«Метод «Моделирование маленькими человечками» для решения взрослых задач»
материал по окружающему миру (старшая группа)

Цель и задачи мастер-класса представлены на слайде

  • Совершенствовать знания педагогов о технологии ТРИЗ;
  • Показать способы моделирования объектов и явлений неживой природы (Методом Маленьких Человечков);
  • Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_master_klass.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание мастер-класса

Слайд 1.        Добрый день уважаемые коллеги!

Помните ли вы, как в детстве родители и педагоги объясняли вам задачки при помощи яблок, конфет?

Вы удивитесь, но по прошествии многих лет в  принципах педагогики многие вещи остались неизменными. В том числе это относится и к пояснению «на пальцах». Метод с которым я хочу вас познакомить, относится к данной категории «объяснялок».

Тема моего мастер-класса: «Метод «Моделирование маленькими человечками» для решения взрослых задач»

Слайд 2. Цель и задачи мастер-класса представлены на слайде

  • Совершенствовать знания педагогов о технологии ТРИЗ;
  • Показать способы моделирования объектов и явлений неживой природы (Методом Маленьких Человечков);
  • Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

- В рамках данного мастер - класса я хочу представить Вашему вниманию метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает мне реализовать следующие задачи:

Слайд 3. Задачи:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • Формирование первичных представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе;
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Развитие воображения и творческой активности;
  • Развитие умения моделировать объекты и явления неживой природы.

Слайд 4.  Почему я решила взять эту тему?

Мы воспитанниками выйдя на прогулку увидели лужу на участке. И определили, что вода – это жидкое вещество. На следующий день дети с удивлением рассказали, что вода превратилась в лед. И нам стало интересно узнать о свойствах жидких и твердых веществ.

Найти ответ на этот вопрос детям помог метод «Моделирование Маленькими Человечками».

Слайд 5. Начнем с того, что методика маленьких человечков (ММЧ) появилась в рамках теории решения изобретательских задач благодаря отцу-основателю ТРИЗ, Генриху Альтшуллеру. Ученый решил, что при помощи забавных человечков и самым маленьким, и уже более взрослым изобретателям будет легче понять суть различных явлений происходящих на микроуровнях.

Слайд 6. Вы спросите: «Почему человечки?»

  • Человечки могут думать, производить действия, вести себя по-разному;
  • У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам;
  • При моделировании можно поставить себя на их место, почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия.

Человечки твердых предметов окружающего мира очень дружны, они всегда держатся за руки,  держатся так крепко, что их и не разъединить, как мы с вами, когда играем в «Цепи кованые». Эти человечки  называются  ТВЕРДЫМИ.

Человечки жидких веществ: воды, молока, чая, киселя– держат руки на поясе, касаясь локтями, и могут перемещаясь. Они называются ЖИДКИМИ.

Человечки газообразных веществ окружающего мира  (газ, пар, дым) постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят,быстро перемещаются, «танцуют». Называются  они  ГАЗООБРАЗНЫМИ.

Слайд 7. С чего начать?  Метод ММЧ состоит из 3 основных этапов:

1   этап - построение с детьми простейших моделей;Построение с детьми простейших моделей я начала  со средней группы.Сначала вместе с детьми выясняем, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких маленьких человечков.

2 этап – моделирование взаимодействий двух веществ;вода в аквариуме, чашка с чаем

3 этап – моделирование сложных взаимодействий и состояния окружающих предметов, переход их из одного состояния в другое.  кипящий чайник, лимонад в бутылке.

Слайд 8.  Где можно использовать ММЧ?

  • режимные моменты (например, «моем руки»);
  • в ООД (можно измерять предметы по длине, закреплять понятия «больше - меньше», «тяжелее - легче»)
  • эксперименты (мыльные пузыри);
  • художественное творчество (например, смешивание красок) и т.д.

Слайд 8. Виды моделей маленьких человечков.

  • Роли маленьких человечков исполняют дети;
  • Карточки с изображением маленьких человечков.
  • Кубики с изображением маленьких человечков;

Уважаемые коллеги! Приглашаю тех, у кого есть карточки с человечками. Займите домики соответствующим вашим карточкам.

Дидактическая игра  «Найди свой домик».

Ход игры:  В трех домиках живут твердые, жидкие и газообразные человечки. Каждая из вас должна определить агрегатное состояние вещества или предмета, изображенного на картинке и  выбрать только те карточки, которые соответствуют именно вашему домику.

Вам дается 2 минуты. Если вам , что то не понятно, обратитесь ко мне. Перед вами карта схема.

Слайд 9. В своей работе применяю интерактивную игру в программе Mimio.

Используя изображения человечков, обозначающих твёрдые и жидкие вещества, и знак «-», получаем следующую схему. Например, схема крана, из которого льётся вода – Твердый - газообразный.

 Коллеги предлагаю Вам поиграть в игру: «Составь схему».

Перед Вами картинка и схемы «маленьких человечков». Вам необходимо с помощью схем составить графический рисунок предложенной картинки.

- Спасибо.

Приглашаем Фокус группу и проверим, справились ли наши участники.

- Спасибо.

Слайд 10. Также с детьми во время занятия мы проводим физ. Минутки, гре ребята превращаются в маленьких человечков. Сейчас мы с вами возьмем роль человечков на себя. И поиграем в игру: «Твердый, жидкий, газообразный».

На экране предметы, явления неживой природы. Вам нужно действовать тем или иным образом от поставленной ситуации.

Спасибо за участие!

Я желаю вам творческих успехов в работе!

Оценка работы мастер – класса

Уважаемые коллеги, Вы были благодарными слушателями и прекрасно справились с предложенными играми.

Я предлагаю Вам оценить данный мастер – класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Конспект совместной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования "маленькими человечками" "Тайны мыла"

Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной для детей форме познакомить со свойствами мыла и воды...

ТРИЗ. Конспект совместной образовательной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками» «Воздух и вода – наши друзья» (викторина)

Закрепление познавательных действий детей по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками» (ТРИЗ)...

Метод моделирования маленькими человечками

Метод моделирования маленькими человечками...

Конспект первого занятия-знакомства с технологией ТРИЗ (метод "Моделирование маленькими человечками")

Знакомство детей с методом "Моделирование маленькими человечками". Доказываем существование МЧ....

Конспект второго занятия-знакомства с технологией ТРИЗ, методом "Моделирования маленькими человечками" (составление схем)

Вторая часть знакомства с технологией ТРИЗ (метод "Моделирования маленькими человечками"). В данной части ребята продолжают знакомство с методом, учатся составлять схемы предметов и веществ....

Картотека опытов с использованием технологии ТРИЗ метод "Моделирование маленькими человечками". Для детей 5-7 лет.

Картотека опытов с использованием технологии ТРИЗ метод «Моделирования маленькими человечками». Для понимания детьми происходящих процессов на микроуровне, рекомендуется провести...

Конспект совместной образовательной деятельности "В мастерской у папы Карло" по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками»

Конспект совместной образовательной деятельности "В мастерской у папы Карло" по экспериментированию с использованием  метода моделирования «маленькими человечками»...