Картотека дидактических игр по формированию нравственно-патриотического воспитания
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Приобщение детей к жизни в доступных им формах нравственных переживаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
- « Где я живу…»
Цель: Формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Новосибирска, номер дома, квартиры, телефона, этаж; закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: Все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
- «Мой детский сад »
Цель: Закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.
- «Слова-помощники »
Цель: Раскрыть на примерах значение слов «простите, извините»; воспитывать дружеские отношения; объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.
Материал:
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться; где и когда, как применяются эти вежливые слова.
- «Что такое хорошо и что такое плохо….».
Цель: Обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте; какие поступки хорошие.
- «Моя страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстраций, фотографий
Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
- «Новосибирск - моя малая Родина ».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях города Новосибирска.
Материал: иллюстраций, фотографий города Новосибирска.
Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
- « Флаг России»
Цель: Способствовать закреплению знания флага своей страны; закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
- «Семья - всему опора».
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями, с семейными фотографиями, с генеалогическим древом семьи.
- «Составь флаг России, города Новосибирска».
Цель: Способствовать закреплению знания флага своей страны, города; закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: разрезные картинки с изображением разных флагов
Ход игры: собрать нужный флаг по образцу
- «Путешествие по городу».
Цель: Знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
- «О чем рассказывает памятник?»
Цель: Знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.
Материал: изображения памятников.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
- «Чей это портрет?»
Цель: Знакомить детей с главными людьми РФ (В.Путин, С.Шойгу)
Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
- «Моя улица и мой дом».
Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада
Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона
Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада.
- «Узнай виды спорта».
Цель: Закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, активный отдых.
Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков.
Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта; летние виды спорта; спортивный инвентарь.
- «Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы
Ход игры: Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
- «Вчера - сегодня».
Цель: Развивать чувство времени у детей.
Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушать предложение. Определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то; если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
- «Почта».
Цель: Закрепить знания детей о городах России.
Материал: почтовые конверты, открытки
Ход игры: Воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта - связь между людьми.
- «Кто и в какой стране живет?».
Цель: Расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.
Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс -ец
Ход игры: Воспитатель показывает изображение человека и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут. (Китай-китаец, Африка-африканец…)
- «Путешествие по планете Земля».
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,
- «Узнай по описанию: кто это ».
Цель: Закрепить знания детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине.
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира .
Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают,
- «У кого какой домик ».
Цель: Закрепить знания детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .
Ход игры: Медведю – берлога
Белке – дупло.
- «С какого дерева листок».
Цель: Закрепить знания детей о природе родного края; закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
- «Зеленая аптека».
Цель: Закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.
- «Красная книга Новосибирской области».
Цель: Закрепить знания детей о редких растениях и животных , птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.
Материал: «малая красная книга» составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.
- «Страны и народы".
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.
- «По дороге в детский сад».
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.
Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.
Ход игры: Дети ориентируются по плану и на макете.
- « Узнай, о ком я говорю».
Цель: Закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: Ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают.
- «Продолжи пословицу о Родине».
Цель: Знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
- «Народные промыслы Новосибирска».
Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов. Дети называют.
- «Мир рукотворных предметов».
Цель: Обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода.
Ход игры: Чугун - чугунный, дерево- деревянный……
- «Собери узор».
Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры: Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.
- «На суше, в небе, по воде, под водой» (транспорт).
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал: таблица, на которой изображены небо, море; картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
- «На суше, в небе, по воде, под водой» (животный мир ).
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал: таблица, на которой изображены небо, море; картинки: животного мира
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
- «Узнай профессию».
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
- «Праздники».
Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ, о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
- «Традиции моей семьи».
Цель: Формировать представления у детей о семейных традициях, уважение к ним; развивать связную речь.
Материал: семейные фотографии о досуге, отдыхе, совместном труде.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ по фотографии, дети по очереди продолжают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Дидактическая(обучающая) игра приобщает детей к текущей жизнив доступных им формах нравственных переживаний....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТРЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Дидактическая(обучающая) игра приобщает детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. ...
Картотека дидактических игр по формированию нравстренно-патриотического воспитания у дошкольников старшего возраста
Данное пособие предназначено для реализации в старшей группе ДОУ. Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формирование активной творчес...
перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"
перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"...
Сборник дидактических игр по "Формированию нравственно-патриотических чувств для детей дошкольного возраста"
Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Одной из основных задач дидактической игры является р...
«Дидактическое пособие Лепбук как средство формирования нравственно - патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
Интерактивное дидактическое пособие – лэпбук, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированног...
Дидактическое пособие лэпбук как средство формирования нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Оформление лэпбука:«Моя родина – Россия»,«Моя малая родина город – Ангарск»...