«Метод «Моделирование маленькими человечками» для решения взрослых задач»
материал по окружающему миру (старшая группа)
Цель и задачи мастер-класса представлены на слайде
- Совершенствовать знания педагогов о технологии ТРИЗ;
- Показать способы моделирования объектов и явлений неживой природы (Методом Маленьких Человечков);
- Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_master_klass.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание мастер-класса
Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги!
Помните ли вы, как в детстве родители и педагоги объясняли вам задачки при помощи яблок, конфет?
Вы удивитесь, но по прошествии многих лет в принципах педагогики многие вещи остались неизменными. В том числе это относится и к пояснению «на пальцах». Метод с которым я хочу вас познакомить, относится к данной категории «объяснялок».
Тема моего мастер-класса: «Метод «Моделирование маленькими человечками» для решения взрослых задач»
Слайд 2. Цель и задачи мастер-класса представлены на слайде
- Совершенствовать знания педагогов о технологии ТРИЗ;
- Показать способы моделирования объектов и явлений неживой природы (Методом Маленьких Человечков);
- Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.
- В рамках данного мастер - класса я хочу представить Вашему вниманию метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает мне реализовать следующие задачи:
Слайд 3. Задачи:
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- Формирование первичных представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе;
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Развитие умения моделировать объекты и явления неживой природы.
Слайд 4. Почему я решила взять эту тему?
Мы воспитанниками выйдя на прогулку увидели лужу на участке. И определили, что вода – это жидкое вещество. На следующий день дети с удивлением рассказали, что вода превратилась в лед. И нам стало интересно узнать о свойствах жидких и твердых веществ.
Найти ответ на этот вопрос детям помог метод «Моделирование Маленькими Человечками».
Слайд 5. Начнем с того, что методика маленьких человечков (ММЧ) появилась в рамках теории решения изобретательских задач благодаря отцу-основателю ТРИЗ, Генриху Альтшуллеру. Ученый решил, что при помощи забавных человечков и самым маленьким, и уже более взрослым изобретателям будет легче понять суть различных явлений происходящих на микроуровнях.
Слайд 6. Вы спросите: «Почему человечки?»
- Человечки могут думать, производить действия, вести себя по-разному;
- У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам;
- При моделировании можно поставить себя на их место, почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия.
Человечки твердых предметов окружающего мира очень дружны, они всегда держатся за руки, держатся так крепко, что их и не разъединить, как мы с вами, когда играем в «Цепи кованые». Эти человечки называются ТВЕРДЫМИ.
Человечки жидких веществ: воды, молока, чая, киселя– держат руки на поясе, касаясь локтями, и могут перемещаясь. Они называются ЖИДКИМИ.
Человечки газообразных веществ окружающего мира (газ, пар, дым) постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят,быстро перемещаются, «танцуют». Называются они ГАЗООБРАЗНЫМИ.
Слайд 7. С чего начать? Метод ММЧ состоит из 3 основных этапов:
1 этап - построение с детьми простейших моделей;Построение с детьми простейших моделей я начала со средней группы.Сначала вместе с детьми выясняем, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких маленьких человечков.
2 этап – моделирование взаимодействий двух веществ;вода в аквариуме, чашка с чаем
3 этап – моделирование сложных взаимодействий и состояния окружающих предметов, переход их из одного состояния в другое. кипящий чайник, лимонад в бутылке.
Слайд 8. Где можно использовать ММЧ?
- режимные моменты (например, «моем руки»);
- в ООД (можно измерять предметы по длине, закреплять понятия «больше - меньше», «тяжелее - легче»)
- эксперименты (мыльные пузыри);
- художественное творчество (например, смешивание красок) и т.д.
Слайд 8. Виды моделей маленьких человечков.
- Роли маленьких человечков исполняют дети;
- Карточки с изображением маленьких человечков.
- Кубики с изображением маленьких человечков;
Уважаемые коллеги! Приглашаю тех, у кого есть карточки с человечками. Займите домики соответствующим вашим карточкам.
Дидактическая игра «Найди свой домик».
Ход игры: В трех домиках живут твердые, жидкие и газообразные человечки. Каждая из вас должна определить агрегатное состояние вещества или предмета, изображенного на картинке и выбрать только те карточки, которые соответствуют именно вашему домику.
Вам дается 2 минуты. Если вам , что то не понятно, обратитесь ко мне. Перед вами карта схема.
Слайд 9. В своей работе применяю интерактивную игру в программе Mimio.
Используя изображения человечков, обозначающих твёрдые и жидкие вещества, и знак «-», получаем следующую схему. Например, схема крана, из которого льётся вода – Твердый - газообразный.
Коллеги предлагаю Вам поиграть в игру: «Составь схему».
Перед Вами картинка и схемы «маленьких человечков». Вам необходимо с помощью схем составить графический рисунок предложенной картинки.
- Спасибо.
Приглашаем Фокус группу и проверим, справились ли наши участники.
- Спасибо.
Слайд 10. Также с детьми во время занятия мы проводим физ. Минутки, гре ребята превращаются в маленьких человечков. Сейчас мы с вами возьмем роль человечков на себя. И поиграем в игру: «Твердый, жидкий, газообразный».
На экране предметы, явления неживой природы. Вам нужно действовать тем или иным образом от поставленной ситуации.
Спасибо за участие!
Я желаю вам творческих успехов в работе!
Оценка работы мастер – класса
Уважаемые коллеги, Вы были благодарными слушателями и прекрасно справились с предложенными играми.
Я предлагаю Вам оценить данный мастер – класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ. Конспект совместной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования "маленькими человечками" "Тайны мыла"
Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной для детей форме познакомить со свойствами мыла и воды...
ТРИЗ. Конспект совместной образовательной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками» «Воздух и вода – наши друзья» (викторина)
Закрепление познавательных действий детей по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками» (ТРИЗ)...
Метод моделирования маленькими человечками
Метод моделирования маленькими человечками...
Конспект первого занятия-знакомства с технологией ТРИЗ (метод "Моделирование маленькими человечками")
Знакомство детей с методом "Моделирование маленькими человечками". Доказываем существование МЧ....
Конспект второго занятия-знакомства с технологией ТРИЗ, методом "Моделирования маленькими человечками" (составление схем)
Вторая часть знакомства с технологией ТРИЗ (метод "Моделирования маленькими человечками"). В данной части ребята продолжают знакомство с методом, учатся составлять схемы предметов и веществ....
Картотека опытов с использованием технологии ТРИЗ метод "Моделирование маленькими человечками". Для детей 5-7 лет.
Картотека опытов с использованием технологии ТРИЗ метод «Моделирования маленькими человечками». Для понимания детьми происходящих процессов на микроуровне, рекомендуется провести...
Конспект совместной образовательной деятельности "В мастерской у папы Карло" по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками»
Конспект совместной образовательной деятельности "В мастерской у папы Карло" по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками»...