конспект открытого мероприятия по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 76 г. Челябинска» Ул. Котина,50; ул. Правдухина 15а,
Конт. тел. 772-86-29, e-mail: sadik.76@yandex.ru
Конспект открытого мероприятия
в подготовительной группе
по познавательному развитию
на тему: «Животные Африки».
Подготовила:
Власова Н.В.
Воспитатель первой категории
Г. Челябинск
Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран, отражая собственные впечатления в макетной деятельности.
Задачи:
*образовательная:
- уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;
-формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- продолжать учить высказывать собственные суждения;
- продолжать формировать навыки простейшего моделирования,
- закреплять умение строить общую композицию.
развивающая:
- развивать интерес к представителям живой природы;
- расширять активный словарь воспитанников;
- развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;
- создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества;
- развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;
*воспитательная:
- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга; поощрять аккуратность в работе, уважение к труду своих товарищей.
Оборудование и материалы:
1) Глобус;
2) Презентация с изображением животных, обитающих в теплых странах;
3) Набор животных южных стран, более чем присутствует детей на занятии, коробка для создания макета, песок, вода;
4) Дидактическая игра - презентация «У кого кто?»
5) Запись песни «Африка», игровой музыкальный массаж – упражнение «У жирафов…».
6) заготовка макета
Продукт детской деятельности остаётся в уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности.
Предварительная работа:
Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);
Беседы о животных разных стран,
Загадывание загадок о животных, чтение стихотворений;
Рассматривание картин «Животные зоопарка», «Львы» и т. д., составление по ним рассказов;
Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Изготовление основы макета
Выучить стих про Африку.
Ход НОД:
На столе стоит глобус и монитор с первым слайдом: «Животные Африки» , Дети заходят в группу, здороваются с присутствующими, воспитатель обращает внимание детей на глобус, стоящий на столе.
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете, что это?
Дети отвечают.
Воспитатель:- Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?
«Самый теплый материк живописен и велик.
Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».
Дети: Африка.
Воспитатель: Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент. Предлагаю Даше прочитать стих.
“Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.
Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?
Воспитатель: Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной:
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу!
(Дети поворачиваются вокруг себя)
(Слайд №2: Африка на глобусе)
Воспитатель: Вот мы и в Африке. Каких животных вы хотите там увидеть? Чтобы ответить на мой вопрос, вы должны посмотреть на экран и ответить полным предложением с соответствующей интонацией.
(Детям дается задание:«-Скажи громко, тихо, восклицая, вопросительно»)
Дети отвечают: «Я хочу увидеть…» (проговаривание с разными интонациями и высотой голоса)
(Слайд №3: Фотоколлаж из животных Африки)
Воспитатель: -Ну, хорошо. Я надеюсь, что ваши желания исполнятся. Давайте присядем.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку:
(Слайд №4: Загадка и вопрос)
Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный… (лев)
(Слайд №5:картинка льва и картинка льва маскирующегося)
Воспитатель: Кто может рассказать обо львах?
Ответы детей
(Для дополнения или обобщения воспитатель задает наводящие вопросы)
- Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
- Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).
- Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?
(Слайд №6: картинка львицы на охоте)
(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)
- А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).
(Слайд №6:картинка льва и львицы)
- На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры).
(Слайд №7: картинка жирафа, антилопы и зебры)
- Какую пользу приносят хищники?
(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных).
Воспитатель: - Следующая загадка:
(Слайд №9: загадка с вопросом)
Вот лошадки, все в полосках,
Может быть они в матросках?
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это? (зебра)
(Слайд №9: картинка зебры)
Воспитатель: Кто может рассказать о зебрах?
(Для дополнения или обобщения воспитатель задает наводящие вопросы)
- Как вы думаете зебра - это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?
(Ответ детей)
(Учеными доказано, что зебра- это черная лошадка в белую полоску. И каждая зебра покрыта полосками, а они не повторяются. А еще по рисунку детеныш зебры узнает свою мать.)
- Как зебра маскируется, если она такая яркая черно-белая? (Ответ детей)
(Слайд №11: картинка зебры в стаде)
( Их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно).
Воспитатель: Послушайте о ком следующая загадка?
(Слайд №12:загадка с вопросом)
Такой длинной шеи
Не видывал люд:
Всех выше на свете
Пятнистый…
(Ответ детей)
Вот живой подъёмный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвёт и листья, и банан.
(Ответы детей)
(Слайд №13:картинка жирафа)
Воспитатель: Кто может рассказать о жирафах?
(Для дополнения или обобщения воспитатель задает наводящие вопросы)
- Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.
(Слайд №14:картинка жирафа с 2-х этажный дом)
- Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья)
- У жирафа очень длинный черный язык
(Слайд №15:картинка жирафа с языком)
-Сколько у жирафа рожек?
(Слайд №1:картинка жирафа с рожками»
- Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы.
(Слайд №17:картинка жирафа с зебрами и антилопами)
-Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)
Воспитатель: О ком же следующая загадка?
(Слайд №18: загадка)
Носом – шлангом великан
Моется, как в душе.
Это житель жарких стран
Всех крупней на суше.
Какое самое большое животное в Африке?
Ответы детей
(Слайд №19: картинка слона )
Воспитатель: Кто может рассказать о слонах?
(Для дополнения или обобщения воспитатель задает наводящие вопросы и показывает соответствующие слайды)
- Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).
- Самое удивительное у слона – хобот.
- Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)
(Слайд №20: картинки слона и его действия хоботом)
- Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).
Воспитатель: -Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Его среда обитания вода, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.
(Слайд №21: загадка и вопрос)
Только в Африке найду зверя этого в пруду.
Если выйдет он на сушу, станет очень неуклюжим.
В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный…
Ответы детей
(Слайд №22: картинка бегемота)
-У нашего большого бегемота есть маленькие друзья. Вы знаете кто это? (Слайд №23: картинка бегемота с птицами )
Ответы детей.
(Воспитатель задает наводящие вопросы и показывает соответствующие слайды)
- Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем
(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов…»)
Слайд 2:Физкультминутка
Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(Пощипывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(Делают поглаживающие движения).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
Воспитатель: Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки. А каких еще животных Африки мы не назвали?
(Дети перечисляют)
Воспитатель: Раз вы так хорошо знаете животных жарких стран, я предлагаю вам игру «У кого кто?»
(на экране демонстрируется игра-презентация, в которой дети должны назвать животное, его детеныша и много детенышей.)
Воспитатель: В Африке какая среда обитания?
Ответы детей
Воспитатель: А чего хочется больше всего, когда стоит жара?
Ответы детей
-Что делают животные, когда хотят пить? (идут к водопою)
-Что такое водопой?
Ответы детей
-У водопоя собираются все животные саванны: напиться, искупаться
Воспитатель:- Ребята, кто может прийти к водопою? (Жираф, зебра, лев). А кто живёт в воде почти всё время, чья это среда обитания?
Ответы детей
Воспитатель: Мы выполнили макет с изображением природы Африки. Что мы изобразили?
Ответы детей
Воспитатель: -Кого и чего нет на нашем макете?
Ответы детей
Воспитатель: -Давайте дополним нашу работу. Что мы сделаем сначала? Ответы детей
Что потом? Ответы детей
А потом каждый из вас может выбрать животного и поставить его в свою среду обитания.
Воспитатель: Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику).
-В жарких странах
(Лёгкими, скользящими, движениями всех пальцев проводить по столу).
Носороги
(Руки поставить на согнутые растопыренные пальцы).
Просто ходят по дороге.
(Руками производить передвижения вперед)
Мокнут в речке бегемоты.
(Перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы).
Львы выходят на охоту.
(Раскрывать пальцы веером).
Крокодилы,
(Раскрывать соединенные у запястий руки).
Обезьяны,
(Руки приставить к голове, показать «уши»).
Зебры – жители саванны.
(Пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие»
движения по столу вперед).
И тропические птицы
(Большие пальцы обеих рук переплести между собой
взмахивать ладонями, как крыльями).
Есть чему тут подивиться.
(Ладони обеих рук, лежащие на столе переворачивать вверх – вниз).
Воспитатель: -Если нет вопросов, то можно приступать к выбору предметов и работь над созданием макета
(Дети дополняют работу песком ,водой, расставляют животных, )
По необходимости воспитатель оказывает помощь детям.
Рефлексия:
Воспитатель индивидуально спрашивает каждого ребенка:- расскажи в нескольких словах о том животном, которого ты поместил в макет
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Возьмем макет с собой в группу
Волшебный глобус я кручу,
Попасть обратно я хочу!
(музыка, дети поворачиваются вокруг своей оси)
Воспитатель предлагает детям поиграть с макетом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию для детей 6 –7 лет. Интеллектуально – развлекательная игра «Что? Где? Когда?»
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию для детей 6 -7 лет. Интеллектуально-развлекательная игра "Что? Где? Когда?" ( с использованием игровой технологии)...
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию в старшей группе .
Тема: «Волшебный лабиринт»....
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию в старшей группе .Тема: «Волшебный лабиринт».
Дети В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья.Мы сейчас пойдем налево, А потом пойдем направо.В центре круга соберемся, И на место все вернемся.Улыбнемся, подмигнем, Заним...
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию в старшей группе .Тема: «Путешествие в страну сказки и фантазии»
Воспитатель: дети, я сегодня получила письмо, давайте посмотрим, что в письме.Дети: давайте посмотрим.Воспитатель с детьми открывают конверт и...
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию для старших дошкольников
Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования. Задачи: расширять представления детей об окружающем мире – об объектах и явлениях неживой природы; развивать у детей а...
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «В поисках Незнайки»...
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию «В гости к лесовичку»
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию «В гости к лесовичку»...