Проект на тему: «Народная культура и традиции»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чеснокова (Хвощевская) Татьяна Александровна

Познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Народная культура и традиции»

Возраст: 6-7 лет

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.

Длительность: (с 03.02. 2020 по 15.02.2020)

Тип проекта: познавательно – исследовательский, художественно – эстетический, коммуникативный.

Актуальность: В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент.  И, именно, с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.  Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа  с  раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети   впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине! Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие.

Цель проекта: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.

Задачи:

  • знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины;
  • обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка;
  • расширять представления об искусстве, традициях и обычаях;
  • закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах :Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке;
  • учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов;
  • упражнять в подборе эпитетов-прилагательных, описывающих изделия русских народных промыслов;
  • совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму;
  • воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию;
  • развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества;
  • вовлекать родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.

Работа с родителями:

Привлечь к оформлению выставки «Ярмарка ремесел» (принести экспонаты)

Оформление консультации в  родительский  уголок по теме: «Народные игры»

Основные этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап

  • подбор дидактического материала
  • составление конспектов занятий, бесед
  • сбор литературы, аудиозаписей, подбор детской литературы, подготовка презентаций

II. Основной этап реализации проекта

  • проведение занятий
  • чтение познавательных сообщений, проведение бесед
  • просмотр  презентаций
  • работа в уголке книги
  • проведение дидактических игр
  • чтение художественной литературы
  • развитие продуктивной деятельности
  • создание картотек
  • выставка «Ярмарка ремесел»
  • консультация «Народные игры»

Предполагаемый результат:

  • У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.
  •  Дошкольники знают названия различных промыслов.
  •  Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».
  •  Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
  •  Родители приняли активное участие в реализации проекта

03.02.20 понедельник

НОД Беседа: «Быт русского народа»

Цель: знакомить с жизнью людей в старину

НОД «Русская изба»

Цель: передавать характерные особенности деревянных строений.

П/Игры «Салочки», «У медведя во бору»

Цель: играть в народные игры, соблюдать правила

Чтение русской народной сказки «Морозко»

Цель: понимать смысл пословицы «По труду и награда»

П/игра «Карусели»

Раскраски «Дымковская игрушка»

04.02.20 вторник

Заучивание потешки «Лиса рожью шла»

П/Игра «Карусель»

НОД «Математические задачи»

НОД Рассматривание картины «Русская изба»

Цель: давать полный ответ; расширять словарный запас: наличники, сруб, деревянные кружева, сени и т.д.

П/игры «Цепи кованые», «Найди свое место»

Цель: знакомить с народными играми

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Цель: давать оценку поступкам героев, понимать смысл

Сюжетно-ролевая игра «Магазин народных игрушек»

Цель: учить описывать продаваемый товар

Раскраски «Золотая хохлома»

05.02.20 среда

Слушание колыбельной песенки

Цель: объяснить, что это добрые, ласковые песни для детей

Д/игра «Узнай по звучанию»

Цель: определять на слух музыкальный инструмент

П/игра «Колечко, колечко выйди на крылечко»

НОД «Русское народное творчество»

Цель: знакомить с устным народным творчеством»

НОД «Кукла в русском народном костюме»

Цель: передавать характерные особенности русского костюма

П/игры «Ловишки», «Цепи кованые»

Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»

Цель: определять смысл сказки

Лепка «Дымковские игрушки»

Цель: лепить из целого куска, украшать

06.02.20 четверг

Загадывание загадок

П/игра «Глухой телефон»

Цель: развивать слуховое восприятие

НОД «Знакомство с монетами»

Цель: знакомить с товарно-денежными отношениями в старые времена

НОД Заучивание наизусть «Наша Родина»

Цель: развивать эмоциональную выразительность, гордость за свою страну

П/игры «Ручеек»,  «Сова»

Цель: выполнять игровые правила

Чтение «Царевна лягушка»

Цель: понимать смысл сказки

Раскраски «Городецкие петухи»

Цель: знакомить с народным творчеством

Д/игра «Вершки-корешки»

Цель: упражнять по принципу, что съедобно.

07.02.20 пятница

Беседа: «Заклички»

Цель: продолжать знакомить, заучивать

Д/игра «Докончи»

Цель: закреплять героев сказок

П/игра «Молчанка»

Цель: развивать выдержку

НОД «Русская изба» (коллективная)

Цель: использовать знакомые способы лепки

П/игры «Мороз красный нос», «Прятки»

Чтение «Лисичка сестричка и серый волк»

Аппликация «Украсим одежду»

Цель: использовать традиционные элементы украшения, симметричный узор

Подготовка кукольному спектаклю «Заюшкина избушка»

10.02.20 понедельник

Беседа «Какого цвета хохлома»

Цель: закрепить цвета

Д/игра «Собери картинку»

Цель: составлять картинки различных народных игрушек

П/игра «Зеркало»

Цель: повторять движения

НОД «Народные промыслы»

Цель: знакомить с трудом людей

НОД «Платок»

Цель: знакомить с павлово - посадским платком

П/игры «Пирожок», «У медведя во бору»

Чтение игровой фольклор «Федул, чего губы надул»

Знакомство с жостовскими подносами

Цель: познакомить с народным ремеслом

П/игра «Карусель»

11.02.20 вторник

Беседа «Предметы народного творчества дома»

Цель: есть ли дома такие предметы, и как ими можно пользоваться

Д/игра «Найди отличия»

Цель: различать росписи по цвету, по рисункам

П/игра «Найди и промолчи»

Цель: развивать наблюдательность и выдержку

НОД «Ориентировка в пространстве»

Цель: выполнять замысел

НОД «Путешествие на ярмарку» рассматривание картины

Цель: дать представление о ярмарке, составлять небольшой рассказ

П/игры «Цепи кованые», «Кот и мыши»

Чтение «Василиса Прекрасная»

Декоративная лепка (свистульки)

Заучивание скороговорки «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»

12.02.20 среда

Загадывание загадок о цветах

Д/игра «Узнай героя сказки по описанию» 

Цель: воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям

П/игра «Колечко, колечко выйди на крылечко»

НОД «Лекарственные растения»

Цель: знакомить с понятием травница, со свойствами растений

НОД «Сказочная гжель»

Цель: знакомить с особенностями росписи

П/игры «Горелки», «Краски»

Чтение «Иван Дурак и Елена Прекрасная»

Спектакль «Заюшкина избушка»

Раскраски, пластилин

Пословицы и поговорки о дружбе

13.02.20 четверг

Беседа «Косоворотка»

Цель: закреплять название мужской рубахи, способы шитья

Д/игра «Угадай по описанию»

Цель: различать изделия мастеров

НОД Логическое мышление

Цель: знакомить с арифметической задачей

НОД Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

Цель: составлять описательный рассказ

П/игры «Жмурки», «Гуси – гуси»

Просмотр сказки «Морозко»

П/игра «Колечко, колечко»

14.02.20 пятница

Беседа «Головные уборы»

Цель: называть, различать

Д/игра «Собери картинку»

Цель: закреплять знание сказок

П/игра «Карусель»

НОД «Терем – теремок»

Цель: учить создавать сказочный образ

П/игры «Кот и мыши», «Цепи кованые»

Чтение и заучивание потешек

Цель: развивать эмоциональную выразительность

С/р игра «Едем к бабушке в деревню»

Цель: закрепить убранство русской избы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини проект_Знакомство с народными культурами и традициями

ЦельРасширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством....

Мини-проект "Знакомство с народными культурами и традициями"

Цель: Приобщение детей к народной культуре. Ознакомление с народными промыслами, народными игрушками...

Презентация по краеведению к проекту «Знакомство с народной культурой и традициями»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"14724548","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 360px; height: 270px;"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"...

Недельный проект 2-младшая группа Тема проекта: «Знакомство с народной культурой и традициями»

Тема проекта: «Знакомство с народной культурой и традициями»  Цель: создание условий для расширения представления детей о народных традициях и обычаях...

Познавательно - информационный проект: «Знакомство с народной культурой и традициями»

Познавательно - информационный проект: «Знакомство с народной культурой и традициями». Основные задачи проекта:Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным искусством, обы...

Проект Тема: «Народная культура и традиции»

В  последние  годы  проблема  патриотического  воспитания  детей  дошкольного   возраста стала  очень  актуальна.  Ей  придается  ...

Паспорт проекта на тему"Народная культура и традиции" (подготовительная группа).

Создание  условий для формирования основ патриотического сознания через знакомство с истрией и культурой России, через портенциал произведений и художественных промыслов....