Родительский всеобуч
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Буток Елена Николаевна

методика проведения артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий родительского всеобуча

Тема: «Коррекционные приемы формирования правильной речи»

Цели.

• обучение родителей развитию «тонких » движений пальцев рук.

•  обучение родителей методике проведения дыхательной и артикуляционной гимнастик.

•. Формирование положительной  мотивации обучения и межличностные отношения между родителями и педагогами.

Оборудование и материалы:

•Оборудование для практического показа (трубочки для коктейля, стаканы с водой, горох, макаронные изделия, нитки,зеркала)

• выставка игр по развитию моторики и мелкой моторики (разнообразные виды шнуровок, прищепки, счетные палочки и схемы к ним, мозаика, кубики, конструкторы, разрезные картинки, трафареты);

•  памятки и рекомендации для родителей (по выполнению и проведению дыхательной, пальчиковой и артикуляционной  гимнастик,);

•   мультимедиа для  практического  показа дыхательных упражнений, артикуляционных  упражнений,

                                                 

Ход мероприятия

Организационный момент.

Логопед. Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи. Вы увидите, как можно  применять  их в повседневной работе с детьми и как можно использовать данные рекомендации для занятий дома,

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук — один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного состояния. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Развитие ручной умелости у детей 4—5 лет.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Развитие мелкой моторики, обогащение словаря, закрепление правильного согласования существительных с прилагательными, закрепление обобщающего понятия «игрушки». Дети по очереди разгибают или загибают пальцы, произнося текст.

Этот пальчик — красный мяч.

Ты куда пустился вскачь?

Этот пальчик — кукла Катя

В синем новом, длинном платье.

Этот пальчик — грузовик,

Он огромен, он велик!

Этот пальчик — желтый мишка,

Добрый, милый шалунишка.

Этот пальчик — самолет,

Все игрушки довезет!

Пальчиковая гимнастика «Жду гостей»

•    Развитие мелкой моторики, обогащение словаря, закрепление названий

посуды и знаний о том, для чего она используется.

Вариант 1: дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя названия посуды.

Вариант 2: поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки.

Стол сейчас накрою я,

Ведь придут мои друзья.

В солонку соль я положу,

В салатники салат,

В конфетницу

Конфеты кладу я для ребят,

В сухарницу кладу

Я много сухарей,

А в сахарницу сахар

Насыплю для гостей.

Что же должен уметь ребенок 45лет:

Рисовать  карандашами, мелками;

•собирать  постройки из девяти кубиков;

• складывать бумагу более чем один раз; шнуровать  ботинки, лепитть из пластилина.

А сейчас я хочу предложить вам упражнения которые можно использовать для развития у детей рунной умелости дома:

•   разминать пальцами пластилин;

•  катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;

выполнять пальчиковые игры и упражнения; рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем; вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;

играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;

штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны. Какие игры и пособия можно приобрести для развития мелкой моторики вы можете ознакомится на представленной выставке.

Уже к четырем годам ребенок в состоянии выкладывать из спичек или палочек геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник). На этой основе можно создавать изображения различных предметов, все это можно интересно и с пользой обыграть. Например, скажите  ребенку: «У Мити был День рождения. Ему подарили много игрушек. А какие игрушки, ты узнаешь,  если сумеешь отгадать загадки».

Логопед предлагает родителям отгадать загадки, а ниточкой нарисовать   отгадку.

1.Его бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет (мяч)

2.Возьми за палочку,  дружок,

И подними вот так (флажок)

3.Твой хвостик я в руке держал.

Ты полетел,  я побежал. (шарик)

4.Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.(матрешка)

Учимся правильно дышать.

Развивая   правильную речь, обязательно нужно развивать у  детей не только ручную умелость, но и правильное  дыхание, которое является  — энергетической основой  нашей речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работа над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

Логопед. Я предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, но перед тем как мы с вами научимся их выполнять я хочу рассказать о параметрах правильного речевого дыхания:

Слайд 1.

Параметры правильного речевого дыхания

  1. Запомните: выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
  2. выдох происходит плавно, а не толчками;
  3. во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  4. во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил как должен выходить воздух;
  5. выдыхать следует пока не закончится воздух;
  6. во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Слайд.

Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после еды. Между занятиями и последним приемом пищи должно пройти не менее часа. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

        В работе с детьми мы используем различные предметы для развития дыхания.

Логопед. А теперь давайте попробуем выполнить некоторые движения вместе со мной.

Упражнение «Хомячок»: пошмыгать носом, рот закрыт.

Упражнение «Собачке жарко»: часто дышать, высунув язык. (Сели ровно, спины выпрямили, руки перед собой).

При выполнении этих упражнений нужно чувствовать движения стенки живота.

А теперь я предлагаю комплекс упражнений, которые помогут в развитии  длительного выдоха. При выполнении этих упражнений нужно следить, чтобы выдох был полным, то есть не прерывался для небольшого вдоха.

Упражнение «Согреть руки»: выдох со звуком «х-х-хо».

Упражнение «Остудить воду»: выдох со звуком «ф-ф-ф».

Упражнение «Футбол»: дуть через соломинку на горошину.

Упражнение «Подводная лодка»: пускать через соломинку воздух в стакане воды.

Следующие упражнения развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют мышцы языка, что очень важно для постановки звуков. Во время вдоха нужно следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.

Для углубленного вдоха родителям предлагается  узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

Логопед предлагает родителям встать:  и выполнить более сложное упражнение. Представим, что живот — воздушный шарик. Заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая на груди, при вдохе живот надувается, грудная клетка,  и плечи не поднимаются.

А теперь поговорим  об артикуляционной гимнастике.

Слайд 1.

Артикуляционная гимнастика  - это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Слайд 2.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

2.Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут.

3.Не следует предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз.

4.Ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Слайд 3.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  1. Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
  2. Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
  3. Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить напряженность органов артикуляции.

Слайд 4.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.

Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнить движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься  кверху»)

 А теперь давайте возьмем зеркала и выполним упражнение вместе со мной.

Слайд 5.

Упражнение «Заборчик»

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

Удерживать 5 секунд.

Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь

Слайд 6.

Упражнение «Трубочка»

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1до 5. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук [У].

Слайд 7.

Упражнение «Трубочка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

Слайд 8.

Упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизнуть верхнюю губу. Затем облизнуть нижнюю губу. Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна.

Слайд 9.

Упражнение «Трубочка»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Слайд 10.

Упражнение «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы и удерживать в таком положении 5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении 5 секунд. Так поочередно меняем положение языка 5-6 раз, «качаем язычок»

Слайд 11.

Упражнение «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться  в нижние зубы. На счет «раз» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.

Слайд 12.

Упражнение «Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. Затем «почистить» нижние зубы.

Слайд 13.

Упражнение «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Слайд 14.

Упражнение «Грибок»

Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная уздечка натянулась. Удерживать в таком положении язык в течение 5 секунд. Если так сделать не удается, то выполните упражнение «лошадка».  Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки.

Итог: Уважаемые товарищи родители, я надеюсь, что полученные на сегодняшней встрече знания будут применяться в работе с детьми и дадут хорошие результаты. Успехов вам.

 Спасибо за  внимание.

Проект всеобуча

Цели.

• обучение родителей развитию «тонких » движений пальцев рук.

•  обучение родителей методике проведения дыхательной и артикуляционной гимнастик.

•. Формирование положительной  мотивации обучения и межличностные отношения между родителями и педагогами.

Оборудование и материалы:

•Оборудование для практического показа (трубочки для коктейля, стаканы с водой, горох, макаронные изделия, нитки, зеркала)

• выставка игр по развитию моторики и мелкой моторики (разнообразные виды шнуровок, прищепки, счетные палочки и схемы к ним, мозаика, кубики, конструкторы, разрезные картинки, трафареты);

•  памятки и рекомендации для родителей (по выполнению и проведению дыхательной, пальчиковой и артикуляционной  гимнастик,);

•   мультимедиа для  практического  показа дыхательных упражнений, артикуляционных  упражнений.

        Хочу,  чтобы в результате всеобуча у родители овладели методикой (техникой)  проведения пальчиковой, дыхательной и  

артикуляционной гимнастик, для того чтобы  в домашних условиях смогли применять полученные знания в работе со своим ребенком.

Думаю, что у родителей не возникнет затруднений  в восприятии предлагаемого практического материала. Они будут стараться выполнять все задания и упражнения, предложенные  логопедом.

        Считаю, что родители получат необходимые умения для успешной коррекционной работы и  справятся со всеми  намеченными мною целями, но думаю, что могут возникнуть затруднения  при выполнении артикуляционной гимнастики.

        На всеобуч взяла подгруппу родителей  детей, имеющих речевое заключение ОНР III (ур).

        Конспект всеобуча составила в соответствии с необходимостью обучения родителей выполнять задания в домашних условиях.

В проведении всеобуча планирую  использовать  мультимедиа, выставку игр по развитию мелкой моторики, памятки для родителей

(по проведению дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастик в домашних условиях).  На всем протяжении всеобуча вы увидите различные методы и приемы .

        

 

Самоанализ всеобуча

        На всеобуче учила родителей правильной методике  проведения пальчиковой, дыхательной и  артикуляционной гимнастик, при помощи практического показа и обучающего диска, который  помог родителям овладеть приемами воздействия на органы артикуляции.

 В проведении всеобуча использовала словесные, наглядные и практические методы и приемы.

        На протяжении всего мероприятия следила за тем, чтобы родители правильно выполняли предложенные им задания.  

         Всеобуч построила в доступной форме, родители понимали мои задания и выполняли их, считаю что  были заинтересованы и активны. Как я и предполагала у родителей возникли затруднения при выполнении артикуляционных упражнений.

В течении всего мероприятия у родителей наблюдалось сотрудничество и иннициативость.

Считаю,  что поставленные мною цели были достигнуты в комплексе..

В целом представленным видом работы с родителями я удовлетворена.  

                       

Памятка для родителей

I. Ручная умелость

а) Что  должен уметь ребенок 45лет:

Рисовать  карандашами, мелками;

•собирать  постройки из девяти кубиков;

• складывать бумагу более чем один раз; шнуровать  ботинки, лепить из пластилина.

б) упражнения которые можно использовать для развития у детей рунной умелости дома:

•   разминать пальцами пластилин;  катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;

выполнять пальчиковые игры и упражнения;

рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем;

вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;

 играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;

 штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.

II. Учимся правильно дышать

а) Параметры правильного речевого дыхания

  1. Запомните: выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
  2. выдох происходит плавно, а не толчками;
  3. во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  4. во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил как должен выходить воздух;
  5. выдыхать следует пока не закончится воздух;
  6. во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

б) Упражнения на дыхание

Упражнение «Хомячок»: пошмыгать носом, рот закрыт.

Упражнение «Собачке жарко»: часто дышать, высунув язык.

При выполнении этих упражнений нужно чувствовать движения стенки живота.

Комплекс упражнений, которые помогут в развитии  длительного выдоха. При выполнении этих упражнений нужно следить, чтобы выдох был полным, то есть не прерывался для небольшого вдоха.

Упражнение «Согреть руки»: выдох со звуком «х-х-хо».

Упражнение «Остудить воду»: выдох со звуком «ф-ф-ф».

Упражнение «Футбол»: дуть через соломинку на горошину.

Упражнение «Подводная лодка»: пускать через соломинку воздух в стакане воды.

III.Артикуляционная гимнастика

а) Правила проведения артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

2.Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут.

3.Не следует предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз.

4.Ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

б) Артикуляционные упражнения

 Упражнение «Заборчик»

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.Удерживать 5 секунд.Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь

Упражнение «Трубочка»

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1до 5. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук [У].

Упражнение «Трубочка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

Упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизнуть верхнюю губу. Затем облизнуть нижнюю губу. Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна.

Упражнение «Трубочка»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Упражнение «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы и удерживать в таком положении 5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении 5 секунд. Так поочередно меняем положение языка 5-6 раз, «качаем язычок»

Упражнение «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться  в нижние зубы. На счет «раз» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.

Упражнение «Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. Затем «почистить» нижние зубы.

Упражнение «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Упражнение «Грибок»

Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная уздечка натянулась. Удерживать в таком положении язык в течение 5 секунд. Если так сделать не удается, то выполните упражнение «лошадка».  Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

Сценарий родительского всеобуча

«Коррекционные приемы формирования правильной речи»

                                                              Составил: учитель –логопед Буток Е.Н.

                                                            2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ

ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРА В РАЗВИТИИ ВАШЕГО РЕБЁНКА...

Родительский всеобуч

Родительский всеобуч «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»....

Родительский всеобуч "Дети и мир природы"

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у д...

Родительский всеобуч

Роль сказки в жизни ребенка...

Выступление на родительском всеобуче по теме « Компьютер и ребёнок - плюсы и минусы этого общения»

Данная разработка знакомит родителей с "плюсами" и " минусами" общения  ребёнка с компьютером. Эта тема актуальна , так как отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительно...

Родительский всеобуч

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ – педагогическая модель взаимодействия МБДОУ «Детский сад №183» с семьей.ЦЕЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА: содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания...