Клуб "Родительский всеобуч"
план-конспект занятия по окружающему миру

Крымгужина Эльвина Венеровна

Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано

Старший воспитатель

МАДОУ детского сада №3: «Светлячок»

_______________ Г.А. Ахмерова

"___" _______ 2020г.

Утверждаю

Заведующий

МАДОУ детского сада №3: «Светлячок»

________________ Ф. З. Даринбаева

"____" _________2020г

РОДИТЕЛЬСКИЙ  ВСЕОБУЧ

на тему:

«Экологическое образование в семье»

hello_html_m3aa30fd7.png

Воспитатель: Крымгужина Эльвина Венеровна

Родительский всеобуч

«Экологическое образование в семье»

Форма проведения: «Деловая игра»

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Е.Евтушенко).

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.

Задачи:

Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.

Вовлечение родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Формировать творческие способности в процессе художественное эстетической деятельности у родителей.

Ход собрания

Воспитатель:

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы собрались, чтобы вместе обсудить вопросы воспитания наших детей, в частности "Экологическое образование  детей в семье». Я рада, что Вы откликнулись на мое предложение пообщаться, ведь только совместными усилиями можно добиться желаемых результатов. Как Вы считаете, что такое семья и чем является она для человека?

-Семья-это ячейка общества.

-Семья-это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.

-Семья для ребѐнка-это модель общества, с помощью которой он входит в мир.

-Семье принадлежит ведущее   место   в   развитии   ребѐнка, поэтому в воспитании ребѐнка приоритет принадлежит семье.

"Семья-это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро", -говорил  В.  А.  Сухомлинский.  В семье осуществляется преемственность поколений, происходит  передача  социальных  норм  и  ценностей, образцов  поведения.  При этом решающую  роль  играет  весь  уклад  жизни семьи, социальные установки родителей, уровень общения между членами семьи. Детский сад детей воспитывает, а  в семье с родителями они живут,  выполняют  "общую работу". Отец и мать -самые близкие и самые убедительные "образцы", по которым растущий человек проверяет и строит своѐ поведение. Детство,самый  благоприятный  период  для  развития  всех  качеств  личности ребѐнка.  Уходя в  школу,  он  уносит  в  душе  росток  добра  и  зла.  Он расстанется с воспитателем, но при этом навсегда останется с родителем. А вот когда ребѐнок вырастет, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой: доброго, заботливого   или   жестокого,  равнодушного  человека?  Это прежде  всего  зависит  от самих родителей. Недаром пословица гласит: "Умел дитя родить, умей и научить".

Родители  должны  определить  для  себя  цель   воспитания,  каким  они  хотят  видеть своего ребѐнка? Предлагаю Вам ответить на ряд вопросов, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми.

Поэтому сегодня я решила выяснить у Вас, а хорошо ли мы, взрослые, знаем  окружающую нас природу?  Сегодня для вас я хочу провести деловую игру, в которой вы проверите свои знания.

Для этого я разделю Вас на 2 команды, объединённые за круглым столом, что позволит вам общаться, вместе рассуждать и приходить к нужному, правильному на Ваш взгляд ответу, выводу.

А начнем мы нашу игру с небольшой разминки, чтобы настроиться на дружескую и непринужденную обстановку.

Разминка «Найди животное»

У вас на столах лежат карточки. На карточках написаны слова. В этих словах спряталось животное. Ваша задача найти в них названия животных.

1: Банка — кабан; багаж – жаба; колосья – лось; салон – слон.

2: Кино – кони; дудочка – удод; зонтик – кит, кот; пион – пони.

Молодцы все справились с заданием. Продолжаем нашу игру.

Давайте сыграем в игру "Я знаю".

-Встаѐм  в  круг.  

Я  бросаю  мяч  называю  зверей(птицы, рыбы) мяч, родитель поймавший мяч, говорит: "Я знаю 5 названий зверей: лев, ѐж.

Спасибо. Присаживайтесь.

Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым, уметь передать это добро по отношению к природе детям. Вот сейчас мы попробуем разобраться, так ли мы всегда правильно поступаем, когда возникает ситуация непосредственного общения ребенка с природой. Вашему вниманию предлагается стихотворение, послушайте его внимательно.

Эдуард Асадов «Царица-гусеница»

— Смотри, смотри, какая раскрасавица.

Мальчишка смотрит радостно на мать –

Царица – гусеница! Правда нравится?

Давай её кормить и охранять.

И вправду, будто древняя царица,

Таинственным сказаниям сродни,

На краснобоком яблоке в тени

Сияла золотая гусеница.

Но женщина воскликнула:

- Пустое!

И засмеялась: — Ах ты мой сверчок!

Готов везде оберегать живое,

Да это же вредитель, дурачок!

В четыре года надо быть мужчиной!

Соображай! Ты видишь: вот сюда

Она вползёт, испортит сердцевину,

И яблоко хоть выброси тогда.

Нет, нам с тобой такое не годится.

Сейчас мы глянем, что ты за герой –

Она стряхнула с ветки гусеницу:

- А ну-ка размозжи её ногой!

И мальчик мину напуская злую

И подавляя в тайне тошноту,

Шагнул ногой на тёплую, живую

Жемчужно-золотую красоту…

— Вот это славно! Умница, хвалю –

И тот, стремясь покончить с добротою,

Вскричал со зверски поднятой ногою.

Кидай ещё! Другую раздавлю!

Мать с древних пор на свете против зла.

Но как же этой непонятно было,

Что сердцевину яблока спасла,

А вот в мальчишке что-то загубила.

 Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого надо делать всё возможное: постоянно обогащать ребёнка добрыми впечатлениями, подавать пример доброго отношения ко всему живому, помните заповедь «Не навреди».

Игра «ДИРЕКТИВА»

Проводится игра «Директива» (это скрытое приказание, неправильно сформулированное родителями, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем.)

Участвуют две команды. Раздаются карточки с высказываниями обеим командам. Одной командой зачитывается неверное высказывание, другая дает правильный ответ. Побеждает дружба.

Примеры высказываний:

«Не ломай, бесстыдник» - «Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем».

«Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?» - «Малыш, мы обязательной найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?»

«Куда бежишь как сумасшедший? Здесь же дорога!» - «Пойдем медленнее. Дорога. Вспомним правила поведения на дороге».

«Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрый недотепа.» - «Будь повнимательнее, в следующий раз - обходи лужу».

«Родители согласны ли вы, что именно с этих неправильных фраз зарождается наше «воспитание» к окружающему, к окружающим, к самому себе?».

Викторина «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Вопросы о природе для родителей:

- У каких деревьев осенью листья красные? (У рябины, клена.)

- Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

- Кто кукует – кукушка-самка или кукушка-самец? (Самец.)

- Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Потому что она выделяет едкую жидкость. Попробовав раз, птица запоминает яркого жучка.)

- У какого животного лучше всех развит слух? (Лучше всех развит слух у крокодилов. Они улавливают рев своих сородичей на расстоянии до полутора километров. Почти такой же слух у львов.)

- Кто из живых существ – долгожитель? (Вороны и черепахи, они живут по нескольку сотен лет.)

- У какого млекопитающего самое маленькое (большое) сердце? (Самое маленькое сердце у льва, а самое большое – у жирафа.)

- «Крокодиловы слезы» - мы часто слышим и употребляем это выражение. Крокодилы действительно плачут. Почему? (Со слезами крокодилы избавляются от излишков соли в организме.)

- Где зимуют раки? (В илистых берегах рек.)

- Сок, какого дерева сладкий? (Березы, клена.)

- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

- Почему крапива жжется? (Потому что в волосках крапивы содержится муравьиная кислота.

- Почему у березы молодые листочки клейкие?

(Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

- Почему перелетные птицы улетают на зиму на юг?

(Потому что они насекомоядные, а зимой насекомых нет и им нечем питаться)

- Где летом живут снегири?

(На севере. А зимовать прилетает в наши края.)

- Почему нельзя уничтожать мухоморы?

(Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

- Для чего птицам хвост?

(С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

- Почему июнь называют месяцем тишины?

(Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)

- У какого насекомого уши на ногах?

(У кузнечика.)

- Сколько ног у паука?

(Восемь.)

- Из чего муравьи строят свои дома?

(Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)

- Куда зимой пропадают насекомые?

(Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)

Следующий  конкурс - «Экологические задачи»

Вашему вниманию, уважаемые родители, предлагаются ситуации, ваша задача обсудить поведение взрослых и детей, быстро и правильно найти пути их решения:

Первая ситуация.

- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, - предложил Ваня.

- Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. Правильно поступили дети?

Вывод. Костер желательно разводить на старом кострище, так как после костра место долго не зарастает растениями (кострище не зарастает 5-7 лет, а под деревьями делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара). 

Вторая ситуация.

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. Правильно поступили дети?

Вывод. Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар. 

Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества.

 

Следующий конкурс. Перед вами лежат ребусы, надо быстро их отгадать.

Отгадайте ребусы о животных.

hello_html_65726bb5.gifhello_html_m40742bf6.gifhello_html_m2a1ba7f7.jpghello_html_28a5d5fc.jpg

hello_html_181f22cb.jpghello_html_e90b477.jpg

 «Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе»         (В.А.Алексеев).

Конкурс «Народная мудрость» (продолжи пословицу).

Я вам буду предлагать начало пословицы, а ваша задача вспомнить вторую ее часть.

- Птицу узнают в полёте, а …..(человека в работе).

- Чем дальше в лес …(тем больше дров).

- Рыбак рыбака -…..(видит издалека).

- Что в воду упало, то…(пропало).

- Красна птица пером, а …(человек умом).

- Не нужна соловью золотая клетка, а нужна…. (зеленая ветка).

Подведение итогов викторины.

Знаете ли вы, что…

Каждая сова уничтожает за год 100 грызунов. Каждая полевая мышь съедает за год 1кг зерна, а значит, одна сова спасает за год 100кг хлеба.

Пчела должна облететь 2-4 миллиона цветов, чтобы получился килограмм меда.

Крысы появились на земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди.

Слоны и люди – единственные млекопитающие, которые могут стоять на голове.

Сердце кита бьется только 9 раз в минуту.

За сутки синица кормит своих птенцов 1000 раз.

Слоны, дельфины и крупные обезьяны – животные, которые могут узнавать себя в зеркале.

II часть: Творческая

Воспитатель: Год Экологии подходит к концу. Мы видим, что вы серьёзно относитесь к экологическому воспитанию наших детей. Впереди нас ждет ещё один год, который всегда начинается с замечательных праздников. Это Новый год, Рождество. Рождество… один из самых светлых и добрых праздников. Есть такая легенда: когда Петр I ввел в Российской империи обычай украшать елки на Рождество, то и елки, и стеклянные игрушки начали везти из Европы. Стоили украшения очень дорого, поэтому вместо стеклянных европейских игрушек люди начали делать украшения  из ткани, ниток.

Когда мы делаем украшение или подарок своими руками, то вкладываем в них частичку своей души - такие поделки будут только радовать и станут самым дорогим подарком тем, кому вы его преподнесли!

Технология изготовления «Рождественской елки». Сегодня я хочу познакомить вас с одной из них.

Мастер-класс

Закончить наше собрание хочется словами писателя и большого любителя природы М. Пришвина: «Мы хозяева природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».

Хочется пожелать Вам хорошего настроения, благополучия в семье и пусть елочка сделанная вашими руками, хранит Вас и ваш дом!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ

ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРА В РАЗВИТИИ ВАШЕГО РЕБЁНКА...

Всеобуч для родителей. "МЫ за здоровый образ жизни!"

Можно использовать как тематическое родительское собрание, круглый стол для родителей, консультация, обмен опытом....

Родительский всеобуч

методика проведения артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик...

Всеобуч для родителей "Семья и книга"

В расках проекта "В стране красивой речи" я разработала всеобуч для родителей "Семья и книга", который был проведен после анкетирования родителей по теме "Ребенок и книга", а также после беседы-опроса...

Всеобуч "Семья"

Презентация для всеобуча в детском саду...