Конспект НОД познавательного цикла для детей подготовительной группы "Открываем супермаркет".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ацаева Елена

Дети в игровой форме познакомятся с профессиями в супермаркете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya._podg._gr.docx906.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД познавательного цикла для детей подготовительной группы «Открываем супермаркет».

Подготовила и провела:

воспитатель Ацаева Е.И.

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о функциональном значении магазина.

Задачи: 1) Познакомить с трудом взрослых в супермаркете, вызвать интерес к этим профессиям.

2) Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета.

3) Способствовать установлению ролевого взаимодействия в игре между детьми, активизировать диалоговую речь.

4) Активизировать словарный запас и основные грамматические категории по лексическим темам.

4) Воспитывать уважение к труду.

Материалы и оборудование: Вывеска «Супермаркет», вывески отделов супермаркета; витрины и муляжи для их заполнения, бейджики,  кассовый аппарат, корзинки ля продуктов, деньги, карточки, компьютер, музыкальный центр.

Предварительная работа:

Чтение отрывка из книги С. Михалкова «Овощи», Э. Успенского «Птичий рынок», С. Михалкова «Хрустальная ваза», В. Берестова «В магазине игрушек», Л. Петрушевской «Поросёнок Пётр и магазин».

Беседы с детьми на тему «Покупки», «Поведение в общественных местах».

Обращение к личному опыту детей: были ли они в магазине? Какие магазины бывают и что в них можно купить?

Экскурсия в магазины «Магнит», «Пятёрочка» с родителями, наблюдение за работой продавца, покупателя, кассира.

Д/и «Магазин», «Назови магазин», «Овощи», «Кому что?»

Беседа о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание картин.

Просмотр мультфильмов («Осторожно обезьянки» - 2 серия, случай в кондитерской).

Ход игровой деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель: -  Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся. Они пришли к нам неслучайно. Хотите узнать, зачем? Отгадайте мою загадку:

Нужно хлеба нам купить,

Иль подарок подарить –

Сумку мы скорей берём

И на улицу идём.

Там проходим вдоль витрин

И заходим в …          (магазин).

Воспитатель:  - Правильно, молодцы. Ребята, все гости пришли к нам сегодня на открытие нового супермаркета «Солнышко».

Дело в том, что вчера Лера поделилась со мной своей мечтой. Когда она вырастет, откроет свой магазин и назовёт его «Солнышко». Мне очень понравилась её идея. И я решила предложить вам отправиться в путешествие в будущее, помочь Лере с открытием магазина и, конечно,  сделать покупки. Я уже и список приготовила. Вот, посмотрите. Список необычный, зашифрованный. Что бы его расшифровать нам надо потрудиться в команде. Давайте разделимся на две команды. (На столе лежат медальки с вишенкой и лимоном).- дети разобрали медальки и стали в команды.

Игра «Найди девятый» (на развитие логического мышления).

C:\Users\Елена\Desktop\открытое занятие в супермаркете\DSCN9695.JPG

Воспитатель: - Ну вот , с покупками мы определились.

- А теперь, вперёд, мои друзья, дорога времени нас ждёт.

(дети пересекают туннель из ткани).

C:\Users\Елена\Desktop\открытое занятие в супермаркете\DSCN9697.JPG

Воспитатель: - Вот мы и оказались у дверей магазина.  Как вы думаете, что может быть на витринах магазина?

Дети: -  Хлеб, мыло, сметана, торт, шапка, мячик, рис и т.д.

Воспитатель: -  Конечно, мы можем купить в магазинах всё, что угодно. Магазины бывают разных видов, в зависимости от того, что в них продаётся.

Игра «Назови одним словом – угадай магазин».

Воспитатель:  - Какие виды магазинов вы знаете?

Идет презентация.

C:\Users\Елена\Desktop\открытое занятие в супермаркете\DSCN9698.JPG

Воспитатель: - Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье – всё это как мы назовём одним словом? (продукты). Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания? (продуктовый).

- Диван, кровать, стол – всё это? (мебель) …(мебельный). Какая ещё мебель в нём может продаваться?

- Сапоги, валенки, ботинки - …(обувь) …(обувной). Какая ещё обувь в нём может продаваться?

- Орхидея, роза, декабрист - …(цветы) …(цветочный).

Воспитатель:  - Давайте вспомним наш список покупок. Вот было бы хорошо купить всё в одном месте. А скажите, ребята, есть ли такой магазин, в котором можно купить всё сразу: молоко и хлеб, мыло и стиральный порошок, посуду, игрушки, тетради с ручками и даже ошейник для собаки?  

Дети: -  Да.

Воспитатель: -  Вы знаете, как он называется? Называется он супермаркет.

                     - Как вы думаете, чем отличается супермаркет от обычного магазина?

Дети: -  В супермаркете товары можно брать самим, а в магазине нет.

Воспитатель: -  Правильно, ребята, если в обычном магазине товар нам выдаёт продавец, то в супермаркете товар мы выбираем сами и кладём в корзину или тележку.

- А как вы думаете, для чего нам нужна тележка в супермаркете?

Дети: -  Чтобы класть туда продукты, чтобы было удобно нести к кассе.

Воспитатель: -    Правильно, ребята. В супермаркете предлагают нам не только большой выбор товаров, но и некоторые услуги: например, корзины, тележки, камеры хранения, где люди могут оставлять пакеты и сумки (воспитатель обращает внимание детей на фотографии). А также, в супермаркете предлагается не одна касса, а несколько.

                           - Как вы думаете почему?

Дети: -  В супермаркет приходит много людей.

Воспитатель: - Совершенно верно.  Обычно в супермаркете много покупателей. И каждый хочет побыстрее расплатиться за товар. Поэтому для людей предложено несколько касс. Обратите внимание, ребята, как в супермаркете расположены товары. Товары лежат на полках, в холодильниках, в корзинах так, чтобы покупатели могли свободно взять их, посмотреть цену, внешний вид товара, определить срок годности (не испорчен ли продукт).Супермаркет разделён на отделы. Каждый отдел имеет название: «Отдел бытовой химии», «Отдел молочных продуктов», «Отдел хлебобулочных изделий», «Мясной отдел», «Отдел игрушек».

 - Как вы думаете почему?

Дети: -  Чтобы человек находил тот товар, который ему нужен.

Воспитатель: -  Правильно. Давайте теперь скажем, кто работает в супермаркете. Может, вы мне поможете?

Дети: - Продавцы, охранники.

Воспитатель: -  Продавцы, которые помогают найти тот или иной товар, взвешивают, упаковывают; кассиры, которые считают общую стоимость покупки, принимают деньги, карточки за товар, выдают сдачу, чек и пакеты (по желанию покупателя). Ещё есть человек, который следит за состоянием товара, его сроком годности. Это администратор. Также ни один супермаркет не обходится без охранников. Они следят за порядком, смотрят, чтобы люди не прятали товар в кармане или не съели его по пути к кассе, а также предлагает покупателям воспользоваться камерой хранения, если у них с собой много тяжёлых пакетов. Ещё раз обратите внимание на камеру хранения (воспитатель показывает фотографию), как ею пользоваться. Открываем шкафчик, кладём пакет, закрываем шкафчик ключом. На каждом ключе есть свой номер.

Воспитатель: -  Ну, что, ребята, может мы поиграем в игру? Давайте распределим роли. В этом нам поможет волшебный мешочек. Каждый из вас достаёт картинку с изображением того, чью роль он будет исполнять. Самая главная роль -  у покупателей, без неё не было бы и магазина. Ведь если некому покупать, зачем тогда магазин, он просто будет не нужен.

(Воспитатель себе вешает бейджик  «ДИРЕКТОР).

Воспитатель: -  Я хочу всех пригласить на торжественное открытие супермаркета. (Под торжественную музыку гости перерезают ленту, и директор приглашает всех в игровую зону).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как много отделов в нашем супермаркете. Давайте узнаем, что можно купить в этих отделах.

        (Дети по вывескам угадывают отделы, продавцы этих отделов занимают места).

Только посмотрите, ребята, витрины совсем пустые. Товар только прибыл. Сейчас грузчики разгрузят машину, и продавцы отделов            продавцы отделов расставляют товар по местам).

Воспитатель: -  Молодцы, ребята. Витрины готовы. Но перед тем, как отправиться за покупками, администратор проверит, всё ли правильно сделали его работники, на своём ли месте каждый товар.

(Администратор производит проверку).

C:\Users\Елена\Desktop\открытое занятие в супермаркете\DSCN9704.JPG

Воспитатель: -  Всё готово, отправимся по магазину за покупками.

                          (Правила;  напомнить детям о том, как должен покупатель разговаривать с продавцом, а продавец с покупателем. Предложит одно из главных условий игры: без слов «Будьте добры!», «Пожалуйста», «Спасибо» товары не отпускать, не предоставлять услуги.) 

- Что надо ещё обязательно взять в магазин?

Дети: -  Деньги.

Воспитатель: -  Начнём наше путешествие с первого отдела. -  Что это за отдел?  Здесь работает … .

Проходите, посмотрите.

На витрине - что хотите.

Есть и свёкла, кабачки,

Есть огурчики, стручки,

Есть картошка молодая,

Помидоры, лук, салат,

Есть бананы, виноград.

- Давайте обратимся за помощью к продавцу.

 - Дайте нам, пожалуйста, фрукт -  красного цвета, круглой формы, сладкий на вкус.

Продавец: -  Вот, пожалуйста, яблоко.

Воспитатель: - Ребята, кто хочет сделать покупки?

(Желающие обращаются к продавцу за помощью).

Воспитатель: -  Что было следующее у мня в списке?

Дети: -  Мыло.

Воспитатель: -  В каком отделе мы его можем приобрести?

Дети: -  В отделе бытовой химии.

По радио приглашают всех детей посетить игровую комнату.

Игра с мячом «Весёлый мячик».

(Дети стоят в кругу и передают мяч друг другу, громко произнося слова).

Ты катись весёлый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый мячик,

Тот сейчас станцует нам.(Тот, у кого из детей остался мячик, выходит в центр круга и танцует, остальные хлопают в ладоши).

Воспитатель: -  Мы с вами отдохнули и повеселились, отправляемся дальше за покупками. Пройдём в другой отдел магазина…

Воспитатель: -  В какой отдел мы пришли?

              Дети: - Молочный

Воспитатель: -  Ребята, почему-то молочный отдел не работает.

 

Продавец: - Продукты находятся в стадии прохождения контроля качества.

Воспитатель: - Ребята, я сейчас позвоню в специальную организацию, которая следит за качеством товара. Называется она СЭС.

(По скайпу связываемся с СЭС).

Директор: - Здравствуйте. Вас беспокоит директор супермаркета «Солнышко». Вам были переданы образцы продуктов для проверки на качество. Можно ли узнать результаты исследования молочной продукции?

СЭС: - Минуточку. Так, так, так. От вас была получена следующая продукция: кефир 1%, ряженка 4%, творожные сырки с ванилью, сметана 25%, и питьевой йогурт 1,2%.

             Проверку не прошли: питьевой йогурт и сметана. Все остальные продукты могут поступать в продажу. Документы высылаем по электронной почте.

             Директор: - Спасибо. Всего доброго.

Звучит сигнал входящего сообщения.

Директор: - Документы пришли. Товарищ продавец, уберите товар, не прошедший по качеству и можете открывать отдел.

Дети совершают покупки и проходят в следующий отдел.

В отделе «Кондитерские изделия» ставится проблемная ситуация. По радио объявляют о новом поступлении товаров, предлагается покупателям купить его.

Игра «Расшифруй печенье».

Дети приходят в кондитерский отдел, где им предстоит расфасовать печенье в коробки нужной геометрической форм

Воспитатель: -  Молодцы, ребята, справились с заданием. Печенье было в моём списке, и я, пожалуй, куплю его… Может кому-нибудь надо что-то в этом отделе? Вы можете купить, не забывайте, что продавец всегда готов оказать вам помощь.

Дети двигаются дальше.

Воспитатель: - Здесь табличка какая-то висит. Давайте прочтём.

Дети: -  Учёт.

Воспитатель: -  Оказывается пришли странные накладные – это такие документы, на которых пишется название товара и его количество. Здесь стоят цифры и точки. Продавцы не могут расшифровать их, а значит не могут открыть отдел. Чтобы узнать, какой товар привезли, надо соединить точки по цифрам. (Дети выполняют задание)

                           - У кого что получилось?

Дети: -  Колбаса, сосиски, мясо.

Воспитатель: -  Как можно назвать отдел с таким ассортиментом?

Дети: -  Колбасно – мясной отдел.

Воспитатель: - Ребята, вы все купили по списку, теперь идем к кассе, чтобы расплатиться за товар.

Дети подходят к кассе и оплачивают товар.

Воспитатель: -  Ребята, в большом магазине всегда большой ассортимент товаров, люди здесь бывают долго, и иногда хотят отдохнуть и подкрепить силы. Вспомните, пожалуйста, что ещё находится в торговом зале супермаркета?

Дети: -  Кафе.

Воспитатель: -  Нам с вами тоже пора подкрепиться. Я приглашаю вас и наших гостей в уютное кафе, где мы сможем выпить чаю с чем-нибудь вкусненьким. Всё-таки хороший супермаркет у нас получился. Вам понравилось, ребята? Вы заметили, как работники супермаркета разговаривали с покупателями? Как они помогали им, вели себя культурно, были вежливыми? Но и покупатели показали себя с лучшей стороны. Хотелось бы, чтобы в настоящей жизни так и происходило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Будущие защитники Родины -на старт!» конспект спортивно-познавательного занятия для детей подготовительной к школе группе.

Конспект направлен на повышение интереса детей к российской армии, формирование патриотическийх чувств на занятиях физической культурой, с участием родителей....

Конспект занятия познавательного цикла для детей средней группы «Беседа о первоцветах»

Воспитание бережного отношения к первоцветам и к природе....

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Путешествие в страну Математики"

Продолжать учить называть дни недели, времена года, название месяцев, части суток....

Конспект открытого познавательного мероприятия для детей подготовительной группы "Путешествие на морское дно"

Предлагаю конспект познаваетльно-игрового мероприятия "Путешествие на морское дно"....

Конспект ООД познавательного развития для детей подготовительной группы «Солнечная система».

Конспект ОД по познавательному развитию у детей старшего дошкольного возраста позволит сформировать представления о солнечной системе, разширить  словарный запас....

«Кубанская горница» конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы

Обобщить знания детей об истории, быте и культуре жизни казаков. Формировать мотивационно- познавательную творческую активность дошкольников . Воспитывать любовь к малой Родине; развивать познавательн...