«Экологичeскоe воспитание дeтeй чeрeз xудожeствeнно-эстeтичeскоe развитиe»
методическая разработка по окружающему миру

Тхорженицкая Анастасия Александровна

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в самостоятельной деятельности и в НОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_thorzhenitskaya.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида

Приморского района Санкт-Петербурга

Конкурсная работа

на тему:

«Лучший педагогический опыт в реализации ФГОС ДО» из опыта работы «С чего начинается Родина?»

Номинация: «Педагогические практики

реализации ФГОС дошкольного образования».

«Экологичeскоe воспитаниеe дeтeй чeрeз xудожeствeнно-эстeтичeскоe развитиe»

                Составила: воспитатель ТXОРЖEHИЦКАЯ АHACТАСИЯ АЛEКСАHДРОВHA.

г. Санкт-Петербург. 2019г.

«История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.»

К.Д. Ушинский

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в самостоятельной деятельности и в НОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Цели и задачи экологического воспитания.

Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию у детей системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач в воспитании, обучении и развитии ребёнка:

-формировать навыки и умения наблюдения за природными объектами и явлениями.

-развивать познавательный интерес к миру природы.

- воспитывать гуманное и бережное отношение к миру природы.

-формировать умение и желание сохранять природу.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом.

Актуальность. Одной из задач воспитания детей дошкольного возраста является формирование общей культуры личности детей, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Особая роль в этом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности ребенка, его развитие очень велико.

Исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста изобразительного искусства говорят о том, что у детей уже с раннего детства появляются интересы к различным видам и жанрам искусства, и на их основе развиваются познавательные потребности как структурные компоненты творческого потенциала ребенка.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста мною было отмечено, что дети испытывают трудности в   осознании восприятия произведений искусства. Им сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине. С технической стороны ребенку сложно видеть линию перспективы своего рисунка и правильно ее использовать в своей работе. Составление описательных рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи, использование эмоционально окрашенной лексики в своей речи, последовательное изложение своих мыслей и чувств также вызывает у детей затруднения.

Исходя из актуальности, целью моей работы стало создание педагогических условий, способствующих формированию эмоционально - целостного восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста и развитию их творческого потенциала.

Для достижения цели определила следующие задачи:

- Изучить научно-методическую литературу по заявленной теме.

- Разработать проект по данной теме.

- Обобщить опыт работы.

На начальном этапе я изучила научно – методическую литературу по заявленной теме: «Основы ознакомления дошкольников с пейзажной, натюрмортной и портретной  живописью» Н.А. Курочкиной; «Методика ознакомления дошкольников с пейзажной живописью» Р.М. Чумичевой; «Дошкольникам о живописи» Р.М. Чумичевой; «Принципы и подходы работы по развитию композиционных навыков» Н.В. Трофимовой; «Методика обучения дошкольников составлению рассказов по пейзажной живописи» Л.В. Компанцевой; «Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество» Т.С. Комарова;  «Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей» Т. Комарова.

Опираясь на методические материалы выше перечисленных авторов, наметила основные направления своей педагогической деятельности:

- ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства;

- развитие связной речи при составлении рассказов по картинам;

- изобразительная деятельность дошкольников.

Учитывая, что в свете реализации ФГОС ДО в работе с детьми большое место отводится проектной деятельности, как форме, наиболее полно отражающей и сочетающей интеграцию всех направлений развития детей, я пришла к выводу о целесообразности ее использования.  

В связи с этим мною был разработан и реализован долгосрочный познавательно - творческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Картинки с выставки».

Участниками проекта стали дети старшей группы № 6 «Колокольчик», педагоги и родители.

Цель: развитие творческих способностей и формирование эмоционально - целостного восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить детей с жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет);

- формировать умение у детей понимать замысел произведения, его содержание;

- развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи      чувств и настроений;

- развивать креативность мышления, воображение, творческие способности;

- обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими терминами;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений живописи;

- воспитывать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

Ожидаемые результаты:

- Систематизированы у детей знания о художниках и их произведениях;

- Сформированы у детей умения эмоционально передавать настроение увиденного произведения;

- Развиты у детей творческие способности;

- Увеличилась активность участия детей в различных конкурсах по изобразительному искусству.

Проект состоял из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Содержанием работы подготовительной этапа проекта стали, следующие мероприятия:

  • Проведение мониторинга развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по методу И.В. Штанько.
  • Консультация для родителей на тему «Как развивать творческие способности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания мира живописи»
  • Разработка перспективного плана работы по ознакомлению дошкольников с живописью.

В рамках реализации подготовительного этапа на основе наблюдений за детьми, опросов, я пришла к выводу, что у детей небольшой запас знаний в области ознакомления с искусством, дети испытывают трудности при составлении описательных рассказов и т.д.

Мною был разработан перспективный план работы, который включил в себя:

  • цикл непрерывной образовательной деятельности;
  • предварительную работу для педагогов группы, родителей;
  • подбор наглядно – демонстрационного и дидактического материала, репродукций живописи и аудио-видеотеки по произведениям классической музыки и живописи.

Основной формой работы составленного перспективного плана стала образовательная деятельность, которая включила в себя знакомство с картинами: И.И. Левитана «Золотая осень», Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», И.Е. Репина «Стрекоза», А.К. Саврасова «Зима», И.И. К.С. Петрова - Водкина «Утренний натюрморт», Крамского «Неизвестная», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», Е.В. Пикунова «Натюрморты с цветами», В.А. Серова «Мика Морозов».

Работу в основном этапе проекта я выстроила в трех направлениях (блочным методом): рассматривание картины и знакомство с автором произведения, составление описательных рассказов в соответствии с тематикой картины и в завершении работы воспитанники прорисовывали картину с целью передачи эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту.

Большое значение перед проведением образовательной деятельности имела предварительная работа, которая охватывала всех участников проекта. Целью предварительной работы было привлечение педагогов и родителей к активному партнерству. Осуществлялась работа в двух аспектах: работа родителей с детьми (поиск информации о картине, художнике, рассматривание картины с ребенком, передача чувственного опыта, настроения, эмоционального отношения к героям) и работа  педагога с воспитанниками (наблюдение за изменениями в природе; разучивание стихотворений о жанрах живописи; проведение дидактических игр; игровых упражнений; рассматривание наглядно – методических пособий, энциклопедий; составление с детьми описательных рассказов по картинам разных жанров живописи; рисование отдельных элементов картины вне занятий).

На познавательных занятиях по знакомству с живописью использовались различные методы и приемы, которые помогали воспитанникам более полно воспринять содержание картины (словесные, наглядные, практические, игровые). 

Исходя из того, что детская природа требует наглядности, я широко в своей практике использовала ИКТ.  Применение и использование инновационных технологий в работе с дошкольниками помогало мне готовить дидактический материал красочным и эстетическим. Используемый мной мультимедийный материал был самым разнообразным: презентации, слайды, игры – тренажеры, электронные игры на закрепление полученного материала, игры – викторины, благодаря чему процесс подачи знаний для детей становился более современным, разнообразным, насыщенным, информация подавалась мной живо и легко.

В своей педагогической деятельности я использую различные средства: ноутбук, принтер, сканер, видео, CD, цифровой фотоаппарат.

Большое внимание отводила использованию на занятиях дидактической игре, потому как дидактические игры, как известно, способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Если дидактическая игра включена в процесс обучения, то она совершенствует его знания. Я включала игры практически в каждое занятие. Использовала такие игры, как «Волшебный круг», «Придумай пейзаж», «Составь портрет», «Художники - реставраторы», «Найди картину художника», «Угадай картину», «Живой портрет», «Расскажи о настроении человека», «Занимательная палитра». Они помогали эмоционально воспринимать содержание занятий, осознавать игровые образы их эстетический характер, способствовали развитию образного мышления, воображения.

Аспект речевого развития дошкольников через ознакомление с искусством признан ведущими педагогами и психологами как один из самых эффективных и действенных приёмов речевой работы с детьми. Особое внимание я отводила составлению описательных рассказов по картинам пейзажной живописи, потому как, рассматривая пейзажную картину, дети учатся находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость; приобретают умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Свою работу по ознакомлению с картиной выстраивала по следующему плану:

  1. Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями, беседа о них;
  2. Чтение художественной литературы, близкой по содержанию к картине, с которой собираемся знакомить детей;
  3. Нацеливание детей на знакомство с новым произведением;
  4. Выставление картины или репродукции на «Полочку красоты» для самостоятельного рассматривания её детьми;
  5. Индивидуальные беседы с детьми: «Понятен ли сюжет?», «Понравилось ли произведение в целом?»;
  6. Творческая речевая деятельность детей по картине;
  7. Продуктивная деятельность (рисование, составление коллажей и т.д.)

Творческую речевую деятельность выстраивала по определённому алгоритму:

Этапы

Описание

1 этап. «Определение состава картины»

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображённые на картине. Все объекты моделируются схемами, картинками, буквами, цветом и др. средствами обозначения.

2 этап. «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязь между объектами. Она может быть установлена на уровне физических связей (касание) или на уровне эмоциональных связей (нравится - не нравится)

3 этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины различными органами чувств»

У человека 5 органов чувств. Каждый орган даёт возможность воспринять один и тот же предмет с разных сторон. Можно представить, как этот предмет звучит, какой у него вкус, какой он на ощупь. Работая с картиной, начинаем с фразы: «Я слышу, как ...», «Я чувствую запах ...», «Когда я трогаю руками ...»

4 этап «Определение местонахождения объектов на картине»

Каждый объект на картине имеет своё местонахождение. Чтобы его описать, необходимо активизировать соответствующий словарный запас: «центральная часть», «левая - правая часть картины», «ближе - дальше, между» и т.д.

5 этап «Эмоциональная и смысловая характеристика картины»

Проводим параллели с литературными и музыкальными произведениями.

Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой е деятельности по картине, я использовала различные творческие задания: игры с «подзорной трубой», «Ожившие предметы», «Волшебный гость», «Живые картинки», «Да – нет», которые были направлены   на обогащение словарного запаса дошкольников, мною был составлен словарь, куда вошли слова всех частей речи по временам года, их можно использовать при рассматривании пейзажа и при составлении рассказов по картине.

Составляя описательные рассказы по картинам, дети в основном пользуются монологической речью, но для полноценного развития связной речи детей необходима и вторая ее составляющая – диалогическая речь, развитие которой тоже возможно при рассматривании другого жанра живописи портрета. Моя работа над рассматриванием портретной живописи строилась таким образом, что я постепенно подводила детей к самостоятельному оформлению диалогических реплик.

Для развития диалогической речи мною использовались игровые приемы, но направлены они были на развитие коммуникативных навыков. Такие игры и упражнения как «Мы журналисты», «Интервью», «Обращение с просьбой», «Ответь на просьбу», в ходе которых дети учились задавать вопросы, правильно отвечать на них, вести диалог между собой.  А для необходимого запаса слов при составлении рассказа очень эффективны игровые приемы с «подзорной трубой» и «Охота за подробностями», а во время использования приема «Вхождения в картину», дети с помощью речевых зарисовок передавали свое отношение к окружающему, изображенному на картине от лица персонажа картины.  Затем дети выбирали объект картины и представляли себе, о чем они могли бы говорить и думать на какую-то тему в игре «Кто, о чем говорит». Вся предшествующая работа способствовала тому, что придуманные детьми тексты-репортажи по картине отличались разнообразием содержания, эмоциональной окраски и творчеством.

Использование игровых приемов позволяет сохранить интерес к картине в течении всего занятия, активизировать всех детей, развивать мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине.

Необходимый объем знаний для целостного восприятия произведений живописи дети получали в процессе познавательной и речевой деятельности.  На специально организованных мною занятиях воспитанники в    доступной, игровой форме, узнавали о выразительных средствах живописи, изобразительных материалах, об их возможностях, что помогало им передавать и выражать свои впечатления, мысли и настроение. Дети познакомились с понятиями: рисунок, колорит, цвет, линия.

Практический этап реализации начинался с создания детьми набросков карандашом в соответствии с тематикой картины. Завершением работы служила передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту. На этих занятиях я применяла такие методы и примы как:

Методы и приемы

Описание

«Рассказ об увиденном с закрытыми глазами»

Развивает образную память детей. Приём используется, если у детей уже имеется  навык восприятия картины.

«Коллективного обсуждения

произведений искусства»

Очень эффективен прием, предполагающий построение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

«Застывшие картинки»

Движение руки или всего тела: игры-имитации; показ рукой, где и как ребёнок хочет расположить предметы.

В отдельных случаях я использовала упражнения в рисовании отдельных предметов, т.к. некоторые предметы ребенку трудно нарисовать сразу, поэтому я давала возможность поупражняться. Особенно эффективен этот способ в изображении натюрмортной и портретной живописи.

В результате такой работы в группе организовывались творческие выставки «Осенние этюды», «Зимняя сказка», «Весенняя капель», «Ах, уж этот натюрморт!», «Портрет еще портрет!».

Вывод: созданная система педагогических условий  стала эффективным дополнением в освоении детьми старшего дошкольного возраста знаний в области ознакомления с изобразительным  искусством и развитию их творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИE ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

особенности развития диалогической речи у дошкольников старшего возраста...

Рaзвитие устной peчи дeтeй старшей гpуппы c иcпoльзoвaниeм дидактических игp

Рaзвитие устной peчи дeтeй  старшей гpуппы c иcпoльзoвaниeм дидактических  игp Дидактичеᶥскиеᶥ игры по развитию реᶥчи – спеᶥциальная форма обучеᶥния для деᶥтеᶥй дошкольного возраста, по...

Koнcпekт зaнятия пo пoзнaвaтeльнoму paзвитию дeтeй втopoй млaдшeй гpуппы Тeмa: «Путeшecтвиe в сказочный лec»

Пoзнakoмить дeтeй c пpaвилaми пoвeдeния в лecу и oбитaющими в нeм диkими живoтными.Зakpeпить нaзвaния диkих живoтных, oбитaющих в лecу;  знaния o внeшнeм видe и пoвaдkaх диkих живoтных...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дeтeй старшeго дошкольного возраста «Путeшeствиe в цвeточный город»

Цeль:формировать знания дeтeй о комнатных растeниях и способах ухода за ними.Обучающие задачи:1. Закрeплять знания дeтeй о весeнних измeнeниях в природe.2. Обобщить прeдставлeния о том, что нeобходимо...