НОД "Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

НОД разработан для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_predydushchego_uroka.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Свойства воздуха

Образовательная область: «Познавательное развитие», ПИД.

Педагогическая цель: систематизировать представления детей о воздухе и его свойствах и развивать познавательную активность детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Целевые ориентиры:

Задачи:

Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий, уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.

Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.

Воспитательная - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.

Освоение содержания образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, речевая.

Средства реализации: одноразовые стаканчики, контейнеры с водой, стаканчики с чистой водой, резиновая груша, свисток, веер из бумаги (по количеству детей.)

Организационная структура игрового занятия.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

-Ребята, рассаживайтесь поудобнее, пожалуйста. Сегодня хочу прочитать вам интересный рассказ.

(Чтение рассказа А. Низовой «Невидимка»).

-«Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста.

Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо - срывает с вашей головы шляпу.

Если вы видите, что листочки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можно быть уверенным, что их несёт Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно, как на его пути склоняется трава».

- Ребята, кто же этот Невидимка? (Воздух). Ветер и воздух – это одно и то же. Получается ветер от движения воздуха. (Педагог предлагает помахать веером перед лицом.) Мы привели в движение воздух и получили ветер. Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим. Воздух заполняет все промежутки, щелки в предметах, он всюду вокруг нас. Давайте попутешествуем по группе и назовем все предметы, в которых есть воздух.

- Есть ли воздух в волосах, носу, легких?

- Почему сквозь воздух мы видим друг друга, все окружающие нас предметы?

- Воздух прозрачен, и потому все предметы мы хорошо видим. Но бывают ли ситуации, когда воздух вдруг становится черным и в нем нельзя увидеть предметы? В каких ситуациях?

Дети садятся вокруг воспитателя и внимательно слушают рассказ, дети машут веером.

Дети выполняют задание.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Организационно-поисковый

-Ребята, я вам предлагаю пройти в лабораторию и попробовать выяснить, что воздух есть всюду, в том числе и в пустом стакане. Вы готовы?

Давайте, дружно вспомним, правила работы лаборатории. (Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя

Правило№ 2. Не толкать соседа во время работы.

     Правило№ 3. Содержимое

сосудов не пробовать на вкус.

     Правило№ 4. Бережно обращаться с оборудованием.

     Правил № 5. Сначала послушай и посмотри, потом сделай.)

-Ну, что-ж, давайте приступим.

Посмотрите на этот стакан, вы видите там что-нибудь или нет? Вы считаете, что он пустой? Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в ёмкость с водой. Стакан держите очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

(В стакане есть воздух, он не пускает туда воду).

-А теперь опустите стакан в ёмкость с водой, а затем немного наклоните его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.)

- Мы доказали, что воздух есть везде, только он бесцветен, поэтому мы его не видим. Но если провести эксперимент, то и воздух, который мы назвали Невидимкой, сможем увидеть глазами, а еще услышать.

-Ребята а давайте попробуем обнаружить воздух при помощи зрения. Согласны?

(Педагог демонстрирует резиновую грушу и спрашивает, есть ли в ней воздух. Выслушав ответы детей, предлагает их проверить. Опускает в стакан с водой резиновую грушу, сжимает ее и обращает внимание детей на поднимающиеся вверх пузырьки).

-Ребята, это из груши выходит воздух. Воздух в воде стал видимым.

Т.е. воздух есть повсюду и его можно увидеть.

- Ребята, предлагаю вам поиграть.  Давайте сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.

Дети встают в круг и берутся за края ткани.

(Выполняют движения согласно текста).

Тучек нет на горизонте

Но раскрылся в небе зонтик

Через несколько минут

просит нас о помощи? Давайте поможем?

Опустился парашют.

-А теперь предлагаю, обнаружить воздух при помощи слуха.

-  А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух?

- На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед. Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

-  Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух. Также мы можем другим способом услышать воздух, воздух издаваемый из резиновой игрушки.

- Ребята, а вы знаете что, здоровье человека зависит и от того как мы дышим и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?

- Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух?  

- Воздух, загрязняют заводы (показ иллюстраций дымящих заводов, так как они выпускают вредные и ядовитые газы.) Так же загрязняют воздух машины (показ иллюстраций машин, стоящих в «пробке», которые выпускают из выхлопных труб отработанные газы.)

- Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? На заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; протирать пыль в помещении. Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Дети одевают фартуки и шапочки и садятся за столы.

Дети вспоминают правила.

     

Дети выполняют опыты.

Ответы детей.

Переворачивают стакан и опускают его в ёмкость с водой.

Переворачивают стакан вверх дном.

Опускают стакан в ёмкость с водой.

Дети наблюдают за опытом.

Дети встают в круг и держат край ткани, затем выполняют движения.

Рассуждения детей.

Ответы детей.

Рассуждения детей.

Ответы детей.

Рефлексивно-корригирующий

- Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

- Мне очень понравилось, как вы работали. Все молодцы. Хорошо работали… Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, используя сжатую резиновую грушу, можно увидеть как выходит воздух, так же услышать благодаря свистку. Спасибо, ребята! Мне было очень приятно и интересно с вами общаться. До свидания! А на память о нашем исследовании я хочу подарить вам всем по шарику!

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Воздух" "Где прячется воздух"

Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...