Картотека дидактических игр по формированию нравственно-патриотического воспитания
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Ионычева Любовь Владимировна

Приобщение детей к жизни в доступных им формах нравственных переживаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

  1. « Где я живу…»

Цель: Формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу города Новосибирска, номер дома, квартиры, телефона, этаж; закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: Все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.  

  1. «Мой детский сад »

Цель: Закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада.  Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая и т.д.  Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации  детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.

  1. «Слова-помощники »

  Цель: Раскрыть на примерах значение слов «простите, извините»; воспитывать дружеские отношения; объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства  правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.

Материал:

Ход игры:  Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться; где и когда, как применяются эти вежливые слова.

  1. «Что такое хорошо и что такое плохо….».

  Цель:  Обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

Ход игры:  Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте; какие поступки хорошие.

  1. «Моя страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстраций, фотографий

Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.  

  1. «Новосибирск - моя малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой  Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях города Новосибирска.

Материал:  иллюстраций, фотографий города Новосибирска.

Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

  1. « Флаг России»

Цель: Способствовать закреплению знания флага своей страны; закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета.

Ход игры:  Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

 

  1. «Семья - всему опора».

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал:  Фотоальбом, составленный совместно с родителями, с  семейными фотографиями,  с генеалогическим древом семьи.

  1. «Составь флаг России, города Новосибирска».

Цель: Способствовать закреплению знания флага своей страны, города; закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: разрезные картинки с изображением разных флагов

Ход игры:  собрать нужный флаг по образцу

  1. «Путешествие по городу».

Цель: Знакомить с родным городом, с достопримечательностями  города, с памятниками культуры.

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

  1. «О чем рассказывает  памятник?»

Цель: Знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.

Материал: изображения памятников.

 Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

 

  1. «Чей это портрет?»

Цель: Знакомить детей с  главными людьми   РФ  (В.Путин, С.Шойгу)

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

  1. «Моя улица и мой дом».

Цель:  Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении детского сада

Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона  

Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают  о своем микрорайоне, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении детского сада.

  1. «Узнай виды спорта».

Цель: Закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что  занимаясь, спортом мы получаем здоровье, активный отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков.

Ход  игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта; летние виды спорта; спортивный инвентарь.

  1. «Моих родителей зовут…»

Цель:  Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек,  бабушек…

Материал:  семейные фотоальбомы

Ход игры: Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

   

  1. «Вчера - сегодня».

Цель: Развивать чувство времени у детей.

Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушать предложение. Определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то; если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

  1. «Почта».

Цель: Закрепить знания детей о городах России.

Материал: почтовые конверты, открытки

Ход игры: Воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта - связь между людьми.

  1. «Кто и в какой стране живет?».

Цель: Расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс   -ец

Ход игры: Воспитатель показывает изображение человека и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут. (Китай-китаец, Африка-африканец…)

  1. «Путешествие по планете Земля».

 Цель: Закрепить знания детей о том, что  Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца).  Помочь детям найти на глобусе  воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению  Земли, на которой мы живем - как к планете.

  Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,  

  1. «Узнай по описанию: кто это ».

Цель: Закрепить знания детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине.

Материал: Картинки и иллюстрации  с изображением животного мира .

 Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают,

  1. «У кого какой домик ».

Цель: Закрепить знания детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .

 Ход игры:  Медведю – берлога

                      Белке – дупло.

  1. «С какого дерева листок».

Цель: Закрепить знания детей о природе родного края; закрепить умение   образовывать относительные  прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников  и листьев.

 Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

  1. «Зеленая аптека».

Цель: Закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.

  1. «Красная книга Новосибирской области».

Цель: Закрепить знания детей о редких  растениях и животных , птиц нашего края  занесенных  в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.  

Материал: «малая красная книга» составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.  

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о  них.

  1. «Страны и народы".

   Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.  

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

 Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

  1. «По дороге в детский сад».

  Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение  определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

Ход игры: Дети ориентируются по плану и на макете.

 

  1. « Узнай, о ком я говорю».

Цель: Закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: Ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают.

  1. «Продолжи пословицу о Родине».

Цель: Знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

  1. «Народные промыслы Новосибирска».

Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества

Ход игры:  Воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов.  Дети называют.

  1. «Мир рукотворных предметов».

 Цель: Обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать  слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода.

Ход игры:  Чугун - чугунный, дерево- деревянный……

  1. «Собери узор».

Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

 Ход игры: Дети собирают картинки из разрезных  фрагментов.

  1. «На суше, в небе, по воде, под водой» (транспорт).

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал:  таблица, на которой изображены небо, море;  картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

  1. «На суше, в небе, по воде, под водой» (животный мир ).

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал: таблица, на которой изображены небо, море;  картинки: животного мира

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

  1. «Узнай профессию».

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

  1.  «Праздники».

  Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные)  закреплять правила поведения в общественных местах.  

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры:  Воспитатель начинает рассказ, о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

  1. «Традиции моей семьи».

Цель: Формировать представления у детей о семейных традициях, уважение к ним; развивать связную речь.  

Материал: семейные фотографии о досуге, отдыхе, совместном труде.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ по фотографии, дети по очереди продолжают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Дидактическая(обучающая) игра приобщает детей к текущей жизнив доступных им формах нравственных переживаний....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТРЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Дидактическая(обучающая) игра приобщает детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. ...

Картотека дидактических игр по формированию нравстренно-патриотического воспитания у дошкольников старшего возраста

Данное пособие предназначено для реализации в старшей группе ДОУ. Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формирование активной творчес...

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"...

Сборник дидактических игр по "Формированию нравственно-патриотических чувств для детей дошкольного возраста"

Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Одной из основных задач   дидактической игры является р...

«Дидактическое пособие Лепбук как средство формирования нравственно - патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»

  Интерактивное дидактическое пособие – лэпбук, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированног...