Путешествие капельки
проект по окружающему миру (старшая группа)

Афлеева Кадрия Расыховна
Проект познавательно - исследовательский "Путешествие капельки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelki_-plan_proekta.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие капельки»

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Актуальность проекта.

     Дошкольный возраст является тем самоценным этапом развития познавательной активности ребенка, под которым понимается поиск знаний, приобретение этих знаний самостоятельно или совместно со взрослым.

      Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя мир. Он стремится к активной деятельности.

Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек»? Это можно сделать в детском саду, создав комфортные условия для детского экспериментирования. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

          Не менее важным является вопрос о содержании экспериментирования, т.е. что может и должен увидеть ребенок, с какими объектами и  явлениями он должен познакомиться. Проблема моего проекта состоит в том, чтобы изучить, как экспериментальная деятельность воздействует на развитие познавательности ребенка, какие методы и формы работы являются более эффективными.

Цель проекта: развивать познавательную активность дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности.

Методические задачи проекта:

  • познакомить детей со свойствами воды;
  • формировать представления детей о воде,  её значении для всего живого;
  • учить различать состояния воды: вода - лед – пар;
  • развивать интерес к объектам природы и любознательность в процессе экспериментирования;
  • формировать навыки мыслительных действий, умение анализировать, делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к воде, любовь к природе.
  • повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом воспитании дошкольников

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой -  один из самых приятных способов обучения, поэтому  я решила изучить проблему проекта через организацию экспериментальной деятельности с водой.

Формы работы с детьми: занятия, опытно-экспериментальная деятельность, беседы, использование художественной литературы, наблюдения.

Гипотеза: при формировании естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности у дошкольников развиваются  наблюдательность и  любознательность, способствующие повышению познавательной активности детей.

Ожидаемые результаты: получив знания о воде и её свойствах, дети лучше будут ориентироваться в окружающей среде; расширится их личный опыт;  повысится интерес к познавательной деятельности.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки проекта: 2  месяца (февраль, март)

Этапы проекта:

Этапы

проекта

Задачи

Формы работы

Сроки исполнения

Подготови-

тельный

Определить направления работы по реализации проекта.

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, уровень заинтересованности детей данной темой.

Определить формы и методы работы с детьми по реализации задач проекта

Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности

Приобщить родителей к проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте

Изучение методической литературы по теме проекта

Беседа «Что мы знаем о воде?»

Составление перспективного плана кружка «Маленький исследователи», разработка конспектов занятий.

Подбор оборудования для экспериментальной деятельности. Разработка картотеки игр с водой.

Оформление дидактических игр природоведческого характера

Проведение анкетирования для родителей. «Ваше отношение к детскому экспериментированию».

февраль

Основной

Систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании

Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах

(прозрачность, текучесть, отсутствие запаха и вкуса)

Расширять представления детей об обитателях водоемов, их приспособленности жить в воде.

Познакомить детей со свойством воды растворять некоторые вещества

Совершенствовать знания детей о воде, образовании водоемов.

Сформировать понятие значения воды для роста и развития растений

Познакомить детей со свойствами льда, дать понятие, что это одно из состояний воды.

Познакомить с образованием инея, условиями его возникновения.

Познакомить детей со свойством воды при нагревании превращаться в пар

Систематизировать знания детей о свойствах и состояниях воды, дать первоначальное представление о круговороте воды в природе.

Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Познакомить с особенностями пресной и морской воды.

Познакомить детей со свойствами пресной и соленой воды.

Вовлечь родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс группы

Беседа «Где находится вода и кому она нужна?»,

Опыт «Свойства воды».

Занятие «Кто живет в воде?

Экспериментирование «Что растворяется в воде?»

Дидактическая игра «Ходят Капельки по кругу».

Наблюдение за комнатными растениями, дежурство в уголке природы.

Опыт «Лед – твердая вода»

Наблюдение и экспериментирование  «Как образуется иней?»

Опыт «Пар – тоже вода», Беседа «Почему треснула бутылка?». Занятие «Путешествие Капельки»

Игра  -  эксперимент «Волшебные превращения воды». «Где живет радуга»

Беседа «Вода морей и океанов»

Опыт «Приключения вареного яйца»

И все вопросы детей,  возникающие во время проекта решаются путем экспериментов.  

Изготовление книжек –малышек.

Открытое занятие для родителей

«Волшебница-вода»

Февраль-март

Заключительный

Выявить уровень интереса детей к экспериментальной деятельности

Систематизировать формы и методы работы по организации детского экспериментирования.

Разработать рекомендации для родителей по организации опытов и экспериментов в домашних условиях.

Презентация для педагогов

 

Памятка для родителей «Экспериментируем дома»

март

Список литературы

  1. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера 2012.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто где живет. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах: Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
  4. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В,,  Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера.
  6. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр., - М.: ТЦ Сфера
  7. Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.  – М.: ТЦ Сфера, 2005
  8. Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011
  9. Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  Старшая группа.– Волгоград: Учитель.
  10. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.
  11. Энциклопедическая, научная   и художественно-литературные произведения тематического содержания.
  12. Всемирная сеть - интернет.

Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение  Детский сад №80

Красносельского района г.Санкт-Петербурга

ПЛАН ПРОЕКТА

«Путешествие капельки»

                                                             Подготовила: воспитатель

                                                                       Молоткова Светлана Федоровна

         

2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие «Путешествие капельки».

уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...

Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.

На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ/старшая гриппа/."ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"

Познавательное  игра- занятие ,ознакомление с окружающей средой....

Конспет занятия " Путешествие капельки"

Конспект занятия "Путешествие капельки" с приёмами мнемотехники.(интектуального тренинга)...

Интегрированное занятие "Путешествие капельки"

Детей знакомят с круговоротом воды в природе. В гости приходит капелька, с которой дети путешествуют, исполняя песни, пляски, игры и хороводы....

Конспект развлечения- авторской сказки "Путешествие капельки"

Маленьким детям даётся понятие о круговороте воды в природе...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...