкой, пластмасса очень легко и быстро расплавится; опускает пластмассовый предмет в емкость с водой: он не тонет, т.е. пластмасса легче воды.

10

Ткани от Матроскина

^ Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала; закрепить представления о том, что одежда из определенной ткани может иметь разное назначение.

\? Кусочки ткани (шерстяной, хлопчатобумажной, болоньи); набор карточек, разделенных пополам.

с^э Дети сидят за столами. Раздается стук в дверь, и входит почтальон Печкин, который приносит посылку от кота Матроскина, а в посылке — разные ткани. Печкин просит помочь детей выбрать ткань для новогодних костюмов Шарику, дяде Федору и себе. Дети получают на выбор образцы тканей. Они рассматривают их. Воспитатель просит посоветовать, что можно сшить из каждого вида ткани. Дети определяют свойства и качества тканей с помощью действий: льют воду, подносят к телу, смотрят через ткань. Далее дети характеризуют свойства шерстяной, хлопчатобумажной ткани, болоньи, рассказывают, что можно сшить из них: например, из шерстяной можно сшить теплую рубашку, штаны или костюм медведя, волка, так как ткань теплая, тяжелая; из болоньи можно сшить плащ-накидку и костюм для волшебника-фокусника; из хлопчатобумажной ткани можно сшить шторы для окон. Печкин плохо запоминает, поэтому просит продиктовать все, что дети знают о тканях.

На прощанье дети разрабатывают эскизы новогодних костюмов и рекомендуют ткани для них.

11

Знакомьтесь, это капрон!

^ Познакомить детей с капроном, его свойствами и качествами; дать детям понятие об «искусственных» тканях.

Образцы сатина, капроновой и шерстяной ткани, шелка; игрушка Крот.

В гости к детям приходит Крот и обращается за помощью. Сообщает, что для лесных жителей он и столяр, и плотник, у него очень много инструментов, а класть их некуда. Ему необходимо сшить фартук с карманом, в который он будет класть инструменты. Воспитатель и дети обещают помочь Кроту, спрашивают, из какой ткани он хочет сшить фартук. Крот объясняет, что ткань для его рабочего фартука должна быть прочной, легкой, непромокаемой, легко стираться, не мяться, быть яркой и красивой. Воспитатель предлагает детям образцы тканей: шерстяной, сатина, капроновой, шелка. Дети обследуют их на прочность, вес, водопроницаемость. Результаты заносятся в таблицу:

Описание опыта

Сатин

Шерстяная ткань

Капроновая ткань

Шелк

 

 

 

 

 

Воспитатель, дети и Крот приходят к выводу, что для фартука лучше всех подходит капроновая ткань (она набрала больше всех плюсов), которую в обиходе люди чаще называют просто капроном. Она выдержала все испытания. Воспитатель подводит детей к пониманию, что эта ткань «искусственная», ее придумал человек.

— Сатин делают из хлопка, который дает хлопчатник, шерстяную ткань — из шерсти животных. Эти ткани — натуральные, они сделаны из природного сырья. А капроновая ткань — искусственная, из химического вещества, придуманного человеком. Его получают из смолы, каменного угля и нефти. Ученые-химики и ученые-физики создали сложные аппараты, в которых сначала все смешивают, нагревают, а затем через специальные приспособления вытягивают тонкие и очень прочные капроновые нити. На ткацких фабриках из этих нитей ткут капроновые ткани.

Воспитатель и дети уточняют, что из капроновой ткани люди шьют легкие и прочные изделия, которые легко стираются, долго носятся, не рвутся, не промокают.

Крот благодарит воспитателя и детей за интересный рассказ и просит их нарисовать эскиз фартука с карманом для инструмента.

12

Разные-разные ткани

Познакомить детей с происхождением тканей; показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи); показать свойства ткани (гигроскопичность, т.е. способность хорошо впитывать влагу; способность пропускать воздух; возможность стирать, чистить, гладить, мять).

Образцы тканей для каждого ребенка: ситец, льняная и капроновая ткани, драп, болонья, шелк натуральный, бархат; бумажная кукла, наряды для куклы из бумаги для игры «Хорошо — плохо»; иллюстрации ткацкого станка, растения льна, поля хлопчатника; веточки хлопчатника с раскрытыми коробочками, аппликации из тканей; предварительно сделанная руками детей кукла в короткой шубке или куртке; кукла Ойка в одежде народов Севера.

Чтение сказки «Иголочка» о тутовом шелкопря-де.

Дети стоят на ковре у мольберта. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Хорошо — плохо». Показывает бумажную куклу Таню, кукла Таня — модница, у нее много нарядов: платья, блузка, юбка, брюки, пальто, шубка. Выясняют, зачем Тане так много одежды. Дети объясняют, что нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник, теплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице — зимой в шубе, а осенью в пальто. Уточняют, что хорошо иметь много одежды; можно всегда быть модной, нарядной, в разную погоду одеваться по-разному; если не так часто носить одну и ту же вещь, она долго сохранится. Затем рассуждают о том, что в то же время плохо иметь много одежды, так как много денег тратится на лишнюю одежду, ее негде хранить, она занимает много места, из нее быстро вырастаешь. Дети рассказывают, зачем люди носят одежду (чтобы защищать свое тело от холода, жары, дождя, снега). Воспитатель предлагает поговорить о том, из чего шьют одежду, дает каждому ребенку набор образцов тканей. Дети рассматривают ткани, объясняют, что они разные по цвету, толщине, одни ткани — легкие, другие — тяжелые, одни прозрачные, другие — непрозрачные. Затем воспитатель предлагает найти образцы льняной ткани, вспомнить, из чего делают эту ткань. Дети рассказывают, что лен выращивают в поле, потом его убирают, вымачивают, треплют, прядут пряжу, из пряжи ткут ткани, называют, что делают из льняных тканей (скатерти, полотенца, постельное белье, летнюю одежду). Воспитатель предлагает рассмотреть хлопчатобумажную ткань — ситец, сравнить его с льняной тканью. Дети объясняют, что ситец тоньше, легче, чем льняная ткань. Воспитатель рассказывает детям о выращивании хлопчатника. Дети рассматривают семечко, которое сажают, иллюстрации поля хлопчатника, веточку с раскрытыми коробочками. Объясняют, что содержимое коробочки похоже на вату (берут в руки, трогают). Воспитатель обращает внимание детей на то, что из этих волокон, похожих на вату, делают пряжу, которую наматывают на большие бобины, а затем ткут ткани.

После этого воспитатель показывает, как переплетаются нити (образец плетения — коврик из бумаги), между нитями остаются дырочки, так как нити неплотно прилегают, тело в такой одежде легко дышит. Дети рассматривают драп, выясняют, какой он на ощупь (толстый, мягкий), что можно сшить из драпа (юбку, пальто, куртку). Затем уточняют, из чего делают теплые ткани. Воспитатель предлагает вспомнить стихотворение «Маленький барашек»:

Нам мешок кудряшек

Подарил к зиме барашек.

Вышла брату шубка,

Вышла маме юбка,

А носочки мне.

Дети отвечают, что теплые ткани делают из шерсти овец. Воспитатель предлагает детям намочить

хлопчатобумажную и льняную ткани (эти ткани промокают). Дети объясняют: если подсушить ткани, они не изменятся, ткани не расползаются, как бумага, их можно стирать, гладить, и они остаются такими же, как и были. Затем рассматривают образцы шелка, вспоминают, кто дает нити для шелковой ткани (гусеница тутового шелкопряда). Рассказывают, что об этом узнали из сказки «Иголочка». Дети вспоминают, как девочка встретилась с шелкопрядом, и он ей дал моточек шелковых нитей для вышивания. Уточняют, что шелк блестящий, гладкий, тонкий, прозрачный. Воспитатель предлагает намочить образцы шелка и капроновую ленту и объяснить, что с ними происходит. Дети объясняют, что шелк намокает, а с капроновой ленты капельки скатываются. Воспитатель предлагает протереть капроновую ленту и объяснить, что происходит с ней. Дети устанавливают, что лента становится сухой, так как плохо впитывает влагу.

Воспитатель предлагает рассмотреть ткань болонью, объясняет, что нити для этой ткани не встречаются в природе, их придумал человек, обращает внимание, как плотно нити прилегают друг к другу, выясняет у детей, хороню ли тело дышит в такой одежде (плохо). Дети называют одежду, которую шьют из болоньи (куртки, штаны, комбинезоны, сумки, зонты). Объясняют, чем хороша эта ткань (не промокает, ее не продувает ветер). Но уточняют, что летом в одежде из такой ткани неуютно. Затем воспитатель предлагает из лейки полить воду на зонт и объяснить, что наблюдается (вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи).

Воспитатель и дети повторяют новые слова: болонья «непромокаемая», «водонепроницаемая», «воздухонепроницаемая», т.е. она не пропускает воду и воздух, а ткани из хлопка и льна — гигроскопичные, водопроницаемые, т.е. они хорошо впитывают влагу («гиг-ро» — влажный). Далее воспитатель организует опыт: на столе лужа воды. Предлагает детям вытереть лужу  хлопчатобумажной салфеткой и капроновой тканью, сделать вывод: салфетка из хлопка хорошо вытерла стол, на столе воды нет, а сама салфетка стала мокрой, так как она впитала влагу, а капроновая ткань размазала воду по столу.

Затем сравнивают бумагу и ткань: на разрыв (ткань прочная, а бумага рвется), на сминаемость (бумага сильно мнется, плохо расправляется, а если ткань разгладить утюгом, она становится такой же, как была), на промокаемость (бумага размокает, рвется, а мокрую ткань можно высушитъ).'Всио-минают, что наряды у куклы Тани — бумажные, говорят, что такую одежду носить нельзя, так как она непрочная, нужно сшить одежду из ткани. Дети вспоминают, что ткань сначала нужно раскроить, т.е. вырезать детали одежды, а затем их сшить. Вспоминают, что ткань резать труднее, чем бумагу, так как она прочнее; значит, одежду из ткани можно стирать, сушить, гладить.

Воспитатель предлагает разделить ткани (образцы) на две группы: в одну — воздухопроницаемые, гигроскопичные (ткани из льна и хлопка, шелк натуральный, драп), в другую — водонепроницаемые, воздухонепроницаемые (болонью, капроновую и нейлоновую ткани).

После этого воспитатель предлагает детям рассмотреть куклу Машу в шелковой куртке, шерстяной вязаной шапочке и в вязаных гамашах и ответить, куда Маша пойдет в этой одежде. Дети объясняют, что Маша может пойти на прогулку, кататься на лыжах, заниматься физкультурой на воздухе, так как на ней спортивная одежда. Воспитатель подводит детей к пониманию, что Маша так оделась, чтобы ей легко было двигаться.

- Вышла Маша на улицу, как вдруг налетел волшебный ветер и унес ее на Крайний Север, где очень долго длится зима, стоят трескучие морозы и бушуют снежные бури. Увидела Маша девочку Ойку. Совсем не так одета Ойка. У Ойки малица из оленьей шкуры, красиво вышитая орнаментом, на ногах теплые унты.

Дети объясняют, почему Ойка так одета (мех сохраняет тепло, между ворсинками меха есть воздух, который не впускает холод и не выпускает тепло). Воспитатель обращает внимание детей на то, что Маше в спортивной одежде холодно. Маша просит:

Ветер, ветер, ветерок! Помоги-ка мне, дружок! Быть по-моему вели, Побыстрей меня отсюда унеси.

» — Ветер налетел, подхватил Машу и унес далеко-далеко, в Африку, где ярко светит солнце, где не бывает зимы и снега.

— Жарко стало Маше в Африке, и попросила она:

Ветер, ветер, ветерок! Помоги-ка мне, дружок! Быть по-моему вели, Меня к дому унеси.

Дома хорошо: зимой у нас не так холодно, как на Севере, а летом не так жарко, как в Африке. В самый раз по погоде оделась Маша.

Далее воспитатель предлагает детям игру «Подбери ткань для одежды». Дети подбирают подходящие ткани: для пальто — драп, для праздничного платья — бархат, для брюк — вельвет, для халата — ситец, для блузки — шелк и т.д. Выигрывает тот, кто больше и правильно подберет тканей. Затем дети рисуют модель любой одежды и объясняют, какую ткань можно использовать для нее.

13

Фарфоровый секрет, китайцев

^ Познакомить с историей создания стекла и фарфора; научить называть свойства стекла (прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, ребристое, хрустальное) и фарфора  (белый, перламутровый, тонкий, гладкий, звенящий).

Посуда из стекла (стаканы, розетки, вазы прозрачные, цветные); посуда из фарфора (сахарница, чашки, вазы для конфет, для цветов); сувениры из стекла.

Рассматривание изделий из фарфора и стекла. Воспитатель читает стихотворение:

Стекло

Нет, в жизни мне не повезло, Однажды я разбил стекло. ' Оно под солнечным лучом Сверкало и горело. А я нечаянно — мячом! Ух, как меня нагрело! И вот с тех пор, с тех самых пор, Как только выбегу во двор, Кричит вдогонку кто-то: — Стекло разбить охота?

(А. Барто.)

Воспитатель предлагает найти в групповой комнате предметы из стекла и рассмотреть их. С помощью действий дети определяют: стекло прозрачное (опускают в стакан цветной шарик); стекло холодное, гладкое, тонкое, ребристое (ощупывают три стакана: тонкий, толстый, хрустальный); стекло издает звуки (ударяют карандашом по стеклу); стекло хрупкое, может разбиться; водонепроницаемое (наливают воду в стакан).

Далее воспитатель рассказывает об истории стекла.

— Человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели 5 тысяч лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и все это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогала глиняная палочка. Одним концом палочки он брал расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдуваете  мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флаконы, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королевских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды мастер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень ценилось. Вйачале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали на части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. Посмотрите еще раз на стол и назовите изделие, которое вам понравилось.

Воспитатель ставит на стол посуду из фарфора. Дети рассматривают ее, понимают, что это тоже посуда, но она не похожа на стеклянную. Воспитатель объясняет, что эта посуда из фарфора.

— Фарфор изобрели в Китае почти 2 тысячи лет тому назад. Вначале китайцы делали посуду из желтой и красной глины, но такая посуда получалась очень тяжелой. Один китайский мастер нашел белую глину, получил из нее тесто, сделал разные тарелки, чашки и поставил в печь, а когда вынул их — все они были с трещинами. Долго думал китаец, как же сделать тесто, чтобы оно в печке не растрескалось. И придумал: взял белую глину, белый песок и камень, растертый в порошок, все это старательно перемешал, чтобы получилась однородная масса. Из нее догадливый мастер вылепил посуду и поставил в печь для обжига. Этот способ оказался очень правильным: посуда и вправду получалась без трещин. Затем посуду покрывали глазурью — жидким стеклом и снова ставили в печь. Фарфоровая посуда, покрытая глазурью, была очень красивой.

Дети рассматривают сахарницу, вазы для конфет и цветов, чашки и выясняют, что фарфор белый, гладкий, легкий, перламутровый. Воспитатель продолжает свой рассказ.

— Секрет изготовления фарфоровой посуды китайцы держали в глубокой тайне. За посудой к ним приезжали купцы из разных стран, платили за китайский фарфор очень дорого, отдавали столько разных золотых монет, сколько весила чашка или ваза. Поэтому дорогая, роскошная посуда украшала только царские столы. Однажды российская императрица получила в подарок от саксонского князя сервиз. Он ей так сильно понравился, что она издала указ: пусть в России мастера тоже научатся делать фарфор. Понадобилось много времени, чтобы наладить в России производство фарфора. Первый фарфоровый завод построили недалеко от Петербурга. Мастером первого русского фарфора был Д. И. Виноградов.

Далее воспитатель проводит игру «Накрыть стол для чая». Дети должны взять необходимую посуду, определить, из какого материала она сделана: сахарница для сахара — фарфоровая, ваза для конфет — стеклянная, розетки для варенья — стеклянные, ложки чайные — металлические.

14

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Предметы из стекла. Воспитатель предлагает отправиться в страну Узна-вайкино, в которой живут разные предметы: есть матрешка, но она забыла, из чего сделана. Он называет предметы, дети уточняют материал, из которого они сделаны (матрешка из дерева, заяц из дерева, мишка из дерева, стакан из стекла). Воспитатель рассказывает, что собрались предметы в круг и начали спорить, кто из них лишний. Дети называют стакан, объясняют, что он сделан из стекла, т.е. он стеклянный, а другие предметы деревянные.

Стакан обращается к детям: «Здравствуйте, ребята. Я — стакан, я — хрупкий, прозрачный, как вода. Люблю менять свои наряды: если меня наполнить молоком, стану белым, если чаем, стану коричневым. Скажу вам по секрету, что давным-давно я был песком, но люди додумались добавить в песок соду и золу, все расплавили и получили жидкое стекло. Люди придумали и формочки, в которые они выливали жидкое стекло. В разных формочках застывали разные предметы: красивые вазы, стаканы, бусины». Загадывает детям загадку:

Что такое перед нами? Две оглобли за ушами, На глазах по колесу и сиделка на носу.

(Очки.)

Стакан выясняет, что очки сделаны из стекла. Предлагает детям надеть волшебные очки и представить, что все предметы стали стеклянными. Выясняет у детей, что тогда будет.

Дети определяют положительное (прозрачное, легкое) и отрицательное (хрупкое, бьется) в стеклянных предметах. После этого дети возвращаются в группу и рисуют на окнах пальцами (используется гуашь).

15

Меня зовут Стеклянчик

Дать знания о производстве фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать предметы из стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.

Стеклянный человечек, стеклянная и фарфоровая вазы, подкрашенная вода; разные изделия из стекла и фарфора.

(О> Появляется стеклянный человечек, он приветствует ребят и сообщает, что его зовут Стеклянчик, а пришел он из волшебной страны — Стекляндии. Просит угадать, из чего сделаны все предметы в его стране (из стекла). Стеклянчик обращает внимание детей, что вокруг не видно предметов из стекла, разве что окна в домах стеклянные. Дети не соглашаются со Стеклян-чиком и называют стеклянные предметы. Стеклянчик выясняет, что дети знают о свойствах стекла. Он достает две вазы и предлагает рассмотреть стеклянную. Дети рассказывают о свойствах и качествах стекла, проводят опыты (определяют звук, прозрачность).

Стеклянчик обращает внимание детей на фарфор, похож ли он на стекло, дети проводят опыты. Они уточняют, что этот материал непрозрачный, покрыт глазурью, блестит, бывает разного цвета, хрупкий.

Стеклянчик рассказывает: «Этот материал — фарфор. Сырьем для него является смесь особой белой глины, полевого шпата и кварца (показывает сырье). Сделанную из фарфора посуду обжигают в специальных печках при очень высокой температуре. Благодаря этому фарфор становится похожим на стекло и водонепроницаемым».

Далее Стеклянчик приглашает детей на выставку фарфоровых изделий.

Дети обобщают полученные знания. Воспитатель предлагает сделать гостю подарок — нарисовать фарфоровую вазу с натуры. Дети дарят свои рисунки Стек-лянчику.

16

Карлсон угощает

^  Познакомить с предметами из стекла; выявить признаки стекла; закрепить умение устанавливать при-чинно-следственные связи между назначением предмета, его качествами и свойствами.

Толстые и тонкие стеклянные стаканы, изображение автомашин, очки, стеклянная посуда.

<О> Прилетает Карлсон и приносит детям гостинец -большую банку варенья. У детей на столах стоят стаканы из стекла. Карлсон высказывает желание угостить детей вареньем и выпить чаю. Но сначала определить, какого цвета варенье (красного). Уточняет, как дети узнали цвет. Они отвечают, что банка прозрачная, и выясняют, что она изготовлена из стекла.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и обследовать стеклянные стаканы. Дети определяют свойства и качества стекла, уточняют, где используют стекло: при изготовлении окон, очков, термометров, ваз и др. Воспитатель предлагает подумать, почему все эти предметы человек сделал из стекла, а не из другого материала, какое качество стекла понравилось человеку (прозрачность) и почему посуду делают из стекла (потому что стекло водонепроницаемое, оно легче металла).

Карлсон сообщает, что посуда раньше была песком, золой и содой, рассказывает о секрете: если добавить в жидкое стекло расплавленный цветной металл, то оно превратится в цветное стекло. Затем дети и Карлсон фантазируют и пробуют мысленно сделать посуду из полиэтилена, бумаги, металла, пластмассы. Объясняют, что будет с такой посудой. Дети рассуждают и отстаивают свою точку зрения (бумажная посуда размокнет, может сгореть; полиэтилен не будет держать форму и т.д.).

В конце занятия дети, Карлсон и воспитатель пьют чай с вареньем.

17

Песня колокольчика

Ж   Закрепить знания о таких материалах, как стекло, металл, дерево, и объяснить их свойства на основе сравнения; познакомить с историей развития колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.

Петрушка, колокольчик, ложки, иллюстрации церквей и колоколов.

В группу входит Петрушка, напевая веселую песенку, в руке у него колокольчик:

Дили, дили, динь

Звени, мой колокольчик...

Петрушка здоровается с детьми и продолжает петь песенку и звенеть колокольчиком. Дети спрашивают: «Петрушка, что это у тебя?»

Петрушка. Это -- колокольчик. Слышите, как он звенит? (Играет еще громче.) Подойдите поближе и посмотрите на него внимательно.

Дети подходят, трогают его руками, звонят, гладят.

Петрушка. Из чего сделан этот колокольчик. (Из металла.) Почему колокольчик не делают из дерева? (Из дерева он не был бы таким звонким; из дерева делают другие музыкальные инструменты.)

Дети обращают внимание Петрушки на ложки. Предлагают послушать, как они звучат. Дети играют на ложках.

Петрушка. Подумайте, можно ли сделать колокольчик из стекла?

Дети называют недостатки стекла (оно хрупкое, легко бьется, такой колокольчик может быстро разбиться, его осколки будут очень опасны); достоинства (стеклянный колокольчик будет звенеть, ведь у хрустального стекла красивый звон). Воспитатель показывает колокольчик из стекла, обращает внимание детей и Петрушки, что это предмет искусства, он предназначен для любования и восхищения. Петрушка выясняет, знают ли дети, когда впервые появились колокольчики. Петрушка приглашает своих маленьких помощников-петрушек, и они рассказывают об истории колокольчика.

1-й рассказчик. Колокольчики появились очень давно. Еще во времена царя Соломона золотые коло- кольчики привязывали к крыше храма, чтобы разгонять птиц.

2-й рассказчик. Когда в Спарте умирал царь, то по улицам шли женщины, ударяя в маленькие колокольчики.

3-й рассказчик. У древних греков были колокольчики всех видов, даже карманные. Они шли по улице, а колокольчики очень красиво звенели у них в карманах.

Петрушка и дети благодарят маленьких петрушек за интересные истории. Петрушка предлагает послушать о больших колоколах, которые делали на Руси.

Петрушка. Рядом с храмом строили колокольню, на ней подвешивали большой колокол, и, когда было нужно, звонарь звонил в колокол. Обычно колокола отливали из меди и бронзы. Иногда их покрывали золотым сплавом. Внутри колокола есть язык. Когда язык ударяет по колоколу, раздается звон. В каждом городе есть церковь. В церковный праздник утром и вечером можно услышать колокольный звон. (Во время рассказа показывает иллюстрации с изображением церквей и колоколов.)

Далее проводятся дидактические игры: «Угадай, где звенит», в которой дети с завязанными глазами угадывают, в какой стороне звенит колокольчик, и «Угадай, на чем играю», в которой дети с завязанными глазами угадывают, что звучит: ложки или колокольчик. В группу приходит музыкальный руководитель, сообщает, что сыграет мелодию, а дети помогут, играя на колокольчиках и ложках.

18

В мире металла.

Ж Познакомить со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

Картинки с изображением металлических предметов (кастрюли, иголки, утюга и т.д.), пластинки из металла, костюм робота.  > Воспитатель показывает картинки, на которых изображены металлические предметы (кастрюля, иголка, утюг, ножик, машина...)» и спрашивает детей, что это за предметы, из чего они сделаны. Дети отвечают, а воспитатель дополняет, конкретизирует: металл гладкий, блестящий, серебристого цвета, острый, прочный, твердый. Воспитатель рассказывает детям, что существуют материалы, сделанные человеком, из которых изготавливают нужные вещи, например кастрюли, часы, окна, телевизор, машины и т.д. Объясняет, что к материалам, сделанным руками человека, относятся: металл, стекло, пластмасса, резина; существуют материалы природного происхождения (дерево, металл, глина), из которых тоже изготавливают полезные предметы (столы, стулья, посуду). Воспитатель рассказывает детям, что металл — это материал, искусственно сделанный человеком, он обладает разными свойствами и качествами; посуда из металла может быть чугунной, аллюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам, она используется для приготовления пищи. Посуда из алюминия имеет серебристый цвет, она прочная, легкая, хорошо моется.

После рассказа воспитателя о свойствах и качествах металла в группу входит неожиданно Робот. Он говорит, что проходил мимо и случайно услышал, что в группе рассказывают о металле. Вот Робот и решил заглянуть в комнату. Воспитатель обращается к Роботу с просьбой рассказать немного о себе. Робот рассказывает детям, что он сделан из металла. Он раздает детям металлические пластинки, предлагает детям потрогать и погладить их (дети убеждаются в том, что металл гладкий), рассказывает, что металл может быть стойким к высоким и низким температурам. Спрашивает, какие дети знают предметы из металла и какими свойствами и качествами может обладать металл. Дети отвечают, что металл — легкий, твердый, тяжелый. После этого Робот предлагает детям организовать картинную галерею для детей из младших групп. Детям  предлагается нарисовать металлические предметы, им раздаются бумага и краски. Дети рисуют. Когда дети заканчивают рисовать, Робот собирает рисунки и предлагает детям повесить их на стенах коридора детского сада.

*   *   *

Воспитатель показывает детям несколько предметов из металла, спрашивает, из чего они сделаны. Дети определяют особенности формы, структуру поверхности (путем ощупывания), температуру, рассматривают разные предметы, выделяя характерные признаки, например металлический блеск. Воспитатель спрашивает, что произойдет с предметами, если их опустить в воду (они утонут), если оставить на солнце (нагреются, обладают теплопроводностью), просит назвать свойства и качества металла.

19

Опыт с металлом и пластмассой

^ Емкость с водой, металлическая гайка, пластмассовый колпачок, пластмассовый совок, молоток (без ручки).

Воспитатель ставит перед детьми емкость с водой, берет гайку и пластмассовый совок и предлагает определить, что будет, если эти предметы опустить в воду. Дети высказывают предположения. Проводят эксперимент и выясняют, что гайка (хотя и маленькая) утонула, а совок поплыл, так как пластмасса легче металла. Воспитатель предлагает определить, как себя поведут в воде колпачок и молоток. Делают выводы: независимо от размера металлические предметы тонут потому, что они тяжелые, а пластмассовые держатся на воде, так как легкие.

20

Угадай, что мы задумали

г Закрепить знания о пластмассе, стекле, металле и свойствах этих материалов. Выбирают одного ребенка, который выходит из комнаты, а остальные дети загадывают какой-либо материал. Когда ребенок входит, дети по очереди одной фразой (этот материал легко бьется; этот материал легко нагревается и т.д.) рассказывают о материале до тех пор, пока ребенок не догадается. Если он отгадал, то выбирают другого ребенка.

21

Узнай материал

ф Продолжить знакомить с материалами рукотворного мира (стеклом, тканями, металлом, пластмассой); научить различать их по свойствам и качествам; развить мышление, память.

Карточки с изображением материалов (стекла, тканей, металла, пластмассы).

(~5 Воспитатель показывает детям карточки с изображением материалов, которые изготовлены из материалов рукотворного мира, и рассказывает об их роли в жизни человека (применяют при пошиве одежды, изготовлении посуды и т.д.). Затем выбирают ведущего, который подходит к воспитателю, выбирает одну карточку, но другие дети не должны знать, что на ней изображено. Ребенок описывает материал (не бьется, непрозрачный, легко мнется), а дети должны угадать (ткань).

*  *  *

^ Закрепить знания о природных материалах (глине, дереве) и материалах рукотворного мира (стекле, резине, бумаге), о свойствах этих материалов; развить внимание и речь.

Фишки.

Воспитатель показывает детям фишки и сообщает, что за каждый правильный ответ они получают фишку. Кто наберет больше фишек к концу игры, тот и выиграет. Воспитатель перечисляет свойства природных материалов и материалов рукотворного мира (например, этот материал человек нашел в природе, когда он мокрый, то он вязкий и липкий), а дети угадывают, какой это материал (глина). После того как дети отгадают, воспитатель спрашивает, какими еще свойствами обладает этот материал (пластичный, когда он сухой легко бьется). Затем воспитатель загадывает следующий материал (этот материал создан руками человека, он прозрачный, легко бьется). Дети отгадывают, что это - - стекло. В случае затруднения с ответом воспитатель помогает детям.

22

Разрезные картинки

^ Познакомить с материалами (деревом, стеклом, тканями, резиной); закрепить знания об этих материалах; развить внимание и речь.

\/ Разрезанные на восемь частей карточки с изображением предметов (стола, стакана, одежды, мяча) по числу детей.

Воспитатель рассказывает детям, что есть материалы, которые человек нашел в земле и на земле (глина, дерево), а есть материалы, которые человек сделал сам, используя природные материалы (стекло, ткани и др.). Далее он предлагает детям разделиться на четыре группы и дает задание каждой группе — собрать разрезанную на части картинку. После того как дети их соберут, одна группа загадывает свой материал остальным детям. Например: этот материал тянется, плавится и т.д. Дети угадывают, что это — резина.

23

Кузовок

Закрепить знания о свойствах и качествах резины; развить мышление и речь. Корзина, различные предметы из резины (ластик, мячик, игрушки и др.) и предметы из стекла (стакан, ваза, игрушки).

Перед детьми на столе лежат предметы из резины и стекла. Выбранный ведущий ставит на стол корзину и сообщает, что в нее можно класть только предметы, сделанные из резины. Когда ребенок берет предмет, он должен назвать свойство или качество резины (например, мячик резиновый — он упругий, легкий). Тот ребенок, который не может назвать свойство или качество резины или ошибается, отдает какой-нибудь заяог. По окончании игры за возвращение залога дети назначают выкуп: ребенок должен сплясать, спеть или рассказать стихотворение.

24

Горячо — холодно

Закрепить знания о свойствах и качествах материалов; развить внимание, мышление и речь.

Стеклянные предметы (ваза, стакан и др.), пластмассовые предметы (игрушка, кукла и др.) и предметы из резины (мячик, игрушка и т.д.).

Выбирают ребенка, который выходит из комнаты. Остальные дети загадывают материал (например, стекло) и прячут предмет (например, вазу), изготовленный из этого материала. Когда ребенок возвращается в комнату, дети рассказывают ему о загаданном материале (сделан из песка, золы, соды; легко бьется и др.). После того как он догадался, начинает искать предмет из этого материала. Дети помогают ему: если он уходит от предмета в другую сторону, все вместе говорят «холодно», если подходит ближе, говорят «тепло», а если подходит близко — «горячо».

25

Найди сходство и различие

Закрепить знания о свойствах материалов, активизировать мыслительную деятельность, научить анализировать. З Воспитатель дает детям образцы бумаги (или другого материала) разных видов (картон, чертежную, папиросную, газетную и др.), предлагает внимательно рассмотреть их, назвать свойства и качества, по которым они схожи друг с другом и по которым отличаются друг от друга.

Усложнение. Предложить для каждого вида бумаги составить алгоритм свойств и качеств.

26

Фантастические гипотезы

^ Побудить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и качествами материала и назначением предмета.

Предложить детям поразмышлять: что было бы, если бы... Далее воспитатель называет известный детям материал и говорит об исчезновении одного его свойства. Например: «Что было бы, если бы стекло перестало быть прозрачным? »

27

Угадай, что загадал

Г Побудить определять материал по его свойствам, закрепить умение задавать вопросы.

Дети стоят полукругом, напротив — воспитатель (позже может быть ребенок) с мячом. Ведущий загадывает материал и бросает по очереди мяч детям. Тот, кому брошен мяч, должен задать о материале вопрос, предполагающий ответ «да» или «нет». Выигрывает тот, кто первый называет загаданный материал.

28

Из чего лучше сделать

^ Закрепить умение определять свойства и качества материалов и определять назначение предметов в зависимости от материалов, из которых они изготовлены. <О> Воспитатель создает проблемные ситуации. Например: «Из чего лучше сделать окна?», «Из чего лучше сделать ложку?» и т.д. Дети предлагают свои решения, объясняют и аргументируют.

29

Можно ли сделать...

^   Закрепить знания о видах материалов, их свойствах и качествах; воспитать внимательность.

Первый вариант. Воспитатель задает проблемные вопросы. Например: «Можно ли сделать из бумаги зонт?», «Можно ли сделать из стекла сапоги?» и т.д. Дети дают ответы и аргументируют их.

Второй вариант. Воспитатель задает вопрос: «Бывает ли..?» Дети отвечают: «Бывает» или «Не бывает». Игра проходит в быстром темпе.

30

Закончи предложение

^  Закрепить знания о предметах рукотворного мира и о видах материалов, из которых их делают.

О Мяч.

<О> Дети встают полукругом. Воспитатель стоит напротив: начинает предложение, ребенок, которому он бросает мяч, заканчивает его. После ответа ребенок возвращает мяч воспитателю. Например: «Из ткани шьют...», «Карандаши делают из...», «Из пластмассы делают...» и т.д.

31

Море волнуется

^   Научить узнавать, называть и изображать предметы из разных материалов; развить память, воображение.

<О> Воспитатель говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, деревянная (металлическая, стеклянная, бумажная, кожаная) фигура замри». Затем он подходит по очереди к каждому «ребенку-фигуре» и просит остальных определить изображенный им предмет.

32

Реклама

V  Закрепить знания о свойствах и качествах материалов, развить внимание.

\} Предметы из разных материалов.

А

(^$ Воспитатель организует магазин с разными отделами. Дети-продавцы, прежде чем продать товар, должны разрекламировать свою продукцию, т.е. объяснить, почему необходимо купить товар именно из этого материала, каковы его достоинства. После рекламы дети-покупатели расходятся по отделам магазина. Во время покупки они объясняют: «Я куплю

| этот предмет, потому что мне нравится...», «Мне необходимо...» и т.д.

33

Почта

^  Уточнить знания о результатах труда людей разных профессий; закрепить знания о материалах.

Предметные картинки с изображением результатов труда людей разных профессий; конверты.

<О> в группу прислали письма. Необходимо определить профессию каждого человека, который прислал письмо. Воспитатель раздает письма с карточками детям. Дети по очереди рассказывают о содержании письма, называют профессию человека, результат труда которого изображен на карточке. Например, на карточке изображена мебель, ребенок называет предметы, рассказывает, из чего мебель сделана, называет мастера — столяра.

34

 Магазин парных предметов

V Закрепить знания о металлических и керамических изделиях, умение находить общее между ними, подбирать пару.

\/ Металлические и керамические предметы: ложка, вилка, гвозди, молоток, шуруп, гвозди, чашка, блюдце, тарелки.

В группе организуется магазин. Из детей выбирают продавца. В магазин приходит покупатель. Например:

П о к у п»а т е л ь. Мне нужен металлический предмет, которым можно есть второе. Что вы мне можете предложить?

Продавец. Мне кажется, что вам подойдет вилка. Возьмите, пожалуйста.

Так же происходит с остальными предметами.

35

Собираемся в путешествие

Закрепить представления о временах года, умение одеваться по сезону, классифицировать одежду и определять, из какой ткани она сшита.

Картинки с изображением времен года, четыре куклы, виды одежды.

Воспитатель делит всех детей на четыре подгруппы. Каждой группе дает сюжетную картинку с изображением времени года. На столе лежит несколько видов одежды.

Воспитатель сообщает, что куклы решили отправиться в путешествие: одна туда, где всегда зима, -в Антарктиду; другая туда, где всегда лето, — в Африку; третья на Север, где сейчас прохладно; четвертая остается там, где весна — лучшее время года. Он говорит, что куклы уже приготовили себе одежду, но Незнайка пришел и все перепутал, просит помочь куклам одеться.

Дети, глядя на картинки, одевают кукол. Побеждает тот, кто быстрее оденет куклу и объяснит свои действия.

36

Кому что нужно для работы

V Поупражнять детей в классификации предметов по назначению; научить находить общие признаки предметов.

<^/ Предметные картинки.

^> Воспитатель рассказывает историю.

— В лесном домике живут Белоснежка и семь гномов. Гномы каждое утро берут свои инструменты и отправляются на работу, а Белоснежка остается дома и занимается рукоделием и шитьем. Один раз гномы торопились и положили в рюкзаки и свои, и Белоснеж-кины инструменты. Все перепуталось. Помогите гномам разобраться, что нужно им для работы, а что для рукоделия и шитья.

Дети классифицируют предметы по назначению, закрепляют признаки материалов, из которых сделаны предметы.

37

Волшебная палочка

Ж Научить детей самостоятельно различать материал, определять, что из него можно сделать и как пользоваться этим предметом.

О^ Кусочки разных материалов; карточки с изображением предметов, используемых в быту.

^р> Воспитатель сообщает, что приготовил много материалов, но в окно ворвался ветер и все перепутал, надо навести порядок, показывает волшебную палочку, которую оставил ветер.

По считалке выбирается ребенок и подходит к столу, ему предлагают закрыть глаза, дают в руки палочку. Дети, которые сидят вокруг, считают: «1, 2, 3 __

смотри». Затем ребенок, не глядя, палочкой указывает на какой-нибудь предмет, но так, чтобы дети его не видели. Затем ребенок открывает глаза, берет в руки, например, кусочек дерева и рассказывает, какие из него можно сделать предметы, как этими предметами пользоваться, затем кладет кусочек дерева на карточку с изображением предметов из дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Из чего сделаны предметы»

Программа разработана для удовлетворения потребности включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать новые свойства предметов, их сходства и разли...

Дидактическое пособие "Из чего сделаны предметы"

Пособие учит детей узнавать в разных по содержанию предметах материал, из которого они сделаны, называть материал  и  предметы разного содержания обобщающим словом по признаку материала, обр...

Ежедневное планирование в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы на тему «Из чего сделаны предметы».

Календарный план совместной и индивидуальной деятельности взрослого и ребенка в соответствии с ФГОС ДО...

Из чего сделаны предметы

Методический материал...

"Из чего сделаны предметы"

Картотека для занятий...

Конспект НОД « Из чего сделаны предметы?»

Материал позволит: расширить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие предметы: металле, дереве, пластмассе, резине,познакомиться  со свойствами и качествами пред...

Из чего сделаны предметы?

Обогащение представлений детей о видах и свойствах различных материалов (дерево, пластмасса, железо, бумага)....