Проект «Вода-источник жизни»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Федорова Дарья Александровна

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. С целью формирования знаний детей о важности воды, был разработан проект «Вода-источник жизни» для детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-voda_-_kopiya_2.docx403.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №10»

ПРОЕКТ

«Вода-источник жизни»

https://trikky.ru/wp-content/blogs.dir/1/files/2019/03/09/okovets_water_heart.jpg

                     

Авторы проекта:

                                                   Федорова Д.А.

Березина А.Ю.

2020год

Продолжительность проекта:1 неделя

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Авторы проекта: Федорова Д.А., Березина А.Ю.

Участники проекта: дети группы №7, воспитатели, родители

Возраст детей: 3-4 года

Актуальность проекта:

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. С целью формирования знаний детей о важности воды, был разработан проект «Вода-источник жизни» для детей младшего дошкольного возраста.

Дети мало знают о свойствах воды, зачем  и кому нужна вода. Дети недостаточно берегут воду. У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. 

Цель проекта: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, знакомство со свойствами воды.

Задачи проекта:

-для детей

Образовательные:

- формировать представление о воде, как источнике жизни на земле;

- рассказать детям об интересных фактах где прячется вода, кому она нужна;

- обогатить словарный запас детей по данной теме;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

Развивающие:

-  развивать творческое воображение, фантазию;

- развивать любознательность;

- развивать наблюдательность, мелкую моторику во время ИЗО – деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу;

- воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость.

-для родителей

  • Установление партнерских отношений родителей и педагогов, родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
  • Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
  • Развитие творческих способностей родителей.
  • Педагогическое просвещение родителей.

-для педагогов

  • Повышение уровня педагогической компетентности.
  • Профессиональный рост.
  • Повышение качества работы с детьми и родителями.
  • Пополнение наглядно – дидактического материала группы (Лэпбук – «Вода-источник жизни»).

Форма проведения итогового мероприятия проекта: физкультурное развлечение

Название итогового мероприятия проекта: «Праздник воды»

Продукты проекта:

- для детей

1.Коллективное рисование «Осьминожки»;

2.Рисование «Дождик,дождик»;

3.Оригами «Рыбки»;

4.Раскрашивание по теме;

5. Лепка «Осьминог»

- для педагогов        

  • презентация проекта.

- для родителей

  • совместное с детьми рисование на тему проекта «Вода-источник жизни»;

Ожидаемые результаты

Для детей: 

У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений.

Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса, какие предметы тонут, что растворяется в воде) в процессе практических опытов с водой.

У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой.

Для воспитателей:        

- обобщение и распространение опыта;        

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

Для родителей:

- установление эмоционального контакта между детьми и родителями

Этапы реализации проекта

«Вода - источник жизни»

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами»

Антуан де Сент-Экзюпери

        

Направление

Тема

Цель

Художественно-эстетическое развитие

Оригами «Рыбки»

Познакомить  детей с конструированием из бумаги в технике «оригами».

Лепка «Осьминог»

Развивать мелкую моторику, творческое воображение.

Рисование «Дождик,дождик»

Формировать умение подбирать цвета в соответствии с сюжетом

Коллективное рисование «Осьминожки»

Развивать творческое воображение, внимание, мышление и мелкую моторику кистей рук.

Раскрашивание раскрасок

Формировать умение подбирать цвета в соответствии с сюжетом

Речевое развитие

Чтение произведений: А.Барто «Девочка чумазая»

Потешки:: «Водичка,водичка», «Дождик,дождик пуще». В.Бианки «Купание медвежат», А.Босеев «Дождь», Н.А.Рыжова «Не просто сказки»

Познакомить детей с произведениями, отвечать на вопросы по произведению

Отгадывание загадок

Формировать познавательный интерес

Артикуляционная гимнастика

Вырабатывать полноценные движения и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика «Веселые рыбки»

Развивать речь и мелкую моторику

Подвижные игры : «Ручеек», «Море волнуется раз…»

Развивать координацию движений

Познавательное развитие

Эксперимент «Ветер по морю гуляет»

Обнаружить воздух в воде

Наблюдение

Формировать представления детей о необходимости воды живой природе

Эксперимент «Что растворяется в воде»

Получение знаний о растворимых и нерастворимых в воде различных веществ

Эксперимент «Тонет - не тонет»

Расширять представления детей о воде.

Беседы: «Зачем человеку нужна вода?», «Где прячется вода?», «Круговорот воды в природе», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной», «Что будет, если вся земля останется без воды»

Расширять кругозор детей по теме «Вода-источник жизни»

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Развивать ценностное отношение к труду взрослого и сверстников

С/Р игра: «Приготовь обед», «Искупай куклу», «Постирай кукле белье», «Садоводы»

Развивать интерес к разным видам деятельности и профессиям

Д/И «Четвертый лишний», «Куда спряталась вода», «Собери картинки»

Развивать представления детей о воде и ее обитателях.

I этап - подготовительный

Участники проекта

Задачи этапа

Средства решения, мероприятия

Дети

Выявить уровень представлений детей о значении воды

Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.

Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.

Что мы знаем о воде?
Мы ее пьем, нужна чтобы мыться нам.

Что мы хотим узнать?

Кому нужна вода

Что для этого необходимо сделать?

Спросить взрослых.

Обратиться за информацией к разным источникам.

Разработать проект.

Родители

Выявить уровень осведомлённости родителей о значимости воды. Формирование экологического сознания детей и родителей.

Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Консультация «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе»

II этап – основной

Понедельник

Дети

Коммуникативная деятельность

Презентация «Вода-водичка»

- формировать представление  о воде ;

- вызвать желание беречь ;

Беседа «Зачем человеку нужна вода?»

Игровая деятельность

Д/И «Куда спряталась вода» (Цель-закреплять представления о свойствах воды)

С/Р «Купание куклы»

Познавательно-исследовательская деятельность

Эксперимент «Свойства воды»

Наблюдение

Цветочек\веточка (в воде и без воды)

Двигательная активность

Подвижная игра «Море волнуется раз..»

Пальчиковая гимнастика «Веселые рыбки»

Гимнастика для глаз «Рыбка»

Изобразительная деятельность

Оригами «Рыбки»

Восприятие художественной литературы

Чтение потешек: «Водичка,водичка», «Дождик,дождик пуще»,

Чтение рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Родители

Заинтересовать родителей, показать актуальность направления.

Консультация для родителей «Почему нужно беречь воду?»

Вторник

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Где прячется вода?»

Отгадывание загадок про воду

Игровая деятельность

Д/И «Четвертый лишний»

С/Р игра «Постираем кукле белье»

Двигательная активность

Пальчиковая гимнастика «Капель»

Подвижная игра «Ручеек»

Артикуляционная гимнастика «Слоник пьет»

Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдение

Цветочек\веточка (в воде и без воды)

Эксперимент «Ветер по морю гуляет»(Цель-обнаружить воздух в воде)

Изобразительная деятельность

Лепка «Осьминог»

Восприятие художественной литературы

Чтение : А.Барто «Девочка чумазая»

Родители

Совместная деятельность детей и родителей – рисование «Вода-источник жизни»

Среда

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Круговорот воды в природе»

Игровая деятельность

Д/И «Собери картинку» (разрезные картинки «Подводный мир»)

С/Р игра «Приготовим обед для куклы»

Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдение

Цветочек\веточка (в воде и без воды)

Эксперимент «Что растворяется в воде» (Цель: полчение знаний о растворимых и нерастворимых в воде различных веществ)

Двигательная деятельность

Гимнастика для глаз «Рыбка»

Пальчиковая гимнастика «Веселые рыбки»

Подвижная игра «Капельки и тучка»

Музыкальная деятельность

Прослушивание музыкальных коспозиций

Изобразительная деятельность

Коллективное рисование «Осьминожки»

Восприятие художественной литературы

А.Босеев «Дождь», Н.А.Рыжова «Не просто сказки»

Трудовая деятельность

Уход за комнатными растениями

Родители

Памятка  для родителей «Наблюдаем летом «Природные явления»»

Четверг

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной»

Просмотр видеофильма «Природные явления»

Игровая деятельность

Д/и «Что изменилось»

С/Р игра «Садоводы» (полив растений на участке)

Восприятие художественной литературы

Чтение К Чуковский «Мойдодыр»

Двигательная деятельность

Подвижная игра «Ручеек»

Пальчиковая игра «Веселые рыбки»

Познавательно-исследовательская деятельность

Эксперимент «Буря в стакане»

Наблюдение за птицами, которые моются в лужах

Изобразительная деятельность

Раскраски на тему

Родители

Консультация для родителей «Проведение опытов с детьми дома»

Пятница

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Что будет, если вся земля останется без воды»

Разгадывание загадок

Игровая деятельность

С/Р игра «Купание куклы»

Д/И «Собери картинку» (разрезные картинки «Подводный мир»)

Двигательная деятельность

Подвижная игра «Караси и щука»

Гимнастика для глаз «Рыбка»

Пальчиковая гимнастика «Капель»

Познавательно-исследовательская деятельность

Эксперимент «Тонет- не тонет»

Изобрабразительная деятельная

Рисование «Дождик,дождик»

Трудовая деятельность

Уход за растениями на участке/ в теплице

Восприятие художественной литературы

З.Александрова «Купание», А.С.Пушкин «О море»

Родители

Совместная деятельность с детьми – аппликация «Подводный мир»

III этап – заключительный

Дети

Формировать навыки правильного поведения на природе, закрепить представления детей  о взаимозависимости человека и природы

Физкультурное развлечение «Праздник воды»

Родители

Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

  • совместное с детьми рисование на тему проекта «Вода-источник жизни»;

Трудовая деятельность
Цель: воспитание трудолюбия.
Предложить детям «превратиться в трудолюбивых муравьишек» - прибрать на участке мелкий мусор: веточки, палочки, камешки (в маленькие ведерки).
(Если есть возможность взять на прогулку лупы, по желанию детей можно рассмотреть насекомых вблизи – полюбоваться.)

Пальчиковая гимнастика

Цель:  развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

«Весёлые рыбки».

Рыбки весело плескались, (Ладоши ударяют по столу.)

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся, (Сжать и разжать кулачки.)

То закружатся в воде. (Винтообразные движения кистями.)

Рыбки плавают в водице, (Движения кистями влево – вправо.)

_

Рыбкам весело играть. (Ладошками ударяют по столу.)

Рыбки, рыбки, озорницы.

Кто сумеет вас поймать? (Похлопать в ладоши.)

«Капель».

Капкап, кап – звенит капель, (Ритмично, на каждый слог стучат

подушечками пальцев, начиная с большого, по столу).

Приближается апрель.

Утром снова солнце встанет, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Будет снова припекать,

По крыльцу забарабанит (Стучат по столу пальцами.)

Капель весёлая опять. (Хлопают в ладоши.)

Гимнастика для глаз

Цель: профилактика нарушений зрения дошкольников.

«Рыбка».

Рыбка плавала, ныряла,

Рыбка хвостиком виляла.

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Рыбка, рыбка, не ленись!

-проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз);

По волнам, по волнам,

Тут и там, тут и там.

-прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.)

Вот она какая, рыбка золотая.

-поморгать глазами.

***

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Глазки – рыбки – зажмурить, открыть, закрыть руками и пальчиками погладить по векам.

Загадки

Меня ждут, не дождутся,        
А как завидят – разбегутся.

(ДОЖДЬ)

Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес,
Простудился и исчез.

(ЛИВЕНЬ)

С неба – звездой,
На ладошку – водой.

(СНЕЖИНКА)

Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной.

(СОСУЛЬКА)

Сам вода,
А по воде плавает.

(ЛЕД)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.

(РОСА)

Чайник на плите стоит,
Что над чайником шипит?(ПАР)

Консультации для родителей

Консультация для родителей

на тему «Почему надо беречь воду»

На первый взгляд на нашей голубой планете воды больше, чем достаточно. Почему же нужно беречь воду? На самом деле лишь 1 % от общего количества воды человек может использовать в своих целях. Большая часть воды на Земле — это соленые моря и океаны. Эту воду нельзя пить, а также она не подходит и для многих технических целей.

Вода – наше главное богатство, ее ни чем нельзя заменить. Ведь человеческий организм больше чем наполовину состоит их воды. Человеку невозможно жить без воды. Вода-это питание, умывание и купание, мытье посуды, уборка в доме и на улице, полив растений, уход за животными. Кроме того вода вырабатывает энергию, является дорогой для кораблей и лодок, на производстве используется для охлаждения и промывания.

Если без пищи человек может прожить больше месяца, то без воды всего несколько дней. Животные не могут прожить без воды больше десяти дней, не говоря о рыбах и животных, живущих в воде. Растения без воды вянут и погибают.

Поэтому очень важно беречь воду, расходовать ее экономно, не загрязнять. Например, на мытье горы посуды под сильной струей воды мы тратим около 100 литров воды. За час из открытого крана выльется около 1000 литров воды. Чтобы наполнить ванну хотя бы наполовину, нужно 150 литров воды. Очень опасны загрязненные водоемы. Во-первых в них гибнут рыбы и птицы, во -вторых, вода, испаряясь из такого водоема, образует облака и выпадает на землю кислотными дождями. Такие дожди опасны для всего живого.

На Земле есть места, где отсутствуют источники воды. Вода там, в прямом смысле на вес золота.

Давайте будем беречь воду, закрывать краны, экономно расходовать ее на свои нужды, не засорять водоемы, чтобы нам не пришлось когда-нибудь остаться без воды.

Консультация для родителей

Экспериментирование дома с водой

Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя     воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать   суждения.

Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.

Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Материалы и оборудование:

стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.

        Опыты с водой.

1.Вода  прозрачная.

 Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

2.У воды  нет  вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

3.У  воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества     (духи,соль   для    ванн).

Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего   здоровья.

4.Лёд–твёрдая  вода

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

5. Пар – это тоже вода.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

6.Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

7.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы.если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).

Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

8.Лёд легче воды

Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

9.Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода  холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.

Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

10.Вода не имеет формы

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Удачи Вам и Вашему ребенку!

https://fs.znanio.ru/methodology/images/ac/b6/acb6427a846298ee872598afb3964f68c62e8998.jpg

Подвижные игры

Цель: Давать выход запасам энергии ребенка. Развитие  координации движений. Повысить положительный настрой и укрепить психо0эмоциональное здоровье. Развитие навыков общения. Умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы. Развивать быстроту реакции.

Русская народная подвижная игра"Ручеек для малышей"

Возраст детей 3- 4 года

Цель: Создать условия, способствующие формированию навыка ходить хороводным шагом, взявшись за руки не наталкиваясь друг на друга; громко и четко произносить слова, используемые при проведении игры; вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей; приобщать детей к русской национальной культуре с младшего дошкольного возраста через игры, обряды, традиции.

Оборудование - нет

Количество участников - не ограничено.

Правила игры: Идти хороводным шагом взявшись за руки, не наталкиваясь друг на друга; громко и четко произносить слова.

Подвижная игра «Караси и щука»

Цель: Упражнять детей в беге. Закрепить умение быстро менять направление движения, действовать по сигналу. 

Ход игры. Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна их них – камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. 

По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. 

Игра проводится 3-4 раза, после чего подсчитывается число пойманных. Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается.

 «Капельки и тучка».

Цель: Закреплять  представления о круговороте воды в природе, развивать      двигательную активность детей, слуховое внимание, умение двигаться в соответствии с текстом.

Материал: Шапочки  капелек (дети), шапочка тучки (воспитатель).

Музыкальное сопровождение: Песня «Улыбка».

Ход игрыДети надевают шапочки капелек.

  Воспитатель: Прилетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки). Встретились ручейки и стали одной рекой (дети соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали в океане капельки, а потом вспомнили, что мама-тучка наказала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевши дети поднимаются, затем вытягиваются вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-тучке (дети подбегают к воспитателю). 

Беседа: "Для чего нужна вода?".

Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни; показать где и в каком виде существует вода; подводить к пониманию заботливого отношения к своему здоровью. Придерживаться правил пользования водой, не загрязнять её, использовать по назначению. Воспитывать бережное отношение к воде. 

Материал: Загадки; тучка – шапочка, солнышко на палке, капельки – шапочки, шум дождя, «снежки»; 2 банки с водой; снег; карандаши, карточки (что не бывает в водоёме – мусор и кто там обитает).

Ход занятия:

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. (Стук в дверь). К нам кто – то пришёл. Это же Степашка – замарашка. Почему ты такой грязный, неумытый?

Степашка: А зачем? И так сойдёт.

Восп: Вот послушай, Степашка, дети у нас какое стихотворение знают (с имитацией):

Рано утром на рассвете умываются мышата,

И котята, и утята, и жучки, и паучки.

Ты один не умывался и грязнулею остался,

И сбежали от грызнули и чулки, и башмаки.

Восп: Ребята, надо по утрам умываться? А что ещё вы делаете, когда просыпаетесь? (зубы чистим, зарядку делаем). А когда приходите с прогулки, после туалета? (моем руки с мылом). Степашка, дети у нас знают загадки. О чём, ты послушай и отгадай, ребята тебе помогут. (Дети загадывают загадки о мыле, щётке, расчёске).

- Ребята, необходимо после туалета, прогулки всегда мыть руки с мылом, чтобы к вам в организм не попали микробы. Они очень мелкие и их не видно, и если вы будете брать руки в рот, то они попадут к вам в желудок, и вы будете болеть. И тебя, Степашка, это касается. (Степашка идёт умываться). Степашка: Мне больше нравится, когда я чистый, я теперь очень люблю воду.

Восп: Дети, а для чего вода нужна? (Купаться, поливать растения, стирать, готовить пищу, пить). Вот какая волшебница – вода, а без неё мы бы не смогли жить.

Степашка: А ещё я очень люблю игры с водой. Вы хотите поиграть? Игра называется «Ходят капельки по кругу». Я буду тучка – мама, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, как шум дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. (Мама – тучка подсказывает, что им делать). Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (взялись за руки, как «Ручеёк»). Встретились ручейки и стали большой речкой (встают в цепочку). Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети встают в хоровод и идут по кругу). Плавали капельки в океане и вспомнили, что мама – тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело (Появилось солнышко). Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами Солнышка и вернулись к маме – тучке.

Тучка: Молодцы, капельки! Хорошо себя вели, не брызгались. Теперь со мной побудьте, а потом я вас опять отпущу погулять.

Восп: Ой, ребята, а сколько снега нападало, пока мы с вами путешествовали. Хотите со Степашкой поиграть в снежки? (Игра в снежки).

(Степашка сел и ест снег).

 Восп: Почему нельзя так делать? (Дети ему рассказывают о вреде). Правильно, дети, можно заболеть. Вот теперь садитесь все и посмотрим, какой станет вода, если мы в неё положим снег.

Опыт: На столе 2 банки с водой. В I банке – чистая вода, во II банке – добавили снег, и вода стала грязной. Вот, Степашка, мало того, что у тебя будет болеть горло и ещё может заболеть живот, т. к. вода, видишь, какая стала грязная.

Восп: Дети, давайте ещё расскажем Степашке, как надо беречь воду?

(Проверять кран, не оставлять открытым, не бросать мусор, стёкла в речку, пруд).

Восп: Дети, а кто живёт, что обитает в воде? (Рыбы, ракушки, водоросли, лягушки). Правильно.

Восп: А сейчас, ребята, вы сядьте за столы и зачеркните карандашом лишние предметы, которые не должны находиться в нашем «водоёме».

(На столах карточки. Показываем Степашке карточки и обсуждаем, как дети справились с заданием.)

Восп: Степашка, что ты запомнишь для себя сегодня, чему мы тебя научили?  Степашка: Что надо умываться, мыть руки с мылом, нельзя есть снег; не загрязнять воду, беречь её.  Спасибо, дети, что многому меня научили! За это я хочу вас угостить. До свидания!

Беседа «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

ЦЕЛЬ: уточнить представления дошкольников о роли воды в жизни че-ловека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды. Дать первоначальное представление о круговороте воды в природе.Развивать познавательные способности , воображение, креативность, приобщать к элементарной поисковой деятельности.

МАТЕРИАЛ:  презентация «Вода», картинки «Водные виды спорта», музыка с записью звуков моря, воды, узкие голубые полоски на каждого ребенка (ручейки), картинки – верба, наводнение, потоп в квартире, вода камень точит.

ХОД БЕСЕДЫ

В. Ребята, без чего не может жить человек, животные, растения?(Без

Воздуха, тепла и света,еды.)Сегодня мы поговорим с вами о воде, её роли в жизни человека.

(Начинаем просмотр презентации)

- Без воды живые существа жить не могут. Мы пьём её ежедневно, по не-сколько раз в день в чистом виде или в виде чая, кофе, сока, киселя—ос-новную часть этих напитков составляет вода. А для чего ещё люди ис-пользуют воду?(Для приготовления пищи, стирки белья, мытья посуды,

обуви, уборки помещений и др.)

- А воду рек, озёр, морей как использует человек? Кто больше назовёт способов применения воды водоёмов? В воде можно купаться, мыться, заниматься изучением морского дна в научных целях, ловить рыбу, плавать на корабле, добывать морскую соль и др.

- Какие водные виды спорта вы знаете?(Синхронное плавание ,гребля на байдарках, водное поло, прыжки в воду с трамплина и др.)

- Человек издавна селился рядом с водоёмом, и сейчас все города и сёла

стоят на берегу рек, озёр и морей. Какие реки протекают в окрестностях нашего посёлка?(Москва-река, р. Пехорка (Быковка)

В. О воде народ сложил много песен, стихов.

Рефлексия – расслабление, дети ложатся с закрытыми глазами на ковер, слушают музыку воды. (В. под музыку – звук воды читает стихотворение).

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё вам не умыться,

Не наесться, не напиться

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

(Дети садятся на стульчики)

В. А ещё о воде есть много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете, что они обозначают? (Вода камень точит. Где вода, там и верба. ..Где вода, там и беда.)

В. Умницы, правильно назвали и объяснили поговорки. –

Вода имеет большую силу, капая по капле на одно место, она пробивает отверстие. Верба любит воду, чаще всего растёт у водоёмов. Весной бывают паводки, вода затопляет поля, дома, к людям может прийти беда. Или в квартире, если вы забыли закрыть кран, вода зальёт комнату, испортит вещи, мебель, обои. Поэтому нужно быть осторожными с водой, аккуратно пользоваться водопроводом и канализацией.

- Вы знаете, почему вода в природе не заканчивается? Оказывается она делает круг. Вода содержится, как мы говорили ,в морях, реках, озёрах, ручейках. Как только пригревает солнышко вода испаряется превращается в пар и поднимается в небо в виде облаков. А когда становится прохладнее облака в виде капелек дождя или снега падают на землю и попадают в реки, озёра.

- Давайте пройдем к столу. Я вам раздам маленькие ручейки. Каждый ручеёк бежит своей дорогой, но обязательно встречается с другими ручейками. И когда их встречается много-много, то появляется река, встречается много рек появляется море и океан. А как появляются ручейки нам расскажет игра «Капельки», в которую мы сейчас с вами поиграем.

Игра «Капельки»

(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)

Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело (дети танцуют, потом приседают). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.

В. А теперь давайте пройдём на свои места

- А вы знаете, что воду нужно беречь и когда моешь руки нужно сразу закрывать кран?

- Вы можете спросить «А зачем? Вон сколько воды!»

В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь:

1. после умывания закрывай плотно кран;

2. когда чистишь зубки ,воду набирай в кружку;

3. не бросай в раковину посторонние предметы.

- Представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт? Почему? Всё живое на земле погибнет, планета останется без живых существ. Учёные установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

- А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!».

Беседа: «Круговорот воды в природе»

Сказка "Приключения капельки".

Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.

Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.

И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере.

Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако.
Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь.

Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте.

Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие - круговорот воды в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проекту "Вода источник жизни"

В процессе непосредственно образовательной деятельности,мы проводили проект "Вода источник жизни", в ходе которо детям предлагалось самостоятель исследовать значение воды,провести  опытно-исследо...

Проект "Вода-источник жизни на Земле"

Всем известна особая любовь детей к играм с водой. В повседневной работе с детьми я часто сталкиваюсь с постоянными вопросами детей о воде:Почему вода мокрая?Почему мокрые вещи, если их положить на со...

Проект "Вода - источник жизни"

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект. Старшая группа....

проект "Вода- источник жизни"

проект поможет начинающим воспитателям спланировать образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром....

Проект "Вода - источник жизни!"

Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют от людей бережного отношения к воде, электричеству, теплу, газу, природе в целом.Известным фактом является то, что отношение ч...

Проект "Вода источник жизни!"

Проект по экологическому воспитанию....

проект "Вода-источник жизни на земле"

Проектная деятельность в старшей группе тема: "Подводный мир"...