Статья "Формирование предпосылок экологического сознания у старших дошкольников"
статья по окружающему миру (старшая группа)
Данный материал раскрывает работу по проблемам экологического образования дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_ekologii.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Светлана Викторовна Еркина
воспитатель
Ирина Витальевна Казакова
воспитатель
Оксана Юрьевна Ковбаса
воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 149 «Ёлочка»,
г. Тольятти, Самарская область
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Детский сад № 149 «Ёлочка» г. Тольятти с 24-часовым пребыванием детей углубленно работает по проблемам экологического образования под руководством к.б.н. Э.Э. Баранниковой.
Гуманистически ориентированный образовательный процесс основан на постепенном «погружении» и «вживлении» ребёнка в окружающую среду, подводя его к глубокому эстетическому восприятию природы, к желанию жить в гармонии с внешним миром, в соответствии с его законами.
Методический комплекс экологического воспитания дошкольников занимает приоритетное место в структуре работы всего дошкольного учреждения. Реализация задач в нем ведется в тесном сотрудничестве со специалистами детского сада (воспитателями по физической культуре, по изобразительной деятельности, по экологическому образованию).
Формирование у детей системы знаний о природе, умения понимать и устанавливать существенные связи и взаимозависимости проходит в неразрывном единстве с формированием экологического сознания. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания заложен в содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие – Безопасность». Образовательный процесс по экологическому воспитанию дошкольников строится с учетом интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и др. по всем основным направлениям деятельности детского сада. Реализация задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие - Безопасность», а именно: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, осуществляется в процессе интеграции решения данной задачи в содержании образовательного процесса по следующим видам детской деятельности:
- познавательно-исследовательская;
- двигательная деятельность;
- трудовая деятельность;
- восприятие художественной литературы.
Существенным и наиболее удачным (по результатам анализа опыта работы) является своеобразный подход к комплексному решению проблемы, выражающейся в экологизации всех видов деятельности детей, в интегрированной форме организации образовательного процесса.
Образовательный процесс в детском саду строится с учетом конкретного территориального расположения дошкольного учреждения (детский сад находится в лесопарковой зоне Автозаводского района), местного краеведческого материала, актуальных экологических проблем региона, возрастных особенностей детей. Исходя из этого, наиболее эффективной формой работы по формированию предпосылок экологического сознания у старших дошкольников является простейший туризм.
Организация простейшего туризма по экологическим тропам, которые называются у нас «Топ-чумба», как одного из основных средств развития навыков безопасного поведения в природе детей начинается со старшего дошкольного возраста. Во время их проведения совокупно решаются задачи по образовательным областям «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов – растительного и животного мира, позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми, и для содержательного эмоционального общения с природой и для оздоровления на свежем воздухе.
Кого встречают дети в нашем лесу? Белки, совы, дятлы, свиристели и другие представители животного мира вызывают неподдельное детское удивление.
Все эти объекты природы и послужили содержанием развивающих игр, которые мы используем в туристических походах. Их темами, как правило, подчинены цели самого похода.
Творческой группой воспитателей детского сада разработано 12 вариантов экомаршрутов, каждый из которых соответствует тому или иному месяцу года. В их число входят: «Муравейник», «Золотые - непростые», «Белая книга Природы», «Голубая ленточка» и другие.
Экологические игры, в зависимости от их целей, мы делим на три группы. К первой группе относятся игры, которые способствуют развитию наблюдательности, накоплению впечатлений, умению выразить полученные впечатления. Это игры: «Золотые - непростые», «Чтение Белой Книги» и другие. К играм второй группы относятся игры, которые упражняют детей в приобретенных навыках общения с природой, включая и навыки безопасного поведения в природе, обобщают и закрепляют экологические знания, полученные не только в походах, но и о время занятий, в повседневной жизни. К ним, например, относятся игры: «По тропинке пройдешь, что-то найдешь», «Неизвестное - опасно», «Осторожно - ядовитые грибы», «Плохо -хорошо». В ходе игр данной группы дошкольники закрепляют полученные представления об основных источниках и видах опасности в природе, способах безопасного поведения.
Развивающие игры второй группы (например, «Экопароль», «Отгадай и назови») предусматривают чтение различных экологических алгоритмов, в том числе и правил поведения в природе (нельзя пробовать на вкус растения, не беспокоить жалящих насекомых, не подходить к незнакомым растениям).
Через игры третьей группы осуществляется развитие детского творчества, предоставляется возможность формирования и проявления особых, гуманных качеств, таких как доброта, забота и т.п. Такова, например, игра «Розовое ожерелье для голубой реки» и др.
Возможность проявить речевое творчество дошкольники получают, сочиняя экологические сказки (например, «Дремучий лес», «Огонь в лесу», «Колючий ёж»), сюжеты которых основываются, в том числе и на знаниях детей об опасных для человека ситуаций в природе.
Актуальна задача разработки и использования таких сюжетно-ролевых игр, где через экологизацию содержания, оснащенности, создание экологически ориентированных проблемных игровых ситуаций мы можем диагностировать отражение детьми полученных в природе впечатлений, а также уровень понимания и непонимания, принятия или непринятия экологических проблем, правил поведения в природе. Сегодня разработаны и используются 14 игр. Например, «Магазин» - «Зоомагазин», «Больница» - «Ветлечебница», «Скорая помощь» и другие, а также сюжеты игровых проблемных ситуаций «Если ты заблудился в лесу», «Как вести себя пр встрече с незнакомым животным».
В работе воспитателей по формированию основ экологического сознания дошкольников не остается без внимания и процесс взаимодействия с семьей. Организуемы совместно с родителями турпоходы, выставки, совместные игры с детьми, массовые экологические праздники («День птиц», «День Земли» и т.д.) и спектакли детского театра «Золотой ключик» по мотивам экологических сказок, сочиненных самими ребятами, способствуют тесному общению взрослого и ребенка.
При этом одновременно решается одна из актуальных задач повышения экологической грамотности родителей. Большой интерес, как для детей, так и для родителей вызывают проводимые в детском саду экологические выставки, организуемые педагогами детского сада.
Резюмируя изложенное, можно говорить, что в детском саду весь образовательный процесс органично направлен на формирование начал экологической культуры, формирование предпосылок экологического сознания, осознанно-правильного отношения к окружающему миру во всем его многообразия и целостности, на развитие эмоционально-чувственной сферы личности детей и развитие у них познавательного интереса к пророде.
Литература:
- Использование элементов сказки в экологическом образовании детей/ Экологическое образование в России: проблемы и практика. – М.: РАО. – 1995. – с. 84-88.
- «МЫ». Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: «Детство-пресс», 2001 – 240 с.
- Н.А. Рыжова «Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика». Москва, 1999-170 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ экологического сознания у старших дошкольников
Доклад из опыта работы...
Проект «Природное окружение, как средство формирования предпосылок экологического сознания старших дошкольников»
Проект «Природное окружение, как средство формирования предпосылок экологического сознания старших дошкольников»...
Мастер-класс Тема «Игровые технологии в формировании предпосылок экологического сознания дошкольников».
Проблема экологической безопасности занимает важное место в жизни людей. Ребенок- дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру, ему свойственно ощущение безопасности, в том числе и в р...
Формирование предпосылок экологического сознания дошкольников.
Экология-наука,исследующая среду обитания живых существ,отношения между ними и законы функцмонирования экосистем....
Формирование духовно-нравственных представлений и экологического сознания у старших дошкольников
В современном мире проблема сохранения окружающей среды приобрела большое значение и поэтому задача экологического воспитания и образования населения является актуальной. Особое внимание...
«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания» в старшей группе для детей с ТНР (5-6 лет)
Познакомить детей с основами безопасного поведения в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания» ...
Консультация для родителей «Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) у дошкольников старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) у дошкольников старшего дошкольного возраста»...