Мастер – класс « Экспериментирование как средство развития логических операций»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Фурсова Тамара Викторовна

                                                                                                                     Мастер – класс « Экспериментирование как средство развития логических операций»       

Цель: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами.                                                                                                                                                           

Задачи: Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

 Содержание мастер - класса: общая информация по теме,экспериментальная деятельность в форме сказки, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс « Экспериментирование как средство развития логических операций»

 Воспитатель Фурсова Т.В.

Цель: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, виноградом, молоком.

Задачи: Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

 Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. 

 Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация «Эксперимент – это интересно», емкости для воды, бумага, ножницы, виноград, карандаши , минеральная вода.

Сценарий мастер – класса

(межпредметного назначения)

 Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И  в солнце, и в дождь,
И в любую погоду
Изучаем мы все  окружающий природу.

      Детство – это радостная пора открытий. Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.            

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности.

       Именно эксперименты  позволяют целесообразно сочетать данные задачи, используя при этом различные формы и виды деятельности с  учетом тесной взаимосвязи и интеграции образовательных  всех областей: познавательное, речевое, социально- коммуникативное, художественно – эстетическое и   физическое развитие.

Целью работы по этой проблем стало:

- развитие логико-математических   операций   старших      дошкольников посредством   экспериментальной деятельности.

Для достижения цели были определены задачи:

-Формирование интереса  к экспериментальной деятельности;

-   Совершенствование предметно-развивающей среды;

- Разработка и систематизация экспериментов   с целью развития математической активности.

-  Развитие   элементарных математических  представлений, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение);

-   Воспитание социально-коммуникативных качеств каждого ребенка.

Ведущая педагогическая идея  работы заключается в повышения эффективности образовательного процесса, направленного на формирование у дошкольников логико - математических операций    на основе совместной экспериментальной деятельности взрослых и детей, путем активного использования игровых методик и технологий в учебном процессе.

Новизна   состоит в:

    - комбинировании  и комплексном использовании элементов современных методик и технологий: технологии экспериментального обучения, технологии обучения в сотрудничестве детей и взрослых;

   Разработанный учебно – игровой комплекс (система проектов, экспериментов, игр, занятий, ситуаций) на основе интеграции детских видов деятельности.

    -доказана эффективность работы по развитию познавательных способностей).

В основу  легли следующие принципы:

-Принцип индивидуализации: организация учебного процесса, при котором обучение, воспитание и развитие происходит с учетом индивидуальных  особенностей ребёнка и создание наиболее благоприятных условий для их развития.

- Принцип гуманизации: построение содержания, методов и форм занятий  в соответствии с личным опытом и уровнем достижений детей,  их интересов.

-Принцип постепенности: построение экспериментирования по принципу:  от простого к сложному, от близкого к далёкому.

- Принцип систематичности: регулярное, последовательное формирование у дошкольников экспериментального интереса.

   -Принцип наглядности: активизация зрительных, тактильных анализаторов ребенка для формирования у него элементарных математических представлений.

    Использование опытно – экспериментальной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.

      Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, заключается в том, что ребенок познает интересные ему объекты в ходе практической деятельности с ними. Он сам ищет и создает проблемные ситуации. Экспериментальная деятельность стимулирует формирование  креативной направленности личности ребенка

        Сегодня эксперимент как форма совместной развивающей деятельности взрослых и детей позволяет организовать процесс воспитания и обучения дошкольников в новом контексте, обеспечивает более эффективное и продуктивное взаимодействие участников эксперимента с окружающим миром и выступает серьезной альтернативой такой традиционной форме, как занятие.

        В дошкольном возрасте основным структурным компонентом познавательного развития становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребенка новому,  выражается в поиске несоответствий и противоречий. Поэтому обучение и воспитание следует  начинать не с «передачи готовых» знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность, формируются творческие способности.

       Мультимидийное сопровождение один из наиболее удачных способов постановки проблемы и её решения. Появление информации на экране компьютера  вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка.

  Экспериментирование.

       Дети очень любят играть  и слушать сказки. Это эффективное  и действенное средство при проведении экспериментов, потому что детям легче воспринимать и понимать  новую информацию в близкой для них форме -  сказки.

     Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего   двора». 

        На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора,  и он пошел открывать мир.

     Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт №1 Распускающиеся цветы

Давайте и мы сделаем кувшинки.

Квадрат 15х15 свернуть  пополам, а потом ещё раз пополам. Из получившейся заготовки вырезать цветок с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в ёмкость. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

 Опыт № 2

     Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

       Возьмите стакан со свежей газированной водой или  лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно.  На нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

        Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Опыт№3

    Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь. Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени,  и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что после дождя остались лужи. Утенок  был в недоумении: почему лужи такие необычные?

Поверхностное натяжение.

    Налить половину небольшой миски   молока. Добавить в него 2-3 капли пищевого красителя. Зубочисткой со средством для мытья посуды дотронуться до середины. Что происходит? На молоке образуются разноцветный  узор. Жидкость для мытья посуды уменьшает поверхностное натяжение воды. Её частички разбегаются от того места куда попала капля жидкости для мытья посуды.  

       Утенку  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему после дождь появились такие интересные лужи?

Рефлексия

      Чтобы обобщить материал  экспериментов можно составить синквейн. Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

Схема синквейна:

1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы, философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с  данным понятием.

Эксперимент

Развивающий, познавательный

Исследуем, узнаем, действуем

Знакомиться с миром интересно

Проба (опыт).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс " Экспериментирование, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию.Задачи мастер-класса:·         передача опыта путём прямого и комментированного по...

Мастер-класс " Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "

Задачи мастер-класса:·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деяте...

Мастер – класс для воспитателей по развитию логического мышления у старших дошкольников.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности мате...

Презентация к Мастер – классу « Экспериментирование как средство развития логических операций»

Презентация к мастер - классу     "Экспериментирование как средство развития логических операций"...

Мастер – класс «Блоки Дьенеша для развития логического мышления».

Знакомство родителей с развивающей игрой  «Логические блоки Дьенеша» для развития логического мышления....

Мастер - класс «Экспериментирование, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Мастер - класс«Экспериментирование,как средство формированияпознавательной активности детейстаршего дошкольного возраста»...