Воздушный океан.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН. Занятие в старшей группе. Щигрева Надежда Николаевна. МБДОУ№10 г.Воронеж
Цели:
Уточнить и расширить знания детей о воздухе,его составе,свойствах,значении для жизни на планете Земля. Формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию. Познакомить с природным явлением «ветер»,причинами его возникновения, влияния на жизнь живых организмов и человека; развивать речь, фонематический слух,логическое мышление, эстетическое,образное восприятие слова. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а: Чтение энциклопедии «Чудо всюду»Т.Д. Нуждиной, фрагментов из сказок А.С. Пушкина «О царе Салтане»,стихов русских поэтов о природе,изготовление вертушек,ветромера,эксперименты «Тёплый и холодный воздух»,наблюдения за ветром на прогулке. М а т е р и а л: Схемы- модели «Состав воздуха», «Почему кислород не кончается», «значение ветра» , воздушные шарики, свистки, картинки с изображением различных ветров (тихий, сильный,смерч, ураган), атмосфера. Игровизоры для работы над заданием « Сжатый и разреженный воздух в разных предметах», фломастеры, схема-модель «сжатый и разреженный воздух»
С л о в а р н а я р а б о т а : Атмосфера, бриз,муссон,смерч,ураган, метеорологи,синоптики.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадку:
Такой большой,что занимает весь мир, Такой маленький,что в любую щель прлезет (воздух) Далее проводится беседа о воздухе. Учистого воздуха нет ни цвета, ни вкуса ни запаха,поэтому мы его не замечаем.Что же такое воздух? По схеме –модели «состав воздуха» дети отвечают,что воздух- это смесь различных газов: азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный для людей и животных газ,который есть в воздухе,-- это кислород .Дети рассматривают схему- модель «Почему кислород не кончается?» и в ходе беседы убеждаются в том,что кислород нам дают зеленые растения.Они вбирают в себя углекислый газ,который выдыхают люди,авыделяют кислород. Так и живут,помогая друг другу дышать,люди и растения. Воспитатель предлагает пдетям поиграть в игру. «Составь предложение со словами «можно» и «нельзя»Ребенок прыгает в обруч и говорит слова( по количеству обручей),например,Нельзя ломать деревья. Можно любоваться красотой леса. Можно собирать ягоды. Нельзя разводить костры в лесу. Не оставляй мусор в лесу! И т.д. Далее с помощью схемы- картинки «Атмосфера» дети рассказывают,что воздух защищает нашу планету от солнечной радиации, сильного холода, с помощью воздуха мы можем говорить, слышать различные звуки,жить,радоваться красотой рек,морей,лесов …
Проводится опыт «Воздух занимает место»(надуть и отпустить водушный шарик,чтбы услышать воздух) Воспитатель говорит,Что воздух постоянно перемещается.Движение воздуха - это ветер. Дети рассматривают схему о движении ветра вокруг планеты.(Над широкими Тёплыми морями,над снежными полями,над лесами,пустынями всё время движется воздух.Ветры приносят тепло и холод,развевают над городом дымные тучи,приносят дожди. Ветер может быть другом и помощником).У каждого ветра есть своё имя.Воспитатель показывает картинки о ветре (Бриз,муссон,ураган, смерч, торнадо…) Проводится опыт «Сделай ветер»(подуть на воду в тазике с бумажными корабликами) Воспитатель предлагает вспомнить,как изображали ветер наши любимые русские поэты А.С. Пушкин, М.Исаковский,Н. Некрасов. Дети вспоминают отрывки из сказок « О царе Салтане», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»,отрывок из стихотворения Н.Некрасова «Зеленый шум», М.Исаковского «Осторожно ветер…» Во время чтения стихотворных строк дети слушают,потом отвечают на вопрос, что делает ветер, какой он в описаниях поэтов?(могучий,молодой,ветер играет,воет как зверь,плачет как дитя, по морю бежит,гуляет,веет, не боится никого,волнует сине море,расправляет молодые крылья…) Воспитатель говорит,что ветер принес нам весну,тепло,пение птиц. Весело свистит весенний ветер.Дети вместе с педагогом играют в игру со свистками «Утка Кряква и молодые утята»(1- свистит утка,2-свистят дети-утята.сначала 1 раз,потом 3раза) После игрового опыта дети делают выводы,почему ветер завывает,свистит) Далее дети делают обобщающий вывод с помощью схемы-модели «Значение ветра» (Переносит холод, тепло, влагу, семена, помогает в судоходстве, меняет направление течения, используется для производства энергии (ветряная мельница и др.) Воспитатель предлагает вниманию детей пословицы о воздухе и ветре: Воздух сколько ни глотай, сыт не будешь. Воздух- символ свободы. Куда ветер- туда и тучки летят. Проводится подвижная игра «Ветер и тучки» Игровое упражнение. На столах картинки «Тайны воздушного океана» Задание. Обвести фломастером синего цвета предметы,где воздух разряженный, красным- сжатый воздух. (кртинки с изображением:
Свисток, насос,баллоны акваланга, мыльница с происоской,улитка,гармонь, мяч, воздушный шар, шприц …) В конце занятия воспитатель включает глобус и говорит: Ребята,посмотрите,как прекрасна наша планета.Какая она огромная и в то же время маленькая и хрупкая в огромном космосе. Только на нашей планете есть жизнь.Давайте беречь её ! Дети проговаривают хором «Мирную считалку» М.Карема , выполняют соответствующие движения руками. Раз,два,три,четыре,пять. Всех чудес не сосчитать! Красный,белый,желтый,синий. Медь,железо,алюминий. Солнце,воздух и вода. Горы,реки,города. Труд,веселье,сладкий сон, А война пусть выйдет вон!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Воздушный океан"
Проект "Воздушный океан" познавательно --исследовательский предназначен для детей старшей группы детского сада....
Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»
Цель занятия: Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...
презентация по ОО Познание "Воздушный океан"
Презентация для старшего дошкольного возраста по ОО Познание "Ознакомление с окружающим" по теме "Воздушный океан"...
Воздушный океан
уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; формировать интерес у экспериментальной работе...
Организация непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» в старшей группе по теме "Воздушный Океан"
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подвод...
Конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Воздушный океан».
ННОД позволяет уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе, об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения....
Конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности «Воздушный океан».
ННОД позволяет уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения....