Конспект образовательной деятельности «Жигулёвская кругосветка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный материал создан для формирования осознанного отношения детей к заповедным местам Самарской земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhigulevskaya_krugosvetka.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовительная к школе группа
Конспект НОД
Тема: «Жигулёвская кругосветка»
Задачи:
- формировать осознанное отношение детей к заповедным местам Самарской земли;
- развивать познавательную активность, общие познавательные способности детей: наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, строить предложения;
- проявлять элементы активной гражданской позиции в различных видах деятельности, решая проблемные ситуации.
Работа над словарём:
Материалы НОД: игровой материал игры-карточки с изображением гор и степей; карточки с изображением растений, животных, птиц; карта-схема заповедника «Самарская Лука», макеты «Жигулёвских гор» и степи; флажки для обозначения памятных мест, открытки с изображением памятных мест
Совместная деятельность (предварительная работа): просмотр презентации «Самарская Лука», познавательная беседа о национальном парке и Жигулёвском заповеднике, знакомство с легендами родного края, изготовление макета «Самарская Лука», Д/и «Засели и накорми животное Самарской Луки», рассматривание Красной книги Самарской обл., изготовление природоохранных знаков, листовок, плакатов с призывом об охране заповедных мест, рисование «Родной край».
Взаимодействие с семьёй:
- Рекомендации о совершении прогулки по Волге с рассказом о Жигулёвских горах.
- Создание фотоальбома «Жигулёвские горы»;
- Виртуальная экскурсия «Жигулёвская кругосветка»:
-http://историческая-самара.рф/каталог/самарская-природа/природные-достопримечательности/самарская-лука/жигулевская-кругосветка.html;
-Каякер Самара - Жигулевская кругосветка 2018 – YouTube
https://www.youtube.com/watch?time_continue=24&v=yvaZUjx2gEM&feature=emb_title.
- Подбор книг о Самарской Луке:
1. О. Бирюкова, М. Рыжкова. Самарская Лука. — Самара, издательство «Агни». — 2009. — 360 с.
2. Волга, Самарская Лука и Жигули глазами путешественников, учёных, писателей, художников. — Издательство Самарского научного центра РАН, 2006. — 176 с.
3. П.С. Бельский. Жигули заповедные.
- Подбор материалов для изготовления природоохранных знаков, листовок, плакатов. Изготовление памяток о защите редких животных и растений.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждет необычное и очень увлекательное путешествие. А куда мы отправимся, вы угадайте?
Загадки:
- Её берет с собой геолог, турист, водитель, археолог. (Карта)
- Увидеть сможешь всё кругом: долину, реку Волгу, дом, лес, автостраду и машину, когда взберёшься на вершину. (Горы).
- Самая большая российская река.
Не Енисей, не Кама и даже не Ока.
Зовут ее все матушкой,
А в прошлые века
Там бурлаки-ребятушки,
Чья участь нелегка,
Тащили баржи с грузами:
Огромными арбузами,
Специями, тканями…
Речку ту узнали вы? (Волга)
- В нем предметы старины до сих пор сохранены,
Любознательный народ поглазеть на них идет. (Музей)
- А теперь подумайте, как связать эти слова-отгадки и догадайтесь, куда же мы с вами сегодня отправимся?
- Правильно, сегодня мы отправимся на экскурсию, которая называется «Жигулевская кругосветка», т.е. мы совершим путешествие по Жигулёвским горам и заповедным местам.
- А как мы сможем туда добраться? (ответы детей). Лучше всего отправиться в путешествие по воде, ведь наш город расположен на левом берегу Волги, а Жигулевские горы - напротив. Какой транспорт выбрать для этого? (ответы детей: лодка, катер, теплоход, корабль, яхта и т.д.)
- Решено, поплывем на теплоходе. Что нам нужно для экскурсии? (ответы детей: карта, капитан и экскурсовод). Роль экскурсовода я возьму на себя.
- Давайте вспомним правила поведения в путешествии по заповедным местам…
Дети выбирают капитана, занимают места, и под музыку «Течет река Волга» отправляемся в путешествие по р. Волга.
На экране телевизора появляется фото-презентация «Жигулевские горы»
- Перед нами Жигулёвские горы. В горах располагается Жигулёвский государственный заповедник им. И.И. Спрыгина и национальный парк «Самарская Лука». Жигулёвские горы покрыты разнообразной растительностью, в частности деревьями.
- На склонах гор растут клёны, значит лес какой? (кленовый), липы - лес…?, осины - лес…?, сосны – лес…? (ответы детей)
- Большая часть Жигулёвского заповедника закрыта для посещения, как вы думаете почему? (ответы детей: некоторых животных, птиц и растений осталось очень мало, они погибают от рук человека и плохой окружающей среды, поэтому их нужно оберегать и охранять. Что было бы, если бы вход в заповедник был открыт и его никто бы не охранял? (ответ детей: Если бы заповедник не охранялся, было бы много охотников, которые убивали животных и птиц, и их бы совсем не осталось на земле. Люди бы рвали и топтали растения, которые тоже со временем исчезли бы)
- Посмотрите на начало Жигулевских гор - это гора Лепёшка или Усинский курган. Она начинается в месте слияния рек Уса и Волга, имеет приплюснутый вид, за это её и прозвали Лепёшкой. Это одно из красивейших мест Самарской Луки, с него открывается вид на соседний Молодецкий курган - это одна из самых известных вершин Жигулей, связанная с целым рядом легенд. А рядом с ним Девья гора.
На экране телевизора появляется фото гор «Лепёшка» и «Молодецкий курган»
- Ребята, а это Стрельная гора. Она имеет статус памятника природы. Она хорошо заметна на фоне горного берега между селами Бахилова Поляна и Зольное и является самой высокой точкой Жигулевских гор: ее высота достигает 370 метров над уровнем реки.
Остановка на берегу.
Встреча с Лукошей.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть здесь. Жигулёвские горы – сказочное место и я хочу убедиться, что вы хорошо знакомы с природой Самарского края. Для этого, я предлагаю поиграть в игру «Расскажи-ка» (интерактивная технология «Дерево знаний»). Ответите правильно – похвалю и награжу, нет – накажу.
Дети делятся на пары и подходят к дереву, где развешены карточки с заданиями.
1 карточка: Кору какого дерева никогда не обгладывают зайцы? Почему? (Кору черёмухи. Звери знают, что она ядовита.)
2 карточка: С какими деревьями дружит лось? Почему? (С рябиной, дубом, сосной и елью, т.к. он любит полакомиться ягодами рябины, желудями и семенами шишек).
3 карточка: «Накорми животное» - схема
4 карточка: «4-ый лишний» (Растения, животные, птицы и Красная книга Жигулей.)
- жигулёвский молочай, венерин башмачок, одуванчик, толокнянка.
- пион, кувшинка белая, можжевельник, ирис карликовый.
- синица, беркут, трясогузка, скворец.
- степная дрофа, орлан-белохвост, черный аист, жаворонок.
- полевая мышь, хомяк, слепыш, белка.
- рысь, белка-летяга, лось, выхухоль.
5 карточка: Игра «Следы животных».
- Молодцы, ребята! Вы все знаете о природе своего края, и я вас награжу! На территории Самарской Луки растет Вековой дуб-исполнитель желаний - памятник природы. Ему 500 лет. В народе ходит примета: если прикоснуться к этому дубу и загадать желание, оно непременно сбудется!
- Ребята, давайте пожелаем что-нибудь для наших друзей – животных и растений, которых осталось совсем мало.
На экране появляется вековой дуб, дети подходят к нему и загадывают желания. 2-3 человека высказываются.
(Ответы детей: Я чочу, чтобы люди вас охраняли, ухаживали, кормили; чтобы солнце вам светило, чтобы было светло и тепло; чтобы никто не поджигал леса и не мусорил, где гуляет…)
Физкультминутка «Путешествие»
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
- Смотрите, мы пойдем по узкой тропинке – верёвочке, чтобы не затоптать редкие растения парка. Тропа извилистая, будьте внимательны.
На экране появляются слайды «Каменной чаши» и с.Ширяево
- Ребята, а мы с вами пришли в необычное место, которое называется «Каменная чаша». Каменной чашей называют место в заповеднике «Самарская Лука», где горы образуют круг, напоминающий чашу. Это единственное место, где на вершине Жигулей пробивается чистая родниковая вода. Вода в роднике освещена и считается целебной. По преданию, сюда стекаются слёзы хозяйки Жигулёвских гор, оплакивающей своё одиночество.
Рядом с родником построена Часовня и установлена икона Святителя Николя Чудотворца. Про чудодейственную силу источника «Каменная чаша» ходит много легенд и слухов. Говорят, что облившись в купели источника, вы почувствуете прилив сил и бодрости.
- Снова пойдем по узкой тропинке. Мы находимся в с. Ширяево – это село, которое находится в устье самой большой и широкой долине Жигулей. Раньше это место было местом отдыха бурлаков. Именно здесь работал над совей картиной «Бурлаки на Волге» русский художник И. Репин. Сейчас в его доме создан музей.
Рассматривание репродукции картины «Бурлаки на Волге»
- Время возвращаться домой. Для этого предлагаю вам поиграть в квест-игру, которая поможет нам вернуться домой.
5 конвертов – 5 отгадок (буквы) – составить слово ВОЛГА и выйти к теплоходу.
В – Работа с картой «Расставь значки»
О - загадки
Л – игра с мячом «Земля -воздух» (Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слова «земля» или «воздух». Ребенок должен назвать животное или птицу Самарского края)
Г – Д/и «Природоохранные знаки»
А - кроссворд
- Занимаем свои места на теплоходе. Мы вновь поплывем по нашей великой р. Волге, которая кормит и поит не только растения и животных наших заповедных мест, но и нас с вами.
- Ребята, а что нужно делать, чтобы Волга была чистой, а природа здоровой?
(ответы детей)
- Что бы сказала Волга, если бы умела говорить?
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема В гостях у музея «Жигулёвская сказка»
Ознакомление детей с достопримечательностями родного края...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...