Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему "Посёлок, в котором я живу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширение представления о родном посёлке Ивня, его достопримечательностях. Воспитание любви к «малой Родине». Совершенствование творческих способностей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Посёлок, в котором я живу" | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Малахова Татьяна Владимировна,
воспитатель,
МДОУ ЦРР детский сад «Сказка», п. Ивня, Белгородская область.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим
на тему "Посёлок, в котором я живу" («Знай свой край!»)
«Социально-коммуникативное развитие» - формирование представлений о родном посёлке, его достопримечательностях;
«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослым и детьми;
«Художественно-эстетическое развитие» - развитие продуктивной деятельности.
«Познавательное развитие» - формирование познавательного интереса детей к малой родине, желание активно изучать ее историю, культуру, достопримечательности, символику, умение правильно применять пословицы и поговорки о Родине.
«Физическое развитие» - развитие у детей физические качества: быстроту, координацию, реакцию на сигналы и действия. Формирование потребности в двигательной активности.
Цель:
- Расширение представления о родном посёлке Ивня, его достопримечательностях.
- Воспитание любви к «малой Родине». Совершенствование творческих способностей дошкольников.
Образовательные задачи:
- Пробудить у детей интерес к прошлому, настоящему и будущему посёлка, желание сделать его лучше, современней и краше.
- Закрепить и систематизировать знания о памятниках культуры, достопримечательностях.
Развивающие задачи:
- Развивать память, речь, воображение, воспитывать любовь к родному краю.
Воспитательные задачи:
- Способствовать сохранению атмосферы доброжелательности, вызывать у детей радость, интерес от общения со сверстниками, интересными людьми.
- воспитывать патриотические и гражданские чувства, бережное отношение и любовь к родному посёлку.
Активизация словаря: ивнянцы, земляки, дружелюбный, гостеприимный, радушный, щедрый, современный, многонациональный.
Предварительная работа:
- тематические занятия и беседы о посёлке, его достопримечательностях: «Родной край», «Моя малая Родина» (цель: увеличение интереса детей к родному краю, его истории, культуре. Задачи: расширить знания детей об истории родного края. Познакомить с достопримечательностями посёлка Ивня. Активизировать и расширить словарь детей прилагательными: дружелюбный, гостеприимный, радушный, щедрый, современный). Беседы «Государственная символика России. Флаг Белгородской области», «Символика родного посёлка» (задачи: закрепить знания детей о государственных символах России, обобщить элементарные представления о происхождении и назначении флага, о символическом значении цвета. Развивать познавательный интерес, связную речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство любви к своему краю);
- чтение художественной литературы (Польшина Н. М. «Посвящение родине», Клименова Л. И. «Ивня», Сериков В. П. «Ивня – моя красавица», Якшин В. Г. «Гимн Ивне»), рассматривание иллюстраций о посёлке Ивня;
- игры-беседы «Узнай по описанию», «Достопримечательности моей малой Родины»;
- прослушивание музыкальных произведений «С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера);
- заучивание стихотворений и пословиц, поговорок.
Планируемые результаты:
- Расширить представления детей о посёлке, его достопримечательностях.
- Самостоятельно выполнять рисунки будущего посёлка разными способами.
Развивающая предметно-пространственная среда:
Карточки с символами (книга, силуэт человека, компьютер); слайды с изображением достопримечательностей (компьютерная презентация), экран; художественная литература, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки на каждого ребёнка, листы бумаги на каждого ребёнка (А 4).
Используемые технологии:
- ИКТ – технологии,
- здоровьезберегающие технологии (этюд приветствие, пальчиковая игра «Здравствуй!»),
- игровые технологии («По родному посёлку»). Цель: стимулировать мыслительную и речевую активность детей, расширить словарь прилагательными: дружелюбный, гостеприимный, радушный, щедрый, современный, зелёный, многонациональный.
- Проблемная ситуация.
НОД:
- Водная часть:
Звучит песня «Моя Россия» (слова Соловьёва Н., музыка Струве Г.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся со всеми своим отличным настроением.
1. Этюд приветствие «Доброе утро»:
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!».
«Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам!».
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Введение в игровую проблемную ситуацию:
Воспитатель вносит в группу конверт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мне передали конверт для вас. Хотите узнать, что в нём?
Дети: Да
Воспитатель открывает конверт, читает текст приглашения:
- Внимание, внимание!
Проводится конкурс на лучшие знания
О славном посёлке Ивня,
О том, как зарождался он
И что за люди жили в нём.
Чем сейчас он знаменит,
Какие тайны он хранит?
И главное, друзья, смекните,
О том, что будет, расскажете!
Как сделать Ивню нашу краше,
Комфортней, радостней, светлей,
Чтоб сердце радовалось наше,
Идя по улицам аллей!
3. Уточнение проблемы:
Воспитатель: о чём говориться в приглашении?
Дети: о проведении конкурса знаний.
Воспитатель: что нужно знать и уметь, чтобы участвовать в конкурсе?
Дети: чтобы участвовать в конкурсе, нужно хорошо знать историю посёлка, его настоящее и ещё рассказать о том, каким будет посёлок, как сделать его краше, комфортней.
Воспитатель: всё ли мы знаем, чтобы принять участие в этом конкурсе? Мне было бы очень интересно поучаствовать, а вам?
Воспитатель: Ребята, на доске есть карточки-символы, с помощью которых можно получить информацию, чтобы участвовать в конкурсе. Как вы думаете, что они обозначают?
(Дети называют символы-карточки с изображением лица человека, книги, компьютера). Из книг мы узнали о растениях и животных, обитающих в наших краях. С помощью интернета мы познакомились с историей возникновения нашего посёлка, узнали, кто был первым владельцем посёлка Ивня. А взрослые – ваши родные, воспитатели рассказывают вам о посёлке и отвечают на ваши вопросы.
Воспитатель: ребята, если мы решили принять участие в конкурсе, значит, вы хорошо знаете свой посёлок, его главные достопримечательности. Сейчас мы это проверим.
- Основная часть:
- Игра «Путешествие по родному посёлку» (на столах разложены карточки – названия заданий, дети читают): История, символика, памятники, дома и постройки, поэтическая.
- Ребята, чтобы вы могли рассказать о своём посёлке незнакомым людям? Наш посёлок, какой? (дружелюбный, гостеприимный, радушный, красивый, зелёный, щедрый, богатый, современный). За что вы любите его? (Я люблю посёлок за то, что в нем есть…)
(Ответы детей в кругу с мячом). Мы с вами - одна большая дружная семья. Про нас говорят - земляки.
А как ещё можно назвать жителей посёлка? (ивнянцы). - Как вы знаете, у нашего посёлка есть свой герб. Для вас вот какое задание: на столе разложены 2 разрезные картинки герба Ивни, вам нужно сложить их. Справитесь? (на полотне герба Ивнянского района изображена плакучая ива, меняющая свой цвет с зеленого на золотой, что означает – смену времен, поколений, людей).
- В Ивне находится братская могила погибших в Великую Отечественную войну солдат и мирных жителей, несколько мемориальных знаков, дом-усадьба А. А. Карамзиной-Клеймихель, Свято-Никольский Храм. Возле Ивнянской средней школы № 1 расположена Аллея Героев.
- Я начну стихи читать, вам придётся
продолжать.
Что это за чудный дом?
Сто детишек в доме том.
Дом детишкам очень рад,
Что же это? (Детский сад)
В нём есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят,
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а …(Музей)
Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить в командировку
маме.
Ты можешь здесь купить конверт,
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет,
Ведь это зданье …(Почта)
-Какие ещё достопримечательные места мы не назвали? (дом пионеров, дом культуры и отдыха, Физкультурно-оздоровительный комплекс, парк культуры и отдыха, хлебозавод, СОШ, администрация Ивнянского района, автостанция, детский сад «Сказка»).
- Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
-А вы знаете пословицы о Родине, о родном крае?
(Ответы детей)
«Где родился - там и пригодился»
«Родной край - сердцу рай»
«Родной посёлок, ты с детства нам дорог»
«Родная земля, ты как мать нам мила»
« Родина любимая, что мать родимая»
«Человек без Родины, что соловей без песен»
«Родина-мать, умей за нее постоять»
«Жить — Родине служить»
«На чужой сторонушке и весна не красна».
(чтение стихотворений о Родине, посёлке Ивня).
Презентация о достопримечательностях посёлка: герб, бюст А.П. Гайдара (его именем названы улица и детский санаторий), дом пионеров, дом культуры и отдыха, Физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), памятник советским воинам, павшим в ВОВ, Свято-Никольский Храм, Аллея Славы, парк культуры и отдыха, дом-усадьба А. А. Карамзиной-Клеймихель, хлебозавод, СОШ, администрация Ивнянского района, автостанция, детский сад «Сказка».
Воспитатель: Ребята мы знаем о становлении нашего посёлка, вы показали хорошие знания о современных достопримечательностях, вспомнили пословицы и поговорки о родном крае. Что же нам осталось сделать, чтобы выполнить условия конкурса?
Дети: Нам нужно представить каким будет наш посёлок в будущем.
- Воспитатель: Давайте пофантазируем. Я предлагаю вам нарисовать свои мечты.
- Пальчиковая игра «В гости к пальчику…»
(Дети воплощают в рисунках свои фантазии о посёлке будущего). Вместе с детьми составляем коллективную панораму на ватмане «Посёлок будущего!».
- Заключительная часть:
Воспитатель: посмотрите, какая панорама будущего у вас получилась, я считаю, что вы полностью справились со всеми заданиями конкурса. Мы посмотрим, как справятся с этими заданиями дети других детских садов, и подведём итог — выберем победителя.
Рефлексия:
Воспитатель: ну и нам ребята пора заканчивать наше занятие, мы будем с нетерпением ждать результатов конкурса.
- Какие чувства вы испытываете сейчас? Я предлагаю вам выбрать тот цветочек настроения, который бы эти чувства передавал.
- Я тоже испытываю чувство гордости за вас. Я уверена, что вы, когда вырастете, будете делать всё для того, чтобы наш посёлок стал ещё краше и лучше.
- Давайте оставим ваши рисунки на выставке детских работ для того, чтобы познакомить с посёлком будущего наших малышей. А вы предложите своим родителям пройтись по достопримечательным местам в выходные дни, сделайте фотосессию, а мы вместе с вами составим замечательный альбом и покажем моим малышам.
Литература:
- «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста /Методические рекомендации / Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевой, Т.М. Стручаевой. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2015. –26с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
- Планирование образовательной деятельности по парциальной программе познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!»: методическое пособие / Л.В. Серых, Г. А. Махова, Е. А. Мережко, Ю. Н. Наседкина. – Воронеж: Издат-Черноземье, 2017. – 252 с.
- Сайт Ивнянская детская библиотека (ivdb.ucoz.ru/ index/ivnya_literaturnaya/0-40)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по гендерному воспитанию детей. Тема: «Вместе дружно мы живем»
Данное занятие направлено на формирование представления детей о своей половой принадлежности, признаках различия, одежды, внешности девочек и мальчиков, а также на понимание и осознание детьми ч...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дежурство старшей группы по уходу за растениями в живом уголке»
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дежурство старшей группы по уходу за растениями в живом уголке» Цель: Совершенствование представления детей о приемах ухода за расте...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Живая и неживая природа"
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Живая и неживая природа"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".
Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны (металл, резин...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с социальным миром «Город, в котором мы живем».
Для реализации одной из задач образовательной области «Познавательное развитие»: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой Родине и т.д....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе ДОУ «Город, в котором мы живем»
Материал направленный на формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о многонациональности народов России посредством знакомства с людми разных национальностей , проживающих в родно...