Конспект образовательной деятельности «Жигулёвская кругосветка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ковбаса Оксана Юрьевна

Данный материал создан для  формирования осознанного отношения детей к заповедным местам Самарской земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhigulevskaya_krugosvetka.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительная к школе группа

Конспект НОД

Тема: «Жигулёвская кругосветка»

Задачи:

- формировать осознанное отношение детей к заповедным местам Самарской земли;

- развивать познавательную активность, общие познавательные способности детей: наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, строить предложения;

- проявлять элементы активной гражданской позиции в различных видах деятельности, решая проблемные ситуации.

Работа над словарём:

Материалы НОД: игровой  материал  игры-карточки  с изображением  гор  и степей; карточки  с изображением растений, животных, птиц; карта-схема заповедника «Самарская Лука», макеты «Жигулёвских гор» и степи; флажки для обозначения памятных мест,  открытки с изображением памятных мест

Совместная деятельность (предварительная работа): просмотр презентации «Самарская Лука», познавательная беседа о национальном парке и Жигулёвском заповеднике, знакомство с легендами родного края, изготовление макета «Самарская Лука», Д/и «Засели и накорми животное Самарской Луки», рассматривание Красной книги Самарской обл., изготовление природоохранных знаков, листовок, плакатов с призывом об охране заповедных мест, рисование «Родной край».

Взаимодействие с семьёй:

  1. Рекомендации о совершении прогулки по Волге с рассказом о Жигулёвских горах.
  2. Создание фотоальбома «Жигулёвские горы»;
  3. Виртуальная экскурсия «Жигулёвская кругосветка»:

-http://историческая-самара.рф/каталог/самарская-природа/природные-достопримечательности/самарская-лука/жигулевская-кругосветка.html;

-Каякер Самара - Жигулевская кругосветка 2018 – YouTube

https://www.youtube.com/watch?time_continue=24&v=yvaZUjx2gEM&feature=emb_title.

  1. Подбор книг о Самарской Луке:

1.  О. Бирюкова, М. Рыжкова. Самарская Лука. — Самара, издательство «Агни». — 2009. — 360 с. 

2.  Волга, Самарская Лука и Жигули глазами путешественников, учёных, писателей, художников. — Издательство Самарского научного центра РАН, 2006. — 176 с.

3. П.С. Бельский. Жигули заповедные.

  1. Подбор материалов для изготовления природоохранных знаков, листовок, плакатов. Изготовление памяток о защите редких животных и растений.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня  нас с вами ждет необычное и очень увлекательное путешествие. А куда мы отправимся, вы угадайте?

Загадки:

  1. Её берет с собой геолог, турист, водитель, археолог. (Карта)
  2. Увидеть сможешь всё кругом: долину, реку Волгу, дом, лес, автостраду и машину, когда взберёшься на вершину. (Горы).
  3. Самая большая российская река.

Не Енисей, не Кама и даже не Ока.

Зовут ее все матушкой,

А в прошлые века

Там бурлаки-ребятушки,

Чья участь нелегка,

Тащили баржи с грузами:

Огромными арбузами,

Специями, тканями…

Речку ту узнали вы? (Волга)

  1. В нем предметы старины до сих пор сохранены,

Любознательный народ поглазеть на них идет. (Музей)

- А теперь подумайте, как связать эти слова-отгадки и догадайтесь, куда же мы с вами сегодня отправимся?

- Правильно, сегодня мы отправимся на экскурсию, которая называется «Жигулевская кругосветка», т.е. мы совершим путешествие по Жигулёвским горам и заповедным местам.

- А как мы сможем туда добраться? (ответы детей). Лучше всего отправиться в путешествие по воде, ведь наш город расположен на левом берегу Волги, а Жигулевские горы - напротив. Какой транспорт выбрать для этого? (ответы детей: лодка, катер, теплоход, корабль, яхта и т.д.)

- Решено, поплывем на теплоходе. Что нам нужно для экскурсии? (ответы детей: карта, капитан и экскурсовод). Роль экскурсовода я возьму на себя.

- Давайте вспомним правила поведения в путешествии по заповедным местам…

Дети выбирают капитана, занимают места, и под музыку «Течет река Волга» отправляемся в путешествие по р. Волга.

На экране телевизора появляется фото-презентация «Жигулевские горы»

- Перед нами Жигулёвские горы. В горах располагается Жигулёвский государственный заповедник им. И.И. Спрыгина и национальный парк «Самарская Лука». Жигулёвские горы покрыты разнообразной растительностью, в частности деревьями.

- На склонах гор растут клёны, значит лес какой? (кленовый), липы - лес…?, осины - лес…?, сосны – лес…? (ответы детей)

- Большая часть Жигулёвского заповедника закрыта для посещения, как вы думаете почему? (ответы детей: некоторых животных, птиц и растений осталось очень мало, они погибают от рук человека и плохой окружающей среды, поэтому их нужно оберегать и охранять. Что было бы, если бы вход в заповедник был открыт и его никто бы не охранял? (ответ детей: Если бы заповедник не охранялся, было бы много охотников, которые убивали животных и птиц, и их бы совсем не осталось на земле. Люди бы рвали и топтали растения, которые тоже со временем исчезли бы)

- Посмотрите на начало Жигулевских гор - это гора Лепёшка или Усинский курган. Она начинается в месте слияния рек Уса и Волга, имеет приплюснутый вид, за это её и прозвали Лепёшкой. Это одно из красивейших мест Самарской Луки, с него открывается вид на соседний Молодецкий курган - это одна из самых известных вершин Жигулей, связанная с целым рядом легенд. А рядом с ним Девья гора.

На экране телевизора появляется фото гор «Лепёшка» и «Молодецкий курган»

- Ребята, а это Стрельная гора. Она имеет статус  памятника природы. Она хорошо заметна на фоне горного берега между селами Бахилова Поляна и Зольное и является самой высокой точкой Жигулевских гор: ее высота достигает 370 метров над уровнем реки.

Остановка на берегу.

Встреча с Лукошей.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть здесь. Жигулёвские горы – сказочное место и я хочу убедиться, что вы хорошо знакомы с природой Самарского края. Для этого, я предлагаю поиграть в игру «Расскажи-ка» (интерактивная  технология «Дерево знаний»). Ответите правильно – похвалю и награжу, нет – накажу.

Дети делятся на пары и подходят к дереву, где развешены карточки с заданиями.

 1 карточка: Кору какого дерева никогда не обгладывают зайцы? Почему? (Кору черёмухи. Звери знают, что она ядовита.)

2 карточка: С какими деревьями дружит лось? Почему? (С рябиной, дубом, сосной и елью, т.к. он любит полакомиться ягодами рябины, желудями и семенами шишек).

3 карточка: «Накорми животное» - схема

4 карточка: «4-ый лишний» (Растения, животные, птицы и Красная книга Жигулей.)

- жигулёвский молочай, венерин башмачок, одуванчик, толокнянка.

- пион, кувшинка белая, можжевельник, ирис карликовый.

- синица, беркут, трясогузка, скворец.

- степная дрофа, орлан-белохвост, черный аист, жаворонок.

- полевая мышь, хомяк, слепыш, белка.

- рысь, белка-летяга, лось, выхухоль.

5 карточка: Игра «Следы животных».

- Молодцы, ребята! Вы все знаете о природе своего края, и я вас награжу! На территории Самарской Луки растет Вековой дуб-исполнитель желаний - памятник природы. Ему 500 лет. В народе ходит примета: если прикоснуться к этому дубу и загадать желание, оно непременно сбудется!

- Ребята, давайте пожелаем что-нибудь для наших друзей – животных и растений, которых осталось совсем мало.

На экране появляется вековой дуб, дети подходят к нему и загадывают желания. 2-3 человека высказываются.

(Ответы детей: Я чочу, чтобы люди вас охраняли, ухаживали, кормили; чтобы солнце вам светило, чтобы было светло и тепло; чтобы никто не поджигал леса и не мусорил, где гуляет…)

Физкультминутка «Путешествие»

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (Присели.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали.)

Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)

Ногами топаем! (Топаем ногами.)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

- Смотрите, мы пойдем по узкой тропинке – верёвочке, чтобы не затоптать редкие растения парка. Тропа извилистая, будьте внимательны.

На экране появляются слайды «Каменной чаши» и с.Ширяево

- Ребята, а мы с вами пришли в необычное место, которое называется «Каменная чаша». Каменной чашей называют место в заповеднике «Самарская Лука», где горы образуют круг, напоминающий чашу. Это единственное место, где на вершине Жигулей пробивается чистая родниковая вода. Вода в роднике освещена и считается целебной. По преданию, сюда стекаются слёзы хозяйки Жигулёвских гор, оплакивающей своё одиночество.

Рядом с родником построена Часовня и установлена икона Святителя Николя Чудотворца. Про чудодейственную силу источника «Каменная чаша» ходит много легенд и слухов. Говорят, что  облившись в купели источника, вы почувствуете прилив сил и бодрости.

- Снова пойдем по узкой тропинке. Мы находимся в с. Ширяево – это село, которое находится в устье самой большой и широкой долине Жигулей. Раньше это место было местом отдыха бурлаков. Именно здесь работал над совей картиной «Бурлаки на Волге» русский художник И. Репин. Сейчас в его доме создан музей.

Рассматривание репродукции картины «Бурлаки на Волге»

- Время возвращаться домой. Для этого  предлагаю вам поиграть в квест-игру, которая поможет нам вернуться домой.

5 конвертов – 5 отгадок (буквы) – составить слово ВОЛГА и выйти к теплоходу.

В – Работа с картой «Расставь значки»

О - загадки

Л – игра с мячом «Земля -воздух» (Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слова «земля» или «воздух». Ребенок должен назвать животное или птицу Самарского края)

Г – Д/и «Природоохранные знаки»

А - кроссворд

- Занимаем свои места на теплоходе. Мы вновь поплывем по нашей великой р. Волге, которая кормит и поит не только растения и животных наших заповедных мест, но и нас с вами.

- Ребята, а что нужно делать, чтобы Волга была чистой, а природа здоровой?

(ответы детей)

- Что бы сказала Волга, если бы умела говорить?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...