"Царица-водица"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ООД по познавательному развитию с элементами экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voditsa_lm._provela_v_st._gr.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.М.Ветлина,
воспитатель, МАДОУ Детский сад № 2 «Светлячок», г. Бирск;
Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Царица-водица»
Интегрированные задачи:
Образовательные: формировать знания детей о некоторых свойствах воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Расширять и углублять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с основными состояниями воды (жидкое, твердое);
знакомить детей со свойствами воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом состоянии);
формировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое;
закрепить полученные знания о воде.
Развивающие:
Развивать произвольное внимание, диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующие вопросы.
Развивать эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира.
Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде;
воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира;
воспитывать способность работать в группах, коллективе;
проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Индивидуальная работа:
следить за речью детей, оказывать помощь при ответах, учить давать полный ответ на вопрос.
Предварительная работа:
чтение рассказов, стихотворений, разгадывание загадок;
рассматривание иллюстраций, энциклопедий, глобуса;
работа со словарем;
проведение исследований, опытов, наблюдения на прогулке.
Словарная работа:
минеральная, колодезная, морская, речная, болотная, исследователь, жидкое вещество.
Оборудование: персонаж - ребенок «Царица - Водица», пипетки, кубики льда, варежки, сахар, соль, лимонная кислота, марганец, трубочки для коктейля, одноразовые стаканчики (на каждого ребёнка), тарелочки,
ложечки, клеёнки, мяч;
фартуки (на каждого ребёнка);
запись журчания ручейка,
сюрприз – подарок «капля водицы» ;
Ход занятия:
Формирование положительного момента:
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю!
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие придет удивительная гостья. Я скажу вам по секрету, она всем – всем очень нужна и все ее очень любят! Без нее нет жизни на Земле! А кто она вы узнаете, если отгадаете загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети: Вода
Воспитатель: Правильно, ребята! Под музыку журчание ручья входит девочка в костюме Царицы – водицы.
Водица: Я, Царица – Водица предлагаю вам игру «Водичка, водичка».
Воспитатель:
- и увидим мы – кто из вас больше всех знает о воде! (игра проводится в кругу с мячом).
- Какого цвета вода? (бесцветная);
- Какой вкус у воды? (безвкусная);
- Какая бывает вода? (минеральная, колодезная, морская, речная и т.д.);
- Какой запах у воды? (без запаха);
- Чем можно измерить температуру воды? (рукой , термометром).
- Много или мало воды на Земле? (много);
- Любую ли воду можно пить?
- Что случилось бы, если б вода вдруг исчезла? (все погибнет)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо отвечали на вопросы.
Водица: Ребята, я вам приготовила еще подарок: очень интересную игру! Хотите в нее поиграть?
Дети: Да!!
Воспитатель: Ребята вы очень много уже знаете о воде, но для того чтобы поиграть в игру Царицы –
Водицы надо знать больше. Поэтому, она приглашает нас в лабораторию, и мы будем исследователями! Согласны?
Дети: Да!!
Воспитатель: Кто из вас знает кто такой «исследователь»?
Дети: Это человек, который много знает, умеет проводить опыты, исследования и узнает очень много нового.
Воспитатель: Правильно! Вы хотите быть исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь, добро пожаловать в нашу лабораторию!
Воспитатель и дети проходят в лабораторию, где приготовлены четыре стола с оборудованием для опытов.
Пройдём к столу под №1.
ОПЫТ №1
Дети и воспитатель встают вокруг первого стола.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем первый опыт. Вы видите, на столе приготовлены пипетки, вода и волшебный картон. Сейчас мы по одной капельки будем капать воду на волшебный картон. Немного наклоним картон, что происходит?
Дети: Капельки воды то соединяются, то опять растекаются.
Воспитатель: Ребята, а почему это происходит? ( Вода это жидкость).
Воспитатель: Какой формы эта лужица воды? Она формы не имеет.
На столе стоят различные емкости. Давайте нальем воду в них и посмотрим какую форму примет вода. ( наливают в стакан, вазу, миску).
Воспитатель: сделаем вывод вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте растекается лужицей.
Воспитатель: Такое состояние воды называется жидким. Повторим все вместе: вода – это жидкое вещество. (выставить картинку пипетки и разных сосудов)
ОПЫТ № 2
Воспитатель: А теперь пройдем к столу №2. Сейчас мы узнаем еще об одном свойстве воды.
Воспитатель: на столе краски, стаканчики с водой и ракушки. Опустите ракушку в стаканчик. Видно ли ракушку через воду?
Дети: Видно.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что вода прозрачная.
Воспитатель: возьмите на кисточку краску и промойте кисть в стаканчике. Что получилось? (вода окрасилась)
Воспитатель: А теперь видно ракушку?
Дети: Видно.
Воспитатель: Значит, нужно добавить краски в стаканчик. У кого краски больше и темная краска ракушку не видно, а у кого светлая видно.
Воспитатель: Сделаем вывод. Вода прозрачная бесцветная , но краска в воде растворяется и вода может окрашиваться. ( Выставить картинку окрашивания воды).
Воспитатель: Молодцы! А теперь обещанный подарок от Царицы – Водицы! Игра!
ФИЗМИНУТКА.
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре. Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс; одной, другой – это кроль,
Все как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой!
ОПЫТ №3.
Воспитатель: А сейчас мы с Царицей – Водицей приглашаем вас к столу №3, посмотрим, что за сюрприз нас ожидает там. Ребята вы видите, что на столе лежат кубики льда и варежки. На левую руку наденьте варежку , и возьмите кубик льда, а правой рукой берете кубик льда в голые руки. Как вы думаете, в какой руке лед растает быстрее? (Дети говорят свои версии).
Воспитатель: Сейчас мы узнаем кто же прав! Посмотрите, в какой руке лед тает быстрее?
Дети: Быстрее тает тот, что в голых руках.
Воспитатель: Ребята, а почему так происходит?
Дети: руки теплые.
Воспитатель: сделаем вывод - лед соприкасается с теплом рук и тает быстрее, а варежки разъединяют тепло рук и холод льда, поэтому он тает медленно. (выставить картинку варежки и ладошки).
Воспитатель: Правильно, ребята! Но во что превратился лед, когда растаял?
Дети: В воду.
Воспитатель: Кто может объяснить, как получается лед?
Дети: вода замерзла и превратилась в твердый лед.
Воспитатель: Ребята, такое состояние воды называется твердым. Повторим все вместе.
Воспитатель: прошу вас пройти к столу №4, где мы и узнаем, что происходит с веществами в воде.
ОПЫТ №4.
Воспитатель: У вас на столах стаканчики с водой и 3 блюдечка с разными веществами.
Бросьте каждый в свой стаканчик 1 ч.л. первого вещества с желтой тарелочки и размешайте ложечкой. Попробуйте через соломинку. Какая вода на вкус? (Соленая). Что находится на тарелочке?
Дети: соль
Воспитатель: А в другой стаканчик положите вещество с синей тарелочки и размешайте. Попробуйте. Какая вода на вкус ( сладкая). Что находится в тарелочке?
Дети: сахар.
Воспитатель: В третий стаканчик положите вещество с красной тарелочки и размешайте. Попробуйте. Какая вода на вкус? (кислая). Что находится в тарелочке?
Дети: лимон.
Воспитатель: это лимонная кислота.
Воспитатель: А куда же она делись соль, сахар, и лимонная кислота? (Растворились в воде)
Воспитатель: Сделаем вывод. Пряча в себе сахар и соль, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. Вода приобрела вкус. На самом деле они не исчезли, они растворились. (выставить картинку с ложкой). Вода является растворителем. Повторим вместе.
Воспитатель: (выставить картинку с лекарством и бытовой химией). Посмотрите на эти картинки. В каждом доме хранятся лекарства и бытовая химия. У этих жидкостей может быть красивая упаковка или приятный запах. Можно ли детям открывать и пробовать эти вещества? (нет). Почему?
Дети: можно отравиться, попасть в больницу.
Воспитатель: Молодцы! Наше исследование закончено!
Воспитатель: Ребята, мы сегодня узнали много нового о воде. Давайте вспомним: - Каким может быть состояние воды? - Чем является вода для вещества? - Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.) (Ответы детей.)
Водица: Молодцы, ребята! Я очень рада, что побывала у вас в гостях. Мне очень понравилось, что вы много знаете о воде! Я подготовила вам сюрприз картинка в виде капельки воды.
Сюрприз вручается под запись «журчание ручейка».
Литература.
- Костюченко М. П. Деятельность дошкольников в деткой экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов /авт. –сост. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. – Волгоград: Учитель. – 148 с.
- Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 /Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 240 с.
Интернет-ресурсы
3Любовь Пучкова. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelno-isledovatelskaja-dejatelnost-v-starshei-grupe.html (дата обращения: 03.10.17).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Царица-водица"
конспект...
Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»
Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности, совершенство...
«Путешествие к Царице Водице»
занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе...
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе.Тема :"Царица-водица"
Дети узнают о трёх свойствах воды....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «ЦАРИЦА - ВОДИЦА»
Познакомить детей со свойствами воды; продолжать учить детей проводить элементарные опыты; развивать логическое мышление; учить делать выводы доступные данному возрасту; закрепить знания о том, что во...
Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности Царица-водица
Цель:- уточнять и расширять знания детей о воде, ее роли в жизни человека и *кивых организмов, о свойствах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки);- дать элем...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Царица - водица". Образовательная область "Познание".
В ходе экспериментирования ребенок учится учиться. Целью данной деятельности является расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объе...