В стране насекомых
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Зубрилина Виктория Леонидовна

Конспект познавательно-исследовательской

деятельности в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasekomye_srednyaya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 « Золотая рыбка»

Старооскольского городского округа

Конспект познавательно-исследовательской

деятельности в средней группе

               

                                                                                                           

                                                                                     Воспитатель:

                                                                                           Зубрилина В. Л.

                                 

2018 г

Тема: «В стране насекомых»

Цель: формировать у детей представления о насекомых.

Задачи: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, о пользе и вреде, приносимой ими природе

- развивать речь детей, логическое мышление, кругозор

- воспитывать понимание бережного отношения к природе

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением насекомых, аудиозаписи, мяч, мнемотаблицы, карточки – светофоры, д/и «Кто чем питается?», схема развития бабочки, модель существенных признаков насекомых

Звучат звуки леса

1. Беседа.

Воспитатель: Что это за звуки? Где мы можем их услышать?

- Кого мы можем встретить на лесной полянке? (зверей)

-Но звери стараются не показываться на глаза человеку . От него постараются спрятаться и трусливый заяц, и хитрая лиса, и осторожный олень

-А что сделают птицы, если увидят нашу дружную группу в лесу? Правильно, улетят. Птицы очень осторожны.

-А кто не испугается, кто будет сидеть рядом с вами? Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на кустах, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это?

-Давайте с Вами отправимся в лес. Сядьте на пол, закройте глаза….Представьте, что вы на лесной полянке. Кого вы сейчас увидите?

(Звучит «Весна» Чайковского)

Воспитатель (под музыку) :

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый  сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись

Волшебную увидишь жизнь

3 Рассказ о насекомых

Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на земле.

- Ребята, а как вы думаете, насекомые где живут? (Насекомые обитают на земле, в воздухе, в воде, под землёй.)

4 Упражнение «Кто что делает?» (Дети продолжают предложение и показывают способ передвижения)

Давайте вспомним, как передвигаются насекомые (червяк …(ползёт), пчела …(летает), кузнечик …(прыгает)

5 д/и «Кто чем питается». А сейчас вам нужно определить, кто чем питается.

Садитесь за стол и соедините нужные карточки между собой

Материал для справок. (Гусеницы поедают листья, кузнечики грызут травинки. Жуки точильщики и короеды- древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных. Есть такие насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю)

6. Следующее задание - загадки. (Дети сидят на ковре)

Я зелёный конёк,

Скачу вдоль и поперёк!

Я скачу, как лечу,

А ещё стрекочу

                                               (кузнечик)

Чёрен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица

                                      (жук)

Сам  Ерёмка мал, да удал

Незаметно по лесу ходит,

Тяжелее себя ношу носит

                                                        (Муравей)

Волосата, зелена,

В листьях спряталась она.

У неё немало ножек,

Только бегать вот не может.

                                               (Гусеница)

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился к небу, улетел!

                                               (Бабочка)

Красавица крылатая ,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит- будет плохо

                                          (Оса)

Летит, звенит, пищит,

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит,

Сядет и укусит

                                   (Комар)

Мохнатая бурёнка

Золотого молока принесла:

Сладкого, душистого, тягучего

                                               (Пчела)

7. Модель существенных признаков насекомых (тело состоит из члеников, 6 ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету)

8. Упражнение «Найди отличия»

Сравнить жука и улитку, божью коровку и кузнечика, червяка и улитку по внешним признакам и назвать отличия

9. – Давайте с вами отправимся в гости к насекомым. Сейчас мы с вами пойдём к …..А вы знаете, кто на свете самый сильный? Все подходят к изображению муравья.

- ребёнок составляет рассказ про муравья по мнемотаблице.

-Послушайте, как общаются муравьи

Материал для справок. Самый сильный на земле –муравей. Да, да! Ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. А ещё муравьи отличные строители. Какие прекрасные терема- муравейники они строят. Муравейник- это многоэтажный дом, тёплый уютный многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свой дом в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьёй. Население в одном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса» 

10. Давайте с вами отправимся в гости к насекомым. Сейчас мы с вами пойдём к ….. Закройте глаза. Послушайте, кто это….

(Запись звука комара)

- А мы сможем звенеть, как комарики?

артикуляционная гимнастика

- ребёнок составляет рассказ про комара по мнемотаблице.

Материал для справок. Комары широко распространены по всему земному шару и В тёплых регионах, они активны в течение всего года,  а у нас они зимуют в течение холодного времени года. омаров питаются нектаром и соками растений, но у многих видов ротовой аппарат самок приспособлен для прокалывания кожи животных-хозяев, чтобы сосать их кровь. Комары являются переносчиками опасных заболеваний:

11. Теперь мы отправляемся к следующему насекомому.

- Закройте глаза и послушайте, кто это?

-Правильно, пчела. Сможем, как пчела пожужжать?

Артикуляционная гимнастика

-- ребёнок составляет рассказ про пчелу по мнемотаблице.

Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)

И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками.)

Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)

За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы.)

Унесет нектар тот в улей (Изображают полет.)

И назад вернется пулей. (Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)

В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами.)

Скоро ведь зима придет. (Поеживание.)

Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой.)

Надо летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты.)

12. К сожалению, следующего насекомого мы услышать не можем, они передвигаются очень тихо. Зато мы можем их видеть и ими любоваться. Бабочки появились примерно очень давно. Живут они повсюду, кроме Антарктиды. Но больше предпочитают южные страны, где всегда можно добыть еду. Питаются они нектаром цветов, а также соками растений и фруктов.

Кто это?

-- ребёнок составляет рассказ про бабочку по мнемотаблице.

- Давайте рассмотрим, как появляется бабочка

Материал для справок. У бабочек хорошо развито зрение и обоняние. У них яркая красивая окраска, и это привлекает хищников. Это красивые безобидные существа. Их нельзя мучить. Они полезны: опыляют растения.

14. Упражнение «Чего не бывает?» (карточки- «Светофоры»)

Воспитатель читает предложения и просит исправить ошибки.

Муравей живёт в улье….

Кузнечик прыгает в траве….

Муравьи едят птиц….

Божьи коровки разносят опасные болезни

Муравей – санитар леса

Кузнечик живёт в берлоге

15. Дидактическое упражнение «Назови ласково» (игра с мячом)

Жук, улитка, муравей, червяк, гусеница, таракан, комар, муха, пчела, стрекоза

16. Рефлексия.

- Закончилось наше путешествие. Кого мы видели, когда прогуливались?

- Как их можно назвать одним словом?

- Из чего состоит тело насекомого?

- Можно обижать животных?

17. Давайте не будем забывать о том, что к насекомым, также как и к другим существам живой природы, следует относиться бережно.

НЕ ОБИЖАЙТЕ ЛЕСНЫХ НАСЕКОМЫХ!

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

Природа – мать им жизнь дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди.

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой

18.Чтобы Вы помнили, что насекомые наши друзья, я хочу вам сделать небольшие подарочки, это раскраски с насекомыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Насекомых"

В ходе занятия дети систематизируют и закрепляют знания о насекомых, правилах поведения при встрече с ними....

Презентация к теме "Путешествие в страну Насекомых"

Содержит мультимедиа материал о насекомых....

Конспект интегррованного занятия в старшей группе"Путешествие по стране"Насекомии"

Обучающие задачи: • Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых, их развитием; • Систематизировать представления детей о многообразии насекомых; • Учить составлять группы по разным основаниям: о...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Страна насекомых"

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром Воспитатель: Гупалова Стелла Анатольевна Тема: «Страна насекомых»  Цели: Воспитывать бережное отношение к окружающему мир...

Интегрированное занятие "Путешествие в страну НАСЕКОМИЮ"

Интегрированное занятие "Путешествие в страну НАСЕКОМИЮ" Власова Наталья Васильевна, воспитатель       Цели: 1. Дать знания о правилах поведения при встрече с р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира». «Путешествие в страну насекомых» подготовительная группа

Занятие построено в игровой форме, потому, что игра является основным видом деятельности дошкольников с 3 до 7 лет. При отборе содержания занятия учитывались возрастные и психологические особенности д...