Проект на тему: «Народная культура и традиции»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Народная культура и традиции»
Возраст: 6-7 лет
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Длительность: (с 03.02. 2020 по 15.02.2020)
Тип проекта: познавательно – исследовательский, художественно – эстетический, коммуникативный.
Актуальность: В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И, именно, с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине! Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие.
Цель проекта: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.
Задачи:
- знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины;
- обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка;
- расширять представления об искусстве, традициях и обычаях;
- закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах :Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке;
- учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов;
- упражнять в подборе эпитетов-прилагательных, описывающих изделия русских народных промыслов;
- совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму;
- воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию;
- развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества;
- вовлекать родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.
Работа с родителями:
Привлечь к оформлению выставки «Ярмарка ремесел» (принести экспонаты)
Оформление консультации в родительский уголок по теме: «Народные игры»
Основные этапы реализации проекта
- Подготовительный этап
- подбор дидактического материала
- составление конспектов занятий, бесед
- сбор литературы, аудиозаписей, подбор детской литературы, подготовка презентаций
II. Основной этап реализации проекта
- проведение занятий
- чтение познавательных сообщений, проведение бесед
- просмотр презентаций
- работа в уголке книги
- проведение дидактических игр
- чтение художественной литературы
- развитие продуктивной деятельности
- создание картотек
- выставка «Ярмарка ремесел»
- консультация «Народные игры»
Предполагаемый результат:
- У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.
- Дошкольники знают названия различных промыслов.
- Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».
- Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
- Родители приняли активное участие в реализации проекта
03.02.20 понедельник
НОД Беседа: «Быт русского народа»
Цель: знакомить с жизнью людей в старину
НОД «Русская изба»
Цель: передавать характерные особенности деревянных строений.
П/Игры «Салочки», «У медведя во бору»
Цель: играть в народные игры, соблюдать правила
Чтение русской народной сказки «Морозко»
Цель: понимать смысл пословицы «По труду и награда»
П/игра «Карусели»
Раскраски «Дымковская игрушка»
04.02.20 вторник
Заучивание потешки «Лиса рожью шла»
П/Игра «Карусель»
НОД «Математические задачи»
НОД Рассматривание картины «Русская изба»
Цель: давать полный ответ; расширять словарный запас: наличники, сруб, деревянные кружева, сени и т.д.
П/игры «Цепи кованые», «Найди свое место»
Цель: знакомить с народными играми
Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
Цель: давать оценку поступкам героев, понимать смысл
Сюжетно-ролевая игра «Магазин народных игрушек»
Цель: учить описывать продаваемый товар
Раскраски «Золотая хохлома»
05.02.20 среда
Слушание колыбельной песенки
Цель: объяснить, что это добрые, ласковые песни для детей
Д/игра «Узнай по звучанию»
Цель: определять на слух музыкальный инструмент
П/игра «Колечко, колечко выйди на крылечко»
НОД «Русское народное творчество»
Цель: знакомить с устным народным творчеством»
НОД «Кукла в русском народном костюме»
Цель: передавать характерные особенности русского костюма
П/игры «Ловишки», «Цепи кованые»
Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»
Цель: определять смысл сказки
Лепка «Дымковские игрушки»
Цель: лепить из целого куска, украшать
06.02.20 четверг
Загадывание загадок
П/игра «Глухой телефон»
Цель: развивать слуховое восприятие
НОД «Знакомство с монетами»
Цель: знакомить с товарно-денежными отношениями в старые времена
НОД Заучивание наизусть «Наша Родина»
Цель: развивать эмоциональную выразительность, гордость за свою страну
П/игры «Ручеек», «Сова»
Цель: выполнять игровые правила
Чтение «Царевна лягушка»
Цель: понимать смысл сказки
Раскраски «Городецкие петухи»
Цель: знакомить с народным творчеством
Д/игра «Вершки-корешки»
Цель: упражнять по принципу, что съедобно.
07.02.20 пятница
Беседа: «Заклички»
Цель: продолжать знакомить, заучивать
Д/игра «Докончи»
Цель: закреплять героев сказок
П/игра «Молчанка»
Цель: развивать выдержку
НОД «Русская изба» (коллективная)
Цель: использовать знакомые способы лепки
П/игры «Мороз красный нос», «Прятки»
Чтение «Лисичка сестричка и серый волк»
Аппликация «Украсим одежду»
Цель: использовать традиционные элементы украшения, симметричный узор
Подготовка кукольному спектаклю «Заюшкина избушка»
10.02.20 понедельник
Беседа «Какого цвета хохлома»
Цель: закрепить цвета
Д/игра «Собери картинку»
Цель: составлять картинки различных народных игрушек
П/игра «Зеркало»
Цель: повторять движения
НОД «Народные промыслы»
Цель: знакомить с трудом людей
НОД «Платок»
Цель: знакомить с павлово - посадским платком
П/игры «Пирожок», «У медведя во бору»
Чтение игровой фольклор «Федул, чего губы надул»
Знакомство с жостовскими подносами
Цель: познакомить с народным ремеслом
П/игра «Карусель»
11.02.20 вторник
Беседа «Предметы народного творчества дома»
Цель: есть ли дома такие предметы, и как ими можно пользоваться
Д/игра «Найди отличия»
Цель: различать росписи по цвету, по рисункам
П/игра «Найди и промолчи»
Цель: развивать наблюдательность и выдержку
НОД «Ориентировка в пространстве»
Цель: выполнять замысел
НОД «Путешествие на ярмарку» рассматривание картины
Цель: дать представление о ярмарке, составлять небольшой рассказ
П/игры «Цепи кованые», «Кот и мыши»
Чтение «Василиса Прекрасная»
Декоративная лепка (свистульки)
Заучивание скороговорки «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»
12.02.20 среда
Загадывание загадок о цветах
Д/игра «Узнай героя сказки по описанию»
Цель: воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям
П/игра «Колечко, колечко выйди на крылечко»
НОД «Лекарственные растения»
Цель: знакомить с понятием травница, со свойствами растений
НОД «Сказочная гжель»
Цель: знакомить с особенностями росписи
П/игры «Горелки», «Краски»
Чтение «Иван Дурак и Елена Прекрасная»
Спектакль «Заюшкина избушка»
Раскраски, пластилин
Пословицы и поговорки о дружбе
13.02.20 четверг
Беседа «Косоворотка»
Цель: закреплять название мужской рубахи, способы шитья
Д/игра «Угадай по описанию»
Цель: различать изделия мастеров
НОД Логическое мышление
Цель: знакомить с арифметической задачей
НОД Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
Цель: составлять описательный рассказ
П/игры «Жмурки», «Гуси – гуси»
Просмотр сказки «Морозко»
П/игра «Колечко, колечко»
14.02.20 пятница
Беседа «Головные уборы»
Цель: называть, различать
Д/игра «Собери картинку»
Цель: закреплять знание сказок
П/игра «Карусель»
НОД «Терем – теремок»
Цель: учить создавать сказочный образ
П/игры «Кот и мыши», «Цепи кованые»
Чтение и заучивание потешек
Цель: развивать эмоциональную выразительность
С/р игра «Едем к бабушке в деревню»
Цель: закрепить убранство русской избы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини проект_Знакомство с народными культурами и традициями
ЦельРасширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством....
Мини-проект "Знакомство с народными культурами и традициями"
Цель: Приобщение детей к народной культуре. Ознакомление с народными промыслами, народными игрушками...
Презентация по краеведению к проекту«Знакомство с народной культурой и традициями»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"14724548","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 360px; height: 270px;"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"...
Недельный проект 2-младшая группа Тема проекта: «Знакомство с народной культурой и традициями»
Тема проекта: «Знакомство с народной культурой и традициями» Цель: создание условий для расширения представления детей о народных традициях и обычаях...
Познавательно - информационный проект: «Знакомство с народной культурой и традициями»
Познавательно - информационный проект: «Знакомство с народной культурой и традициями». Основные задачи проекта:Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным искусством, обы...
Проект Тема: «Народная культура и традиции»
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается ...
Паспорт проекта на тему"Народная культура и традиции" (подготовительная группа).
Создание условий для формирования основ патриотического сознания через знакомство с истрией и культурой России, через портенциал произведений и художественных промыслов....