Тематический проект "Осень в гости к нам пришла"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Виноградова Ольга Анатольевна

Тематический цикл под общим названием «Осень в гости к нам пришла» знакомит детей с особенностями осеннего периода. В ходе познавательной образовательной деятельности дошкольники узнают о погодных явлениях, жизни животных и растений осенью, листопаде, выполнят поделки из сезонных и других природных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_v_gosti_k_nam_prishla.docx413.38 КБ

Предварительный просмотр:

G:\Оформление сайта\Осень\7.jpg

      «Осень в гости

         к нам  пришла»

                                         

                     

                   тематический проект

                    для работы с детьми                                                  

Разработал и провел

воспитатель МДОУ № 2

Виноградова О.А.

2020 год

             Тематический проект  под общим названием «Осень в гости к нам пришла» – один из четырех блоков тематического цикла «Времена года». Он знакомит детей с особенностями осеннего периода. В ходе познавательной образовательной деятельности дошкольники узнают о погодных явлениях, жизни животных и растений осенью, листопаде, выполнят поделки из сезонных и других природных материалов.

Задачи непрерывной образовательной деятельности осеннего цикла:

  • расширить представление детей о времени года – осени;
  • рассказать о характерных осенних явлениях (листопаде, тумане, дожде, ветре);
  • пополнить словарный запас новыми понятиями;
  • развить наблюдательность и любознательность.

Общая структура образовательной деятельности

Изучение каждой темы воспитатель планирует по алгоритму:

  • ставит перед дошкольниками проблему;
  • формулирует вместе с детьми тему, которую они будут изучать;
  • организует совместную познавательную деятельность.

              Во вступительной части образовательной деятельности воспитатель проводит с детьми беседу об объекте, который они будут изучать, задает вопросы, ставит перед воспитанниками проблему.

             В основной части НОД, чтобы раскрыть тему, воспитатель использует наглядно-иллюстративный, художественный (картинки, стихи) и демонстрационный материалы. Дети выполняют задания. Вопросы, загадки, дидактические карточки, игры помогают определить, насколько успешно они усвоили тему.

В заключение образовательной деятельности воспитатель проводит рефлексию.

Поделки «Осень в городе», «Лесовички», «Осенний лист»

Какие материалы и оборудование понадобятся

  • Репродукции картин русских художников на тему «Осень» (И.И. Левитана,

В.Д. Поленова, И.И. Шишкина).

  • Карточки с изображением осенних природных явлений, леса, перелетных птиц,

кладовых и разноцветные карточки для дидактических игр.

  • Природные материалы для поделок (шишки, желуди, орехи, листья, сухие

цветы, ягодки рябины, колоски, крупы, сухие травинки, птичьи перышки, сухой мох, кусочки коры).

  • Для поделки «Осенний лист»: плотный картон, простой карандаш, ножницы,

трафарет кленового листа, пластилин, клеенчатая скатерть, атласная лента желтого, коричневого, темно-бордового или оранжевого цветов, разноцветные бусины, клей ПВА.

  • Готовые поделки «Пернатый житель осеннего леса»

Содержание «осеннего» цикла

«Осенний» тематический цикл состоит из 4 НОД:

  • «Разноцветный листопад»;
  • «Осенние туманы, ветры и дожди»;
  • «Перелетные птицы»;
  • «Дикие звери в осеннюю пору».

              Образовательную деятельность организует воспитатель. Иногда в ней участвует музыкальный руководитель. 

В ходе образовательной деятельности воспитатель использует различные методы и приемы:

  • словесные: беседа, вопросы, художественное слово;
  • наглядные: наблюдение, показ иллюстраций;
  • практические: задания, игровые ситуации.

              Осенний блок включает разные виды деятельности: коммуникативную, игровую, восприятие художественной литературы, изобразительную, продуктивную.

Осень как время года представлена большой палитрой красок, поэтому особое внимание воспитатель уделяет изобразительной деятельности. Это развивает у детей эстетическое восприятие мира, художественной вкус, учит не только находить объяснения погодным явлениям, но и воспринимать их такими, какие они есть, видеть красоту в осенней природе.

Наглядные иллюстративные и природные материалы побуждают детей к активной деятельности, развивают познавательный интерес, фантазию. Для развития мышления и внимания воспитатель предлагает дошкольникам необычные загадки, отгадки на которые спрятаны в тексте загадок.

Приложение 1

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Разноцветный листопад»

Задачи:

  • закрепить и расширить представления дошкольников об осени;
  • рассказать о характерных явлениях этого времени года (листопаде, смене цвета

 лиственных деревьев);

  • повторить понятия «фотосинтез», «хлорофилл», пополнить словарный запас

новыми понятиями: бабье лето, пигмент, каротин;

  • объяснить, почему осенью зеленые листья желтеют.

Оборудование: разноцветные карточки (белая, голубая, синяя, зеленая, желтая,

красная, оранжевая); карточки, на которых изображены кладовые с припасами; глобус.

Ход образовательной деятельности
Вступительная часть

Воспитатель: На смену теплым солнечным дням пришла ветреная пасмурная погода. Заметно похолодало, деревья поменяли свой наряд. Вы знаете почему?

Дети: Потому что наступила осень.

Воспитатель: Верно. Вслед за летом наступила осенняя пора.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на погоду за окном,
просит описать ее.

Дети: Идет дождь, дует ветер, листья стали желтыми и опадают.

Воспитатель: У каждого времени года есть свои любимые цвета. Давайте назовем любимый цвет зимы, лета, весны и осени.

Дидактическая игра «Разноцветный год»

Воспитатель показывает карточки разных цветов. Дошкольники называют, какому времени года присущ тот или иной цвет. Например: любимые цвета зимы – белый, голубой и синий. У весны – зеленый. У лета много ярких цветов. У осени самый любимый цвет желтый, а еще красный и оранжевый.

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что у каждого времени года свои природные явления. Об этом мы говорили с нашими сказочными гостями – стужатами, Весеней и Летиком. Сегодня у нас новый гость. Познакомьтесь с ним.I:\Педагоги\Грачева Т.В\SAM_2817.JPG

Воспитатель показывает куклу Дупловика.

Воспитатель: Он житель сказочного леса и похож на осеннего доброго гнома.

Воспитатель выразительно читает стихотворение «Дупловик».

Воспитатель:
Кто живет в дупле-сторожке,
С круглым маленьким окном,

И гуляет по дорожке, 
Как осенний добрый гном?
У кого в прическе хвоя,
А кафтанчик – из листвы?
Кто беседует с совою
Уважительно, на «Вы»?
Этот кроха слышит шорох
И далекий волчий рык,
Стелет мох в ежиных норах,
А зовется… ДУПЛОВИК!
 
Медвежатам неуклюжим
Он в лесу отыщет мед,
Листья осенью закружит,
Если веточку качнет.
Три кладовки держит в елке
Расторопный Дупловик.
 
У него на каждой полке
Есть орех и боровик.
Пташек, белок кормит дома,
Лося, зайку – под сосной.
И к малютке, как к родному,
Ходит весь народ лесной.
G:\Аттестация О.А\аттестация\осень 2020\IMG_20200922_161650.jpgG:\Аттестация О.А\аттестация\осень 2020\IMG_20200922_161525.jpg

Дети с воспитателем обсуждают Дупловика: на кого похож, с кем дружит, как помогает зверям.

Вопросы для обсуждения:

  • Как зовут нашего сказочного гостя?
  • Где живет Дупловик? Чем он занимается в лесу?
  • Сколько кладовок «держит в елке расторопный Дупловик»?

Воспитатель показывает картинку с изображением кладовой
и предлагает посчитать, сколько там запасов.

Основная часть

Дупловик: Здравствуйте, ребята. Вот и наступила осень! Разноцветная, листопадная! Листья по ночам тихо шелестят и рассказывают мне свои секреты. Почему они летом зеленые, а осенью желтеют и краснеют?

Дети высказывают свои предположения.

Дупловик: Вы уже слышали от Весени про хлорофилл?

Дети рассказывают, что они знают про хлорофилл.

Дупловик: Слово пришло из греческого языка и означает «зелень листа». Хлорофилл – пигмент. Пигмент – это краситель, он окрашивает листья растений в яркий цвет. У хлорофилла этот цвет зеленый. Хлорофилл – кормилец растений, потому что они с его помощью получают питательные вещества. Вы помните, что такое фотосинтез?

Дети рассказывают, что они знают про фотосинтез.

Дупловик: Для такого сложного «завтрака» или «обеда» нужны вода, углекислый газ и свет. «Фото» по-гречески означает «свет», а «синтез» – «соединение». Но, кроме хлорофилла, зеленые части растений содержат и другие красители – желтый, оранжевый и красный. Желто-оранжевый пигмент называется каротин. Какого цвета морковка?

Дети: Оранжевого.

Дупловик: Правильно. Это она из-за каротина такая. Летом желтый, оранжевый и красный пигменты в зеленых растениях незаметны, потому что хлорофилла больше и он их скрывает, «закрашивает» зеленью. Давайте проверим это.

Изобразительная деятельность

Дети берут альбомный лист, наносят на него немного желтой, красной и оранжевой гуаши. Затем на эти цвета наносят значительное количество зеленой гуаши, делают вывод.

Дупловик: Посмотрите, зеленая гуашь закрасила другие цвета, и их не видно. Также бывает летом с желто-оранжевым каротином и зеленым хлорофиллом. Но вот осенью, когда света и тепла становится меньше, растение перестает «питаться» – хлорофилл становится ненужным и исчезает. Поэтому листья приобретают желтые и красные оттенки. Хлорофилл быстрее исчезает на свету, то есть в солнечную погоду. И когда после долгих дождей наступает бабье лето, кроны деревьев всего за несколько дней окрашиваются в пестрые осенние краски.

Дупловик знакомит детей с приметами осени.

Дупловик: С прошлых времен сохранилось немало осенних примет, по которым наши предки могли определить, например, будет ли следующий год урожайным, зима теплой или холодной, лето дождливое или сухое.

Приметы осени

Воспитатель рассказывает детям о приметах осени:

  • Много желудей на дубу уродилось – к лютой зиме.
  • Если осенью паутина по растениям стелется – тепло будет.
  • Поздней осенью комары появятся, значит, зима будет мягкой.
  • Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, а если мало – сухая.
  • Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.

Воспитатель читает детям стихотворение «Золотые кладовые».G:\Аттестация О.А\аттестация\осень 2020\IMG_20200922_161508.jpg

Воспитатель:
Драгоценности живые
На деревьях в октябре…
Золотые кладовые –
В парке, в сквере, во дворе,
 
В поле, в роще, на болоте,
На иголках у ежат.
И в сусальной позолоте
Ветки трепетно дрожат!
Небо выцвело белесо,
В перламутре облака.
Дождик бисерные слезы
Проливает на луга.
Раздает березкам осень
Россыпь листиков-монет.
Лишь у елок и у сосен
Золотых запасов нет!

Дети обсуждают с воспитателем стихотворение «Золотые кладовые».

Вопросы для обсуждения:

  • Почему стихотворение называется «Золотые кладовые»?
  • Каким деревьям осень раздает «россыпь листиков-монет»?
  • У каких деревьев «золотых запасов нет»?
  • Благодаря какому природному пигменту листья окрашиваются в зеленый цвет?

А какому – в оранжевый и красный?

  • Почему осенью листья меняют свой цвет?

Продуктивная деятельность – пластилинография

Воспитатель показывает детям готовую поделку и просит описать ее: что она представляет, из каких материалов изготовлена. Чтобы помочь дошкольникам, воспитатель демонстрирует лист дерева, из которого сделана поделка, а дети называют его – клен. Затем сообща придумывают название поделки.

Воспитатель: Все вы любите рисовать карандашами, фломастерами, красками, гуашью. А кто-нибудь пробовал рисовать пластилином? (Дети отвечают.) Хотите, я научу вас?

Дошкольники еще раз внимательно рассматривают поделку, перечисляют цвета, замечают, что пластилин не просто накладывается на бумагу, а «размазывается» по ее поверхности. Воспитатель рассказывает, что это техника пластилинографии – пластилин наносится на бумагу мазками разными слоями. Дошкольники несколько раз четко проговаривают слово «пластилинография», запоминают его значение.

Перед каждым ребенком на столе лежит заготовка: плотный картон с прорисованным кругом, в центре которого – контур кленового листа. Дети раскрашивают картинку пластилином, используя «осенние» цвета. Остальную часть работы выполняют дома совместно с родителями: вырезают круг с уже нарисованной картинкой кленового листа, вставляют ее в рамку.

Воспитатель подсказывает, что изготовить красивую рамку для «пластилиновой картины» они могут из того же картона, используя атласную ленту и бусины. Позже работы размещаются на выставке осенних поделок.

Заключительная часть

Воспитатель просит детей четко проговорить слова: пигмент-краситель, хлорофилл, каротин, фотосинтез, углекислый газ. Затем дошкольники рассматривают глобус.

Реализация проекта

G:\Аттестация О.А\Развивающая среда\IMG_20201023_082209_BURST001_COVER.jpgG:\Педагоги\Грачева Т.В\Т.В\SAM_2649.JPG

C:\Users\МДОУ 2\Desktop\Новая папка (2)\SAM_2407.JPGD:\Документы\Педагоги\Грачева Т.В\Т.В\SAM_2647.JPG

G:\Аттестация О.А\аттестация\осень 2020\IMG_20201015_085249.jpgG:\Аттестация О.А\аттестация\осень 2020\IMG_20201007_100722.jpg

        

I:\Мои документы\Проекты\Проекты 2017\Т.В\img423.jpgI:\Мои документы\Проекты\Проекты 2017\Т.В\img425.jpg

                                                                                             

I:\Мои документы\Проекты\Проекты 2017\Т.В\img422.jpg

I:\Мои документы\Проекты\Проекты 2017\Т.В\img420.jpg

I:\Мои документы\Проекты\Проекты 2017\Т.В\img421.jpg

I:\Мои документы\Проекты\Проекты 2017\Т.В\img424.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование. Тема "Осень в гости к нам пришла"

Предлагая свой вариант организации воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста вокруг конкретной темы на основании ФГТ, с учетом комплексно-тематического принципа и интерграции. ...

Доминантно-тематическое музыкальное занятие в подготовительной к школе группе «Пасха в гости к нам пришла»

Пасха – самый радостный праздник. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Именно в эти дни (на пасхальной неделе) мы решили в нашем детском саду провести музыкальное занятие «Пасха в гости ...

Календарно - тематическое планирование по теме: "Осень в гости к нам пришла"

Календарное планирование  по теме: "Осень в гости к нам пришла". Расчитано на 4 недели. 1 - 2 неделя "Дары осени", 3 - 4 неделя "Краски осени"...

Календарно - тематическое планирование по теме: "Осень в гости к нам пришла"

Календарное планирование  по теме: "Осень в гости к нам пришла". Расчитано на 4 недели. 1 - 2 неделя "Дары осени", 3 - 4 неделя "Краски осени"...

Календарно тематическое планирование по теме "В гости к нам пришла весна" для 1 младшей группы.

Календарно - тематическое планирование по теме "В гости к нам пришла весна" для 1 младшей группы....

Тематический день "В гости к нам пришла сама, наша Зимушка-Зима"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-ПетербургаТематический день:В гости к нам пришла сама, наша Зимушка...

Сценарий тематического мероприятия "Осень в гости к нам пришла".

Сценарий тематического мероприятия в подготовительной группе. Интересен будет воспитателям, музыкальным руководителям....